Доклад на педагогический совет"Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной культурой".
презентация к уроку (подготовительная группа) по теме
Доклад на педагогический совет"Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной культурой".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 50.5 КБ |
prezentatsiya.pptx | 2.52 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
(слайд 1) Уважаемые коллеги, разрешите представить вам доклад на тему «Ознакомление детей дошкольного возраста с русской народной культурой».
(слайд 2) Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. Она не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры, создаваемой веками громадным количеством поколений и закрепленной в произведениях народного искусства.
Дошкольное детство - это период, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народного искусства, которое по своему содержанию, способам, привлекательности близко и понятно детям.
(слайд 3) Несомненно, что интерес к народной культуре с каждым годом растет. Сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Многие педагоги ДОУ занялись изучением данной темы и практикуют ее в работе с детьми. Сделали это и мы. Свою работу мы начали со средней группы, и продолжили в старшей.
Наша система работы направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.
(слайд 4) Содержание работы:
- Создание атмосферы национального быта (развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного).
- Широкое использование фольклора (фольклор - источник познавательного и нравственного развития детей).
- Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками (они тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека).
- Знакомство с народным искусством, как основой национальной культуры.
- Знакомство с русскими народными играми (в них заключается огромный потенциал для физического и умственного развития ребенка).
(слайд 5) Практика показывает, что легкость и непринужденность применения игровых форм в разных видах деятельности во многом помогает преодолеть языковой и культурный барьер, возникший между поколениями "дедов" и "внуков".
Постоянно замечая интерес малышей к потешкам, загадкам, было видно, как они помогают мне "разговорить" детей. Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек.
Дети взрослели и нужно было подбирать фольклорный материал с более сложным смыслом. Перед детьми ставилась задача не только запомнить текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его. Дети всей группой учились двигаться, говорить как лисичка, заяц, медведь и т.д., в зависимости от того, о чем песня.
(слайд 6) В старшей группе много времени уделяется рассказыванию сказок. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, выразить отношение к ее персонажам. Среди детей неоднократно проходили конкурсы на лучший рисунок или поделку по мотивам сказок, например, "Что за чудо эти сказки...".
Часто использовался и такой прием, как прослушивание сказок в аудиозаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.
(слайд 7) Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества. Они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети в повседневной жизни самостоятельно научились их применять: "Семеро одного не ждут", "Поспешишь - людей насмешишь".
Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления и события: "Весна красна цветами, а осень богата плодами", "Март с водой, апрель - с травой" и др. Изучая пословицы о труде, дети оказались моими активными помощниками в создании картотеки пословиц и поговорок. Они дома с родителями отыскивали их, а в детском саду мы вместе объясняли их смысл, учились понимать, в каких ситуациях можно их применять. На досуге проводились соревнования "Продолжи пословицу".
(слайд 8) Традиционными в группе стали выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина, выполненных по мотивам произведений устного народного творчества.
(слайд 9) Знакомя детей с изделиями народных мастеров народно-прикладного искусства: плетением из лозы и бересты, вышивкой, плетением кружев и т.п. мы не только приобщаем детей к народной культуре, но и обогащаем внутренний мир ребенка, прививаем любовь к своему народу, воспитываем гордость за русский народ, поддерживаем интерес к его истории и культуре.
(слайд 10) Регулярная работа по ознакомлению с произведениями прикладного искусства помогает детям увидеть красоту и неповторимость гжельских, хохломских, городецких, жестовских, дымковских и других мастеров народного творчества.
(слайд 11) Важное значение в работе придается обучению детей народным сюжетным, подвижным и хороводным играм. Дети узнали множество различных игр: "Гуси - лебеди", "Горшки", "Мак", "Плетень", "Взятие снежного городка", "Жмурки" и многие др. В группе созданы необходимые условия для игр. Собрана картотека народных игр с правилами и их описанием. В доступном месте - маски, костюмы, наряды для перевоплощения детей в героев разных игр.
(слайд 12) Моя работа не была бы столь плодотворной, если бы не помощь родителей. Чтобы найти отклик в их сердцах, мы проводили с ними короткие беседы, консультации. Также разъясняли, какую огромную пользу приносит народное творчество детям. Мы вместе организовывали выставки народного рукоделия, старинной посуды, открыток, одежды, игрушек.
(слайд 13) Также родители с большим интересом принимают участие в проведении народных праздников и развлечений. Традиционными стали проводы масленицы, осенины, Рождественские колядки, праздник русской березки. Проводились развлечения с приглашением бабушек "Посиделки", "Бабушкины игры"; конкурсы "Коса - девичья краса", "Наши руки не знают скуки" и многие др.
(слайд 14) Мы старались соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни, начиная со среднего дошкольного возраста. Большую роль в системе работы с детьми важно отвести народному искусству - творчеству русских умельцев, разным видам росписи, народной вышивки. Жизнь детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся.
Огромная работа по ознакомлению дошкольников с богатейшим искусством русского народа позволяет приобщить детей к национальной культуре.
(слайд 15)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Задача – воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину. Дошкольное детство - это период, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки народного искусства, которое по своему содержанию, способам, привлекательности близко и понятно детям.
Интерес к народной культуре с каждым годом растет. Наша система работы направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошлого.
Содержание работы: Создание атмосферы национального быта. Широкое использование фольклора. Знакомство с традиционными обрядовыми праздниками. Знакомство с народным искусством, как основой национальной культуры. Знакомство с русскими народными играми.
Фольклор – потешки, загадки. Потешки, загадки, помогают "разговорить" детей. Знакомство с потешками начинается с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Перед детьми ставилась задача не только запомнить текст, но и эмоционально проиграть и обыграть его.
Фольклор - сказки В старшей группе много времени уделяется рассказыванию сказок. Среди детей проходят конкурсы на лучший рисунок или поделку по мотивам сказок. Прослушивание сказок в аудиозаписи помогает детям вслушаться в мелодии, вдуматься в характер героев, насладиться напевностью родного языка.
Фольклор – пословицы, поговорки Пословицы и поговорки оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека. Пословицу можно использовать в любой ситуации: в повседневной жизни, на прогулке. С помощью детей и родителей была создана картотека пословиц.
Выставки рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина, выполненных по мотивам произведений устного народного творчества.
Изделия народных мастеров народно-прикладного искусства
Народно-прикладное искусство
Народные игры
Выставки
Праздники и развлечения
Мы старались соблюдать русские народные традиции в повседневной жизни. Большую роль в системе работы с детьми важно отвести народному искусству - творчеству русских умельцев, разным видам росписи, народной вышивки. Жизнь детей в детском саду должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педсовет "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры":«Психолого-педагогические аспекты приобщения дошкольников к истокам русской народной культуры».
Выступление на педсовете "Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры" (краткая форма)....
Доклад. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре.
Материал из опыта работы по приобщению детей младшего школьного возраста к русской народной культуре....
Выступление на педагогическом совете " Приобщение детей к истокам русской народной культуры"
Вопитание детей посредствам приобщения детей к истокам народной культуры. Знакомство с историей, традициями русской народной культуры. Значение и влияние корней нашего народа на формирование нрав...
Доклад к педагогическому совету "Ознакомление дошкольником с народным календарем"
Знакомство педагогов с основными формами ознакомления дошкольников с народным календарем...
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (младший дошкольный возраст)
Формирование представлений детей о русской культуре и воспитание патриатических чувств. Развитие интереса к устному народному творчеству. Воспитывать уважение и гордость за народное искусство своего н...
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (старший дошкольный возраст)
Ознакомление с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. Воспитание патриатических чувств у детей....
Перспективный план по ознакомлению детей с истоками русской народной культуры, устным народным творчеством. (средний дошкольный возраст)
Воспитание интереса к истокам русской народной культуры, устному народному творчеству....