проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
проект (средняя группа) по теме

Новоселова Наталья Владимировна

 

ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Актуальность темы:

      Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремиться перенести их в будущее, для того чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

      В последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными интересами, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Всё чаще и чаще человеком овладевают негативные чувства и эмоции, такие как злость, равнодушие, тревожность. Ребенок будет развиваться гармонично, когда будет учитываться согласование развитие духовно – нравственной и интеллектуальной системы. Я уверена, в том, что невозможно воспитать здорового и гармонично развитого ребёнка без опоры на традиционную этику.

      Русская национальная культура это наследие, которое принадлежит народу. Веками она создавалась и  сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и предавать их поколения в поколения.

      Я считаю, что приобщение дошкольников к духовно – нравственным  ценностям на основе изучения национальных традиций служит средством формирования  патриотических, духовных, нравственных чувств и развивает личность.

Цель: приобщение детей к истории  и культуре Родины.

Задачи:

•         формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к культурному наследию русского народа;

•         приобщать детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи,  от пляски, сказки и музыки до театра;

•         Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через  проведение русских народных  подвижных игр, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициями

•         воспитывать у детей добрые чувства, любовь и уважение к своей семье; испытывать чувство радости в процессе совместной деятельности;

•         воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым.

Участники проекта: Дети средней группы, родители, воспитатель

Вид проекта познавательно- исследовательский.   

Продолжительность: долгосрочный один учебный год

Начало сентябрь 2013

Конец май 2014

Количество участников: групповой

Предметно - содержательная область: межпредметный  ( ОО «Физическая культура», ОО «Социализация», ОО «Труд», ОО «Познание»,  ОО «Коммуникация», ОО «Чтение художественной литературы»)

 

Объект  исследования – национальная  русская  культура  как средство  духовно - нравственного и патриотического воспитания.

Предмет  исследования – фольклор, старинные праздники, традиции, художественные промыслы, организация предметной среды – источники  и  средства  национальной  культуры

 

 

Ожидаемый результат

Дети должны знать:

- о названии предметов русского народного быта, их функциональное назначение, способы действия с ними.

-  русские народные сказки, русские народные песни, колыбельные песни.

- и использовать в активной речи заклички, пословицы, поговорки, считалочки, загадки.

Дети должны уметь:

 - уметь отгадывать загадки

- уметь играть в русские народные подвижные и хороводные игры, знать их правила

-Самостоятельно и творчески отражать в разных видах деятельности знание о русской народной культуре.

Ресурсное обеспечение проекта

1.Нормативно – правовой ресурс:

- согласование проекта с администрацией детского сада

2.Материально – технический ресурс:

-Предметы народных промыслов.

-Иллюстрации.

-Стихотворные и художественные тексты, загадки, пословицы.

-Дидактические игры

3. Информационный ресурс:

- подбор методической и познавательной литературы по теме;

 - сбор информации по теме проекта из Интернета

 

Этапы проекта   

 

1.      Подготовительный этап –сентябрь 2013г

2.       Основной этап  - октябрь – апрель 2013-2014г

3.       Заключительный этап -           май 2014г

 

 

Подготовительный этап проекта.

1 Проведение анкетирования родителей

2  Проведение диагностики детей

3 «Круглый стол» с участием родителей и детей, воспитатель, сентябрь

4 Оформление серии выставок для родителей по русским народным промыслам

5 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

6 Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды 7. консультация «Традиции и обычаи русского народа» и оформление папки – передвижки «Народные православные праздники».

8.Составлена картотеки: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.

9 Создание уголка по нравственного и патриотического воспитания.

 

Основной этап проекта.

1.       Проведение занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)

2.       Выставка «Народные игрушки своими руками»

3.      Заучивание стихов, песен, закличек, пословицы, поговорки, считалочки загадок о народных промыслах.

