Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
проект (средняя группа) на тему
Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
Цель: приобщение детей к истории и культуре своей страны.
Задачи:
• формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к культурному наследию русского народа;
• приобщать детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра;
• Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями
• воспитывать у детей добрые чувства, любовь и уважение к своей семье; испытывать чувство радости в процессе совместной деятельности;
• воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_rus_nar._igry.docx | 48.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЯ
«ДЕТСКИЙ САД № 44 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА»
Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
Подготовила Воспитатель
ЕГОРОВА ЕВГЕНИЯ НИКОЛАЕВНА
Г.О.ЭЛЕКТРОСТАЛЬ
Актуальность темы:
Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и особенности, но и стремиться перенести их в будущее, для того чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.
В последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными интересами, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Всё чаще и чаще человеком овладевают негативные чувства и эмоции, такие как злость, равнодушие, тревожность. Ребенок будет развиваться гармонично, когда будет учитываться согласование развитие духовно – нравственной и интеллектуальной системы. Я уверена, в том, что невозможно воспитать здорового и гармонично развитого ребёнка без опоры на традиционную этику.
Русская национальная культура это наследие, которое принадлежит народу. Веками она создавалась и сохранила свою самобытность и индивидуальность. Это ценность, которую нужно беречь и предавать их поколения в поколения.
Я считаю, что приобщение дошкольников к духовно – нравственным ценностям на основе изучения национальных традиций служит средством формирования патриотических, духовных, нравственных чувств и развивает личность.
Цель: приобщение детей к истории и культуре своей страны.
Задачи:
- формировать духовно-нравственные отношения и чувство сопричастности к культурному наследию русского народа;
- приобщать детей ко всем видам национального искусства - от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра;
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями
- воспитывать у детей добрые чувства, любовь и уважение к своей семье; испытывать чувство радости в процессе совместной деятельности;
- воспитывать эмоциональное доброжелательное отношение к окружающему миру, себе, сверстникам и взрослым.
Участники проекта: воспитанники группы, родители, воспитатель
Вид проекта познавательно - исследовательский.
Продолжительность: долгосрочный один учебный год
Начало сентябрь 2013
Конец май 2014
Количество участников: групповой
Объект исследования – национальная русская культура как средство духовно - нравственного и патриотического воспитания.
Предмет исследования – фольклор, старинные праздники, традиции, художественные промыслы, организация предметной среды – источники и средства национальной культуры
Ожидаемый результат
Дети должны знать:
- о названии предметов русского народного быта, их функциональное назначение, способы действия с ними.
- русские народные сказки, русские народные песни, колыбельные песни.
- и использовать в активной речи заклички, пословицы, поговорки, считалочки, загадки.
Дети должны уметь:
- уметь отгадывать загадки
- уметь играть в русские народные подвижные и хороводные игры, знать их правила
-Самостоятельно и творчески отражать в разных видах деятельности знание о русской народной культуре.
Ресурсное обеспечение проекта
1.Нормативно – правовой ресурс:
- согласование проекта с администрацией детского сада
2.Материально – технический ресурс:
-Предметы народных промыслов.
-Иллюстрации.
-Стихотворные и художественные тексты, загадки, пословицы.
-Дидактические игры
3. Информационный ресурс:
- подбор методической и познавательной литературы по теме;
- сбор информации по теме проекта из Интернета
Этапы проекта
- Подготовительный этап –сентябрь 2013г
- Основной этап - октябрь – апрель 2013-2014г
- Заключительный этап - май 2014г
Подготовительный этап проекта.
1 Проведение анкетирования родителей
2 Проведение диагностики детей
3 «Круглый стол» с участием родителей и детей, воспитатель, сентябрь
4 Оформление серии выставок для родителей по русским народным промыслам
5 Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала
6 Составление перспективного плана, разработка конспектов, создание развивающей среды 7. консультация «Традиции и обычаи русского народа» и оформление папки – передвижки «Народные православные праздники».
8.Составлена картотеки: русских народных, хороводных, малоподвижных, подвижных игр.
9 Создание уголка по нравственного и патриотического воспитания.
Основной этап проекта.
- Проведение занятий (фронтальных, подгрупповых, индивидуальных)
- Выставка «Народные игрушки своими руками»
- Заучивание стихов, песен, закличек, пословицы, поговорки, считалочки загадок о народных промыслах.
- Отгадывание загадок
- Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей
- Оформление творческого альбома «Ненаглядная краса России»
- Чтение русских народных сказок
- Показ театров по мотивам русских народных сказок
- Проигрывания игр.
- Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками
- Знакомство с народным искусством.
- Знакомство с русскими народными играми
- Самостоятельная работа детей (Книжный уголок: чтение и просматривание книг;
раскрашивание в книгах-раскрасках, Уголок ряженья: русские народные костюмы.)
