Реализация инклюзивного образования с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.
статья на тему

Образование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья  – огромная проблема для семьи, несмотря на то, что Российское законодательство гарантирует право на образование всем гражданам. Образование детей – один из наиболее важных вопросов, стоящих перед каждой семьей. На сегодняшний день около 80% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений опорно-двигательного аппарата. По результатам медицинского мониторинга детей старшего дошкольного возраста нашего ДОУ  специалистами реабилитационно - восстановительного центра и микроисследований   выявлено, что из 26 обследованных детей: 54% детей - с нарушением осанки, 15% детей - с плоскостопием и уплощенной стопой. Таким образом, было рекомендовано организовать в учреждении комбинированную группу для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, где появилась  возможность обеспечить всех детей, несколько выделяя из общей массы категорию особенных, различными видами комплексной помощи, в рамки которой входит психолого-педагогическая поддержка, коррекционное воздействие и многие другие структурные единицы воспитательно-образовательного процесса. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация инклюзивного образования с детьми дошкольного возраста имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата.

Образование дошкольников с ограниченными возможностями здоровья  – огромная проблема для семьи, несмотря на то, что Российское законодательство гарантирует право на образование всем гражданам. Образование детей – один из наиболее важных вопросов, стоящих перед каждой семьей. На сегодняшний день около 80% детей дошкольного возраста имеют различные виды нарушений опорно-двигательного аппарата.

Появление плоскостопия, нарушений осанки, дефектов опорно-двигательного аппарата – это одна из причин неправильного физического развития детей дошкольного возраста.

По результатам медицинского мониторинга детей старшего дошкольного возраста нашего ДОУ  специалистами реабилитационно - восстановительного центра и микроисследований   выявлено, что из 26 обследованных детей: 54% детей - с нарушением осанки, 15% детей - с плоскостопием и уплощенной стопой.

Таким образом, было рекомендовано организовать в учреждении комбинированную группу для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, где появилась  возможность обеспечить всех детей, несколько выделяя из общей массы категорию особенных, различными видами комплексной помощи, в рамки которой входит психолого-педагогическая поддержка, коррекционное воздействие и многие другие структурные единицы воспитательно-образовательного процесса. Дети с особыми образовательными потребностями могут находиться среди своих сверстников, общаться с ними, видеть достижения других детей, стремиться увеличить свои. Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования в нашем учреждении является решение важной проблемы, связанной с воспитанием, как у детей, так и у родителей терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам.Новый Закон об образовании и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требуют от нас ответственного отношения к интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательную среду детского сада. 

Создание инклюзивной группы в детском саду гарантирует повышение доступности и качества образовательных услуг для всех категорий детей дошкольного возраста, а также их родителей. Что позволяет, не только повысить статус ребенка с особыми образовательными потребностями и его  семьи в обществе, но и поменять позицию общества в отношении к таким людям, а также способствует развитию толерантности и социального равенства.

Согласно теоретическим и статистическим данным дети с нарушением ОДА имеют свои особенности развития, воспитания и обучения. Для этого была спроектирована модель коррекционно-оздоровительных мероприятий с детьми с нарушением ОДА в рамках проекта «Остров здоровья».Разработанный проект «Остров здоровья» характеризуется особой полнотой и разнообразием коррекционно-профилактических мероприятий для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, вовлеченностью всех участников в педагогический процесс, интеграцией взаимодействия детей и взрослых.

Содержание проекта условно объединяется вокруг шести основных направлений: физическая культура, коррекционно-профилактические мероприятия, оздоровительные мероприятия, внедрение новых технологий, работа с родителями, работа с педагогами, что  обеспечивает комплексный подход к здоровьесбережению детей дошкольного возраста.Методика организации работы с детьминацеливает педагога на то, чтобы дети в полной мере были субъектами образовательного процесса.

