Опыт работы по развитию речи дошкольников посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности
статья (развитие речи, младшая группа) по теме

Ноздря Людмила Григорьевна

В работе  используются все виды фольклора: потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи дошкольников посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности.

Над данной темой я работаю с детьми с 2009 года, начиная с младшей группы. Для осуществления намеченных мною целей и задач, необходимо было создать особые  условия, развивающую среду, которая обеспечила бы детям особый комплекс ощущений и эмоциональных переживаний.  Для этого в интерьер группы я включила элементы русского фольклора: пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, самодельные куклы в русских и национальных костюмах, уголок ряженья, различные виды театров, альбомы с потешками, книжки по возрасту и т.д. С помощью родителей в детском саду создан музей старинных вещей, горенка, сшиты народные костюмы для детей, это помогло ввести детей в особый самобытный мир русской старины путём его действительного познания, а также является большим подспорьем в моей работе.  В горнице я с детьми провожу развлечения, праздники. Главное в работе с детьми разного возраста, чтобы фольклорный материал был подобран по возрасту, доступным, понятным и интересным. В своей работе я использую все виды фольклора: потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т.д.

Используя в своей речи пословицы и поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Отгадывание загадок также оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. Употребление в загадке метафорического образа различных средств выразительности (приема олицетворения, использование многозначности слова, определений, эпитетов, сравнений, особой ритмической организации) способствуют формированию образности речи детей дошкольного возраста.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее, что подтверждается в исследованиях Ф.А. Сохина.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, я обращаю их внимание на языковые особенности загадки, учу замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, вырабатывать вкус к точному и образному слову. Учитывая материал загадки,  учу детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций.

В этих целях провожу анализ языка загадки, обращаю внимание на ее построение. Использую несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же. Посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка. Следуя данной системе, я в своей работе с успехом использую дидактические игры с загадками.

Часто на прогулках я использую такой приём: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало!» Само слово «заклички» побуждает детей говорить громко — закликать. Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!

Солнышко, появись!

Красное, нарядись!

Чтобы год от года

Была у нас погода!

 Для того чтобы сформировать связную речь ребенка, я учу детей пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др.

Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это я нахожу в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогло моим детям освоить вопросительную интонацию.

— Яму копал? — Копал.

— В яму упал? — Упал.

— В яме сидишь? — Сижу.

— Яма сыра? — Сыра.

— Как голова, цела? — Цела.

— Значит, живой? — Живой.

— Ну, я пошел домой.

Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте. Освоив интонационную выразительность в коротких неполных предложениях, дети смогли ее проявлять в распространенных и сложных предложениях.

Хочется также отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети. Через сказку дети учатся отличать, где добро, а где зло, кто хороший, а кто плохой. Сказки воспитывают добрые чувства. Я стараюсь подбирать сказки по содержанию доступные нашим детям и вовлекать их в драматизацию, здесь дети даже самые стеснительные  и замкнутые раскрывают свои возможности диалогической речи.

Я убеждена, что русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

Я считаю, что потешки, скороговорки, пословицы, поговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, я готовлю детей к дальнейшему восприятию поэтической речи и формирую интонационную выразительность его речи.

Актуальной задачей речевого развития в старшем дошкольном возрасте является и выработка дикции. У детей еще не достаточно координировано и четко работают органы речедвигательного аппарата. Некоторым детям присуще излишняя торопливость, нечеткое выговаривание слов, "проглатывание" окончаний. Наблюдается и другая крайность: излишне замедленная, растянутая манера произношения слов. Специальные упражнения помогают преодолевать детям такие трудности, совершенствуют их дикцию.

Считаю незаменимым материалом для дикционных упражнений пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их помощью дети учатся четкому и звонкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К.Д. Ушинского, пословицы и поговорки помогают "выломать язык ребенка на русский лад".

На первом этапе своей работы я рассматривала методы и приемы  Г. Клименко. Она рекомендует завести альбом и записать туда уже известные детям выражения народной мудрости. Затем сделать альбом – передвижку, в которой записывать только новые пословицы и поговорки. Дети узнают их от родителей, из книг. В результате почти каждый ребенок получает право взять альбом – передвижку домой, с помощью родителей записать новую пословицу, нарисовать к ней картинку. В своей работе, следуя этой системе, в первый альбом записали не только пословицы и поговорки, но и все малые формы фольклора, которые дети знают.

Альбом – передвижку сделали по пословицам и поговоркам. Дети с удовольствием рисуют рисунки к этим формам фольклора и поясняют, что они означают и в каких случаях их употребляют. Родители тоже заинтересовались данным вопросом, и сами, если узнают какие-то новые пословицы и поговорки, просят альбом домой и вместе со своими детьми записывают их.

На втором этапе работы, прежде всего, организовала работу на занятиях. Н. Гавриш рекомендует использовать пословицы и поговорки на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, предлагая такие методы и приемы как:

  • разбор пословицы или поговорки предваряет чтение художественных произведений, подводя детей к осознанию его идеи;
  • правильное понимание идеи произведения, значения пословицы дети могут проявить при обсуждении его названия;
  • когда у дошкольников уже накопится некоторый запас пословиц и поговорок, им можно предложить подобрать соответствующую содержанию и идее определенной сказки.

В своей работе, я следую этим методам и приемам. Например, перед чтением сказки Х.К. Андерсена "Огниво" я выясняла, как понимают дети выражение "настоящий друг". Затем предложила объяснить значение слов "черный день". Дети говорили, как они понимают пословицу "Плохи друзья, коли до черного дня". (Пословица о плохих друзьях, потому что они только до беды дружат, а потом бросают своего друга). После обобщения ответов, предложила внимательно прослушать сказку и решить, были ли настоящие друзья у солдата. В процессе обсуждения содержания сказки уточнила: "Как вы думаете, стали ли жители города настоящими друзьями солдата?". И подчеркнула: "Недаром в народе говорится: "Плохи друзья, коли до черного дня"". Затем придумали другое название к этой сказке – "Доверчивый солдат", "Плохие товарищи".

В своей работе учу детей рассматривать прямой и переносный смысл высказываний, подбирая к каждой пословице ситуации из жизни ребенка (простые и доступные), используя наглядность прямого и переносного значения фразеологического оборота, художественную литературу, выход в практическую деятельность (обыгрывание пословиц). Объясняю детям, что в нашем языке есть много слов, которые обозначают предметы (стол, нос), совершаемые действия (клади, руби, заруби). Но, если объединить такие слова в одном выражении ("Заруби на носу"), то они будут иметь совсем другой смысл. "Зарубить на носу" – значит запомнить. Или такое выражение – "Повесить голову". Как вы его понимаете? Как можно сказать по-другому?

Анализируя с детьми несколько выражений типа "Водить за нос", "Дать волю рукам", "Нос повесить". После делаю обобщение: чтобы верно понять пословицу, ненужно определять значение каждого слова. Главное, надо подумать, о чем здесь идет речь. Есть такая пословица "Сказать – узлом завязать". Я объясняю детям ее смысл: раз пообещал, то нужно выполнить, крепко держать свое слово. А говорят так с тех давних пор, когда многие люди писать и читать не умели, и чтоб не забыть о чем-то, узелок на память на платочке завязывали (демонстрируя платок с узелком). Теперь так уже не делают, а пословица осталась.

Таким образом, у детей формируются лексические умения. Они учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать пословицы и поговорки близкие и противоположные по смыслу. Главное, чтобы дети поняли, что фразеологические обороты (пословицы и поговорки) – это неделимая единица, которая дает определенный смысл. Если что-то убрать или поменять местами, то он теряется и получается совсем другое словосочетание.

Для совершенствования дикции на занятиях использую специфичное упражнение – заучивание скороговорок. Скороговорка – трудно произносимая фраза (или несколько фраз) с часто встречающимися одинаковыми звуками. Дидактическая задача при использовании скороговорок ненавязчива и увлекательна.

В своей работе я придерживаюсь методики А.М. Бородич. Прежде всего, подобрала нужное количество скороговорок на длительный срок, распределив их по трудности. Автор рекомендует заучивать одну – две скороговорки в месяц – это восемь – пятнадцать на учебный год.

Новую скороговорку произносим наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читаю ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде поставив перед детьми учебную задачу: послушать и посмотреть внимательно, как произносится скороговорка, постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее (если текст очень легкий, этот момент опускается).

Для повторения скороговорки сначала вызываю детей с хорошей памятью и дикцией. Перед их ответом повторяю указание: говорить медленно, четко. Затем скороговорка произносится хором, всеми, а также по рядам или небольшими группами, вновь отдельными детьми, мной. На повторных занятиях со скороговорками, если текст легкий и дети сразу им овладели, я разноображу задания: произнести заученную скороговорку громче или тише, не меняя темпа, а когда она уже правильно заучена всеми детьми, менять и темп.

Общая длительность таких упражнений – три – десять минут. Постепенно эти занятия разнообразились следующими приемами. Повторять скороговорки "по заявкам" детей, роль ведущего поручать разным детям. Повторять скороговорку частями по рядам: первый ряд: "Из-за леса, из-за гор…"; второй ряд: "Едет дедушка Егор!". Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям – группами. Первая группа: "Расскажите про покупки". Вторая группа: "Про какие, про покупки?". Все вместе: "Про покупки, про покупки, про покупочки мои!" Все эти приемы активизируют детей, развивают их произвольное внимание.

При повторении скороговорки детей периодически вызываю к доске, чтобы остальные видели их артикуляцию, мимику. Оценивая ответы, указываю на степень отчетливости произношения, иногда обращаю внимание на качество движений губ ребенка, чтобы еще раз привлечь к этому внимание детей.

Также скороговорки разучиваем  и на занятиях по математике.  Так, например, при знакомстве детей с числами и цифрами первого десятка использую математические скороговорки:

  • В один клин, Клим, колоти
  • Возле грядки – две лопатки,
  • Возле кадки – два ведра. и др.

Большие возможности в развитии количественных представлений даёт работа со считалками (народные названия: счетушки, счет, читки, пересчет, говорушки и др.), т.е. короткими рифмованными стихами, применяемыми детьми для определения ведущего или распределения ролей в игре. Я провожу соревнования в произнесении считалок, это позволяет выучить больше стихотворений и тем самым развивать детскую память, овладевать элементами артистизма, получать право по детским неписанным законам вести пересчет. Г.С. Виноградов выделил из всего пестрого считалочного материала – считалки - числовки в отдельную группу, которые можно использовать с целью закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета.

Например, с целью закрепления умения называть числа в прямом и обратном порядке использую следующие считалки:

  • Раз, два, три, четыре, пять,
    Шесть, семь, восемь, девять, десять.
    Выплыл ясный месяц.
  • Девять, восемь, семь, шесть,
    Пять, четыре, три, два, один.
    В прятки мы играть хотим.
    Надо только нам узнать,
    Кто из нас пойдет искать

Даю занимательные упражнения на изменение в тексте места логического ударения. Выполняя такие упражнения, дети начинают хорошо чувствовать динамику смыслового содержания одной и той же фразы в зависимости от изменения психического ударения. Используя в своей работе данный метод, я увидела, что дети легко, свободно и с удовольствием выполняют такие задания. Вполне оправдывают себя и другие упражнения. Они имеют своеобразную форму диалога, построенного по типу "вопрос - ответ". Например. Вопрос: "Ткач ткет ткани на платок Тане?" Ответ: "Ткач ткет ткани на платок Тане".

Предлагаю передать, свое отношение к содержанию воспроизводимого текста, выразить настроение, свои  желания или намерения. Например, перед ребенком поставлена задача, выразить огорчение ("Проворонила ворона вороненка"), удивление ("На горе Арарат растет крупный виноград"), просьбу, нежность или ласку ("Наша Маша меленька, на ней шубка аленька").

Я в своей работе с этой  целью использовала не только скороговорки, но и пословицы, потешки. Например, содержание такого текста, как

"Дон – дон – дон – дон,

Загорелся кошкин дом" – обязывает передать тревогу, волнение по случаю происшедшего события.

Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения также использую упражнения на звукоподражание. Я  читаю текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, как и в работе со скороговорками, детям предлагаю различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию, передать какое-либо намерение. Например:

"Наши уточки с утра:

Кря – кря – кря!…"

Педагогическая задача при воспроизведении данного текста – привлечь ребенка к звукоподражанию, имитировать голоса птиц. Обращаю внимание детей на различную силу звучания их голосов: петушок поет громко, громче всех, гуси тоже гогочут громко, утки крякают отрывисто, как и гуси, но не столь громко и т.д. Таким образом, я в своей работе стараюсь использовать все возможности произведений устного народного творчества для развития звуковой культуры речи детей.

Созданный народом язык изобилует образными разговорными формами, выразительной лексикой. Это богатство родного языка может быть донесено до детей и с помощью народных игр. Содержащийся в них фольклорный материал способствует овладению родной речью. Например, игра - забава "Ладушки - хлопушки", где я задаю вопросы, а ребенок отвечает, сопровождая свои ответы имитационными движениями. В процессе игр - забав,  не только развивается речь, но и мелкая моторика, что готовит руку ребенка к письму.

Разговорный язык и произведения устного народного творчества тесно переплетаются между собой в своём влиянии на ребёнка. Окружающие ребёнка люди употребляют и пословицу, и прибаутку, и загадку; ребёнок схватывает те или иные выражения, усваивает их смысл и сам начинает их употреблять. Поэтому нам воспитателям детских садов надо специально заботиться о том, чтобы в живом слове, которое слышит ребёнок повседневно от взрослых, также звучали эти драгоценные зёрна. Только при этих условиях язык ребёнка будет живым и ярким.

Блестящим примером образности языка является язык русских народных сказок. Разумеется, сказки оказывают своё влияние на язык ребёнка, и чем чаще он их слышит, тем в большей степени впитывает он гармонию слов.

Полагаю, что сочетание разнообразных фольклорных жанров помогает детям моей группы применять полученные знания в своей самостоятельной художественно-речевой деятельности.

Активизируя в речи детей малые формы фольклора, я организую совместно с детьми развлечения, праздники, концерты для малышей нашего детского сада. Заранее составляю программу, распределяю роли, провожу репетиции с детьми. Такой концерт продолжается десть – пятнадцать минут. Его программа разнообразна: чтение известных детям младшей группы потешек с использованием наглядного материала (игрушек, предметов, картинок); пересказ известной детям сказки; чтение новых для малышей потешек; игра - драматизация или кукольный театр; народные игры; загадывание загадок. Дети, ведущие концерт, предлагают зрителям – малышам выступить по желанию, хором произнести звукоподражание и т.д.

Большинство занятий по ознакомлению с народным творчеством я провожу в музее. От каждой новой встречи дети получают радость и удовольствие. Им интересно видеть в действии прялку, качать в зыбке куклу Дашу, самим ставить ухватом чугунок в печь. А сколько радости доставляет, когда они залезают на печь, укладываются поспать на сундук, а я пою им колыбельные песни. Ведь никому не секрет, что современные родители (мамы, бабушки) не поют своим детям колыбельных песен. А жаль...

Колыбельные песни - спутник детства. Они, наряду с другими жанрами, заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом, например, "заинька". Грамматическое разнообразие колыбельных способствует освоению грамматического строя речи. В колыбельной - не просто кот, а «котенька», «коток», «котик», «котя».

Таким образом, овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сенситивно к усвоению речи. Нормативными документами подтверждается необходимость использования фольклора в развитии речи детей дошкольного возраста.

Поэтому, словесное русское народное творчество заключает в себе поэтические ценности. Его влияние на развитие речи детей неоспоримо. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

В процессе работы были замечены такие изменения:

  • у детей повысился интерес к устному народному творчеству, они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки, самостоятельно организовывают народные игры – забавы с помощью считалок.
  • у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Исходя из анализа моей работы, можно прийти к выводу, что уровень речевого развития детей моей группы повысился.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие речи дошкольников посредством фольклора

Русское народное творчество не перестаёт удивлять и восхищать своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков,исскуствоведов, педагогов.Родн...

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»

Обобщение педагогического опыта «Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре»...

Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре

Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству  на образовательной деятельности по речевому развитию....

Развитие речи дошкольников посредством приобщения к русской народной культуре

Цель: приобщение детей младшего дошкольного возраста к устному народному творчеству  на образовательной деятельности по речевому развитию....

Опыт работы. Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности.

Опыт работыФормирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста через разные виды деятельности....

Опыт работы "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к историческим традициям своего народа с учетом ФГОС

Статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся примеры работы с дошкольниками, раскр...