4.      Отгадывание загадок

5.       Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей

6.      Оформление творческого альбома «Ненаглядная краса России»

7.      Чтение русских народных сказок

8.      Показ театров по мотивам русских народных сказок

9.      Проигрывания игр.

10.  Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками

11.  Знакомство с народным искусством.

12.  Знакомство с русскими народными играми

13.  Самостоятельная работа детей (Книжный уголок: чтение и просматривание книг;

         раскрашивание в книгах-раскрасках, Уголок ряженья: русские народные костюмы.)

        

 

Заключительный этап

1. Диагностическое обследование детей, анализ результативности

2. Выставка совместных работ детей и родителей «Умелые руки не знают скуки»

3. Представление материалов проекта на педагогическом совете ДОУ в форме презентации

 

 

Перспективный план по проведению игр

 

Месяц

Вид игры

Название игры

Сентябрь

Подвижные

Солнышко и дождик

Самолеты

Наседка и цыплята

Трамвай

Малоподвижные

Найди флажок

Хороводные

Летал, летал воробей.

Народные

Муха

Капуста

Октябрь

Подвижные

Цветные автомобили

Ловишки

Лохматый пес

Наседка и цыплята

Малоподвижные

Море волнуется

Хороводные

Хороводная – огородная

Народные

У медведя во бору

Охотники и собаки

Ноябрь

Подвижные

Садовник и цветы

Зайцы и волк

Птичка и птенчики

Поезд 

Малоподвижные

Найди  свой цвет

Хороводные

Ходит Ваня

Народные

У дядюшки Трифона

 Золотые ворота

Декабрь

Подвижные

Трамвай  

Бездомный заяц

Мыши в кладовой 

Птички в гнездышках

Малоподвижные

Найди и промолчи

Хороводные

Карусель

Народные

Бабка Ежка

Жмурки

Январь

Подвижные

Лошадки

Мыши и кот

Воробушки и кот

Бегите ко мне 

Малоподвижные

Кто ушел

Хороводные

Каравай

Народные

Скакалка

Два мороза

Февраль

Подвижные

Птички и кошка

Лиса в курятнике

Прятки 

По ровненькой дорожке 

Малоподвижные

Пузырь

Хороводные

Кто у нас хороший

Народные

Горелки

Летят не летят

 

Март

Подвижные

Слышим – делаем

Серый зайка умывается 

У медведя во бору 

 Лохматый пес 

Малоподвижные

Мяч через сетку

Хороводные

Греет солнышко теплее

Народные

Пирог

Салки

Апрель

Подвижные

Найди себе пару 

Бездомный заяц

Лиса в курятнике

 Ловишки

Малоподвижные

Подбрось -  поймай

Хороводные

Веснянка

Народные

Ручеек

 Птички

Май

Подвижные

Лошадки

Поезд 

Мыши и кот

Пастух и стадо

Малоподвижные

Сбей булаву

Хороводные

Мы на луг ходили

Народные

Солнышко- ведрышко.

 Гуси – гуси.

 

Тематический план занятий на год

 

 

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

 

 

«Во саду ли, в огороде»

Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах.  Разучивание потешки «Наш козел».

«У бабушки в деревне»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних  животных

 

«Коровушка и бычок»

Знакомство детей с  домашними животными – коровой и бычком.  Разучивание потешек про  корову и  бычка

 

«Бычок – черный бочек»

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочек, белые  копытца»

Октябрь

 

«Приглашаем в гости к нам »

Игра-упражнение «Вежливое обращение к  гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.

 

«Гуси – лебеди»

  Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди».  Разучивание потешки «А тари, тари, тари».

 

«Сошью Маше сарафан»

  Знакомство с женской русской народной одеждой.  Повторение пготешки «А тари, тари, тари».

 

«Матрешки»

Использование на занятии русского народного костюма.  Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки».

