Реализация деятельности по ранней профессиональной ориентации на примере дидактической игры «Сити – фермер» для воспитанников старшего дошкольного возраста
статья (подготовительная группа)

Попова Елена Михайловна

В статье рассматривается вопрос раннего профессионального ориентирования, на примере ознакомления дошкольников с профессией «Сити – фермер» через дидактическую игру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реализация деятельности по ранней профессиональной ориентации

на примере дидактической  игры «Сити – фермер» для воспитанников старшего дошкольного возраста

Попова Е.М., воспитатель

МА ДОУ № 14 «Центр – развитие ребенка, детский сад»

г. Кемерово

Аннотация: В статье рассматривается вопрос раннего профессионального ориентирования, на примере ознакомления дошкольников с профессией «Сити – фермер» через дидактическую игру.

Ключевые слова: ранняя профессиональная ориентация, профессия, Сити – фермер.

Современный мир за последние двадцать лет, сделал огромный скачок в информационных технологиях, в медицине, военной и космической отросли, и многих других направлениях. Это не могло, не отразится и на образовании.

С каждым днем появляются все больше и больше инновационных программ и проектов, которые позволяют совершенствовать и реформировать систему дошкольного образования. Инновационная деятельность – процесс, который развивается по определенным этапам и позволяет перейти на более качественную ступень развития при создании, разработке, освоении, использованию и распространению новшеств. В современной образовательной системе педагоги дошкольных учреждений вовлечены в инновационные процессы, касающиеся обновления содержания дошкольного образования, форм его реализации, методов и приемов преподнесения содержания детям.

Задачи, поставленные во ФГОС перед дошкольной педагогикой, нацелены на конечный результат — формирование целостной духовно-нравственной личности. Одной из важных сторон этого процесса является экологическое воспитание. Только человек искренне любящий свою землю, свой родной край вырастет настоящим патриотом своей Родины.

ОсновываясьнанаучныхисследованияхтакихассоциацийкакGlobalNEST, Greenpeace,InternationalUnionforConservationofNatureвидим, что планета нуждается в защите, а это можно достичь, разрабатывая и создавая новые программы и технологии по сохранению окружающей среды.

Большая часть населения земли проживает в городах, благодаря чему происходят перегрузки городских территорий. В данный момент стоит отметить следующие тенденции для жителей городов:ухудшение условий жизни;рост заболеваний;уменьшение продолжительности жизни;загрязнение окружающей среды.

Выделяется ряд видов загрязнения особо пагубно влияющих на окружающую среду:увеличение количество автотранспорта;избавление от твердых бытовых отходов;загрязнение водоемов и систем водоснабжения;мало зеленых насаждений;низкая экологическая культура;шум, вибрация, электромагнитные поля;наличие химических предприятий;загрязнение почвы тяжелыми металлами.

Одним из важнейших показателей качества жизни является уровень экологической безопасности и благоустройства. Чтобы заботиться об окружающей среде, не обязательно учиться просто на эколога. Сегодня можно быть дизайнером экологической одежды, строителем энергонулевых домов, пиарщиком экологических программ, или, например, сити-фермером, сельскохозяйственным экологом. Это стало одним из направлений для осуществления инновационной деятельности в рамках группы.

Профессия «Сити-фермер» модифицированная, имеет социально-педагогическую направленность. В ближайшее время, согласно информации, представленной в «Атласе новых профессий»,возникнут  на российском рынке труда «профессии будущего» - новые специализации в сельском хозяйстве такие, как сити-фермер. Это значит, что ближайшее будущее потребует от каждого современного ребенка самостоятельности, инициативности, творческого мышления, способности разбираться в ситуации будущих профессий и находить правильное решение.

Сити-фермер –  специалист по обустройству и обслуживанию агропромышленных хозяйств (в том числе выращиванию продуктов питания) на крышах и стенах небоскребов крупных городов. От сити-фермеров, помимо навыков в сельском хозяйстве, потребуется понимание бережливого производства.В современном мире вопросы бережливого расхода природных ресурсов рассматриваются особо остро.

Ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра.Именно поэтому для ознакомления и закрепления знаний у детей о профессии, мы разработали дидактическую игру «Сити-фермер», для воспитанников 5-7 лет.

Дидактическая игра представляет собой макет дома. На каждой из сторон  по четыре пластиковых окна для карточек.  Карточки  готовятся в соответствии с тематикой игры и возрастными особенностями детей (карточки с профессиями: сити -фермера, космобиолога, геодезиста, шеф-повара); карточки с предметами относящиеся к данным  профессиям.

Эту игру можно использовать как на этапе знакомства с новой для детей профессией, так и для закрепления и обобщения знаний. В игре может принимать участие как один ребенок, так и подгруппа   детей.Целью игры является ознакомление  детей с профессией будущего сити- фермер»  посредством игровой деятельности в дидактической игре. Игра способствует реализации следующих задач:

- обобщить и систематизировать имеющиеся знания о современной профессии;

- сформировать представление детей о рабочем месте, рабочем инструменте, материале  работы;

- обогащать и пополнять словарный запас детей по теме «сити- фермер»;

- содействовать воспитанию интереса к профессии, связанной с сити-фермерством, закреплять навык чтения;

- Развивать внимание, логическое мышление, память, мелкую моторику рук.

Игровое правило: отобрать  правильно карточки и вставить в окошечки домика.

Вариантигры  №1 «Найди рабочее место сити-фермера»

Цель: упражнение  детей в узнавании и назывании профессии, развитие логического мышления  детей, развитие активного и пассивного словаря, развитие слухового внимания.

 В окне домика вставлены картинки с изображением разных рабочих мест. (Крыши, балконы, подвалы зданий, складские сооружения, теплицы; рабочее место: космобиолога, геодезиста, шеф-повара), необходимо найти картинки  рабочего места сити фермера и вставить в окошечки домика.

Ход игры. Показать ребёнку карточки и задать вопрос: «Как  выглядит рабочее место сити фермера?».  Ребенок отвечает. Если затрудняется, воспитатель рассказывает  как  выгляди рабочее место сити-фермера. Дополнительно педагог рассказывает о неизвестных ребенку профессиях   (космобиолога, геодезиста, шеф-повара).

Вариантигры №2 «Какими инструментами пользуется сити-фермер»

Цель: формирование умения детей подбирать инструменты, которыми пользуется сити-фермер, развитие мышления, внимания,  развитие активного и пассивного словаря.

В окне домика вставлены картинки с изображением разного рабочего инструмента: (опрыскиватель, совок, лейка, гидропоника, фитостена и инструменты космобиолога, геодезиста, шеф-повара).  Нужно найти картинку с изображением инструмента  для работы  сити-фермера и вставить в окошечки домика.

Ход игры. Показать ребёнку карточки и задать вопрос: «Какими инструментами пользуется сити-фермер?». Если ребенок затрудняется, затрудняется педагог  рассказывает, какими инструментами пользуется сити-фермер и для чего он нужен, также ребенку рассказывается оинструментах космобиолога, геодезиста, шеф-повара.

Вариант игры № 3 «Что использует в своей работе  сити-фермер»  

Цель: закрепление умения определять и верно называть различные материалы, необходимые в работе сити- фермера.

В окне домика вставлены картинки с изображением разных материалов которые использует в своей работе сити-фермер (субстрат, рассада, песок, перчатки, земля).  Необходимо найти нужные картинки  и вставить в окошечки.

Ход игры. Показать ребёнку карточки и задать вопрос: «Что использует в своей работе сити-фермер?» Ребенок отвечает. Если затрудняется воспитатель рассказывает, какие материалы использует в своей работе сити- фермер и для чего он нужен.

Вариантигры № 4  «Что выращивает сити фермер»

Цель: формирование представления о культурных растениях, которые  выращивает сити-фермер.

В окне домика вставлены картинки с изображением разных овощных культур и зелени, необходимо найти  нужные картинки  и вставить в окошечки.

Ход игры. Показать ребёнку карточки и задать вопрос: «Что может вырастить сити-фермер?». Ребенок отвечает. Если затрудняется воспитатель рассказывает, какие овощные  культуры и зелень выращивает  сити- фермер.

Посредством проведенной диагностики, разработанной творческой группой, согласно критериям – «Беседа»,«Классификация предметов»,«Найди лишнее»,методика «Незаконченные предложения»,«Соотнесение предметов»,«Наблюдение», уровень знаний в данной области повысился с низкого  – 0 – 9 баллов (100%)  до среднего уровня –  10 – 19 баллов(61%).

Таким образом, использование данной дидактической игры помогает развивать творческие способности ребенка, расширяет  пространственное видение деятельности, развивает образное мышление, мелкую моторику рук и помогает развитию интеллекта.

Необходимость введения игровых форм работы  по изучению данной профессии обусловлена необходимостью социальной адаптации детей: получению знаний от начальных до профессиональных, следовательно, и возможности выбрать будущую профессию.

Литература:

  1. АшиковВ.Путь к Экологическому человеку / В.Ашиков // Дошкольное воспитание. – 2001.-№7. – С. 9-11.
  2. Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду/ под ред. Т.И. Бабачевой//изд. 2-е, перераб. – СПб.:Акцидент, 1996 – С. 244.
  3. Дитрих А.К., Юрмин Г.А., КошурниковаР.В.Почемучка./ Дитрих А.К.,Юрмин Г.А., Кошурникова Р.В//. -2-е изд., испр. и доп. – М.:Педагогика, - 1990. – С. 181.
  4. Бобылева Л.Интерес к природе как средство экологического воспитания дошкольников /Бобылева Л // Дошкольное воспитание.-2005. - №7. –с.10-15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СВЯТОЙ УГОЛ Непосредственно-образовательная деятельность с элементами мастер-класса средствами музейной педагогики по духовно-нравственному воспитанию на примере жития Преподобного Сергия Радонежского детей старшего дошкольного возраста

Аннотация: В детском саду создана предметно – развивающая среда этнографический музей «Русская горница», а 18.05.2011года музей получил статус этнографического  музея  «Русская горница». Муз...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования вокального кружка «Бэби-БЭМС»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА  по художественно-эстетическому развитию воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках реализации дополнительного образования  вокального кружка «Бэби-БЭМС»...

Образовательная деятельность в рамках образовательной области «Художественное творчество»(раздел«Изобразительная деятельность»)с воспитанниками старшего дошкольного возраста(5-6 лет)с использованием пластилинографии и нетрад.тех-ки.Тема«Веселые барашки»

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ними цел...

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений»

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться  к обучению сч...

«Использование занимательного материала в развитии познавательных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста на примере развития элементарных математических представлений»

На первом этапе мы создали естественную, комфортабельную, уютную,рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразнымидидактическими средствами и игровыми материалами. Условно эти...

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи для воспитанников старшего дошкольного возраста с ЗПР

Занятие учителя-дефектолога для воспитанников старшего дошкольного возраста с ЗПР.Тема — Продукты питания. Витамины...