С детьми проводятся коррекционно-профилактические мероприятия:

- коррекционная гимнастика с элементами самомассажа;

- ритмопластика, психофизические тренинги;

- работа кружка «Поплавок» - дополнительное занятие по плаванию с элементами гидроаэробики для коррекции плоскостопия и сколиоза;

- занятия по ЛФК в зале;

- проведение лечебных игр для профилактики плоскостопия и нарушений  осанки;

- вибрационный массаж;

- диагностические мероприятия с детьми.

        Оздоровительные мероприятия:

- комплексное закаливание;

- соблюдение воздушно- водного режима;

- витаминизация блюд;

- профилактический массаж;

- иммунотерапия.

В предметно-развивающей среде группы основное место занимает «Центр красивой осанки» со стандартным и нестандартным оборудованием. Здесь имеются массажные мячи, щетки, валики; скакалки обручи, кольцебросы, различные следовые дорожки; гимнастическая лестница с кольцами и канатом, маты, мягкие модули, схема точек опоры, диски здоровья.

Ведется просветительская работа с родителями, которая позволяет добиться единства требований в семье и детском саду. Родители получают необходимые знания, как формировать осанку в домашних условиях на следующих мероприятиях:

-  видеопрезентации;

- индивидуальное консультирование разными специалистами;

- проведение мастер-классов специалистами учреждений коррекционной направленности;

-знакомство с промежуточными результатами диагностики коррекции детей;

-участие в управленческой работе по реализации проекта.

Кроме этого в нашем детском саду работают многопрофильные специалисты (инструктор по плаванию, инструктор по лечебной физкультуре,  инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, психолог), что способствует повышениюэффективностикоррекционной работы. 

Таким образом, важность внедрения инклюзивного обучения в педагогическую практику нашего дошкольного учреждения не вызывает сомнений. Такой вид обучения в ДОУ делает возможным оказание необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощи большому количеству детей, позволяет максимально приблизить ее к месту жительства ребенка, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Литература:
1. Брызгалова, С.О. Разработка муниципальной модели интегрированного обучения детей с

ограниченными возможностями на основе системно-комплексного подхода[Текст] /С.О. Брызгалова. – Екатеринбург, 2007.

2. Бурлова, Н.Б. Социальная защита детства[Текст]  / Н.Б. Бурлова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012. -  № 10, С. 56-60.

3. Голикова, Т.А. Инклюзивное образование: опыт, проблемы, поиски [Электронный ресурс].

http://www.sch1961.ru/work_op.php?id=106

4.  Гулидов, П.В. Основные направления модернизации инфраструктуры дошкольных учреждений[Текст]  / П.В. Гулидов // Справочник руководителя дошкольного учреждения. – 2012. -  № 7, С. 42-45.

5. Инклюзивное образование: за и против[Текст] // Современное дошкольное образование. – 2008. – № 5. – С. 90-92.

6.Малофеев, Н.Н. Инклюзивное образование в контексте современной социальной политики[Текст]  // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.  – 2010. - № 1.

7. ФГОС дошкольного образования Приказ№ 1155 от 17.10.2013г.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273- ФЗ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка « Морское путешествие» с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушениями опорно-двигательного аппарата и ДЦП.

Методическая разработка игрового тренинга адресована педагогам для работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного  аппарата и ДЦП  старшего дошкольного возраста. Для его поведения рекоме...

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата "Космонавты на луне"

Конспект занятия по аппликации  для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата старшего дошкольного возраста,  с учетом интеграции образовательных областей, может быть использован при ...

Физкультурно- оздоровительная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно - двигательного аппарата.

Одним из основных факторов  оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья является двигательная активность. Двигательная активность  - главный источник и побудительная сила охран...

Занятие с элементами театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата «Мишкина каша»

Занятие с элементами театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста с нарушением опорно-двигательного аппарата «Мишкина каша»...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРА В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕПЕРТУАРАВ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА...

Статья "Речевое развитие детей дошкольного возраста имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата"

Речевое развитие является одной из важнейших задач дошкольного воспитания. Поскольку развивая детскую речь, мы расширяем не только речевые возможности ребенка, но и непосредственно влияем его интеллек...