Педагогический проект «Приобщение детей к национальной культуре посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности»
проект (младшая группа) на тему
Знакомство детей первой младшей группы с национальной культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект | 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад «Солнышко»
п. Савинский
Педагогический проект
«Приобщение детей к национальной культуре посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности»
Авторы проекта:
Воспитатели:
Жерихина Надежда Гавриловна
Сулиманова Елена Ивановна
Тип проекта - информационно-практико-ориентированный
Возраст детей - младший дошкольный возраст
Вид проекта - ролево-игровой, творческий
Участники проекта
Дети младшего дошкольного возраста 27 человек;
- родители детей;
- музыкальный руководитель;
- воспитатели.
Продолжительность реализации проекта - долгосрочный
«Воспитание, созданное самим народом
и построенное на народных началах,
имеют ту воспитательную силу, которой
нет в самых лучших системах,
основанных на абстрактных идеях или
заимствованных у других народов».
К.Д. Ушинский
Актуальность
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, языке, живописи» Д.С. Лихачёв.
В настоящее время, в период тяжёлых экономических и социальных условий, в период падения духовности и нравственных принципов, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуре, пребывающей в некоторой степени в кризисе. Именно сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость знакомить детей с лучшими традициями нашего народа.
Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается творческое воображение.
Ранний период жизни ребёнка во многом зависит от взрослых, воспитывающих малыша. Прекрасно, если родители наполняют жизнь ребёнка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растёт. А народное поэтическое слово, как раз и сможет обогатить эту духовную среду.
Цель проекта:
Приобщение детей к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, воспитание у детей нравственно-патриотических чувств и духовности.
Задачи проекта:
1. Знакомить малышей с русским народным творчеством (игры, хороводы, песни, потешки, сказки и др.) в разных видах детской деятельности;
2. Развивать устойчивый интерес к художественным произведениям и декоративно - прикладному искусству.
3. Создание развивающей среды для приобщения детей к культуре русского народа;
4. Определения уровня развития знаний каждого ребёнка, в области народной культуры, на основе специальных показателей через проведение диагностик;
5. Формирование и обогащение словаря;
6. Развитие художественно-творческих способностей;
7. Развитие нравственно-патриотических чувств, духовности и нравственно-эмоциональных чувств таких как: сопереживание, доброта, честность.
Основное содержание проекта:
Совместная деятельность с детьми:
- Чтение, обыгрывание, рассказывание потешек.
- Беседы по содержанию потешек.
- Рассматривание иллюстраций в книгах с потешками.
- Физкультурное развлечение «Весёлые котята»
- Дидактические и развивающие игры; «Чей домик?», «Кто в домике живет?», «Угадай и собери», развивающее лото «Животные и птицы».
- Чтение потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Как по снегу, по метели трое саночек летели», «Чики-чики-чикалочки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь.'».
- Изготовление руками детей оладушек и баранок из соленого теста, заборчика для домика петушка и улитки из пластилина; рисование пальчиками («Идет дождь», «Снежинки как пушинки», роспись тарелочки, носочка) и ладошками («Петушок»).
- Театральная деятельность. Обыгрывание потешек. Занятия в кружке «Логоритмика»
Совместная деятельность с родителями:
- Анкетирование родителей.
- Родительское собрание «Фольклор в вашей семье».
- Чтение потешек дома.
- Заучивание потешек вместе с детьми.
- Помощь в оформлении выставки книг по теме.
- Помощь в оборудовании мини-музея «Русская изба».
- Изготовлении пособий, дидактических игр по ознакомлению с потешками.
- Организация выставок творческих работ.
Совместная деятельность с педагогами ДОУ:
- Методические рекомендации педагогов для работы по данной теме.
- Сбор методической литературы.
- Музыкальный руководитель проводит музыкальные занятия с использованием потешек.
- Помощь в оформлении и проведении театрализованных постановок.
- Использование инструктором по физической культуре потешек при проведении развлечения.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:
1. Подбор методической, художественной литературы.
2. Пошив русских народных костюмов для детей младшего воззраста.
3. Подбор произведений русского народного творчества (потешки, прибаутки, сказки, поговорки и т.д)
4. Подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки).
5. Дидактические игры.
6. Выставки книг, поделок народного творчества.
7. Создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты, музыкального зала, пополнение мини-музея «Русская изба»).
Методы проекта:
• Индивидуальная работа с детьми.
• Непосредственно – организованная образовательная деятельность.
• Музыкальные развлечения, досуги, народные игры.
• Совместная деятельность в режимных моментах.
• Праздники и развлечения.
• Посещение мини—музея детского сада «Русская изба»
РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ |
Игровая деятельность | Дид. игры: «Помоги петушку», «Курочка и цыплята», «Найди пару», «Чей домик», «Кто в домике живет?», «Что изменилось?», «Кто что ест?», «Ребятам о зверятах», «Ехали мы, ехали», «На лошадке, на коровке», «Кукла идет на прогулку», развивающее лото «Животные и птицы», «Чудесный мешочек», «Купание куклы Кати». |
Рисование | «Спрячем божью коровку в траве», «У меня живет козленок», «Идет дождь», «Снежинки как пушинки» (пальчиками), «Петушок» (ладошкой), «Украшаем тарелочку», « Красивые носочки» |
Лепка | «Испечем оладушки», «Угощение для котика», «Заборчик у домика Петушка», «Крендельки», «Угостим Петушка горохом», «Улитка», «Дождик». |
Конструирование | «Кровать для куклы», «Диван для дочки», «Домик для кота» |
Ознакомление с худ. литературой | Чтение, рассказывание, прослушивание аудиозаписи потешек: «Баю-бай», «Оладушки», «Как у нашего кота», «Еду-еду к бабе, к деду», «Водичка-водичка», «Петушок», «Как по снегу, по метели трое саночек летели», «Чики-чики-чикалочки», «Обновки», «Как у нашего кота», «Улитка, улитка!», «Киска, киска, киска брысь!», «Божья коровка». |
Театрализованная деятельность | Драматизация потешек. Занятия в кружке «логоритмика». Игры-ситуации: «Коза рогатая», «Хлопья снежные кружат», «Катание на санках», «Калачи из печи», «Котик простудился», «Волшебная дудочка», «Водичка, умой мое личико». |
Познавательное развитие | Рассматривание иллюстраций и беседы о транспорте, животных, птицах, о предметах одежды; о характеристике и свойствах воды, снега. Экспериментирование с водой и снегом. Рассматривание картин: «Петушок и его семейство», «Кошка с котятами», «Катание на санках». Игры с сюжетными картинками «Кто что делает?» Наблюдение на прогулке за явлениями живой и не живой природы, за повадками и поведением птиц, животных. |
Физическое развитие | Занятия: «Весёлые котята»; Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Пастушок дудит в рожок», «Шла коза по лесу», «Каждое зернышко в свой мешочек», «Идет дождик», «Поймай белочку», «Кот и мыши», «Гуси», «Кошечка», «Кто ходит, кто летает» |
Музыкальное развитие | Попевки: «Петушок», «Дин-дон, дин-дон, загорелся Кошкин дом». Ритмика «На бабушкином дворе». Песни: «Серенькая кошечка», «Заболел наш Петушок», «Жили у бабуси два весёлых гуся». |
Принципы реализации проекта
1.Принцип активности и посильной самостоятельности. Этот принцип предполагает, что на занятии создаются условия, чтобы у малышей возникла потребность речевого взаимодействия, педагог вызывает у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа, предполагает малышу включиться в игровое взаимодействие по тексту.
2.Принцип познавательной активности – один из важнейших принципов ознакомления детей с фольклором. Достигнуть его можно эмоциональностью. Именно с помощью эмоционального изложения педагог поддерживает внимание детей.
3.Принцип наглядности не менее важен в ходе фольклорных занятий с детьми младшего дошкольного возраста. Предполагает использование наглядных средств (игрушки, картинки, пособия) с помощью которых создаётся развёрнутая картина действий и результата, использование приёма инсценирования.
4.Принцип поэтапности в передаче смыслового содержания позволяет осуществить эту связь на деле практически: занятие должно состоять из нескольких взаимосвязанных частей, рассчитанных на постепенное освоение смыслового содержания произведения. Смена частей занятия обусловлена постепенностью освоения, отработки понимания и какого-либо навыка.
5.Принцип вариативности позволяет закрепить и расширить знания детей (принцип вариативности – повторение занятий в несколько изменённом варианте).
