Год русского языка в Туве.
методическая разработка на тему
В современных условиях развития общества русский язык становится обязательным компонентом обучения не только в школе, но и в национальных дошкольных образовательных учреждениях. Раннее обучение русскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию республики, уважение к языку и культуре русского народа, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyak.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Год русского языка в Туве.
Чодураа Кан-ооловна Каваа,
Старший воспитатель МАДОУ «Хунчугеш» с.Суг-Аксы
Сут-Хольского кожууна.
В современных условиях развития общества русский язык становится обязательным компонентом обучения не только в школе, но и в национальных дошкольных образовательных учреждениях. Раннее обучение русскому языку создает прекрасные возможности для того, чтобы вызвать интерес к языковому и культурному многообразию республики, уважение к языку и культуре русского народа, способствует развитию коммуникативно-речевого такта.
Вопросы, связанные с обучением второму языку дошкольников, являются сегодня предметом широких дискуссий, поскольку раннее детство (3года) рассматривается специалистами как наиболее благоприятный период для овладения языками. Однако как показывает практика, процесс обучения русскому языку дошкольников на кожууном уровне не принес пока должных результатов в силу разных причин:
- не разработана методика обучения дошкольников русскому языку с 3-х лет;
-предложенные пособия рекомендуют изучение русского языка, начиная со старшей группы (5 лет);
- отсутствует должное методическое обеспечение;
- нехватка специально подготовленных кадров.
Русский язык является вторым для маленьких граждан Тувы, родившихся в семьях, которые живут именно в населенных пунктах, где основным языком является не русский, а тувинский язык. Основная задача изучения русского языка в дошкольном возрасте – формирование первоначальных умений и навыков практического владения русским языком в устной форме.
В процессе обучения дети должны научиться воспринимать и понимать русскую речь на слух и говорить по-русски в пределах доступной им тематики, усвоенных слов, грамматических форм, синтаксических конструкций и несложных образцов связной речи.
Обучение русскому языку призвано способствовать формированию у детей навыков общения в ситуациях, естественных для детей дошкольного возраста.
Занятия по обучению русскому языку являются органической частью воспитательно-образовательной работы, осуществляемой в детском саду и активно содействует решению задач нравственного, физического воспитания дошкольников.
По окончании обучения дети должны
- в аудировании: понимать и выполнять просьбы воспитателя, относящиеся к ведению занятий, организации различных форм игровой и обслуживающей деятельности в соответствии с тематикой речевых ситуаций, определенных для каждого возраста, а также понимать на слух речь воспитателя в учебно-игровых ситуациях;
- говорении: уметь отвечать на вопросы, формулировать просьбы, обращаться к воспитателю и к своим товарищам в пределах примерных ситуаций общения, а также уметь высказываться в соответствии с игровой ситуацией в объеме 1-2 фраз, уметь использовать считалки, рифмовки, уметь составлять простой рассказ, знать потешки, стихотворения, песни.
Уникальная предрасположенность к речи, пластичность природного механизма усвоения речи дает ребенку возможность при соответствующих условиях успешно овладеть вторым языком.
Эффективность процесса обучения русскому языку определяется тем, настолько последовательно реализуются его основные закономерности:
- весь курс обучения русскому языку должен быть сориентирован не только на формирование практических навыков и умений, но и на более полную реализацию воспитательно-образовательного развивающего потенциала русского языка. Поэтому уже на первом году обучения детям предлагаются материал и задания, способствующие развитию воображения, воспитанию навыков культуры;
- в процессе обучению русскому языку важно научить ребенка сопереживать, сочувствовать, понимать и помогать сказочным героям, друг другу, т.е. они становятся в условия выбора положительного морального действия;
- процесс обучения русскому языку в детском саду характеризуется коммуникативной направленностью. Усиление коммуникативной направленности обучения осуществляется за счет введения сказочных персонажей, использования ролевых игр.
Процесс обучения русскому языку в детском саду представляет собой совместную деятельность воспитателя и детей.
Задача воспитателя: сделать все возможное , чтобы заинтересовать его на протяжении всех лет обучения, путем использования естественной среды и разнообразия коммуникативных задач.
Процесс обучения русскому языку будет эффективным, если он строится с учетом возрастных особенностей детей. У детей дошкольного возраста преобладает непроизвольный вид внимания и памяти. Это значит, что они хорошо запоминают то, что им интересно. Поэтому каждое занятие должно быть праздником для детей – праздником общения на русском языке с воспитателем, друг с другом, со сказочными персонажами.
Обучение говорению и аудированию осуществляется только в общении, которое протекает в форме диалога воспитателя с ребенком, диалога детей с игрушками по ходу игры, со сказочными персонажами.
Овладение устной речью проходит с помощью активного использования игры как методического приема.
С целью выработки навыков правильного русского произношения в работе с детьми я использую следующие приемы:
- имитация или подражание, когда дети учатся произносить звуки и звукосочетания, подражая воспитателю;
- объяснение и показ артикуляции;
- сопоставление звуков русского языка со звуками родного языка.
С целью преодоления фонетических трудностей в старшем дошкольном возрасте я провожу упражнения типа «фонетической зарядки».
Фонетические упражнения можно выполнять как на занятиях, так и вне занятий.