«Золотое веретено»

 Знакомство  с предметами обихода -  прялкой и  веретеном.  Знакомство со сказкой «Золотое веретено»

Ноябрь

 

 

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязанием на них.  Беседа о шерстяных изделиях и о том , откуда берется шерсть (козья, овечья)

 

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметами обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»

 

«Петушок - золотой гребешок»

 Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко»

 

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?»(отгадывание загадок о домашних животных). Повторение  потешек и попевок о домашних животных.

Декабрь

 

«Здравствуй зимушка- зима»

Загадки о зиме.  Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

«Зимовье зверей »

 

 Знакомство со сказкой «Зимовье зверей ». повторение песенки «Как на тоненький ледок»

«Одень зверей»

 Занятие аппликацией по готовым формам.  Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей»

«Сею, сею, посеваю,

с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание  колядки «Щедровочка»

 

 

 

 

Тема занятия

Содержание

Январь

 

«Сундучок Деда Мороза»

 Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не  морозь мой нос»

 

«Лиса и  козел»

Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных.  Знакомство со  сказкой «Лиса и  козел».

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

«Заюшкина избушка»

 

Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка».

Февраль

 

 

«Кто же в гости к нам пришел?»

Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки»

«Русская балалайка »

 

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о  балалайке.

«Лисичка-сестричка»

 Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк».

«Масленица дорогая – наша  гостюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенок блины.

Март

 

«При солнышке - тепло  при матушке – добро».

Беседа о  маме с  включением пословиц и  погоаворок.  Самостоятельный рассказ «Какая  моя мама». Пение песенок о маме.

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне.  Заучивание заклички о весне.

 

«Пасха»

Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи.  Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко»

 

«Пасхальное яичко»

Использование на занятии сюжета  русской народной сказки «Курочка Ряба». Проведение русских народных игр с яйцами.

Апрель

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с   потешным фольклором -  дразнилками, скороговорками.

«Небылица- небывальщина»

Знакомство с  небылицами. Разучивание и  самостоятельное придумывание небылиц.

«Русская свистулька».

 Рассказ о  глиняной свистульке. Лепка свистулек.

«Чудесный сундучок»

 Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра  «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий.

Май

 

«Времена года »

Рассказать о временах ода с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

«Волшебная палочка»

 

Узнавание знакомых сказок по  отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

«Игра с Колобком»

 

Самостоятельное  творческое развитие сюжета сказки «»Колобок

«Прощание с избой »

 

Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие.

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.      Князева, О.Л., Маханева, М.Д. /Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Н. Новгород, 1997

2.       Козлова, С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка./ С.А.Козлова. – М. Школьная пресса, 2003.

3.       Козлова, С.А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям./ С.А.Козлова. – Школьная пресса, 2003.

4.      Макаренко, А.С. О Воспитании./ А.С.Макаренко. – М., 1988.

5.      Презентация воспитателя Никульшина Л.В.

6.      Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьёй дошкольника. М., 1998.

7.      Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.,1996.

8.      Извекова Н.А.Лотов Н.В. Праздник в семье.М.,1998.

9.      Котова Е.В. В мире друзей. М.:ТЦ Сфера,2007.

10.  Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М.,1998.

11.  Мулько И.Ф.Социально –нравственное воспитание детей 5-7 лет.М.,2007.

12.  Маханева М.Д. Мы с друзьями - целый мир. М., 2007.

13.  Ушакова О.С., Гавриш Н.В.Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТЦ Сфера, 2007.

14.  Интернет-сайты: portal-slovo.ru; red-cap14.ucoz.ru›publ/dukhovno_nravstvennoe; moi-detsad.ru›konsultac198.html; festival.1september.ru›articles/591569; blogger.com.ivalex.vistcom.ru

 Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры воспитателя Шведчикова Светлана Николаевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znakomstvo_detey_s_russkoy_nacionalnoy_kulturoy.docx52.68 КБ
Файл anketa_rod.docx17.12 КБ
Файл diagnostika.docx12.63 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ детский сад общеразвивающего вида № 22 "Рябинушка" с приоритетным осуществлением художественно-эстетического направления развития воспитанников 

проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

 Новоселова Наталья Владимировна


ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Актуальность темы:

      Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремиться перенести их в будущее, для того чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

      В последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными интересами, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Всё чаще и чаще человеком овладевают негативные чувства и эмоции, такие как злость, равнодушие, тревожность. Ребенок будет развиваться гармонично, когда будет учитываться согласование развитие духовно – нравственной и интеллектуальной системы. Я уверена, в том, что невозможно воспитать здорового и гармонично развитого ребёнка без опоры на традиционную этику.

