Доклад. Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре.
статья (младшая группа) на тему
Материал из опыта работы по приобщению детей младшего школьного возраста к русской народной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_detey.docx | 19.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Приобщение детей младшего дошкольного возраста к русской народной культуре.
Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймем великое значение творимого нами настоящего! (М. Горький.)
Это высказывание Максима Алексеевича Горького, как нельзя лучше показывает значение изучения русской культуры для развития личности человека.
Младший детский возраст самая благодатная почва для знакомства с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность.
Работая с детьми младшего возраста, я разделила знакомство детей с русской народной культурой на три направления, они тесно связаны между собой.
1. Знакомство с устным народным творчеством.
Словесный фольклор занимает особое место в изучении русской культуры, потому что он создавался народом, передавался из уст в уста, от одного поколения к другому. Главным в этих произведениях является уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Красота фольклора открывается уже в колыбельных песнях. Они наполнены материнской любовью, сулят ребенку удачу и благополучие. За пением колыбельных песен наступает черед тешить ребенка пестушками , потешками, прибаутками. Ребенок рано привыкал делить заботы старших. Он выучивался закличкам и приговоркам. Далее появляются словесные игры: считалки, скороговорки, загадки. . В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике, побудках выполняем упражнения под потешки, также при умывании и многое другое.
2.Знакомство с народными играми, праздниками.
Неоценимым национальным богатством являются игры. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков – их быте, труде, мировоззрении. А ведь народные игры, к сожалению, почти исчезли сегодня из детства, хотя именно в них радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Формируя у детей устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают их быть честными и правдивыми.
Примечательно и то, с каким особым вниманием относились крестьяне к детским играм. Взрослые никогда не приостанавливали начатые игры, не разрушали построек, не выбрасывали игрушки. Считалось, что детские игры могут вызвать урожай, богатство или наоборот принести несчастье.
В детском саду регулярно проводятся народные праздники: Осенние посиделки, Масленица, Зимние святки, активными участниками которых являются и взрослые и дети.
3. Знакомство с декоративно- прикладным искусством.
Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные обряды. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде, узоры в кружеве и вышивке, причудливые игрушки. Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, очень важно знакомить с ним детей.
Работу с младшими дошкольниками по ознакомлению с декоративно- прикладным искусством начинаю с народной игрушки.
Живой частью народной традиции была игрушка. Через века и поколения пронесла народная память традиционные игрушечные образы. Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных Большую радость детям всех возрастов приносят русские народные игрушки и игры с ними.
Младшие дошкольники с удовольствием раскрашивают шаблоны с изображением дымковской, филимоновской игрушки. Особую радость доставляет рисование и игры с матрешками.
Главная цель моей работы знакомить детей, начиная уже с раннего возраста, с родной культурой, родной речью, произведениями устного народного творчества, способствовать развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания и тогда, по моему мнению, в будущем наши дети сумеют сохранить все культурные ценности нашего народа. Ведь народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, – народ без будущего.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре
Приобщение детей среднего дошкольного возраста к русской народной культуре Средний дошкольный возраст до сих пор является до конца не изученным ни психологами, ни педагогами. Когда ребенку 4-5 ле...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре средствами театрализованных постановок
В докладе говорится, как можно с помощью театрализованных постановок раскрыть эмоциональный мир ребёнка и приобщить его к народной культуре....
Статья "Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре посредством музейной педагогики."
Статья посвящена проблеме приобщения ребёнка к русской народной культуре посредством музейной педагогики. В статье указаны цель и задачи работы в соответствии с ФГОС ДО, представлены тематически...
Конспект совместной деятельности подгрупповой деятельности. Вторая младшая группа общеразвивающей направленности. Тема: "Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию народных сказок."
Цель: Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам народной культуры через театрализацию русских народных сказок.Задачи: )) Речевое развитие. Образовательные: активизировать и обогащать сл...
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре через декоративно-прикладное искусство
Народное декоративное искусство отвечает интересам детей старшего дошкольного возраста, дает богатую пищу их художественному восприятию, содействует развитию их эстетических переживаний и первых ...
Мой лучший проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре».
проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре»....
Перспективное планирование по приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской народной культуре
Принцип культуросообразности предусматривает построение и корректировку универсального художественно-эстетического содержания с учётом региональных культурных традиций. Реализация этого принципа в худ...