Специфика дошкольного возраста состоит в том, что фонетические особенности второго языка могут быть постигнуты и без специальных упражнений, когда речевой аппарат разовьется соответствующим образом. Нужно только, чтобы ребенок слышал русскую речь с хорошим произношением, чтобы он сам имел возможность говорить и участвовать в общении, добиваться своего методом проб и ошибок.
В разработках занятий обучение лексической стороне речи строится преимущественно с опорой на наглядность: игрушки, картинки, изображение действий, жесты, мимика. Словарный запас включает лексику по темам, хорошо известным детям в их повседневной жизни («Игры и игрушки», «Семья», «Дом», «Животные» и т.д ).
Отобранная лексика носит конкретный характер. В основном дети узнают названия предметов материального мира, названия типичных действий и признаков предметов, которые им уже знакомы на родном языке.
Лексика вводится постепенно большими тематическими группами и отрабатывается в различных играх. Слова вводятся не изолированно, а в сочетании с другими словами или осмысленной ситуации в игре.
Обучение грамматике представляет определенные трудности. Овладение грамматическими навыками строится на базе речевых образцов с использованием принципа аналогии с родным языком. Ребенок должен осознать, что любой язык строится по своим законам, которые необходимо соблюдать, чтобы высказывание было понятно. Для этого можно использовать специально разработанные грамматические игры, сказки, истории и стихотворения.
Важным является соблюдение этапности речевых навыков и умений. Ребенок воспринимает новое языковое явление, воспроизводит под руководством воспитателя, включает это языковое явление в свою очередь в процессе игр, заданий, речевых упражнений.
Воспитательно-образовательный процесс обучения детей русскому языку предлагаю организовать так:
- ведется специальное обучение на занятиях 3 раза в неделю, в первую или во вторую половину дня, длительность занятий от 15 до 30 минут, в зависимости от возраста детей;
- в режимные моменты, в ходе свободных игр, в непосредственном общении с детьми коммуникативно вводятся, и ситуативно активизируется речевые конструкции разговорной речи;
- индивидуально, с малой группой, с подгруппой, со всей группой ведутся беседы по интерактивным играм и игрушкам, иллюстрированным книгам, рассматриванием игрушек, дети играют в настольно-печатные игры (типа лото и др.);
- перед едой, перед сном дети слушают, сказки обсуждают, заучивают стихи и песенки, слушают русскую народную, детскую, классическую музыку;
- детям показывают спектакли кукольного театра, с ними играют в подвижные игры на русском языке;
- занятия разными видами деятельности (в частности, музыкальное, физкультурное занятия, ручной труд) можно проводить, чередуя русский и родной языки;
- во время детских праздников, связанных с русским языком и культурой.
Я думаю, надо обеспечивать более эффективное усвоение детьми русского языка следующим образом:
А) прежде всего, необходимо обратить внимание на повторение материала и его осознанное восприятие. Дети обязательно должны понимать то, о чем они говорят;
Б) в произношении не должны допускаться ошибки, сразу же надо поправлять ребенка и закреплять правильное произношение, но делать это незаметно и ненавязчиво;
В) все занятия проводить по определенным темам и в игровой форме. Так легче контролировать запас приобретенной лексики и речевых структур;
Г) на занятиях использовать наглядный материал, индивидуальные карточки, игрушки, плакаты, различные предметы, много внимания уделять прослушиванию. Использовать для этого диски, кассеты с записями сказок, игр, песен по темам;
Реализовывать знание языка на праздниках: привлекать детей к чтению стихов, показу инсценировок, пению песен на русском языке.
Я думаю, что русский язык в нашей республике наряду с родным тувинским – основной язык, которым должны владеть и дети дошкольного возраста. И я считаю, что в сельских дошкольных учреждениях воспитатели должны уделять особое внимание занятиям по русскому языку.
-
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Итоговое занятие по русскому языку "Знатоки русского языка"
Итоговое занятие по русскому языку в подготовительной группе "Знатоки русского языка"...
Речевое развитие УМК "Изучаем русский язык". Примерные диалоги при изучении русского языка
Речевое развитие УМК "Изучаем русский язык". Примерные диалоги при изучении русского языка...
Комплексно-тематический план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет. УМК "Изучаем русский язык"
Календарный план занятий по обучению русскому языку детей татарской национальности 4-5 лет....
Методика обучения русскому языку детей дошкольного возраста как средства укрепления русского языка в образовательных организациях РФ.
Речь-явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. С человеком, владеющим навы...
Мероприятия, направленные на решение проблем развития речи детей дошкольного возраста на русском языке как родном и на русском языке как неродном в дошкольной организации
Мероприятия, направленные на решение проблем развития речи детей дошкольного возраста....
Материалы по развитию речи на русском языке как родном и на русском языке как неродном.
Данные методические рекомендации важны не только для воспитания звуковой культуры речи детей и подготовки их к обучению грамоте, но они способствуют и общеречевому развитию детей, помогают овладеть вс...
Сценарий конкурса юных чтецов, посвященный Дню родного языка в Туве (старшая, подготовительная группа)
Сценарий конкурса юных чтецов, посвященный Дню родного языка в Туве (старшая, подготовительная группа)...