      Русская национальная культура это наследие, которое принадлежит народу. Веками она создавалась и  сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и предавать их поколения в поколения.

      Я считаю, что приобщение дошкольников к духовно – нравственным  ценностям на основе изучения национальных традиций служит средством формирования  патриотических, духовных, нравственных чувств и развивает личность.

Цель: приобщение детей к истории  и культуре Родины.

Задачи:

  1. формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к культурному наследию русского народа;
  2. приобщать детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи,  от пляски, сказки и музыки до театра;
  3. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс  через  проведение русских народных  подвижных игр, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициями
  4. воспитывать у детей добрые чувства, любовь и уважение к своей семье; испытывать чувство радости в процессе совместной деятельности;
  5. воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым.

Участники проекта: Дети средней группы, родители, воспитатель

Вид проекта познавательно- исследовательский.   

Продолжительность: долгосрочный один учебный год

Начало сентябрь 2013

Конец май 2014

Количество участников: групповой

Предметно - содержательная область: межпредметный  ( ОО «Физическая культура», ОО «Социализация», ОО «Труд», ОО «Познание»,  ОО «Коммуникация», ОО «Чтение художественной литературы»)

Объект  исследования – национальная  русская  культура  как средство  духовно - нравственного и патриотического воспитания.

Предмет  исследования – фольклор, старинные праздники, традиции, художественные промыслы, организация предметной среды – источники  и  средства  национальной  культуры

Ожидаемый результат

Дети должны знать:

- о названии предметов русского народного быта, их функциональное назначение, способы действия с ними.

-  русские народные сказки, русские народные песни, колыбельные песни.

- и использовать в активной речи заклички, пословицы, поговорки, считалочки, загадки.

Дети должны уметь:

 - уметь отгадывать загадки 

- уметь играть в русские народные подвижные и хороводные игры, знать их правила

-Самостоятельно и творчески отражать в разных видах деятельности знание о русской народной культуре.

Ресурсное обеспечение проекта

1.Нормативно – правовой ресурс:

- согласование проекта с администрацией детского сада

2.Материально – технический ресурс:

-Предметы народных промыслов.

-Иллюстрации.

-Стихотворные и художественные тексты, загадки, пословицы.

-Дидактические игры

3. Информационный ресурс:

- подбор методической и познавательной литературы по теме;

 - сбор информации по теме проекта из Интернета

Этапы проекта    

  1. Подготовительный этап –сентябрь 2013г
  2.  Основной этап  - октябрь – апрель 2013-2014г
  3.  Заключительный этап -        май 2014г

Подготовительный этап проекта.

1 Проведение анкетирования родителей

2  Проведение диагностики детей

3 «Круглый стол» с участием родителей и детей, воспитатель, сентябрь

4 Оформление серии выставок для родителей по русским народным промыслам

5 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала

6 Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды 7. консультация «Традиции и обычаи русского народа» и оформление папки – передвижки «Народные православные праздники». 

8.Составлена картотеки: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.

9 Создание уголка по нравственного и патриотического воспитания.

Основной этап проекта.