Заключительный этап
1. Диагностическое обследование детей, анализ результативности
2. Выставка совместных работ детей и родителей «Умелые руки не знают скуки»
3. Представление материалов проекта на педагогическом совете ДОУ в форме презентации
Перспективный план по проведению игр
Месяц | Вид игры | Название игры |
Сентябрь | Подвижные | Солнышко и дождик Самолеты Наседка и цыплята Трамвай |
Малоподвижные | Найди флажок | |
Хороводные | Летал, летал воробей. | |
Народные | Муха Капуста | |
Октябрь | Подвижные | Цветные автомобили Ловишки Лохматый пес Наседка и цыплята |
Малоподвижные | Море волнуется | |
Хороводные | Хороводная – огородная | |
Народные | У медведя во бору Охотники и собаки | |
Ноябрь | Подвижные | Садовник и цветы Зайцы и волк Птичка и птенчики Поезд |
Малоподвижные | Найди свой цвет | |
Хороводные | Ходит Ваня | |
Народные | У дядюшки Трифона Золотые ворота | |
Декабрь | Подвижные | Трамвай Бездомный заяц Мыши в кладовой Птички в гнездышках |
Малоподвижные | Найди и промолчи | |
Хороводные | Карусель | |
Народные | Бабка Ежка Жмурки | |
Январь | Подвижные | Лошадки Мыши и кот Воробушки и кот Бегите ко мне |
Малоподвижные | Кто ушел | |
Хороводные | Каравай | |
Народные | Скакалка Два мороза | |
Февраль | Подвижные | Птички и кошка Лиса в курятнике Прятки По ровненькой дорожке |
Малоподвижные | Пузырь | |
Хороводные | Кто у нас хороший | |
Народные | Горелки Летят не летят | |
Март | Подвижные | Слышим – делаем Серый зайка умывается У медведя во бору Лохматый пес |
Малоподвижные | Мяч через сетку | |
Хороводные | Греет солнышко теплее | |
Народные | Пирог Салки | |
Апрель | Подвижные | Найди себе пару Бездомный заяц Лиса в курятнике Ловишки |
Малоподвижные | Подбрось - поймай | |
Хороводные | Веснянка | |
Народные | Ручеек Птички | |
Май | Подвижные | Лошадки Поезд Мыши и кот Пастух и стадо |
Малоподвижные | Сбей булаву | |
Хороводные | Мы на луг ходили | |
Народные | Солнышко- ведрышко. Гуси – гуси. |
Тематический план занятий на год
Тема занятия | Содержание | |
Сентябрь | «Во саду ли, в огороде» | Дидактическая игра «Что растет в саду и огороде». Загадывание загадок об овощах и о фруктах. Разучивание потешки «Наш козел». |
«У бабушки в деревне» | Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных | |
«Коровушка и бычок» | Знакомство детей с домашними животными – коровой и бычком. Разучивание потешек про корову и бычка | |
«Бычок – черный бочек» | Повторение потешки про бычка. Знакомство со сказкой «Бычок – черный бочек, белые копытца» | |
Октябрь | «Приглашаем в гости к нам » | Игра-упражнение «Вежливое обращение к гостям». Повторение потешек о козле, коровушке, бычке. |
«Гуси – лебеди» | Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди». Разучивание потешки «А тари, тари, тари». | |
«Сошью Маше сарафан» | Знакомство с женской русской народной одеждой. Повторение пготешки «А тари, тари, тари». | |
«Матрешки» | Использование на занятии русского народного костюма. Проведение русских народных игр «Кошки-мышки», «Салки-догонялки». | |
«Золотое веретено» | Знакомство с предметами обихода - прялкой и веретеном. Знакомство со сказкой «Золотое веретено» | |
Ноябрь | «Волшебные спицы» | Знакомство со спицами и вязанием на них. Беседа о шерстяных изделиях и о том , откуда берется шерсть (козья, овечья) |
«Лисичка со скалочкой» | Знакомство с предметами обихода – скалкой. Знакомство со сказкой «Лисичка со скалочкой» | |
«Петушок - золотой гребешок» | Упражнение в вежливом обращении к гостю. Дидактическая игра «Похвали петушка». Знакомство со сказкой «Петушок и бобовое зернышко» | |
«Чудесный сундучок» | Дидактическая игра «Кто спрятался?»(отгадывание загадок о домашних животных). Повторение потешек и попевок о домашних животных. | |
Декабрь | «Здравствуй зимушка- зима» | Загадки о зиме. Разучивание русской народной песенки «Как на тоненький ледок» |
«Зимовье зверей » | Знакомство со сказкой «Зимовье зверей ». повторение песенки «Как на тоненький ледок» | |
«Одень зверей» | Занятие аппликацией по готовым формам. Самостоятельный пересказ детьми сказки «Зимовье зверей» | |
«Сею, сею, посеваю, с Новым годом поздравляю!» | Знакомство с празднованием Нового года. Разучивание колядки «Щедровочка» |
Тема занятия | Содержание | |
