Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
консультация по физкультуре (подготовительная группа) на тему
народные подвижные игры как средства приобщения к национальной культуре.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley_priobshchenie_detey_k_istokam.doc | 66.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
«Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как личностей, любящих свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой: русские народные танцы, фольклор (считалки, стихи, потешки, прибаутки), народные игры.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей, формируя устойчивое отношение к культуре родной страны, создавая эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания детей разного возраста.
Игра — это школа воспитания. В ней свои «учебные предметы». Одни из них развивают у детей ловкость, меткость, быстроту и силу; другие учат премудростям жизни, добру и справедливости, чести и порядочности, любви и долгу. Игра формирует высокую I нравственность.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников.
Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь детей всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, богатое и разнообразное по своему содержанию.
Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личности, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеют решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогает заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
Проект ориентирован на четыре возрастные ступени:
- младший возраст (3—4 года);
- средний возраст (4—5 лет);
- старший возраст (5—6 лет);
- подготовительная к школе группа (6—7 лет).
Проект построен на основе главных методических принципов: учет возрастных особенностей детей, доступность материала, постепенность его усложнения.
Основные цели и задачи проекта:
- Создать систему работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры через русские народные подвижные игры.
- Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, познакомить с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
- Создать условия для самостоятельного отражения детьми полученных знаний, умений.
- Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д.
- Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы), так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомить детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Методический проект на доступном для детей уровне знакомит их с народными играми, народным календарем, основами православной культуры, традициями, бытом, обычаями русского народа, с крестьянским трудом, способствует развитию познавательных способностей у детей, формированию высокой нравственности, воспитывает любовь к Отечеству, уважение к предкам, интерес к самобытной русской культуре. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой...» становятся ближе, понятнее ребенку.
Русские народные календарные игры
Игры — своеобразная школа для ребенка. В них удовлетворяется жажда действия; содержится обильная пища для работы ума и воображения; воспитываются умения преодолевать неудачи, переживать неуспех, постоять за себя и за справедливость. В играх заключается залог полноценной душевной жизни ребенка в будущем.
Неоценимым национальным богатством являются календарные народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сейчас малопопулярны. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
Практически каждая игра начинается с выбора водящего. Чаще всего это происходит с помощью считалки.
Считалка имеет древнюю традицию. Обыкновение пересчитываться происходит из быта взрослых. Перед предстоящим делом в прошлом зачастую прибегали к счету, чтобы узнать, удачно или неудачно завершится задуманное, так как полагали, что есть «счастливые» и «несчастливые» числа.
Эту взрослую привычку подсматривали дети, ведь многие детские игры имитируют серьезные занятия взрослых — охоту, ловлю птиц, уход за посевом и др.
Есть игры, в которых играющие делятся на команды. Чтобы при этом не возникало споров, использовались оговорки: «Кого выбираешь, что выбираешь? Что возьмешь?»
Русские народные игры во время проведения обрядовых праздников, посвященных разным циклам земледельческого календаря
Новый год: «Арина», «Баба Яга», «Жмурки».
Рождественский сочельник: «Два Мороза», «Скакалка», «Масло», «Орешек», «С города долой!»
Святки: «Бабка», «Гуськи», «Дедушка-рожок», «Прялица», «Слепая курица и чулок», «Слепой козел», «„Черного" и „белого" не говорить, „да" и „нет" не повторять».
Масленица: «Каравай», «Взятие снежной крепости», «Водить козла», «Горелки», «Гори, гори ясно», «Горшки», «Крута гора», «Лапти», «Летят — не летят», «Пирог», «Сапки», «Салки-догонялки», «Салки-мартышки», «Салки с мячом».
Благовещенье: «Ай да птица, что за птица!», «Бабочки и ласточки», «Птицы», «Воробей», «Ворон», «Голуби», «Жаворонок», «Коршун», «Ласточки», «Огородник и воробей», «Пчелы», «Пчелы и ласточка», «Филин и пташки».
Вербная неделя: «Верба-вербочка», «Дед», «Захарка», «Мосток».
Пасха: «Игры с яйцами», «Чье яйцо дольше покрутится?», «Катание яиц с горки», «Бой яйцами», «Солнышко-ведрышко», «Береза», «Медом или сахаром».
Красная горка: «В круги», «Отгадывание».
Лялин день: «Ляля»
Егорьев день: «Лошадки», «Пастух и стадо».
Троица (Семик): «В кресты», «Венок», «Водяной», «Горячее место», «Ерыкалище».
Никита-гусятник: «Волк и гуси», «Гуси-гуси», «Утка и селезень», «Заинька», «Утица» («Уточка»).
Давид-земляничник: «У медведя во бору», «Волк в лесу», «Медведь».
Николай Кочанский: «Капуста», «Плетень».
Успение: «Кто с нами?», «Огородник», «Пахари и жнецы».
Семенов день: «Муха», «Охотники и собаки», «Черный жук».
Покров: «Заря-заряница», «Кружева», «Молчанка», «Пятнашки», «У дядюшки Трифона».
Кузьма и Демьян: «Ворон и куры», «Золотые ворота», «Кузнецы», «Курочки», «Царевна».