Этапы проведения и реализации
I. Информационно-накопительный:
Определение темы и проблемы будущего проекта.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Обращение к родителям и специалистам.
II. Организационно-практический
Проведение цикла познавательных занятий, бесед, проведение праздников, досугов, развлечений др.
III. Презентационно-завершающий
Педагогический совет ДОУ.
Открытые занятия для педагогов и родителей ДОУ.
IV. Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
План реализации проекта
Месяц | Тема занятия | Содержание |
февраль | Анкетирование родителей; Родительское собрание по теме «Фольклор в вашей семье» | Познакомить родителей с содержанием проекта, вызвать интерес к данной теме. |
февраль | Создание мини-музея «Русская изба» | Приобщение родителей к созданию мини-музея |
февраль | «В гостях у Бабушки Баюшки» | Первое посещение детьми «избы» и знакомство с ее Хозяйкой |
февраль | «Как у нашего кота» | Знакомство с обитателями «избы» - котом Васькой. Заучивание потешки «Как у нашего кота» |
февраль | «Девочка и лиса» | Знакомство со сказкой «Снегурушка и лиса». Игра «Кто позвал» (угадывание по голосу) |
март | «Чудесный сундучок» | Знакомство с сундучком, в котором живут загадки, загадывание загадок |
март | «Ходит сон близ окон» | Знакомство с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями |
март | «Весёлые котята» (физкультурное) | Знакомство с народными играми |
март | «Баранки для куклы Тани» (лепка) | Изготовление атрибутов для музея |
апрель | Развлечение «Бабушка Баюшка в гости к нам пришла» | Прощание детей с хозяйкой до осени. |
Результаты реализации проекта
По итогам работы своим достижением считаем: создание в группе атмосферы доброжелательности, взаимопонимания, богатой развивающей среды. В результате приобщения малышей к фольклору мы на практике убедились, что народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. От того, на сколько наши дети будут доброжелательны, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становлении его как личности. У детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры-забавы с помощью считалок. У родителей воспитанников замечен интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. Повысилось качество образовательного процесса - процесс обучения стал более привлекательным, создана методическая копилка по данной теме.
Неоценимую помощь в нашей работе оказывают родители. Открытые мероприятия с родителями, совместное изготовление атрибутов быта, пополнение мини-музея предметами русского быта, пошив народных костюмов – способствует сплочению родителей и педагогов. Тесное сотрудничество с семьёй является залогом успешной работы с детьми.
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что занятия, игры, продуктивная деятельность с использованием фольклора объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
Ознакомление детей с народным творчеством и использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает речь ребенка, его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам.
С колыбельными песнями начинают знакомить детей еще в раннем возрасте, что даёт возможность приобщать его к народной поэзии.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи, поэтому наряду с основными приемами и средствами познавательного, речевого развития дошкольников мы используем этот богатейший материал творчества народа.
Потешки, считалки, заклички являются богатейшим материалом для приобщения дошкольников к русской культуре.
Таким образом, приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка, его речи. Постепенно у малышей формируется внутренняя готовность к более глубокому восприятию произведений русской народной литературы, обогащается и расширяется словарный запас, развивается творческое воображение.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд. испр. и доп.- М.:Мозаика-Синтез, 2012.
2. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.
3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.
4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.
5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. Пособие 2-е изд., перераб. и доп.с Пб,. 2008.
6. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. - М.: Просвещение, 1976. - 127 с.
7. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.
8. Яковлева Н.Н. Использование фольклора в развитии дошкольника. – СПб, «Детство-Пресс», 2011. - 128 с.
9. Кокоуева Л.В. «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа», Аркти, М. 2005.
10. Материалы Интернет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игрыАктуальность темы: Приобщение дошкольников в современном общест...
Опыт работы по развитию речи дошкольников посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности
В работе используются все виды фольклора: потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т.д....
Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»Цель: приобщение детей к истории и культуре своей страны.Задачи:•...
ПРОЕКТ «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русскую народную сказку»
Приобщение к национальной культуре через включение русской народной сказки в образовательный процесс....
ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры
Актуальность темы: Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и ...
Проект «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, через русские народные подвижные игры».
Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры...
Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности».
Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности»....