  1.  Проведение занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)
  2.  Выставка «Народные игрушки своими руками»
  3. Заучивание стихов, песен, закличек, пословицы, поговорки, считалочки загадок о народных промыслах.
  4. Отгадывание загадок
  5.  Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей
  6. Оформление творческого альбома «Ненаглядная краса России»
  7. Чтение русских народных сказок
  8. Показ театров по мотивам русских народных сказок
  9. Проигрывания игр.
  10. Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками
  11. Знакомство с народным искусством.
  12. Знакомство с русскими народными играми
  13. Самостоятельная работа детей (Книжный уголок: чтение и просматривание книг;

         раскрашивание в книгах-раскрасках, Уголок ряженья: русские народные костюмы.)

         

Заключительный этап

1. Диагностическое обследование детей, анализ результативности

2. Выставка совместных работ детей и родителей «Умелые руки не знают скуки»

3. Представление материалов проекта на педагогическом совете ДОУ в форме презентации

Перспективный план по проведению игр

Месяц

Вид игры

Название игры

Сентябрь

Подвижные

Солнышко и дождик

Самолеты

Наседка и цыплята

Трамвай

Малоподвижные

Найди флажок

Хороводные

Летал, летал воробей.

Народные

Муха

Капуста

Октябрь

Подвижные

Цветные автомобили

Ловишки

Лохматый пес

Наседка и цыплята

Малоподвижные

Море волнуется

Хороводные

Хороводная – огородная

Народные

У медведя во бору

Охотники и собаки

Ноябрь

Подвижные

Садовник и цветы

Зайцы и волк

Птичка и птенчики

Поезд  

Малоподвижные

Найди  свой цвет

Хороводные

Ходит Ваня

Народные

У дядюшки Трифона

 Золотые ворота

Декабрь

Подвижные

Трамвай  

Бездомный заяц

Мыши в кладовой  

Птички в гнездышках

Малоподвижные

Найди и промолчи

Хороводные

Карусель

Народные

Бабка Ежка

Жмурки

Январь

Подвижные

Лошадки

Мыши и кот

Воробушки и кот

Бегите ко мне  

Малоподвижные

Кто ушел

Хороводные

Каравай

Народные

Скакалка

Два мороза

Февраль

Подвижные

Птички и кошка

Лиса в курятнике

Прятки  

По ровненькой дорожке  

Малоподвижные

Пузырь

Хороводные

Кто у нас хороший

Народные

Горелки

Летят не летят

Март

Подвижные

Слышим – делаем

Серый зайка умывается  

У медведя во бору  

 Лохматый пес  

Малоподвижные

Мяч через сетку

Хороводные

Греет солнышко теплее

Народные

Пирог

Салки

Апрель

Подвижные

Найди себе пару  

Бездомный заяц

Лиса в курятнике

 Ловишки

Малоподвижные

Подбрось -  поймай

Хороводные

Веснянка

Народные

Ручеек

 Птички

Май

Подвижные

Лошадки

Поезд  

Мыши и кот

Пастух и стадо

Малоподвижные

Сбей булаву

Хороводные

Мы на луг ходили

Народные

Солнышко- ведрышко.

 Гуси – гуси.

Тематический план занятий на год

Тема занятия

Содержание

Сентябрь

«Во саду ли, в огороде»

Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах.  Разучивание потешки «Наш козел».

«У бабушки в деревне»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних  животных

«Коровушка и бычок»

Знакомство детей с  домашними животными – коровой и бычком.  Разучивание потешек про  корову и  бычка

«Бычок – черный бочек»

Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочек, белые  копытца»

Октябрь

«Приглашаем в гости к нам »

Игра-упражнение «Вежливое обращение к  гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке.

«Гуси – лебеди»

  Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди».  Разучивание потешки «А тари, тари, тари».

«Сошью Маше сарафан»

  Знакомство с женской русской народной одеждой.  Повторение пготешки «А тари, тари, тари».

«Матрешки»

Использование на занятии русского народного костюма.  Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки».