♦ Арина
Играющие встают в круг, в середине — водящий (Арина). Ему завязывают глаза. Все поют: Долгая Арина, Встань выше овина, Рученьки сложи, Чье имя скажи! Арина ходит, напевая: Хожу, гуляю вдоль каравая, Вдоль по караваю. Кого найду, узнаю!
Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.
♦ Два Мороза
На противоположных сторонах площадки отмечают линиями два «дома». Играющие располагаются в одном из них. Выбираются два Мороза: Синий Нос и Красный Нос. По сигналу Морозы говорят:
Мы два брата молодые,
Два Мороза удалые,
Я — Мороз — Красный Нос,
Я — Мороз — Синий Нос.
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься? Все играющие хором отвечают: Не боимся мы гроз,
И не страшен нам Мороз.
После слова «мороз» все играющие I перебегают в «дом» на противоположной I стороне площадки, а Морозы стараются их «заморозить», коснувшись рукой.
♦ Ай да птица, что за птица!
Водящий, взяв в руки любой предмет, говорит:
Ай да птица, что за птица! Что за птица за орел!
Сосед поднимает предмет и быстро отвечает: «Ай да птица, что за птица — ворон!» Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибётся, забыв назвать птицу.
♦ Ерыкалище
На земле (на полу) очерчивается круг. Выбирается водящий — Ерыкалище. На него надевают маску страшного чудовища из бумаги или холста. Он становится в круг. Остальные бегают и напевают:
Эко диво — чудо-юдо, Морская губа — Ерыкалище! Эко диво, чудо-юдо, С Гбрынова дуба Морское поганище!
Неожиданно Ерыкалище выскакивает из круга и, прыгая на одной ноге, ловит играющих. Кого поймает, уводит в плен (круг) и отдыхает. Его снова дразнят Ерыкалище и плененный, прыгая на одной ноге, ловят оставшихся. Игра продолжается до тех пор, пока Ерыкалище и его пленники не переловят всех играющих.
♦ Муха
На земле очерчивается круг. В центре вбивается кол, на него вешается кружок — «муха». Играющие встают за кругом и бросают в него палочки, кусочки дерева — стараются сбить «муху» с кола. У кола стоит караульный, который должен после каждого падения «мухи» возвращать ее обратно на кол. Когда играющие израсходуют все свои «снаряды», им предстоит быстро собрать их и вернуться на место. Кто не успеет, становится «караульным».
♦ Кузнецы
Считалкой выбирается «кузнец». Остальные дети — «жеребцы». Жеребцы: Эй, кузнец-молодец! Расковался жеребец. Ты подкуй его опять. Кузнец: Отчего ж не подковать? Вот гвоздь, вот подкова, Раз, два — и готово!
На слове «готово» жеребцы убегают, кузнец их ловит.
♦ Царевна
Играющие становятся в круг, на середину выходит одна девочка — «царевна». «Царевич» ходит за кругом.
Все поют: Круг города ходит Царев сын, королек, Невест выбирает Царев сын, королек. Войди, царевич, в город, Подойди, царевич, ближе, Поклонись, царевич, пониже, Поклонись пониже.
После этих слов царевич выбирает себе царевну, входит в круг, и они танцуют.
Выходит следующий парень, и игра повторяется.
♦ Считалки
Дети очень любят шутливые, веселые стихи-считалочки, быстро их запоминают.
Все участники игры встают в круг, в ряд или садятся на скамейки, на траву. Один из них выходит на середину и, громко, четко выговаривая слова, произносит нараспев считалочку:
Тара-бара, Домой пора — Ребят кормить, Телят поить, Коров доить. Тебе водить!
Тот, кто произносит считалку, при каждом слове (а иногда и слоге) прикасается поочередно рукой к играющим, не исключая и самого себя. Тот, на кого выпадает последнее слово, становится водящим. Считалка не повторяется.
Варианты считалок:
Раз, два, три, четыре, Пять, шесть, семь, Восемь, девять, десять. Выплывает белый месяц! Кто до месяца дойдет, Тот и прятаться пойдет!
Катилося яблочко. Мимо сада, Мимо огорода, Мимо частокола; Кто его поднимет, Тот вон выйдет!
Заяц белый, Куда бегал?
- В лес дубовый!
- Что там делал?
- Лыко драл!
- Куда клал?
- Под колоду!
- Кто украл?
- Родион.
- Выйди вон!
Шла кукушка мимо сети, А за нею — малы дети. Кукушата просят пить. Выходи — тебе водить
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игрыАктуальность темы: Приобщение дошкольников в современном общест...
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего....
Проект по приобщению дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры
Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому сегодня, возможно, как никогда актуальны вопрос...
Консультация для воспитателей «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в ее возрождении; самореализовать себя как лич...
Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»
Проект: «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры»Цель: приобщение детей к истории и культуре своей страны.Задачи:•...
ПРОЕКТ: Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через русские народные подвижные игры
Актуальность темы: Приобщение дошкольников в современном обществе к национальной культуре становиться актуальным педагогическим вопросом, потому что каждый народ не просто хранит свои традиции и ...
Проект «Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры, через русские народные подвижные игры».
Проект составлен в соответствии с требованиями и рекомендациями программ «Программа воспитания и обучения в детском саду», «Приобщение детей к истокам русской народной культуры...