Методическая разработка программы творческих занятий по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры "Солнышко во дворе, детки в ласке и тепле"
методическая разработка на тему
материалы для работы с дошкольниками для создания условий для формирования исторического сознания через взаимодействие с историческим предметом, умения «смотреть и видеть», творчески осмыслять окружающую действительность. Акцентировать внимание на истории семьи, семейных традициях и предметах быта, через которые происходит постижение существенных особенностей истории и культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_simanovskoy_1.doc | 126.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Утверждаю»
………
………
………
« …» …………2013 г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ТВОРЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
ПО ПРИОБЩЕНИЮ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ
«СОЛНЫШКО НА ДВОРЕ, ДЕТКИ В ЛАСКЕ И ТЕПЛЕ»
Автор: Симановская Е.И.
Санкт-Петербург
2013 г.
Адресная аудитория: дети старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет (занятие проводится в группе до 20 человек).
Средняя продолжительность занятия:
Занятия проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц.
Продолжительность занятия 60 минут:
- Разминка, активизация внимания – 10 минут
- Информационная часть – 20 минут
- Традиционные подвижные игры – 15 минут
- Мастерская по мотивам народных промыслов – 15 минут
Время и место проведения
Сентябрь – апрель. Музейная комната ДОУ
Целевые установки:
Главное в реализации программы - создать условия для формирования исторического сознания через взаимодействие с историческим предметом, умения «смотреть и видеть», творчески осмыслять окружающую действительность. Акцентировать внимание на истории семьи, семейных традициях и предметах быта, через которые происходит постижение существенных особенностей истории и культуры.
Цель:
воспитать уважительное отношение к культурному наследию прошлого, способствуя гармонизации внутрисемейных связей (ребенок – родители – старшие родственники)
Задачи:
Образовательные:
Научить традиционным формам русского устного народного творчества;
Закрепить представление о смене времен года и сезонных изменениях природы на примере Санкт-Петербурга;
Дать представление о истории и культуре народов Северо-Запада России.
Развивающие:
Стимулировать развитие речи, предлагая новые для детей формы речевой активности;
Развивать чувство ритма, умение слушать, умение соотносить звуковой и зрительный образы;
Развивать мелкую моторику детей, способствовать формированию стремления к самостоятельному творчеству.
Воспитательные:
Формировать уважительное отношение к прошлому своей семьи, своей страны;
Способствовать освоению детьми морально-этических норм традиционного поведения;
Формировать стремление к личному участию в коллективном труде, ответственности за свои поступки.
Основные принципы, используемые в занятиях:
- Диалог – использование данного принципа обусловлено необходимостью стимулирования самостоятельной познавательной активности ребенка.
- Принцип индивидуально-личностной ориентации – специфика цикла занятий, включающего творческую составляющую, требует точного учёта индивидуальных и психологических особенностей ребенка, а также его творческих способностей.
- Принцип преемственности – обеспечивается в данном цикле занятий за счет постепенного погружения в прошлое через знакомство с отдельными предметами семейного быта с опорой на знания и личный опыт ребенка.
- Принцип комплексности – реализуется через интеграцию познавательной и творческой составляющих.
- Принцип интерактивности – применение принципа осуществляется на нескольких уровнях: взаимодействие с историческим предметом, взаимодействие с педагогом и партнерами по группе.
