Статья «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине»
статья
Предварительный просмотр:
«Воспитание у старших дошкольников
познавательного интереса к малой родине»
Фролова Наталья Петровна воспитатель,
МБДОУ «Головчинский «ДСКВ «Солнышко»
Сегодня в системе дошкольного образования произошли серьёзные изменения:
- в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка.
- на сохранение духовно – нравственного компонента ориентирует и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО), который направлен на приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства [5, с.9].
В настоящее время, как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Дети страдают дефицитом знаний о родном селе, городе, крае. А ведь наша история нуждается в том, чтобы нынешние и последующие поколения с интересом изучали и пропагандировали всё, что с ней связано. Пока мы интересуемся своей историей, своим прошлым, не забываем настоящего – мы живём. Желание познать славное прошлое родных мест даёт импульс для развития любви к своей Родине. Чтобы развить у детей патриотические чувство к Родине, нужно «научить» быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком деле.
Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине – это поэтапная система работы, включающая в себя, ознакомление дошкольников с историко – культурным наследием родного края [1,с.3]. Для успешной реализации данной работы необходимо:
- развивать у старших дошкольников интерес к родному селу, городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего;
- развивать способность чувствовать красоту природы, архитектуры своей малой родины и эмоционально откликаться на неё;
- содействовать становлению желания принимать участие в традициях села, социальных акциях;
- развивать чувство гордости, бережное отношение к родному селу;
- познакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых людей нашего района.
Работа с детьми необходимо начинать с понятия слова «Родина», с разъяснения о том, что у каждого человека есть место, где он родился, будь то город или село.
Юным дошколятам необходимо рассказать о тех местах, где можно погулять, передавая доброжелательное отношение к своему родному городу, селу. Через иллюстрации, фотографии и другие наглядные пособия ребята должны увидеть всю панораму города, села. Научить ребят замечать вокруг то положительное, что создаётся руками людей, восхищаться этой работой, ценить и беречь, что нас окружает.
Большие возможности в воспитании патриотизма проходят в процессе знакомства дошкольников с традициями, в данной области.
Для того, чтобы вызвать у детей отклик на рассказ, вовлечь их в диалог, повествование чередуется с прямыми вопросами, доступные данному возрасту, чтобы они повышали мыслительную активность. Используются приёмы сравнения (какое был наш город, село раньше и каким стал), даются ребятам индивидуальные задания. Дети приучаются самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. В процессе общения по данной тематике постоянно фиксируется внимание и на всех тех вопросах, которые задают сами дети. Ни один из них не остаётся без ответа. По характеру вопросов можно судить об интересе ребёнка к данной теме, о глубине его собственных размышлений, что немаловажно в данной работе.
Для знакомства воспитанников с их малой Родиной, необходимо проводить экскурсий: в музеи, в храм, в детскую библиотеку и т.д. Экскурсии имеют не только образовательное, но и воспитательное значение. Большую помощь по ознакомлению детей с культурой и бытом прошлого нашего края, одеждой, утварью, предметами быта оказывают музеи, организованные в дошкольной организации. Там дети могут не только увидеть, но и потрогать все эти предметы, лучше понять русскую народную культуру.
Игра – наиболее естественный и радостный вид деятельности. Именно играя, дети могут лучше усвоить полученные знания, систематизируют и закрепляют их.
В работе в данном направлении большое внимание необходимо уделялось речевому развитию дошкольников. Это составление рассказов на темы: «Моё любимое место в городе, в селе», «Мой детский сад», «Мой дом», «Моя улица», «За что я люблю свой город, село?» и т. д.
Не менее важно в работе по ознакомлению детей с родным городом, селом является художественная деятельность. Рисование на такие темы как: «Я и моя семья», «Нарисуй дом, в котором ты хотел бы жить», «Город, село осенью», «Новый год в городе, селе».
Очень важно приобщать детей к трудовой деятельности. Любовь к своему городу, селу становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, знаниях, но и в желании и потребности трудится на её благо. Самостоятельный труд чрезвычайно важен для воспитания будущего гражданина. Во время прогулок вместе с детьми организовывать трудовую деятельность: высадка рассады цветов на клумбы, которые находятся на территории детского сада, уборка мусора, посадка и обкапывание деревьев. Когда дети сами потрудились на благо своего села, вкладывая свои старания и силы, то им уже не захочется где-то бросить бумажку или сорвать цветок с клумбы, поломать на дереве ветку…. Самое главное при этом надо доказать дошкольникам необходимость и не бесполезность их усилий, значимость их проделанной работы, чтобы они всегда видели результат своего труда.
Работа в данном направлении невозможна без тесной связи с семьями воспитанников. Необходимо формировать у родителей понятие о важности патриотического воспитания, для полноценного развития ребёнка.
Таким образом, планомерная, систематическая работа по теме: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине» даст положительные результаты. Дошкольники познакомятся с историей родного края, с образом жизни людей в старину, их трудовой деятельностью, с различными видами труда народных ремесел, с народной культурой. У них сформируется чувство настоящего патриота, который знает исторические корни своего народа, а современное дошкольное учреждение выступает той социокультурной средой, создающей оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитания патриотизма, основ гражданственности, а также интереса к своей «малой Родине».
Только в тесном сотрудничестве с семьей можно воспитать настоящего человека и патриота. Сформировать личность выпускника, как достойного представителя сообщества, носителя, пользователя и созидателя ценностей и традиций Белгородского края.
Список использованной литературы:
1. Алёшина Н. В. «Знакомство дошкольников с родным городом и страной» (Патриотическое воспитание) – УЦ ПЕРСПЕКТИВА, Москва, 2011год.
2. Ветохина А.Я., Дмитренко З.С. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт-Петербург: Изд-во Детство пресс 2011.С.45.
3. Котова И.Н. Русские обряды и традиции. Москва: Изд-во Москва 2008. С.43.
4. Леонова Н. Н., Неточаева Н. В. «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников. Целевой творческий практико - ориентированный проект» Москва, Учитель, 2013 год
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционное рисование как средства формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста"
Данный материал поёт возможность раскрыть возможность передачи красоты малой родине используя нетрадиционную нехнику рисования.Работайте в данном направлении творите сами , а самое главное учите детей...
Нетрадиционное рисование как средство формирования познавательного интереса к малой Родине у детей старшего дошкольного возраста.
Данный материал поможет раскрыть интерес ребёнка к малой Родине через нетрадиционное рисование. Мир будет счастлив только тогда , когда у каждого человека будет душа художникаИначе говоря кажд...
Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом»
Тема опыта: «Воспитание у старших дошкольников познавательного интереса к малой родине в процессе реализации проекта с региональным компонентом»Автор опыта: Чупрова Наталья Александр...
Проект «Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством ознакомления с «малой Родиной».
Характеристика проекта:По доминирующей в проекте деятельности – познавательныйПо характеру содержания: ребенок, социальное окружение, исторические и культурные ценности села.По характеру контакт...
Обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников посредством ознакомления с малой Родиной
Обобщение опыта работы по патриотическому воспитанию старших дошкольников...
Воспитание у старших дошкольников патриотических чувств к малой родине через ознакомление с профессиями родного края
В статье раскрываются особенности воспитания у старших дошкольников патриотических чувств к малой родине через ознакомление с профессиями родного края...
"Нетрадиционное рисования как средства познавательного интереса к малой Родине"
В дошкольном возрасте происходит формирование духовно-нравственной основы личности ребенка, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания ребенком себя в окружающем мире. Да...