Январь | «Сундучок Деда Мороза» | Беседа «Подарки Деда Мороза». Разучивание заклички «Мороз, Мороз, не морозь мой нос» |
«Лиса и козел» | Дидактическая игра «Похвали лису». Повторение потешек о домашних животных. Знакомство со сказкой «Лиса и козел». | |
«Веселые ложки» | Знакомство с предметами обихода – деревянными ложками. Загадывание загадок о животных. | |
«Заюшкина избушка» | Самостоятельный пересказ детьми сказки «Заюшкина избушка». | |
Февраль | «Кто же в гости к нам пришел?» | Знакомство с домовенком Кузей. Игра «Аюшки» |
«Русская балалайка » | Знакомство с балалайкой. Пословицы и поговорки о балалайке. | |
«Лисичка-сестричка» | Знакомство со сказкой «Лисичка – сестричка и серый волк». | |
«Масленица дорогая – наша гостюшка годовая» | Знакомство с Масленицей. Разучивание песенок блины. | |
Март | «При солнышке - тепло при матушке – добро». | Беседа о маме с включением пословиц и погоаворок. Самостоятельный рассказ «Какая моя мама». Пение песенок о маме. |
«Весна, весна, поди сюда!» | Рассказ о старинных обычаях встречи весны. Загадывание загадок о весне. Заучивание заклички о весне. | |
«Пасха» | Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Проведение русских народных игр. «Верба-вербочка», «Солнышко-ведрышко» | |
«Пасхальное яичко» | Использование на занятии сюжета русской народной сказки «Курочка Ряба». Проведение русских народных игр с яйцами. | |
Апрель | «Шутку шутить – людей насмешить» | Знакомство с потешным фольклором - дразнилками, скороговорками. |
«Небылица- небывальщина» | Знакомство с небылицами. Разучивание и самостоятельное придумывание небылиц. | |
«Русская свистулька». | Рассказ о глиняной свистульке. Лепка свистулек. | |
«Чудесный сундучок» | Раскрашивание свистулек. Дидактическая игра «Угадай по звуку». Слушание народных мелодий. | |
Май | «Времена года » | Рассказать о временах ода с использованием соответствующих загадок. Повторение закличек, песенок о временах года. |
«Волшебная палочка» | Узнавание знакомых сказок по отрывкам из них, иллюстрациям, предметам. | |
«Игра с Колобком» | Самостоятельное творческое развитие сюжета сказки «»Колобок | |
«Прощание с избой » | Знакомство детей с новой сказкой (по выбору хозяйки). Прощальное чаепитие. |
Список используемой литературы
- Князева, О.Л., Маханева, М.Д. /Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа развития личностной культуры дошкольников. Н. Новгород, 1997
- Козлова, С.А. Я – человек. Программа социального развития ребенка./ С.А.Козлова. – М. Школьная пресса, 2003.
- Козлова, С.А. Социальное развитие дошкольника. Советы родителям./ С.А.Козлова. – Школьная пресса, 2003.
- Макаренко, А.С. О Воспитании./ А.С.Макаренко. – М., 1988.
- Презентация воспитателя Никульшина Л.В.
- Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьёй дошкольника. М., 1998.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. М.,1996.
- Извекова Н.А.Лотов Н.В. Праздник в семье.М.,1998.
- Котова Е.В. В мире друзей. М.:ТЦ Сфера,2007.
- Маленкова Л.И. Педагоги, родители и дети. М.,1998.
- Мулько И.Ф.Социально –нравственное воспитание детей 5-7 лет.М.,2007.
- Маханева М.Д. Мы с друзьями - целый мир. М., 2007.
- Ушакова О.С., Гавриш Н.В.Знакомим дошкольников с литературой. М.: ТЦ Сфера, 2007.
- Интернет-сайты: portal-slovo.ru; red-cap14.ucoz.ru›publ/dukhovno_nravstvennoe; moi-detsad.ru›konsultac198.html; festival.1september.ru›articles/591569; blogger.com.ivalex.vistcom.ru
- Детские народные подвижные игры, Москва «просвещение», «Владос», 1995, А.В.Кенеман, Т.И.Осокина
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игрыАктуальность темы: Приобщение дошкольников в современном общест...
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
народные подвижные игры как средства приобщения к национальной культуре....
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего....
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...
ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры
Актуальность темы: Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и ...
Проект «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, через русские народные подвижные игры».
Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры...
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры...