Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе. Тема: «Народный промысел Башкир. Бортничество».
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Программное содержание:
- Дать первоначальное представление о форме пчеловодства – бортничества.
- Формировать интерес к изучению быта башкирского народа.
- Ознакомление с ремеслом башкирского народа.
- Закрепить представления детей о ремеслах, о приспособление пчел к окружающей среде нашей природы.
- Воспитание трудолюбия.
- Воспитание бережного отношения к природе родного края, воспитывать бережное отношение к живым существам родной природы.
Предварительная работа: Беседа о ремеслах Башкирского народа, рассматривание иллюстраций, картин о ремеслах. Просмотр видео о ремеслах. Беседа о пчелах и пчеловодстве.
Словарная работа:
Обогащение словаря: бортничество, бортовой мед.
Активизация словаря: пчеловод, пчеловодство, улей, соты.
Пчеловод, пчеловодство, улей, бортничество, бортовой мед.
Используемый материал: Дидактическая игра, иллюстрации и картины, карточки, ложки, мед, ноутбук.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
neposredstvenno_obrazovatelnaya_deyatelnost_v_starshey_gruppe._bortnichestvo_2.docx | 16.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе.
Тема: «Народный промысел Башкир. Бортничество».
Программное содержание:
- Дать первоначальное представление о форме пчеловодства – бортничества.
- Формировать интерес к изучению быта башкирского народа.
- Ознакомление с ремеслом башкирского народа.
- Закрепить представления детей о ремеслах, о приспособление пчел к окружающей среде нашей природы.
- Воспитание трудолюбия.
- Воспитание бережного отношения к природе родного края, воспитывать бережное отношение к живым существам родной природы.
Предварительная работа: Беседа о ремеслах Башкирского народа, рассматривание иллюстраций, картин о ремеслах. Просмотр видео о ремеслах. Беседа о пчелах и пчеловодстве.
Словарная работа:
Обогащение словаря: бортничество, бортовой мед.
Активизация словаря: пчеловод, пчеловодство, улей, соты.
Пчеловод, пчеловодство, улей, бортничество, бортовой мед.
Используемый материал: Дидактическая игра, иллюстрации и картины, карточки, ложки, мед, ноутбук.
Ход занятия:
(Дети встали в круг)
Воспитатель: Ребята, я вам загадаю загадку, а вы постарайтесь ее отгадать!
Ранним утром ей не спиться
Очень хочется трудиться,
Вот и меду принесла,
Работящая…(Пчела).
Воспитатель: Правильно, пчела. А пчелы какие звуки издают?
Артикуляционная гимнастика: (з-з-з, жу-жу-жу, бз-бз-бз)
- Положили пчелок на ладони и дуньте чтобы пчелки смогли взлететь.
(Дети садятся на стульчики.)
Воспитатель: Ребята, обратите внимание на картину и вспомните, как выглядит пчела?
Ответы детей: У пчелы голова, шесть ножек, крылья глазки, брюшко, усики и жало. На ногах есть маленькие щеточки, а также как бы корзиночки куда собирают пыльцу.
Воспитатель: Для чего пчелке жало? (чтобы защищаться от врагов - пчела жалит -выпускает яд). А как нужно себя вести, чтобы пчела вас не ужалила? (Не кричать громко, не размахивать руками).
Воспитатель: Молодцы! Давайте поиграем в игру.
Дидактическая игра «Собери пчелу» (Детям предлагается из шести частей собрать пчелу)
Воспитатель: Ребята, про пчелу говорят, что она работящая, какую же работу она выполняет?
Ответы детей: (Летает с цветка на цветок и собирает пыльцу, мед.)
(Воспитатель приглашает детей к столу. Дети берут ложки пробуют мед)
Воспитатель:
- Что это? (мёд).
-Какого он цвета? (желтый, коричневатый, желтоватый…)
- Какой он на вкус?(сладкий, вкусный…)
- Имеет ли запах? Какой? (ароматный, пахнет летом, цветами).
Воспитатель:
- Он не просто вкусный, но и полезный.
Воспитатель: Как называют человека, который занимается пчелами?
Ответы детей: Пчеловод. (Повторяем название на русском и башкирском языке).