Тематический план занятий | |||||||||||||
№ п/п Дата | Тема | предметы | Проблематика занятия в тезисах | Речевая деятельность | творческая часть | ||||||||
Сентябрь – «Осень, осень на порог – осенинщикам пирог!» | |||||||||||||
1. | «Когда начинается осень?» | Бочонок с медом, Корзина с яблоками, Именинный сноп | Приветствие и знакомство. Разминка: исполнение песенки о встрече осени. Информационная часть: лето и осень в народных приметах и загадках. Понятие «Осенины»: три встречи осени в народной культуре. Традиционные игры: «Пчелки», «Яблонька», «Последний сноп» | «Рисуем руками» или словесное дирижирование | Составление букета «Именинный сноп» | ||||||||
2. | «Воспоминания о лете» | Засушенные цветы | Разминка: разучивание и исполнение песенок летних, прощание с летом. Информационная часть: Цветы в песнях, сказках и народных узорах. Игры по мотивам детских песенок-закличек про жуков, бабочек, «божьих коровок» | Соотнесение речи и движения | Изготовление цветочной композиции под стеклом Смешанная техника. | ||||||||
3. | «Не ленись, выйдет прок будет к осени пирог!» | Серп, Рубашка, Пояс, колоски, полотенце | Разминка: разучивание и исполнение танца «Колосок» Информационная часть: жатва в культуре народов Северо-Запада России. Традиционные обряды уборки урожая и участие в них детей. Игры: «Жнеи», «Последний сноп». Традиционная игра «Просо» | Выразительное декламирование | Изготовление куклы-стригушка из соломы | ||||||||
4. | «Цыплят по осени считают» | Копия старинного деревянного календаря. Косоворотка, пояс, горшок, игрушка – лошадка, ленты для косы. | Разминка: разучивание и исполнение танца «Молодые петушки» Информационная часть: Осень как время «новолетия», начала старинного счета времени, начала календаря. Введение понятия «календарь», загадки про календари, календарь, как свидетель смены дней, недель, месяцев, сезонов. «Новолетие» в жизни детей: сажание на коня, первая стрижка, первое заплетание косы. Игры: «лошадки», «Коршун и цыплята». | Ритмичное проговаривание считалок | Оригами: плетение кос. | ||||||||
Октябрь «Кушать подано. Семейная трапеза» | |||||||||||||
5. | «Матушка-печка». | Макет русской печи, кухонная утварь | Разминка: игра «Уголки». Информационная часть: знакомство с русской печью, загадки и пословицы о печи, загадки о кухонной утвари. Игры с предметами. | Речевой тренинг на произнесение гласных звуков. | Изготовление изразца с использованием штампов (без обжига) | ||||||||
6. | «Путь хлеба» | Цепы, лопата, квашня, сито, блюдо | Разминка: пластическая композиция «Путь хлеба». Информационная часть: знакомство с традиционной культурой хлебопечения, пословицы о хлебе, уважительное отношение к хлебу у разных народов. Национальные виды хлеба. Традиционная игра «Каравай», игры с предметами. | Выразительное декламирование традиционных текстов | «Колобок» - работа с соленым тестом. | ||||||||
7. | «Каша из топора» | Горшок, ложки, крупа. | Разминка: игра «Сорока-воровка». Информационная часть: знакомство с главным блюдом традиционной кухни народов Северо-Запада России, загадки и пословицы о каше. Полезные свойства каши. Народные представление о питании и воспитании детей. Каша в семейных обрядах. Игра-театрализация по мотивам сказки «Каша из топора». | Театрализация | Изготовление куклы_крупянички. | ||||||||
8. | «Капустки» | Овощи: морковка, лук, свекла, капуста. Корыто, сечка. | Разминка: игра «Репка». Информационная часть: овощи в русском фольклоре – сказки, песенки, загадки. Традиционные осенние праздненства, связанные с рубкой капусты. Традиционные игры: «Капустка», «Хрен». | Исполнение традиционных текстов «нараспев» | Печать на полотне штампами из фруктов и овощей. | ||||||||
9. | «Пир на весь мир!» | Куклы в костюмах жениха и невесты, фотографии. Ковши, полотенца. | Разминка: игра «Скоморохи». Информационная часть: свадьба в традиционной культуре. Чествование жениха и невесты, свадебный пир и особая праздничная посуда. Праздничный стол и угощения народов Северо-Запада. Традиционные игры: «Гули-гули», «Девка с парнем гуляла». | Речевая импровизация: похвала мальчиков и девочек. | Изготовление свадебных кукол на палочке-рогаточке. | ||||||||
Ноябрь «Домашнее рукоделие» | |||||||||||||
