Формирование у старших дошкольников познавательного интереса: «Изучение истории и культуры Санкт-Петербурга.»
статья (старшая группа) на тему
Формирование у старших дошкольников познавательного интереса/
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 17 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ детский сад центр развития ребёнка № 38
Красносельского района
Санкт-Петербурга
Выполнила
воспитатель Егорова Т. Н.
Формирование у старших дошкольников познавательного интереса:
«Изучение истории и культуры Санкт-Петербурга.»
Санкт-Петербург – гранитный город,
Взнесённый словом над Невой,
Где небосвод давно распорот
Адмиралтейскою иглой!
Как явь, вплелись в твои туманы
Виденья двухсотлетних снов,
О, самый призрачный и странный
Из всех российских городов!
Недаром Пушкин и Растрелли,
Сверкнувши молнией в веках,
Так титанически воспели
Тебя – в граните и стихах!
И майской ночью в белом дыме,
И в завыванье зимних пург-
Ты – всех прекрасней, несравнимый,
Блистательный Санкт-Петербург!
Николай Агнивцев1921г.
Дошкольный возраст является уникальным периодом развития личности ребенка, так как в этот период формируются представления ребенка об окружающем мире, происходит его интенсивное физическое и психическое развитие. Одной из граней его развития является формирование у дошкольника познавательных интересов.
Г.И. Щукина выделяет следующую структуру познавательного интереса:
Познавательный интерес состоит из следующих взаимосвязанных процессов:
• интеллектуальные — логические действия и операции (анализ, синтез, обобщение, сравнение), доказательства;
• эмоциональные — переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью;
• регулятивные — волевые устремления, целенаправленность, настойчивость, внимание, принятие решений;
• творческие — воображение, предвосхищение, озарение, создание новых моделей, образов.
Для формирования и развития познавательного интереса необходимо:
• укреплять в каждом ребенке веру в свои силы, поощрять его, не ослаблять его интереса недоверием, негативными оценками;
• развивать у детей чувство собственного достоинства: позиции педагога и ребенка являются равными, партнерскими;
• развивать творческие силы детей, создавать для этого условия;
• использовать приемы, способствующие выходу двигательной энергии.
Познавательный интерес – средство привлечения к обучению, средство активизации мышления детей, средство, заставляющее переживать и увлеченно работать. Для того чтобы, «разбудить» познавательный интерес ребенка необходимо сделать обучение занимательным
Значение занимательности при обучении детей:
• первоначальный толчок к познавательному интересу;
• опора для эмоциональной памяти, средство запоминания;
• своеобразная разрядка напряженной обстановки на занятии, средство переключения эмоций, внимания, мыслей;
• средство повышения эмоционального тонуса для пассивных детей.
Актуальность данной темы - Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему городу. История города – это живая история, она отражается и в биографии семьи, и в судьбе поколения. Чтобы даты перестали быть хронологией, факты – перечислением, чтобы за именами вставали живые люди, нудно пробудить интерес, заставить работать воображение. Мы живём в Петербурге, городе с необыкновенной историей, культурой, с неповторимым внешним обликом. Человек, живущий в Петербурге и не знающий своего города, духовно беден. Он обделён чувством прекрасного, которое не может не развиваться в городе на Неве. К сожалению, сейчас не только дети не знают свой город, но иногда и взрослые не уделяют должного внимания данному вопросу. И задача дошкольного образования с самых ранних лет заложить не только интерес к истории нашего города, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героическое прошлое и настоящее Санкт-Петербурга
Для успешного достижения этого необходимо расширять и обогащать знания детей о Санкт-Петербурге.
Проводить беседы с родителями о формирования интереса к истории и культуре родного города.
Подбирать дидактические пособия, демонстрационный материал, методическую литературу, книги.
Поддерживать интерес детей и родителей к участию в работе над познанием своего города, совместно с родителями и детьми совершать экскурсии по историческим местам города, оформлять альбомы с любимыми местами города.
В детском саду необходимо показывать детям презентации для закрепления знаний о символах города, о знаменитых архитекторах и скульпторах, создавших наш город.
Способствовать воспитанию гордости за родной город, его культурное наследие.
Через знакомство детей с историей возникновения и развития города формировать у детей нравственные черты (доброту, отзывчивость, сопереживание)
При этом объяснять детям, что город создавался как защита русских земель, подчеркивать нравственную сторону (почему строили, зачем, как строили) . Подчеркнуть, что люди строили город с любовью.
Формировать представления о понятии истинного петербуржца, воспитывать культуру поведения .
Формирование познавательного интереса может строится с помощью игрового занимательного материала. необходимо создавать детям эмоционально лёгкую и радостную атмосферу, для этого можно использовать литературные загадки, скороговорки, пословицы, стихи, считалки, ребусы, дидактические игры.
*«На свете много есть чудес
Но вот прекрасный сад:
С деревьями в одном ряду
скульптуры там стоят.
А вдалеке по глади вод,
Вокруг пруда большого,
Два белых лебедя плывут,
Приветствуя любого.
Дорожки чинно нас ведут
Вдоль мраморных богов.
В тенистом чудном уголке
Сидит поэт Крылов.» В. Блейков. (Летний сад)
* «На болоте родился,
4 раза крестился,
Врагу не сдался,
Героем остался.»
(Санкт-Петербург, Петроград, Ленинград, Санкт-Петербург)
* О каком памятнике идёт речь?
«Смотри, на бешенном скаку
Взлетел конь над гранитом,
Как неприятеля, змею
Топча своим копытом,
Сам гордо царь простёр ладонь
Над пенистой Невою,
И лишь ему дозволит конь
Командовать собою.» Н. Щвец (Медный всадник)
Считалки – из всех словесных произведений детского творчества считалки сопровождают жизнь ребёнка почти во все периоды, они спутники многих детских игр
*«Город есть,
Есть острова,
Есть могучая Нева.
И дворцы там тоже есть,
А домов совсем не счесть.
Если хочешь всё узнать,
Выходи к нам поиграть.»
Знакомясь со стихами о городе, заучивая их, мы решаем одну из сложных задач – запомнить с детьми фамилии архитекторов и их творения, обогатить словарный запас.
*«Город, шум со всех сторон,
Но спокоен Аполлон,
Ведь сегодня представленье
Будет всем на удивленье.
Кто ж возвёл ТЕАТР ныне?
Не Растрелли, не Трезини…
Все сомнения отбросьте -
Это строил КАРЛ РОССИ.»
Н. Д. Швец
Главное в работе с детьми по формированию познавательного интереса к родному городу - это систематичность и она всегда даст положительные результаты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Формирование у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани»воспитатель Сахно Н.И. МБДОУ №41 «Подснежник» ст.Анапская
Цель: Повысить профессиональную компетентность педагогов по вопросу формирования у дошкольников познавательного интереса к истории и культуре Кубани. Материал: слайды...
Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.
Данный материал представляет собой аппробированный опыт работы с детьми 4 - 5 лет по знакомству с Санкт-Петербургом....
Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к архитектуре Санкт – Петербурга средствами дидактических игр в дополнительном образовании.
Дополнительное образование является специфической системой построения дополнительного (к базовому) образовательного пространства развития ребенка и решает не только утилитарные задачи, но позволяет ра...
Формирование у старших дошкольников познавательного интереса к покорителям космоса
Как формировать у старших дошкольников познавательный интерес к покорителям космоса...
Роль игры в развитии познавательного интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга у старших дошкольников
Представлен материал из опыта работы...
Изучение истории и культуры Санкт-Петербурга с детьми ЗПР в рамках изучения лексических тем. Опыт работы воспитателей и дефектолога в подготовительной группе.
Задержка психического развития – это психолого-педагогическое определение для наиболее распространенного среди всех встречающихся у детей отклонений в психофизическом развитии. Обучающиеся...
Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга.
Система планирования воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста по воспитанию у них интереса к истории и культуре Санкт-Петербурга....