«Золотое веретено»

 Знакомство  с предметами обихода -  прялкой и  веретеном.  Знакомство со сказкой «Золотое веретено»

Ноябрь

«Волшебные спицы»

Знакомство со спицами и вязанием на них.  Беседа о шерстяных изделиях и о том , откуда берется шерсть (козья, овечья)

«Лисичка со скалочкой»

Знакомство с предметами обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой»

«Петушок - золотой гребешок»

 Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко»

«Чудесный сундучок»

Дидактическая игра «Кто спрятался?»(отгадывание загадок о домашних животных). Повторение  потешек и попевок о домашних животных.

Декабрь

«Здравствуй зимушка- зима»

Загадки о зиме.  Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок»

«Зимовье зверей »

 Знакомство со сказкой «Зимовье зверей ». повторение песенки «Как на тоненький ледок»

«Одень зверей»

 Занятие аппликацией по готовым формам.  Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей»

«Сею, сею, посеваю,

с Новым годом поздравляю!»

Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание  колядки «Щедровочка»

Тема занятия

Содержание

Январь

«Сундучок Деда Мороза»

 Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не  морозь мой нос»

«Лиса и  козел»

Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных.  Знакомство со  сказкой «Лиса и  козел».

«Веселые ложки»

Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных.

«Заюшкина избушка»

Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка».

Февраль

«Кто же в гости к нам пришел?»

Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки»

«Русская балалайка »

Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о  балалайке.

«Лисичка-сестричка»

 Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк».

«Масленица дорогая – наша  гостюшка годовая»

Знакомство с Масленицей. Разучивание песенок блины.

Март

«При солнышке - тепло  при матушке – добро».

Беседа о  маме с  включением пословиц и  погоаворок.  Самостоятельный рассказ «Какая  моя мама». Пение песенок о маме.

«Весна, весна, поди сюда!»

Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне.  Заучивание заклички о весне.

«Пасха»

Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи.  Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко»

«Пасхальное яичко»

Использование на занятии сюжета  русской народной сказки «Курочка Ряба». Проведение русских народных игр с яйцами.

Апрель

«Шутку шутить – людей насмешить»

Знакомство с   потешным фольклором -  дразнилками, скороговорками.

«Небылица- небывальщина»

Знакомство с  небылицами. Разучивание и  самостоятельное придумывание небылиц.

«Русская свистулька».

 Рассказ о  глиняной свистульке. Лепка свистулек.

«Чудесный сундучок»

 Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра  «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий.

Май

«Времена года »

Рассказать о временах ода с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года.

«Волшебная палочка»

Узнавание знакомых сказок по  отрывкам из них, иллюстрациям, предметам.

«Игра с Колобком»

Самостоятельное  творческое развитие сюжета сказки «»Колобок

«Прощание с избой »

Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие.

Список литературы

  1. Князева, О.Л., Маханева, М.Д. /Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Н. Новгород, 1997
  2.  Козлова, С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка./ С.А.Козлова. – М. Школьная пресса, 2003.
  3.  Козлова, С.А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям./ С.А.Козлова. – Школьная пресса, 2003.
  4. Макаренко, А.С. О Воспитании./ А.С.Макаренко. – М., 1988.
  5. Презентация воспитателя Никульшина Л.В.
  6. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьёй дошкольника. М., 1998.
  7. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.,1996.
  8. Извекова Н.А.Лотов Н.В. Праздник в семье.М.,1998.
  9. Котова Е.В. В мире друзей. М.:ТЦ Сфера,2007.
  10. Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М.,1998.
  11. Мулько И.Ф.Социально –нравственное воспитание детей 5-7 лет.М.,2007.
  12. Маханева М.Д. Мы с друзьями - целый мир. М., 2007.
  13. Ушакова О.С., Гавриш Н.В.Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТЦ Сфера, 2007.
  14. Интернет-сайты: portal-slovo.ru; red-cap14.ucoz.ru›publ/dukhovno_nravstvennoe; moi-detsad.ru›konsultac198.html; festival.1september.ru›articles/591569; blogger.com.ivalex.vistcom.ru
  15.  Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры воспитателя Шведчикова Светлана Николаевна 



Предварительный просмотр:

                                           Уважаемый родитель!