10. | «Девочка в колыбельку, приданое к коробейку» | Кукольное приданое, фотографии, сундук, полотенца. | Разминка: пластическая пантомима «Приданое». Информационная часть: смотр приданого, его подготовка и состав. Трудолюбие и мастерство невест в прошлом. Традиционные игры: «Я за ниточку взялась», «Полотно». | Игра в речевую путаницу. | Изготовление тряпичной куклы для приданого | ||||||||
11. | «Повесть о льне» | Стебли льна, Льняная кудель, трепало, льняная ткань. | Разминка: исполнение песенки о льне. Информационная часть: рассказ о культуре льна, о его способах обработки. «Повесть о льне». Традиционная игра «Лен, мой лен, белый лен» | Ритмичное проговаривание пословиц и поговорок о льне. | Изготовление куклы из нитей. | ||||||||
12. | «Молодая пряха» | Прялка, веретено, кудель, клубочек, льняная ткань. | Разминка: игра «Лен, мой лен, белый лен». Информационная часть: введение понятий «прядение», прялка», пряха». Культура прядения и участие девочек в работе. Посвящение в пряхи. Традиционные игры: «Прялица-кокорица», «Я за ниточку взялась». | Выразительное декламирование. | Изготовление витого пояса. | ||||||||
13. | «Чисто бело полотеничко» | Полотенце, нити, бердо. | Разминка: игра «Ткацкий станок» Информационная часть: роль полотенца в традиционных семейных обрядах народов Северо-Запада и образ предмета в песнях и сказках. Традиционные игры: «Челнок бежит», «Лен, мой лен, белый лен» | Речевой тренинг на произношение твердых согласных звуков. | Коллективная работа: ткачество с природным материалом | ||||||||
Декабрь «Зимние гуляния» | |||||||||||||
14. | «Зимушка-зима и Мороз Красный нос» | Валенки, шерстяные варежки, платок ажурный. | Разминка: разучивание и исполнение детской песенки «Приходи к нам Зимушка-зима!» Информационная часть: традиционное представление о зиме, обычаи ее приглашения и встречи. Пословицы и народные приметы зимнего времени. Традиционные игры: «Два Мороза», «Олень». | Выразительное декламирование | Мокрое валяние из шерсти. | ||||||||
15. | «Коляда-маледа» | Рождественская звезда, маски | Разминка: разучивание и исполнение детских песенок- колядок. Информационная часть: рождественские обычаи и обряды (колядование, ряжение гадания). Введение понятия «колядки», «колядовщики», Рождество, рождественская звезда. Театрализованное представление. Традиционные игры: «Дударь», «Коза» | Театрализация | Аппликация «Рождественская звезда» | ||||||||
16. | «Гномы и Санта-Клаус» | Фотографии, красные колпачки гномов, носочки для подарков. | Разминка: пластическая композиция «Гномы». Информационная часть: европейские (немецкие и финские) новогодние персонажи и традиции празднования Рождества и Нового года в Санкт-Петербурге. Игры по мотивам финских песен: «Рати-рити-ралла», «Тип-топ» | Тренинг по скороговоркам | Изготовление елочных игрушек из грецких орехов. | ||||||||
17. | «Рождественская елка» | Фотографии, новогодние старинные игрушки. | Разминка: исполнение песенок «Приходи к нам Зимушка –зима», «Рати-рити-ралла». Информационная часть: история рождественской елки в Санкт-Петербурге. Исполнение новогодних и рождественских песен. | Разучивание и исполнение песен. | Изготовление фигурки ангела. | ||||||||
Январь «Маленькие ножки бежали по дорожке». Детские игры и игрушки | |||||||||||||
18. | «Колыбельная мышонка» | Колыбелька, детское одеяльце, рубашечки, чепчики. Игрушки: мышонок, мышка, курочка, лошадка, кошка. | Разминка: разучивание и исполнение песенки «Котик, кот, серенький живот». Информационная часть: традиции укладывания детей спать, убаюкивание, колыбельные, пестушки. Театрализованная игра по мотивам стихом С.Маршака «Сказка о глупом мышонке» | Обучение дыханию при вокальном исполнении. | Изготовление традиционной куклы «Пеленашка». | ||||||||
19. | «Я куколка, ты куколка» | Копии традиционных игрушек | Разминка: исполнение традиционной игры «Большие ноги шли по дороге, маленькие ножки бежали по дорожке». Информационная часть: Игры и игрушки для мальчиков и девочек. Особенности изготовления игрушек самоделок из природных материалов. Роль игрушки в воспитании детей и подготовки их к взрослой жизни. Традиционные игры: «Лошадки», «Заря-заряница» | Озвучивание манипуляции с традиционными игрушками. | Изготовление игрушек из платочков: «Ворона», «Зайчик», «Человечек». | ||||||||
20. | «Раз, два, три, четыре, пять – Вышли мальчики играть» | Камушки, набор для игры в городки, калечина-малечина, пояс, канат, сеть. | Разминка: игры со словесным рисованием по мотивам детских считалок. Информационная часть: Детский традиционный фольклор. Жеребьевки, считалки, дразнилки, приговорки, мирилки. Традиционные подвижные игры: «Рыбаки и рыбки», «Калечина-малечина», «Городки» и др. | Ритмичное проговаривание считалок, выразительное декламирование. | Роспись палочки для Калечины-малечины. | ||||||||
21. | «Барыни расписные…» | Дымковская игрушка, богородская, семеновская матрешка. Фотографии загорской игрушки. | Разминка: игры со словесным рисование епо мотивам детских песенок. Информационная часть: знакомство с традицонными игрушечными центрами – Дымково, Богородское, Троице-Сергиевый посад. История русской матрешки. Игры с предметами. | Озвучивание игрушечных персонажей. | Роспись по мотивам дымковской игрушки. | ||||||||
Февраль «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» | |||||||||||||
22. | «Царевна Несмеяна» | Сарафан, рубашка, пояс, венец. Иллюстрации к русским народным волшебным сказкам. | Разминка: пластическая композиция по мотивам докучной сказки «Жила-была ворона». Информационная часть: знакомство с волшебными сказками. Особенности сюжета и персонажами. Образ сказочной царевны и русский народный костюм. Театрализация «Расмеши Царевну Несмеяну», исполнение коротких сказочек. | Театрализация. | Аппликация из ткани «Царевна Несмеяна». | ||||||||
23. | «Избушка на курьих ножках» | Иллюстрации с изображением Бабы-Яги, лессового, водяного, кикиморы, русалок. Рубашка, пояс, веревочка. | Разминка: традиционная игра-дразнилка «Баба-Яга». Информационная часть: Знакомство с сказочными и мифологическими персонажами. Лесовой и водяной как олицетворение сил природы. Правила поведения в лесу, на речке, в незнакомых местах. Традиционные игры: «У медведя во бору», «Дедушка Водяной». | Тренинг на произношение звуков: твердых и мягких, глухих и звонких, громких и тихих. | Изготовление игрушки из шишек «Лесовик». | ||||||||
24. | «Богатыри земли русской» | Мужская рубах-косоворотка, пояс, шапки. | Разминка: разучивание и проговаривание песенки «Ехал Ваня на коне». Информационная часть: знакомство с главными героями русских былин. Образ богатыря и мужской костюм. Традиционные игры: перетягивание каната, борьба, «Воробьи и вороны». | «Рисуем руками». | Аппликация из ткани «Богатырь». | ||||||||
25. | «Домовенок Кузя» | Ухват, кочерга, помело, горшок. Фигурка Домовенка | Разминка: игра «Что в доме любо?» Информационная часть: участие детей в домашнем хозяйстве. Добрые домашние духи и домашние традиции и обряды. Игры с предметами. | «Рисуем руками». | Изготовление игрушки из нитей «Домовенок». | ||||||||
Март «Весна-красна, приди с радостью!» | |||||||||||||
26. | «Масленица – пышка» | Чучело масленицы, сковорода и сковородник, муляжи блинов, фотографии. | Разминка: разучивание и исполнение заклички «Солнышко». Информационная часть: празднование масленицы у народов Севрео-Запада. Испечение блинов, катание с гор и на лошадях, кулачные бои, прощание с Масленкой. Традиционные песни: «Масленица-пышка», «Чучело-чучело» | Исполнение песен. | Изготовление чучела Масленки из лыка. | ||||||||
27. | «Золотые ворота» | Иллюстрации русских художников – весенние пейзажи. | Разминка: проведение игры «В золотые ворота ходит Матушка Весна». Информационная часть: весенние приметы, песни-заклички и праздники традиционного календаря» Традиционные игры: «Ручеек», «Вербочка» | Выразительное декламирование. | Круговое плетение «Жук» | ||||||||
28. | «Жаворонки-жаворонки, прилетите!» | Фигурки жаворонков из теста, ткани и лыка. Картинки с изображением перелетных птиц Северо-Запада. | Разминка: разучивание и исполнение песенки «Жаворонки-жаворонки!». Информационная часть: обычаи встречи весны и приглашения птиц. Птицы, прилетающие в наши края и обычай голосовому подрожанию пения птиц у детей. Традиционные игры: «Летела сова», «Ты сорока-белобока», «Тетера», небылица «Журавль на мельницу ездил». | Звуковое подрожание. | Изготовление фигурок птиц из соленого теста. | ||||||||
