Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности».
материал
Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему:
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
attestatsiya-_doklad.docx | 29.59 КБ |
Предварительный просмотр:
МБ ДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина».
Доклад на РМО воспитателей младших групп на тему:
«Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук через разные виды деятельности».
Подготовила воспитатель 1 категории
МБ ДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина»
Пукова Галина Викторовна.
г. Гагарин
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук.
Известно, что в последнее годы уровень речевого развития детей заметно снизился. Главная причина этой проблемы – общее моторное отставание и снижение уровня развития кистевой моторики рук. Ещё несколько десятков лет назад родителям вместе с детьми приходилось больше делать руками: стирать и отжимать бельё, перебирать крупу, вязать, вышивать и т.д. Теперь в современной жизни огромное количество бытовой техники и многие операции выполняют за человека машины.
Производители товаров для детей, пытаясь облегчить малышам процесс одевания, оказали им в буквальном смысле «медвежью услугу» . Шнурки и застёжки, которые ребёнок должен был ежедневно застёгивать и завязывать, сменились удобными липучками. Но за всё приходится платить – пострадало развитие мелкой моторики у детей, которое раньше происходило практически автоматически.
Учёные пришли к выводу, что приблизительно треть всей поверхности двигательной проекции головного мозга занимает именно проекция кисти рук, которая располагается рядом с речевой зоной. Из этого следует следующий вывод: развитие речи ребёнка и развитие мелкой моторики - два взаимосвязанных неразрывных процесса.
В младшую группу приходят «домашние» дети, у многих из них не сформированы навыки сомообслуживания. Наблюдая за детьми, мной было замечено, что у многих детей недостаточно развита мелкая моторика рук: одни не могли правильно держать ложку и карандаш, другие – собрать конструктор и мелкие игрушки в контейнер, третьи – застёгивать – расстёгивать застёжки-молнии и липучки на одежде, не говоря о пуговицах и шнурках.
Развитие речи ребёнка посредством мелкой моторики рук мне показалась значимой и актуальной, поэтому я подробно занялась её изучением. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что мелкая моторика способна улучшить произношение ребёнка, а следовательно речь.
Исходя из всего вышесказанного, мною была поставлена цель: формирование речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики рук.
Для достижения поставленной цели, решались задачи:
а) обучающие:
- активизировать словарь детей посредством мелкой моторики рук;
- накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.
б) развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать все компоненты устной речи детей при помощи игр на развитие мелкой моторики рук;
- развивать интерес к художественному слову в процессе игр на развитие мелкой моторики рук.
в) воспитательные:
- воспитывать интерес детей к играм и упражнениям на развитие мелкой моторики
В начале своей работы провела диагностическое обследование состояния мелкой моторики у детей первой младшей группы, с целью выявить уровень развития мелкой моторики рук. Обследование проводила через девять игровых заданий . Задания были подобраны таким образом, чтобы ребёнок не чувствовал, что его диагностируют, а играл с предложенным материалом.
- Материал для заданий. Пособие по шнуровке «Сапожок».
Инструкция ребёнку: «Продень шнурочек».
Умения ребёнка: продевать шнурок сквозь узкое отверстие.
- Материал для заданий. Пирамидка (5 колец).
Инструкция ребёнку: «Собери пирамидку»
Умения ребёнка: нанизывать кольца на стержень.
- Материал для заданий. Матрёшка (3-х местная).
Инструкция ребёнку: «Собери матрёшку»,
Умения ребёнка: соединять части матрёшки.
- Материал для заданий . Тренажёр с крышками ( 4 штуки ).
Инструкция ребёнку: «Открути крышечки, а затем закрути их».
Умения ребёнка: закручивать (откручивать) крышки.
- Материал для заданий. Рамка Монтессори ( с пуговицами ).
Инструкция ребёнку: «Застегни пуговки и расстегни их».
Умения ребёнка :расстёгивать ( застёгивать) пуговицы.
- Материал для заданий. Мелкие предметы (бусинки, пуговки), ёмкость.
Инструкция ребёнку: «переложи из тарелочки бусинки в баночку».
Умения ребёнка: перекладывать предметы.
7.Материал для заданий. Рамки Монтессори ( верёвочка ).
Инструкция ребёнку: «Завяжи узелок, а теперь развяжи».
Умения ребёнка: завязывать узелки.
8.Материал для заданий. Пластмассовый шарик (диаметром 2 см).
Инструкция ребёнку: «Покатай шарик между ладошками, а теперь между пальчиками».
Умения ребёнка: катать шарик между ладонями, пальчиками.
На начало учебного года по уровню развития мелкой моторики рук дети распределились следующим образом.
Высокий уровень: 4 ребёнка ( 22%).
Средний уровень: 5 ребёнка (28 %).
Низкий уровень: 9детей (50%).
Для детей с низким уровнем развития оказалось трудным выполнение многих предлагаемых мною заданий. Малыши с трудом надевали кольца на стержень, собирали матрёшки, захватывали разные мелкие предметы всей ладонью, а не двумя – тремя пальцами. Труднее всего оказалось задание на застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание узелков. Их пальчики были непослушные, малоподвижные, слишком напряжены, темп даже самых лёгких упражнений – замедленный.
Для решения поставленных задач:
Я определила оптимальное время для регулярной работы по развитию мелкой моторики рук в режиме дня в процессе организации совместной деятельности с детьми.
- Организовала соответствующую среду в группе для стимулирования самостоятельной деятельности детей.
Для самостоятельной деятельности детей постоянно работаю над пополнением предметно-развивающей среды, используя все центры активности, в который сконцентрировала разнообразный материал по развитию мелкой моторики рук.
Игрушки-шнуровки, различные пирамидки, кубики, конструкторы, доски Сегена (рамки, вкладыши ), фигурки на магнитах, кубы-сортёры, пазлы, мозаики, игры тренажёры –молоточки.
Пальчиковые игры, пальчиковые куклы и куклы-перчатки.
Оборудование для массажа и самомассажа кистей и пальцев рук.
Также изготовили игры со счётами, с прищепками, макаронами, мелкими игрушками, разнообразными болтиками, с пуговицами, крышечками, замочками, с застёжками-липучками.
Имеющийся материал расположила таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать игрушки, пособия для этого вида деятельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали в обязательной образовательной деятельности, но и проявить своё творчество, а также закончить начатую игру, реализовать свои замыслы.
3.Привлекала родителей воспитанников к сотрудничеству в развитии мелкой моторики рук.
- практикумы по проведению пальчиковых игр с детьми в домашних условиях;
- тематические консультации;
- папки-передвижки;
- выпуск памяток с упражнениями;
- оформление стенда;
- мастер-классы;
- родительские собрания, консультации, анкетирование;
- открытые просмотры ООД;
- привлечение родителей к изготовлению поделок, игрушек.
В своей работе использовала и реализовала различные виды деятельности:
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями.
Мною было выяснено, что наиболее эффективной формой организации образовательного процесса является совместная деятельность педагога с детьми: использую дидактические игры, индивидуальную работу с детьми, сюжетно-игровые ситуации. Организовала кружок «Пластилиновое чудо».
При организации совместно-партнёрской деятельности взрослого и ребёнка использую следующие формы организации детской деятельности: индивидуальная, групповая, подгрупповая.
В ходе реализации поставленных задач мной используется весь комплекс мер по развитию мелкой моторики рук, что обеспечило возможность саморазвития ребёнка, который из всех предложенных мероприятий выбирает ту деятельность, которая отвечает его склонностям и интересам, развивая личность, речевую активность, зрение, слух ,обоняние, тактильные ощущения.
На основе результатов диагностики определила индивидуально-образовательные маршруты по развитию мелкой моторики рук детей, показавших средний и низкий уровень развития на начало учебного года.
Кроме того, на основе изученной литературы мной был разработан перспективный план по развитию мелкой моторики;
- были систематизированы игры, развивающие мелкую моторику рук;
- дополнена предметно-развивающая среда дидактическим материалом;
- оформлена картотека пальчиковых игр со стихами;
- создана музыкальная картотека пальчиковых игр.
В своей работе применяю экспериментирование с материалами и веществами, игры с природными материалами: с речными камешками, с шишками, с желудями, с фасолью, игры с песком.
Использую и нетрадиционные методы развития мелкой моторики, такие как аквагимнастика для пальчиков.
Ни для кого не секрет, что маленькие дети любят играть с водой. Мы соединили это увлечение со специальными пальчиковыми упражнениями. Суть метода заключается в следующем. В миску наливаем немного воды, вода должна быть комфортной температуры, на дно миски выкладываем пуговицы разных форм, размеров и цветов, камушки, ракушки. А дальше, включая наше воображение, пальчики превращаются в осьминогов, человечков, рыбок, которые «путешествуют» по морскому дну или находят таинственные клады. Здесь нет предела фантазии.
Изобразительная деятельность.
Особенно положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает изобразительная деятельность:
- Рисование – это может быть раскрашивание, обведение трафаретов и т. д.
Применяю на занятиях способы нетрадиционного рисования. Ребята с удовольствием рисуют пальчиками, ладошками.
- Лепка из пластилина, глины ,слоёного теста. Во время лепки развивается не только мелкая моторика рук, но и навыки ручного труда. Дети учатся координировать движения рук , приобретают сенсорный опыт.
Провожу кружковую работу по пластинографии «Пластилиновое чудо» -
- мнём и отщипываем;
- надавливаем и размазываем;
- скатываем шарики , раскатываем колбаски ;
- режем на кусочки;
- лепим картинки.
В процессе проведения работы были достигнуты следующие результаты:
- Дети в процессе самостоятельной деятельности стали чаще употреблять стишки и потешки, заученнные во время пальчиковых игр.
- Словарь детей расширился за счёт систематических проведений игр в сопровождении стихов и потешек.
- Сформировалось умение называть цвета; употреблять в речи существительные, обозначающие названия игрушек, одежды, обуви, посуды, наименования транспортных средств; глаголы, обозначающие бытовые, игровые действия, а также действия, противоположные по значению; прилагательные, обозначающие цвет, величину предметов.
- Сформировалось умение составлять фразы из трёх и более слов; употреблять глаголы в настоящем и прошедшем времени; задавать и отвечать на вопросы.
- Сформировалось умение заменять звукоподражательные слова общеупотребительными.
- В процессе игр на развитие мелкой моторики, дети более эмоционально воспринимают текст стишков и потешек, с радостью играют в данные игры.
- Движения рук и пальцев детей стали более чёткими. В процессе игр дети более чётко и своевременно сопровождают движения рук с текстом.
- Играя в игры на развитие мелкой моторики, дети стремятся к общению со взрослым и сверстниками ,активно подражают им в движениях.
- Дети активно откликаются на предложение взрослого играть в игры.
В конце учебного года по уровню развития мелкой моторики рук дети распределились следующим образом.
Высокий уровень: 78%. Средний уровень: 22%. Низкий уровень: 0 %.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов на тему «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главной задачей воспитателя выступает стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной раб...
План самообразования воспитателя средней группы на тему «Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
quot; Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества 4-5 лет ".Цель работы: повышение своего профессионального мастерства и компетентности.Задачи. Рабо...
План по самообразованию в средней группе на тему: «Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»
План по самообразованиювоспитателя средней группы «Солнечные лучики»Шахбанова И.Б.на тему:«Развитие связной речи детей среднего дошкольного возраста»2019-2020г...
План по самообразованию воспитателя младшей группы на тему "Развитие математических способностей детей младшего возраста через игровую деятельность".
Данный план по самообразованию содержит краткое описание значения игры в жизни ребёнка. Влияние дидактических игр на математические способности детей младшего возрвста. Годовой план проведения дидакти...
Родительское собрание в подготовительной группе ТНР Тема: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание в подготовительной группе ТНР "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста"....
План по самообразованию в старшей группе на тему: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цели и задачи Целью работы над данной темой является:повышение теоретического и практического уровня, компетентности и профессионального мастерства;систематизация работы по развитию речи у дошко...
План работы по самообразованию по познавательно-речевому развитию в подготовительной к школе группы по теме: "Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом"
Цель: Создать условия для развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе работы над пересказом...