Статья "Роль профессиональной ориентации в организации предпрофильной подготовки воспитанников»
статья на тему

Викторова (Собянина) Ирина Владимировна

Процесс профессионального самоопределения воспитанников детского дома имеет свои особенности в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких, разнообразных связей позволяющих подростку включаться в систему ориентации в мире профессий. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль профессиональной ориентации в организации предпрофильной подготовки воспитанников «Детского дома «Радуга» г.Юрги»

Викторова И.В.

МОУ «Детский дом «Радуга» г.Юрги»

deti39@yandex.ru

Особенности предпрофильной подготовки в условиях детского дома «Радуга». Процесс профессионального самоопределения воспитанников детского дома имеет свои особенности в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких, разнообразных связей позволяющих подростку включаться в систему ориентации в мире профессий.

Мы все понимаем, что каким бы хорошим не был детский дом – это искусственная среда для развития детей. На протяжении 5 лет специалисты детского дома «Радуга» работают над внедрением системы профессиональной ориентации в рамках предпрофильной подготовки. И задача воспитателей,  психолога, социального – педагога и др. специалистов  сделать так, чтобы воспитанник развивался, рос, и, выпускаясь из стен детского дома, был способен к полноценной самостоятельной жизни, стать хозяином своей судьбы, полноправным членом общества и достойным гражданином России. Детские дома, создавая комфортные условия проживания, но, не достаточно заботясь о дальнейшей, самостоятельной судьбе ребёнка, сначала отрывают его от реальной жизни, отторгают от привычной среды, в которой он жил с рождения, а затем, возвращают туда же. В этот момент подросток получает стрессовую, кризисную ситуацию. Отсюда следует, что пока подросток находиться в детском доме, необходимо готовить его к самостоятельной жизни, чтобы он не оказался потерянным в самостоятельной жизни и нашёл своё место в ней. Тем самым свести к минимуму его кризисную ситуацию в профессиональном самоопределении и социальном становлении после выпуска. Для профессионального самоопределения воспитанников в детском доме «Радуга» большими возможностями располагает трудовая деятельность: труд по самообслуживанию, трудовая деятельность по благоустройству детского дома и прилегающей к нему территории, а так же производительный труд в теплице.

В детском доме на высоком уровне организована работа дополнительного образования, модель которого предусматривает все аспекты личностно-ориентированной педагогики, так как в процессе организации профориентационной работы надо идти от личности, а не от профессиональной среды, учить подрастающее поколение чётко ориентироваться в мире профессий. Профессиональная ориентация в условиях нашего детского дома берёт своё начало в объединениях дополнительного образования: творческих мастерских изобразительного и прикладного искусства; театральной, вокальной, хореографической студиях;  компьютерном классе; библиотеки; музее; теплице; стрелковом тире; тренажёрном, борцовском залах; бассейне; в спортивном зале, на спортивной площадке расположенной на территории детского дома. Каждое объединение дополнительное объединение имеет свою учебно–воспитательную программу, утверждённую методическим объединением, директором детского дома.

В детском доме действует самоуправление. Хорошо организованное детское самоуправление положительно сказывается на профессиональной ориентации и допрофессиональной подготовке детей - сирот. Ежемесячно проводятся дни самоуправления. В процессе дня самоуправления воспитанники получают представление о профессиях директора учреждения; заместителей по ВР, БЖ, АХЧ; социального педагога; педагога организатора; психолога; воспитателя; медицинского работника. Это всё оказывает большое влияние на профессиональную ориентацию детей. Для выявления и раскрытия литературных способностей в детском доме на протяжении 5 лет ежемесячно пресс центром  выпускается газета «Наш дом» в которая освещает все события.  

Проводимая работа обеспечивает подготовку детей-сирот к жизни в современных сложных условиях социально-экономического развития, помогает профессиональному самоопределению в соответствии с требованиями рынка труда. В детском доме среди детей любимы занятия в кружках «Домоводства», «Хозяюшка», где воспитанники учатся шить, вязать, плести, вышивать, готовить. Изделия воспитанников выставляются на разнообразных областных и городских выставках. Руками детей много сделано для того, чтобы создать уют в детском доме. В процессе работы они приобретают необходимые в самостоятельной жизни навыки. На выбор жизненного пути воспитанников существенно влияет правильная профориентационная работа, прогнозирование способностей каждого ребёнка к той или иной профессии. Воспитатель, социальный педагог ориентируют детей на широкий круг выбираемых профессий путём расширения информации о них через беседы, дискуссии, экскурсии в учебные учреждения, на предприятия, встречи с выпускниками. Одним из главных направлений в работе по профориентации является организация работы по профессиональным пробам и анализ их результатов. Данная работа организована так, что в ходе выполнения проб,  возможно, совершенствовать трудовые навыки и умения воспитанников в различных видах деятельности. Для чего в детском доме созданы соответствующие условия для каждого направления:

«Человек - художественный образ» - занятия в театральной, изобразительной, вокальной  студиях, в зале хореографии, музее, библиотеке.

«Человек - знак» - навыки  работы на ПК, с копировальной техникой.

«Человек - человек» - занятия в  логопедическом и медицинском кабинетах, беседы с педагогом-психологом.

«Человек - техника» - занятия в швейной мастерской, в кабинете адаптации, работа с бытовыми приборами.

«Человек – природа» работа в теплице и на прилегающей территории детского дома.

Положительным направлением в работе является ежегодное участие в месячнике профориентации, акции «Здоровье и профессия». Социальный педагог проводит в системе занятия по программе «Стань успешным…» в оборудованном кабинете профориентации, используя  разнообразных формах: конференция, дискуссия, круглый стол, деловые игры, экскурсии с выездом в города Кемеровской, Новосибирской области и мн.др. Оформлен информационный стенд «Твой выбор», где размещается информация о профессионально-образовательных учреждениях и условия поступления в них. Таким образом, происходит первоначальное знакомство с миром профессий в условиях детского дома.

Ко всему вышесказанному можно добавить, что введение системы профессиональной ориентации в рамках предпрофильной подготовки необходимо, и неизбежно начало профильного обучения с раннего возраста. Необходимо тщательно обдумать программу профессиональной ориентации в рамках предпрофильной подготовки в условиях детского дома, учитывая психологические особенности воспитанников, так чтобы они не «возненавидели» выбранную профессию из-за той нагрузки, которая на них свалится.

        В настоящее время изменилось само содержание профессиональной деятельности. Сейчас под профессией чаще всего имеют в виду образование, под профессиональной деятельностью – работу.

        Для педагога и психолога детского дома очень существенно понимать, что эти перемены в мире профессий приводят к тому, что подростку, вступающему в жизнь, возможно не раз придётся сменить профессию, либо проходить переподготовку в рамках выбранной, но ставшей иной по составу операций и содержанию профессии.

        Таким образом, психолог, воспитатель должен не только ориентировать воспитанника на  определённую профессию или ряд родственных специальностей, но и показать, что высококвалифицированный специалист должен быть готовым приобретать на базе уже имеющихся у него знаний и навыков такие же знания и навыки в близкой и даже совершенно новой для него специальности, быть психологически готовым к смене специальности.         Основной целью профориентационной работы в детском доме является помощь воспитанника в профессиональном самоопределении, которое в свою очередь является не выбором профессии из поля существующих профессий, а осознание своих жизненных ценностей и формирование навыков применения их в своих профессиональных поисках и пробах.

        Профессиональная ориентация в детском доме является подсистемой трудового обучения, но не сводится к трудовому воспитанию и обучению, и  содержание работы обуславливается общими задачами профориентации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формы, методы и приемы работы с дошкольниками по ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ»

В последнее время утрачивается ценность труда для молодого подрастающего поколения. Признаком «успешности» человека молодёжь считает наличие денег, а то, что эти «деньги» должн...

Подготовка к участию в чемпионате Baby Skills как одно из направлений работы по ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается проблема необходимости ранней профессиональной ориентации в дошкольном возрасте. В частности рассматривается чемпионат Baby Skills, как одно из направлений работы в данно...

Реализация деятельности по ранней профессиональной ориентации на примере дидактической игры «Сити – фермер» для воспитанников старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается вопрос раннего профессионального ориентирования, на примере ознакомления дошкольников с профессией «Сити – фермер» через дидактическую игру....

Особенности профессиональной ориентации воспитанников Центра содействия семейному воспитанию.

Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех...

Формы, методы и приёмы работы с дошкольниками по ранней профессиональной ориентации воспитанников дошкольного учреждения

Презентация по профессиям: Формы, методы и приёмы работы с дошкольниками по ранней профессиональной ориентации воспитанников дошкольного учреждения...