29. | «Ветер-ветерок, гони мой стружок!» | Кораблики, полотенце, веревочки. | Разминка: исполнение песенки «Ветер-ветерок, гони мой стружок!», игры с бумажными корабликами. Информационная часть: образ воды в традиционной культуре. Ледоход и начало навигации в Санкт-Петербурге. Традиционные игра-театрализация «Лодка». | Театрализация. | Оригами: изготовление кораблика. | ||||||||
Апрель – май «Землю пашет по весне честный земледелец». | |||||||||||||
30. | «Землю пашут – руками не машут» | Модели сохи и бороны, игрушка-лошадка. Фотографии. | Разминка: пластическая композиция по мотивам пословиц. Информационная часть: земледелие – основное занятие народов Северо-Запада России. Этапы и способы обработки земли. Пахота, боронование сев. Игры с предметами, «словесное рисование» по мотивам рабочих приговоров. | «Рисуем руками». | «Лошадка» - роспись по картонному трафарету. | ||||||||
31. | «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» | Сеть, деревянные иглы для плетения сетей. Изображение рыб, которые водились в водах Невы и Ладожского озера. | Разминка: проведение игры «Рыбаки и рыбки». Информационная часть: особенности рыболовства на Неве, виды рыб, рыболовные снасти, участие детей в промысле. Театрализация по мотивам сказки «Лиса и волк». | Театрализация. | Макраме – плетение «волшебного» узла. | ||||||||
32. | «Дождик-дождик, пуще!» | Иллюстрации – пейзажи с изображением пасмурной погоды, дождя, радуги, солнечной погоды. | Разминка: пластическая композиция «Дождик и солнце». Информационная часть: предсказание погоды по народным приметам. Детские песенки-заклички и участие маленьких детей в делах взрослых. Игра-театрализация по мотивам произведения К.Ушинского «Как рубашка в поле выросла» | Театрализация. | Круговое плетение «Солнышко». | ||||||||
33. | «Расти-расти цветочек» | Традиционные предметы с цветочным орнаментом. | Разминка: пластическая композиция «Расти-расти цветочек». Информационная часть: отношение к цветам в традиционной культуре. Волшебные цветы и травы: одолень-трава, разрыв-трава, гори-цвет. Традиционные игры: «Завью я веночек», «Яблонька». | Исполнение песен. | Изготовление веночка из лент. | ||||||||
34. | «В хороводе были мы» | Традиционные русские костюмы для мальчиков и девочек. | Разминка: игра «Что мы видели в хороводе?» Проведение заключительного праздника программы, подведение итогов курса. Традиционные игры: «Девка с парнем гуляла», «Завью я веночек», «Заинька», «Яблонька» |
Литература:
1. Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря. – СПб, 2001
2. Терещенко А. Быт русского народа. – М., 1999.
3. Каган М.С. Град Петров в истории русской культуры. – СПб, 2006.
4. Поэзия детства: русское народное творчество для детей. – СПб, 2004.
5. Детский поэтический фольклор. – СПб, 1997.
6. Садовников Д.Н. Загадки русского народа. – М., 1996.
7. Покровский Е.А. Детские игры преимущественно русские. – М., 1997.
8. Шангина И. И. Русский народ. Будни и праздники: Энциклопедия. СПб., 2003.
9. Шангина И. И. Русские дети и их игры. СПб., 2000.
10. Бернштам Т. А. Молодежь в обрядовой жизни русской общины XIX — начала XX в. Л., 1988.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игрыАктуальность темы: Приобщение дошкольников в современном общест...
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
народные подвижные игры как средства приобщения к национальной культуре....
Педсовет - деловая игра с педагогами "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры"
Педсовет - деловая игра с педагогами "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры"Цель: Воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре.Задачи:1. ...
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего....
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...
Дополнительная образовательная программа. "Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры".
Дополнительная образовательная программа по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры Необходимость приобщения молодого поколения к нацио...
Методическая разработка "Народная игра как средство приобщения дошкольников к национальной русской культуре"
Русские народные игры для детей носят педагогическую ценность, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка, создают опреде...