Формирование у старших дошкольников познавательного интереса: «Изучение истории и культуры Санкт-Петербурга.»
статья (старшая группа) на тему

Егорова Татьяна Николаевна

Формирование у старших дошкольников познавательного интереса/

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ детский сад центр развития ребёнка № 38
Красносельского района
Санкт-Петербурга


                                     Выполнила
                                              воспитатель Егорова Т. Н.

Формирование у старших дошкольников познавательного интереса:
«Изучение истории и культуры Санкт-Петербурга.»

      Санкт-Петербург – гранитный город,
Взнесённый словом над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Недаром Пушкин и Растрелли,
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя – в граните и стихах!
И майской ночью в белом дыме,
И в завыванье зимних пург-
Ты – всех прекрасней, несравнимый,
Блистательный Санкт-Петербург!

                                                       Николай Агнивцев1921г.

Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одной из граней его развития является формирование у дошкольника познавательных интересов.

Г.И. Щукина выделяет следующую структуру познавательного интереса:

Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
• интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
• эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
• регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
• творческие — воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов.

             Для формирования и развития познавательного интереса необходимо:

• укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
• развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции педагога и ребенка являются равными, партнерскими;
• развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;
• использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.

Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, средство, заставляющее переживать и увлеченно работать. Для того чтобы, «разбудить» познавательный интерес ребенка необходимо сделать обучение занимательным

Значение занимательности при обучении детей:

• первоначальный толчок к познавательному интересу;
• опора для эмоциональной памяти, средство запоминания;
• своеобразная разрядка напряженной обстановки на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
• средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.


Актуальность данной темы - Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи, и в судьбе поколения. Чтобы даты перестали быть хронологией, факты – перечислением, чтобы за именами вставали живые люди, нудно пробудить интерес, заставить работать воображение. Мы живём в Петербурге, городе с необыкновенной историей, культурой, с неповторимым внешним обликом. Человек, живущий в Петербурге и не знающий своего города, духовно беден. Он обделён чувством прекрасного, которое не может не развиваться в городе на Неве. К сожалению, сейчас не только дети не знают свой город, но иногда и взрослые не уделяют должного внимания данному вопросу. И задача дошкольного образования с самых ранних лет заложить не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее Санкт-Петербурга

Для успешного достижения этого необходимо расширять и обогащать знания детей о Санкт-Петербурге.

Проводить беседы с родителями о формирования интереса к истории и культуре родного города.
Подбирать дидактические пособия, демонстрационный материал, методическую литературу, книги.
Поддерживать интерес детей и родителей к участию в работе над познанием своего города, совместно с родителями и детьми совершать экскурсии по историческим местам города, оформлять альбомы с любимыми местами города.

В детском саду необходимо показывать детям презентации для закрепления знаний о символах города, о знаменитых архитекторах и скульпторах, создавших наш город.
Способствовать воспитанию гордости за родной город, его культурное наследие.
Через знакомство детей с историей возникновения и развития города формировать у детей нравственные черты (доброту, отзывчивость, сопереживание)
При этом объяснять детям, что город создавался как защита русских земель, подчеркивать нравственную сторону (почему строили, зачем, как строили) . Подчеркнуть, что люди строили город с любовью.
Формировать представления о понятии истинного петербуржца, воспитывать культуру поведения .

Формирование познавательного интереса может строится с помощью игрового занимательного материала. необходимо создавать детям эмоционально лёгкую и радостную атмосферу, для этого можно использовать литературные загадки, скороговорки, пословицы, стихи, считалки, ребусы, дидактические игры.

*«На свете много есть чудес
Но вот прекрасный сад:
С деревьями в одном ряду
скульптуры там стоят.
А вдалеке по глади вод,
Вокруг пруда большого,
Два белых лебедя плывут,
Приветствуя любого.
Дорожки чинно нас ведут
Вдоль мраморных богов.
В тенистом чудном уголке
Сидит поэт Крылов.»                         В. Блейков. (Летний сад)

* «На болоте родился,
4 раза крестился,
Врагу не сдался,
Героем остался.»
                    (Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург)

* О каком памятнике идёт речь?

«Смотри, на бешенном скаку
Взлетел конь над гранитом,
Как неприятеля, змею
Топча своим копытом,
Сам гордо царь простёр ладонь
Над пенистой Невою,
И лишь ему дозволит конь
Командовать собою.»                Н. Щвец (Медный всадник)

                 

 Считалки – из всех словесных произведений детского творчества считалки сопровождают жизнь ребёнка почти во все периоды, они спутники многих детских игр

*«Город есть,
Есть острова,
Есть могучая Нева.
И дворцы там тоже есть,
А домов совсем не счесть.
Если хочешь всё узнать,
Выходи к нам поиграть.»

Знакомясь со стихами о городе, заучивая их, мы решаем одну из сложных задач – запомнить с детьми фамилии архитекторов и их творения, обогатить словарный запас.

*«Город, шум со всех сторон,
Но спокоен Аполлон,
Ведь сегодня представленье
Будет всем на удивленье.
Кто ж возвёл ТЕАТР ныне?
Не Растрелли, не Трезини…
Все сомнения отбросьте -
Это строил КАРЛ  РОССИ.»
                                 Н. Д. Швец

Главное в работе с детьми по формированию познавательного интереса к родному городу -  это систематичность и она всегда даст положительные результаты.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани» воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская

Цель: Повысить  профессиональную  компетентность педагогов по  вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...

Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.

Данный материал представляет собой аппробированный опыт работы с детьми 4 - 5 лет по знакомству с Санкт-Петербургом....

Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к архитектуре Санкт – Петербурга средствами дидактических игр в дополнительном образовании.

Дополнительное образование является специфической системой построения дополнительного (к базовому) образовательного пространства развития ребенка и решает не только утилитарные задачи, но позволяет ра...

Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к покорителям космоса

Как формировать у старших дошкольников познавательный интерес к покорителям космоса...

Изучение истории и культуры Санкт-Петербурга с детьми ЗПР в рамках изучения лексических тем. Опыт работы воспитателей и дефектолога в подготовительной группе.

Задержка психического развития – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии.  Обучающиеся...

Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.

Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга....