«Профессиональная ориентация воспитанников на основе внутренних ресурсов Ирбейского д/с № 2 «Солнышко
методическая разработка
XVII муниципальная конференция «Создаем будущее сегодня».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
komanda_irbeyskiy_ds_no_2_solnyshko_yakovleva_shmidt_vystuplenie_na_kansk_1.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОБУ Ирбейский д/с № 2 «Солнышко»
XVII муниципальная конференция «Создаем будущее сегодня».
Тема: «Профессиональная ориентация воспитанников на основе внутренних ресурсов Ирбейского д/с № 2 «Солнышко»
год
Команда Ирбейского д/с № 2 «Солнышко»:
А.C. Яковлева, воспитатель;
Е.М.Шмидт, старший воспитатель
Актуальность. Слайд 2
Одной из задач национального проекта «Образование» является то, что мы должны профессионально сориентировать обучающихся. Ребенок должен понимать и ответить себе «Что я хочу делать?». Далее понимать, а «Что востребовано?» вообще в муниципалитете, в крае, стране? За что я буду получать деньги. И «Где я могу получить данную профессии? И что мне для этого необходимо уже сейчас предпринять, усилить изучение какой образовательной области, на что направить свою деятельность». Ориентация детей младшего возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их всестороннего, полноценного развития. Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для ранней профориентации через предоставление ребенку права демонстрировать уровень освоения практических навыков той или иной профессии с учетом возрастных возможностей. Работа педагогов нашего детского сада направлена на погружение дошкольников в практические формы работы по ознакомлению с профессиями.
Включившись в муниципальный проект Единое образовательное пространство-вектор осознанного выбора профессий («ЕОПВОВП») администрацией детского сада, педагогическим коллективом стала выстраиваться система работы по ранней профориентации дошкольников. В 2018 году на педагогическом совете определены концептуальные документы, отражающие специфику работы Ирбейского д/с № 2 «Солнышко»: договора с партнерами (Тальской сош, Ирбейской сош № 1, библиотекой); приказы: по организации конкурсных мероприятий, организации развивающей -предметно пространственной среды (РППС), утверждении плана ДОО, плана работы с партнерами. В детском саду организовано методическое сопровождение педагогов по вопросам ознакомления с профессиями. Локальными нормативными актами ДОУ закрепляется зона ответственности каждого члена педагогического коллектива за реализацию мероприятий ранней профориентации. Ежегодно на итоговом педагогическом совете проводится анализ эффективности реализованных мероприятий, ставятся цели и определяются показатели, которые планируем достичь в предстоящем учебном году через мероприятия, которые уже носят традиционных характер (совместные проекты педагогов, детей и родителей; конкурсное движение ДОО). С 2019 года в детском саду организовано конкурсное движение по ранней профориентации. Конкурс помогает объединить всех участников образовательных отношений и вовлечь родителей в образовательную деятельность. В ходе беседы с детьми выяснилось, что на вопрос «Где работают ваши родители?», ребята отвечали «На работе», а на вопрос «Что они делают на работе?» дети отвечали «Зарабатывают деньги». Стало ясно, что дети мало знают о профессии своих родителей.
Слайд 3
Первый конкурс «Удивительный мир профессий» познакомил детей с профессиями родителей. Была оформлена выставка детско-родительских работ: это были рисунки и аппликации, поделки и макеты; оформлены папки по профессиям родителей. С профессиями родителей мы познакомили. Но реализуя те или иные проекты, у детей возникали вопросы и по другим современным профессиям: балерина, кондитер, дизайнер и др.
Первый конкурс прошел очень интересно и увлекательно. Родители стали активными участниками конкурса. 75 % родителей воспитанников включились в конкурсные мероприятия вместе с детьми. С целью создания в нашем детском саду информационного пространства, посвященного профессиональному самоопределению детей, педагогическим коллективом на итоговом педсовете было принято решение конкурсное движение «В мире профессий» внести в годовой план на следующий год и таким образом это стало уже нашей традицией.
Слайд 4
На основании годового плана МДОБУ Ирбейского д/с 2 «Солнышко» на 2019-2020 учебный год мы провели Фестиваль детского творчества «Я выбираю профессию». К нашему саду присоединились филиалы нашего сада и конкурс проходил среди детей и других садов.
В соответствии с положением участниками Фестиваля были старшие дошкольники и их родители (законные представители), педагоги. В конкурсе принимало участие 80% детей и родителей от двух групп нашего детского и дети старшего дошкольного возраста двух филиалов сада (Степановский, Юдинский д/с). Сотрудничество с родителями позволяет формировать у детей представления о разных видах деятельности, их значении. Главное, что в результате этого конкурса ребята поняли, что очень важно выбрать профессию по душе, только тогда можно стать мастером своего дела и приносить пользу.
Слайд 5
Дети знают современные профессии, и интересуются спецификой трудовых действий, так возник интерес у ребят к профессии «дизайнер» и предложили провести конкурс детского творчества «Юный дизайнер».
Участниками Конкурса были воспитанники 5 - 7 лет нашего сада и двух филиалов Юдинского и Степановкого д/с. Конкурс профессии дизайнер аксессуаров привлек внимание и родителей. С увлечением придумывали и изготавливали дети своими руками или совместно с родителями кольца, броши, серьги из различных материалов. Затем свои изделии ребята демонстрировали членам жюри: рассказывали, как придумали и из чего изготовили свои аксессуары. Получились интересные дизайнерские вещи: сумка ручной работы, бусы, кольца, ободки. Очень интересным и неожиданным моментом была презентация мальчиками старшей группы сумочек. Одна из лего-конструктора, которую Ваня придумал, и вторая связана мамиными руками, но дизайн украшений на ней придумал Тимофей.
Слайд 6
С целью создания условий для развития творческих способностей всех участников образовательных отношений, повышение эстетического художественного уровня оформления групповых помещений ко дню матери мы организовали оформление фото зон в группах детского сада. 55% родителей приняли участие в оформлении фото-зоны. При оформлении фото зоны были использованы фотографии мам на своем рабочем месте - тем самым закрепляя знания детей о профессиях мам.
Слайд 7
С 2018 года педагоги нашего сада сотрудничают с Тальской сош по реализации школьного проекта «МоПед» - молодые педагоги. Выполняя адресные рекомендации по итогам работы за 2020-2021 у.г. рабочей группой ДОО разработан проект методической деятельности в рамках муниципальной методической площадки по теме: «Удивительный мир профессий» с Тальской сош. В 2021-2022 проект начал реализовываться в соответствии с планом работы.
Слайд 8
Старшеклассники Тальской сош посещают открытые мероприятия педагогов и знакомятся с профессиями воспитателя, инструктора по физической культуры, учителя логопеда, психолога. Затем проводят непосредственные занятия с детьми с использованием ЛЕГО конструктора и ЛогоРобота Пчёлка. Старшие дошкольники знакомятся со школьной жизнью посредством общения со старшеклассниками в «родных» стенах детского сада. Для формирования «внутренней позиции школьника» возникла необходимость выстроить систему работы в данном направлении между ДОО и СОШ. Ежегодно разрабатывается план совместной работы детского сада и Тальской сош. Новое в наших встречах стало то, что в соответствии с тематикой занятия дошкольники знакомятся с разными профессиями: например, на занятии «Наша Родина», старшеклассники знакомили с профессиями замечательных людей, прославивших русскую землю своим творчеством и трудом - писатели, художники, спортсмены. При знакомстве с космосом на занятии по лего-конструированию старшеклассники познакомили с профессиями космонавта, инженера. А на заключительные встречи при знакомстве с техникой Победы, Кремлем и Спасской башней мы знакомили дошколят с профессиями конструктора, архитектора.
Слайд 9
С сентября 2021 года в саду организована работа двух кружков: «Легознайки» и «Мир театра». Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире профессий мы продолжили строить с учётом современных образовательных технологий. Конструирование дает возможность детям в увлекательной, активной и продуктивной деятельности обогащать свои представления о разных видах профессий. Ребята могут мечтать и воплощать свои замыслы в играх: сегодня – врач, завтра – инженер и даже космонавт. Практическое значение и новизна данного направления состоит в том, что он позволяет детям дошкольного возраста в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования и сформировать положительные отношения к труду взрослых. LEGO–конструирование раскрывает для детей дошкольного возраста мир техники и знаний о труде взрослых. На кружковых занятиях конструируя мост, ребят знакомят с профессиями строителя, прораба и др.
Второй кружок «Мир театра» знакомит ребят с миром театра. Дети знакомятся и с многообразием театральных профессий: актер, режиссер, костюмер. А также примеряют эти роли на себя.
Слайд 10
С целью анализа результатов работы по ранней профориентации со старшими дошкольниками, совместно с педагогами в холле детского сада оформляется стенд «Ранняя профориентация». Стенд ежеквартально обновляется по трем модулям: первый модуль родители в своей профессии, второй модуль «Кем я хочу быть?», третий модуль «Ознакомление детей с профессиями ближайшего социума». На стенде размещаются фото материалы, рисунки и поделки детей.
Слайд 11
Работа по ранней профориентации дошкольников реализуется в присущих дошкольному возрасту видах детской деятельности: непосредственно образовательной, игровой, изобразительной, трудовой, музыкальной, коммуникативной, физической. 33 % педагогов применяют социо-игровые технологии, 100 % применяют метод проектов, который дает возможность в интересной форме расширять и углублять знания детей, объединять профессии в тематические блоки, применять различные технологии. Так, работая над проектом «Столовый этикет» дети знакомились с профессией повара. Совершая экскурсии на кухню детского сада, они видели: во что одет повар, его отношение к работе, процесс приготовления еды и особенно результат. Что повысило аппетит детей и уважение к труду повара. Виртуальные экскурсии помогают воспитанникам узнать профессии пекаря, кондитера, официанта, заглянуть на фабрику по производству посуды и не только.
Слайд 12
При ознакомлении детей с профессиями мы систематизировали материал по тематическим блокам: профессии сотрудников детского сада, профессии родителей, профессии социальных партнёров, современные профессии. Создана методическая копилка «Мир профессий» по ранней профориентационной работе с воспитанниками.
Методическая копилка имеет электронные материалы проведенных мероприятий с детьми: разработки занятий, бесед, экскурсий, конкурсов, проектов, игр.
Также имеются материалы, изготовленные педагогами, детьми, родителями: альбомы с профессиями родителей (врач, полицейский, водитель, шахтер, строитель и др.), профессиями сотрудников детского сада (повар, воспитатель); профессии социальных партнеров (пожарный, продавец и др.); современные профессии (балерина, художник, программист и др.).
Слайд 13
Информацию о профессиях дети получают в процессе игр, экскурсий, бесед, наблюдений, чтения художественной литературы, рассматриваний картинок,
проведения театрализованных представлений, педагогических социо – игровых ситуаций по овладению определенными умениями и элементами трудовой деятельности.
Слайд 14
Работа по каждой теме завершается организацией сюжетно – ролевых игр, которые дают возможность детям как можно ярче проявить себя и применить весь свой накопленный опыт и все свои знания. А для их организации в группах создается развивающая предметно-пространственная среда.
Важным внутренним ресурсом нашего детского сада являются родители. Они стали активными участниками в образовательной деятельности по ознакомлению детей с профессиями. Педагоги включают родителей в воспитательный процесс через различные формы работы: создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группах, реализацию проектов, участие в конкурсах, праздниках, досугах. Родители рассказывают о своих профессиях на занятиях; оформляют альбомы, папки-раскладушки, книжки о своей профессии.
Слайд 15
Педагоги совместно с родителями организуют РППС для реализации основ ранней профессиональной ориентации. Готовясь ко «Дню космонавтики», дети узнают много нового о профессиях: космонавт, астроном, инженер – конструктор, инженер – робототехник, космический биолог. Учатся с помощью взрослых (родителей и воспитателей) создавать космические макеты.
Слайд 16
Видя увлеченность своих детей, родители с удовольствием включаются в различные мероприятия по ранней профориентации. С каждым годом количество семей, участвующих в образовательном процессе растет. В первый год их участие составляло 30 %, на сегодня уже процент вовлеченности семей составляет 80 %. В 2021 году мамы активно включились в оформление фотозон групповых комнат ко дню матери. Эстетически оформленное место помогло ребятам еще раз закрепить профессии своих мам, с удовольствием и гордостью фотографировались на фоне своих мам.
Слайд 17
Педагоги и родители понимают практическую значимость работы по ранней профориентации. За 4 года системной работы получены первые результаты. Дети знакомы (учетом местных условий) с некоторыми видами труда в социальной сфере, в сфере обслуживания, сельском хозяйстве. В детском саду создаются условия для приобретения личного трудового опыта.
Слайд 18
Реализуя проект муниципальной методической площадки «Удивительный мир профессий», педагоги расширяют представления детей о труде людей разных профессий, знакомят с результатами труда и общественной значимости труда. В рамках взаимодействия с партнерами проекта продолжается знакомство с профессиями на селе.
Слайд 19
Когда работа проводится в системе, видны результаты и перспективы развития. В 2022-2023 у.г. проходит погружение дошкольников в практические формы работы по ознакомлению с профессиями, через игровой чемпионат Юный мастер по компетенции «Поварское дело» (далее Чемпионат), через соревнования в условиях, максимально приближенных к соревнованию по компетенции для дошкольников BebySkills - движения Worldskills. В феврале ребята подготовительной группы вместе с педагогами и родителями учились готовить салаты, бутерброды, оформлять «фруктовые тарелки».
Слайд 20
По итогам отборочного тура в детском саду, 11 марта от нашего детского сада три ребенка участвовали в муниципальном Чемпионате. Краткосрочная цель чемпионата предоставление ребенку права демонстрировать уровень освоения практических навыков профессии «повар», с учетом возрастных возможностей, получение положительного опыта в процессе освоения профессиональных умений. Долгосрочная цель это создание постоянно действующего полигона ранних профессиональных проб, в процессе которых у дошкольников, обучаясь у профессионалов, есть возможность получить полное представление о профессиональных компетенциях; включенность родителей в образовательный процесс.
Слайд 21
В результате проводимых мероприятий: проведение мастер-классов, погружение в практическую деятельность, ознакомление со спецификой той или иной профессии, дети демонстрируют как готовить салаты или строить дом (в зависимости от компетенции); родители включены в образовательный процесс. Повысится процент воспитанников ДОУ, у которых сформирована позитивная установка к различным видам труда и творчества взрослых;
Планируем дальше представлять лучшие практики по ранней профориентации дошкольников на муниципальных (ПТГ/РМО) и региональных конференциях/фестивалях.
Слайд 22
Педагогическим коллективом определены перспективы дальнейшего развития в вопросах ранней профориентации дошкольников. Подведя черту выше сказанному, я хочу ещё раз озвучить главный принцип нашей работы: дети должны уважительно относиться к любой профессии, и главное не то какую они выберут профессию, а главное, чтобы этот выбор был сделан правильно и осознанно. А педагоги должны создать условия для успешного осуществления этого выбора.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Роль профессиональной ориентации в организации предпрофильной подготовки воспитанников»
Процесс профессионального самоопределения воспитанников детского дома имеет свои особенности в связи с тем, что он не опирается на опыт профессионального становления родителей, не имеет широких, разно...
«Формы, методы и приемы работы с дошкольниками по ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ»
В последнее время утрачивается ценность труда для молодого подрастающего поколения. Признаком «успешности» человека молодёжь считает наличие денег, а то, что эти «деньги» должн...
Опыт работы «Развитие навыков финансовой грамотности в дошкольном возрасте как основа ранней профессиональной ориентации в образовательной организации»
Развитие навыков финансовой грамотности в дошкольном возрасте как основа ранней профессиональной ориентации в образовательной организации...
Особенности профессиональной ориентации воспитанников Центра содействия семейному воспитанию.
Подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни всегда была острой государственной проблемой. Система государственного попечения охватывает практически всех...
Формы, методы и приёмы работы с дошкольниками по ранней профессиональной ориентации воспитанников дошкольного учреждения
Презентация по профессиям: Формы, методы и приёмы работы с дошкольниками по ранней профессиональной ориентации воспитанников дошкольного учреждения...