Воспитатель: А как называется домик, в котором живут пчелы?
Ответы детей: Улей. (Повторяем название на русском и башкирском языке).
Предлагаю рассмотреть иллюстрации с изображением.
Воспитатель: Куда пчелы собирают мед?
Ответы детей: Соты. (Повторяем название на русском и башкирском языке.)
Воспитатель: Молодцы как много вы знаете о пчелах. Давайте немного отдохнем.
Физминутка:
– Шли наши ножки по лугу, по дорожке шли, не устали, пчелками стали.
Вечером пчелки собрались на полянке и уснули. (Садятся на корточки, засыпают). Утром пчелки все проснулись (встают, протирают глаза).
Улыбнулись, потянулись (улыбаются, потягиваются).
Раз-росой они умылись(умываются).
Два изящно покружились (кружатся).
Три нагнулись и присели, на четыре полетели (летают и жужжат).
Воспитатель: Ребята Башкиры с давних времен занимались пчеловодством. Я предлагаю вам посмотреть фильм.
Просмотр фильма «Бортничество» (Фонд этнографических исследований http://www.youtube.com/watch?v=IM2NtGHVbog).
Воспитатель: Ребята, о чем был фильм? (ответы детей)
-Да, в наших лесах живут и дикие пчёлы. Они немного меньше домашних пчёл по величине. Круглый год семья дикой пчелы живёт в одном месте, в дупле; там она и зимует, питаясь запасённым мёдом. Дерево, в дупле которого селились пчёлы, называлось бортью. (Повторяем название на русском и башкирском языке). Летом, когда пчёлы размножаются и в одной семье им становится тесно, происходит роение. Часть пчёл – рой - отделяется, находит пустое дупло и селится в нём. Так образуется новая пчелиная семья.
Это ремесло «Бортничество» до сих пор сохранилось в нашей республике, в Бурзянском районе. Бортники передают свое ремесло из поколения в поколение, тем самым сохраняя эту традицию.
(Повторяем новые слова: бортевой мед, бортничество).
Воспитатель: Ребята, мы с вами летом наблюдали за пчелами. У нас тоже есть свой улей, я предлагаю вам поселить пчел в наш улей. Каким способом мы можем изготовить пчелиную семью?
Ответы детей: (из теста, из пластилина, природного материала, из бумаги…)
Воспитатель: -А сейчас я предлагаю сделать пчел способом оригами.
- Давайте вспомним как это делается.
Коллективная работа «Пчела» из цветной бумаги способом оригами.
Воспитатель: Ребята, посмотрите в каком красивом улье поселились наши пчелы. Они очень рады и благодарят вас за улей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе Тема НОД: «Почтовые вагоны»
Конспект интегрированной НОД по развитию речи и физкультуры...
Конспект художественно -продуктивной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Откуда появилась Матрешка» с использованием ИКТ Возраст детей: старшая группа
Знакомство детей с историей возникновения русской народной игрушкой Матрешкой....
Конспект совместной (непосредственно-образовательной) деятельности в старшей группе Тема: «Олимпиада 2014 года» Образовательная область: ФКЦМ
Материал об Олимпийских играх, как мирных соревновании, в котором участвуют лучшие спортсмены всего мира....
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности в старшей группе, тема: «Беседа о зиме». Образовательная область: «Коммуникация».
Цель: закрепить знания детей о зиме, о сезонных изменениях в природе, связанные с зимним периодом.Задачи:Образовательные:ü Обобщить представления о зиме и типичных зимних явлениях в ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе тема: «Путешествие в страну русских народных сказок»
Продолжать закреплять жанровые особенности русской народной сказки; учить узнавать и называть сказку по иллюстрации и фрагменту произведения; воспитывать желание помочь герою, оказавшемуся в сложной ...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе. Тема недели: «День Победы» Тема НОД: «Подарок ветеранам ВОВ».
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе.Тема недели: «День Победы»цель работы :создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности &l...
Конспект непосредственной образовательной деятельности в старшей группе Тема: «Народные промыслы. Дымковская игрушка»
Цель: Знакомство детей с изделиями народных промыслов....