Известно, что история русского народа – это неотъемлемая часть нашей жизни. Если историю преподавать через музыкально-фольклорные праздники – это важнейший источник развития эмоций, интеллекта, творчества детей.

Нам интересно ваше мнение об этом. Просим вас ответить на следующие вопросы.

Традиции русского народа в семье

Ф.И.О.____________________________________________________________

1. Можете ли Вы рассказать ребёнку о традициях русского народа:

 - как жили наши предки?____________________________________________

 - какими занимались ремёслами?_____________________________________

 - как сеяли хлеб?___________________________________________________

 - какую на Руси носили одежду?_____________________________________

2.Знаете ли Вы русские праздники?(какие)_____________________________    __________________________________________________________________

3.Знаете ли Вы как на Руси отмечали праздники?_______________________

4.Нужно ли ребёнку давать толкования старославянских слов?___________

5.Нужно ли соблюдать обряды, традиции?____________________________

6.     Какие традиции существуют в Вашей семье:

-        Традиции, связанные с  праздниками;

-        «Отпускные» традиции (каникулы детей, отпуск и т.д.);

-        Традиции «Выходного дня»;

-        Традиции, связанные с  достижениями (1-й шаг, 1-е слово, поступление первый день в детском саду и тд)

-        Кулинарные традиции;

-        Традиционные игры в кругу семьи («Лото», «Монополия» и т.д.);

-        Другое:_______________________________________________________

7.     Каким образом, те или иные традиции появились и закрепились в Вашей семье?____________________________________________________________

·        Они закреплены обществом (традиционные);

·        Они переходят в нашей семье от поколения к поколению;

·        Мы сами целенаправленно сделали это традицией нашей семьи;

·        Они появились сами собой;

·        Другое:_______________________________________________________

8.     Как происходит приобщение ребенка к тем ценностям, которых придерживается ваша семья?

·        Через нормы и правила, установленные в семье и которых все должны придерживаться;

·        Воспитательные беседы с ребенком о том, почему это важно и т.д.;

·        Личный пример и проецирование этих ценностей на свою жизнь;

·        Другое: ______________________________________________________

9.     Хотели бы Вы, чтобы ваши дети переняли ваши семейные традиции в свои будущие семьи?

·        Да;

·        Нет;

·        Другое.______________________________________________________

10.Какие положительные черты характера семейные традиции воспитывают у ребенка?___________________________________________

11. Необходимо ли сохранять уважение к предметам старины?___________

12. Надо ли знать народные сказки и былины?__________________________

13..Поете ли Вы русские народные песни в семье?_______________________

Самая любимая семейная русская народная песня?______________________

__________________________________________________________________

14..Должны ли рассказывать об истоках русской культуры в детском саду?_____________________________________________________________

15..Нужно ли рассказывать детям о традициях и обычаях русского народа?___________________________________________________

16. Есть ли у Вас старинные вещи дедушек и прабабушек? Знает ли об этом малыш?________________________________________________________

17. Какие народные игры Вам известны?(перечислите)_________________


__________________________________________________________________


18. Играете  ли Вы в них с ребенком?________________________________


19.Ходите ли Вы в музеи (исторические, краеведческие)________________


20.Желаете ли вы чтобы Вашему ребенку рассказали об истоках русской народной культуры?






                                  Благодарим за сотрудничество!





Предварительный просмотр:

ФИО

Умение отгадывать загадки

Русские народные пословицы (понимание их смысла, умение объяснить значение пословицы)

Знание колыбельных песен

Знание считалочек

Знание традиций своей семьи и русского народа

Знание русских народных сказок

Знание народных игрушек

Знание предметов народного промысла

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

Высокий

Средний

Низкий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего....

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...

Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»

Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»Цель: приобщение детей к истории  и культуре своей страны.Задачи:•...

ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Актуальность темы: Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и ...

Проект «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, через русские народные подвижные игры».

Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры...

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры

Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры...