Подготовка к участию в чемпионате Baby Skills как одно из направлений работы по ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (подготовительная группа)

Тереханова Ирина Александровна

В статье рассматривается проблема необходимости ранней профессиональной ориентации в дошкольном возрасте. В частности рассматривается чемпионат Baby Skills, как одно из направлений работы в данной области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tezisy_terehanova_i.a.docx20.07 КБ

Предварительный просмотр:

Тереханова Ирина Александровна,

      воспитатель МАДОУ детский сад № 50,

городской округ Ревда

Подготовка к участию в чемпионате Baby Skills как одно из направлений работы по ранней профессиональной ориентации детей старшего дошкольного возраста

Инженеру хорошо,

а доктору –

                    лучше,

я б детей лечить пошел,

пусть меня научат.

В. Маяковский

Поэт считал, что ребенок с малых лет должен начинать задумываться о том, кем он станет в будущем, и какого уровня жизни он хотел бы достичь. Но в настоящее время проблема дальнейшего выбора профессии является актуальной. Дети, заканчивая школу, не до конца уверены кем они хотят стать. И чтобы в 15-17 лет ребенок не стоял на распутье, боясь выбрать ту или иную профессию, необходимо, чтобы он понимал для чего он учиться в школе. А задача педагогов детского сада, помочь ему в этом.

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата. В следствии этого работу по профессиональной ориентации необходимо начинать в дошкольном возрасте.

Что же такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Профориентационные занятия и мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профессиональной ориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников.

Ранняя профессиональная ориентация призвана:

- дать ребенку начальные и максимально разнообразные представления о профессиях;

- сформировать у ребенка эмоционально-положительное отношение к труду и профессиональному миру;

- предоставить возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности; с тем, чтобы позже, в подростковом возрасте, ребенок смог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя при выборе профессии более уверенно.

Ранняя профессиональная ориентация заключается также в создании соответствующей развивающей предметно-пространственной среды. Кроме того, деятельность по ранней профессиональной ориентации включает в себя мероприятия с родителями, которые направлены на приобщение родителей к совместной с дошкольной образовательной организацией работе по ранней профориентации детей.

Одним из направлений работы по ранней профессиональной ориентации можно считать подготовку к участию в чемпионате Baby Skills. Чемпионат является финалом всего проекта Bаby Skills, направленного на многоступенчатое получение детьми дошкольного и младшего школьного возраста начальных навыков (Skills) профессионального мастерства в разных профессиях и сферах деятельности.

В городском округе Ревда прошел чемпионат Bаby Skills по компетенции «Поварское искусство» среди воспитанников подготовительных групп. Дети к подготовительной группе уже имеют определенные представления о профессии повара, но эта информация чаще всего носит общий теоретический характер. В группе началась работа по углублению и расширению представлений детей о конкретной профессии с практической составляющей.

Деятельность по ознакомлению с профессией повара велась по следующим направлениям: выявление знания детей о данной профессии; что нужно для того, чтобы реализовываться данной профессии; какие инструменты нужны для выполнения профессиональных действий в данной профессии; где работают люди, выбравшие для себя данную профессию; какую пользу приносит обществу данная профессия.

В процессе углубления знаний детей о профессии повара были проведены следующие мероприятия:

  • Беседа на тему «История возникновения профессии повара», в ходе которой ребята узнали, откуда появилась данная профессия, и как она развивалась на протяжении веков в разных странах мира. Беседа о том, в каких образовательных учреждениях можно получить профессию.  
  • Просмотр фильмов и презентаций о профессии повара. В результате, которых дети узнали о том, что повара работают не только в столовых, но и в ресторанах, кафе, закусочных.
  • Экскурсия в пищеблок детского сада, где ребята познакомились с инструментами помощниками, необходимыми для приготовления пищи. Наблюдали за процессом приготовления супа.
  • В группе совместно с детьми был изготовлен лэпбук о профессии повара.
  • Чтение художественной литературы.
  • Дидактические игры «Что лишнее», «Свари суп», «Свари компот», лото «Профессии».
  • Сюжетно-ролевая  игра «Кафе».
  • Дома ребята с мамами готовили фирменное блюдо своей семьи, из рецептов блюд был оформлен альбом «Любимые блюда нашей группы».

Для более наглядного знакомства с профессией, в детский сад мы пригласили повара из городской столовой. В ходе живого и непринужденного общения с настоящим представителем профессии ребята узнали много нового, смогли задать интересующие их вопросы. Под руководством повара дети готовили салат «Оливье», который потом с удовольствием съели.

В рамках детского сада среди воспитанников подготовительных групп прошел конкурс «Юные поварята». Семьи участников со всей ответственностью подошли к подготовке к конкурсу. Дома были отобраны рецепты салатов, которые ребята готовили на конкурсе. Дети самостоятельно нарезали овощи и красиво сервировали готовое блюдо. Салаты были самые разнообразные и не менее вкусные. Победитель конкурса принял участие в городском чемпионате Baby Skills.

Таким образом, проводимая работа по ранней профессиональной ориентации значительно расширяет представление о профессиях, формирует у дошкольников определенный элементарный опыт профессиональных действий, позволяет ненавязчиво подвести детей к важному выводу, что труд, профессиональная деятельность являются значимой сферой жизни.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие пространственной ориентации детей старшего дошкольного возраста посредством якутских сказок

Известно, что большую часть времени ребенок- дошкольник проводит в замкнутом пространстве детского сада. А развитие ориентировки детей в открытой среде, кроме программы «Развитие» (Л.А. Венгер),...

Доклад из опыта работы « Дизайн – как метод проектной деятельности, направленный на развитие художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

Интерес к рисованию у детей появляется рано. Взрослые рисуют, пишут при детях, и ребенок тянется к карандашу. Рисуют почти все дети. Одни больше, другие меньше. Рисование занимает особое место в...

Раннее профессиональное самоопределение детей старшего дошкольного возраста

Профориентация дошкольников – это новое, малоизученное направление в психологии и педагогике. Когда и как можно начинать работу с целью выявления профессионального самоопределения? Эти и другие вопрос...

Опыт работы «Осуществление краеведческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста, как выполнение одной из задач стратегии государственной образовательной политики»

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...

Буклеты: "Игры для детей старшего дошкольного возраста, направленные на снятие агрессии", "Игры для детей старшего дошкольного возраста на снятие мышечного напряжения"

Буклеты для родителей и воспитателей, направленные на снятие агрессии и мышечного напряжения у детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы по направлению «Сказка, как средство развития личности детей старшего дошкольного возраста»

Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум.Сказка может дать ключи для того,чтобы войти в действительность новыми путями,может помочь ребенку узнать мир,может одарить его воображение и научитькрит...