НОД "Рыбка зовет на помощь"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
формировать понимание, что неразумное вмешательство может повлечь изменения не только внутри экосистемы, но и за ее пределами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_rybka_zovet_na_pomoshch.docx | 34.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Рыбка просит о помощи»
Программное содержание: уточнить представления о целостности природного сообщества и о человеке, как части природы; формировать понимание, что неразумное вмешательство может повлечь за собой существенные изменения как внутри экосистемы, так и за ее пределами; развивать наблюдательность, связную речь; понимание закономерностей, существующих в природе; умение анализировать и делать выводы; воспитывать уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание восхищаться ее чудесами; активизация словаря: ядохимикаты, выхлопные газы, электричество, загрязнение окружающей среды.
Оборудование: игрушка – Золотая Рыбка; картинки с изображениями каменного дома, машины, завода, загрязненной реки, красивого леса и чистой реки; оборудование для опытов с водой: тарелка, бутылка с водой, прозрачные стаканчики, несколько разных прозрачных пустых емкостей; банка с водой и рыбкой; волшебная палочка; деревья и пеньки для имитации леса; игрушечная машина; крупный строитель; карточки с изображением правил поведения в природе; магнитофон и запись пения лесных птиц.
Предварительная работа: беседа о воде и ее превращениях; опыты с водой; беседа о правилах поведения в природе; заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода», стихотворения с движениями Е. П. Вислогузовой «Волшебные ворота»; дидактическая игра «Пирамидка», «Родная природа»; чтение рассказа В. Н. Танасийчука «Нефть в море».
Ход НОД
Воспитатель: Ребята! Сегодня я расскажу вам одну интересную сказку – новую сказку "О Золотой Рыбке". А вот и наша героиня! (Воспитатель достает игрушку – золотую рыбку.) Давайте с ней познакомимся. (Рыбка голосом воспитателя спрашивает у каждого ребенка: "Здравствуй! Как тебя зовут?")
А теперь слушайте сказку: Жил на свете Человек. Жил он на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил.
Вот однажды ловил Человек рыбу в реке. Долго у воды сидел, а рыба все не клюет. Вдруг чувствует Человек, крючок кто-то в глубину тянет. Вытянул он удочку и глазам своим не поверил: Как вы думаете, кто ему на удочку попался? (Дети высказывают свои предположения.)
Смотрит Человек – перед ним Золотая Рыбка. Человек как воды в рот набрал: ничего сказать не может от удивления. Говорит ему Рыбка: "Ты – Человек. Значит, будешь требовать, чтобы я желания твои исполнила. Загадывай свои желания. А за это ты меня, как водится, отпустишь в реку". "Ладно! – говорит Человек. – Раз уж так заведено, исполни мои желания. А я тебя отпущу". Ребята! Как вы думаете, какое желание попросил Человек исполнить? (Дети высказывают свои предположения.)
"Надоело мне жить в деревянной избушке, – говорит Человек, – хочу дом каменный с электричеством и отоплением". Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостиком вильнула. Вернулся Человек к своей избушке, а на ее месте дом каменный стоит. (Воспитатель выставляет картинку с изображением каменного дома.) Деревьев и цветов вокруг поубавилось, зато электрические столбы с проводами появились.
Как вы думаете, понравилось это Человеку? (Дети высказывают свои предположения.)
"Вот о какой жизни я мечтал! Внутри дома мебель расставлена. Из крана вода течет". Реже стал Человек по лесу гулять. А потом решил: "Зачем это я пешком ходить буду, если машину можно у Рыбки попросить?"
Исполнила Рыбка и второе желание Человека. Появилась у него машина. (Воспитатель выставляет картинку с изображением машины). Ходит он вокруг нее, запахом бензина наслаждается, в реке ее моет. Не сидится Человеку на месте. Понастроил он дорог, чтобы на машине ездить. Скоро множество лесных тропок в асфальтовые шоссе превратились. Но все Человеку мало.
Снова пришел на берег реки Рыбку беспокоить: "Сделай так, – приказывает, – чтобы на месте лесов зеленых поля бескрайние раскинулись: хочу богатым стать". Исчез лес. На его месте картошка растет, пшеница колосится. Вдруг, откуда ни возьмись, налетели на поля букашки вредные. Так и норовят весь урожай съесть. Испугался Человек, стал их всякими ядами травить. Всех извел, а вместе с ними – других насекомых и птиц. Так и живет: на машине разъезжает, урожай собирает; на закаты внимания не обращает, воду родниковую не пьет. Чувствует Человек, что хочется ему еще чего-то новенького. И надумал он завод приобрести, который много денег приносит.
Опять пришел Человек к Золотой Рыбке.
"Будет тебе завод, – ответила ему Золотая Рыбка, – но помни: это твое последнее желание".
Возвратился Человек, видит – завод огромный работает. (Воспитатель выставляет новую картинку с изображением завода.) Из труб дым идет, грязная вода в реку льется. Чихнул Человек с непривычки, закашлялся от дыма. Но заснул в этот день счастливым.
И вы закройте глазки и попробуйте представить, что за сон снился в ту ночь Человеку. (Дети закрывают глаза. В это время воспитатель выставляет картинки, изображающие загрязненную воду, и меняет Золотую Рыбку на другую.)
А утром проснулся Человек, поглядел в окно – вокруг дым, копоть, дышать нечем. Побежал к крану воды попить, а из крана грязная вода идет и пахнет неприятно. Побежал он к речке – земля вокруг дымом окутана, в реке мусор плавает, ни одного цветочка не видать.
– Что же я наделал? – думает. Стал он кликать Золотую Рыбку. Долго звал. Но никто ему не откликнулся.
Как вы думаете, что стало с Рыбкой? (Дети высказывают свои предположения.) Да, ребята, заболела Золотая Рыбка. Погубил Человек природу, уничтожил все живое вокруг. И Рыбка утратила свою волшебную силу. Теперь она, ребята, обратилась к нам: спасти природу. Хотите помочь Рыбке? (Ответы детей.)
Что ж! Давайте попробуем! Кто пройдет через эти волшебные ворота, тот превратится в волшебника.
Физминутка «Волшебные ворота»
В волшебные ворота
Давайте все войдем (шагаем с продвижением вперед)
И в мир такой чудесный
Мы сразу попадем. (раздвигаем руки в стороны)
Могучие деревья
Здесь листьями шумят (поднимаем руки вверх и шевелим пальцами)
И ветками качают
Приветствуя ребят. (качаем поднятыми руками)
Тут бабочки порхают
Невиданной красы, (машем руками, как крыльями)
Бутоны распускают
Навстречу нам цветы. (из ладоней складываем бутон и раскрываем его)
Бежит между камнями
Веселый ручеек, (совершаем волнообразные движения сложенными ладонями)
И нам лицо ласкает
Прохладный ветерок. (машем руками в лицо)
Мы в маленьких волшебников
Здесь превратимся вдруг, (поворачиваемся вокруг себя)
И мир еще прекрасней
Мы сделаем вокруг. (разводим руками в стороны)
Ну, вот мы с вами и волшебники. Теперь вы можете творить чудеса. А поможет нам в этом профессор Водичкин. Давайте заглянем к нему в лабораторию.
Воспитатель с детьми подходят к столам, где приготовлено все необходимое для опытов с водой.
Воспитатель и дети: Здравствуйте, профессор Водичкин!
Профессор Водичкин: Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали?
Дети: Мы хотим помочь Рыбке и спасти природу от гибели.
Профессор Водичкин: Хорошо! Я вам помогу! Но прежде мне нужно узнать, что вам известно о воде.
Дети читают стихотворение Н. Рыжовой "Волшебная вода".
Первый ребенок:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Второй ребенок:
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране,
Третий ребенок:
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Четвертый ребенок:
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Пятый ребенок:
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Профессор Водичкин:
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить.
Шестой ребенок:
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте!
Седьмой ребенок:
Путешествует всегда
Наша спутница вода!
Профессор Водичкин: Молодцы! Давайте-ка вспомним свойства воды и проверим их на опытах. Проходите в мою лабораторию, за рабочие столы.
Дети занимают рабочие места, вместе с профессором Водичкиным проводят и объясняют опыты, устанавливают свойства воды.
Дети наливают воду из бутылки в блюдце, переливают воду из одной емкости в другую. Что происходит? (Вода течет и принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.) Значит, вода не имеет формы.
В стакан с водой дети кладут ложечку, камушек. Его хорошо видно, значит вода прозрачная. Дети нюхают и пробуют воду на вкус, делают выводы о том, что она без запаха и вкуса.
Профессор Водичкин показывает детям банку, в которой плавает рыбка. Дети делают вывод о том, что в воде есть жизнь.
Дети перечисляют свойства воды:
- Вода течет.
- Вода разливается.
- Вода не имеет формы.
- Вода не имеет запаха.
- Вода не имеет вкуса.
- Вода прозрачная.
- Вода не имеет цвета.
- В воде есть жизнь.
Профессор Водичкин: Теперь я вижу: вы многое знаете и способны на чудеса. А волшебной палочкой я наделю вас еще большей силой. (Касается каждого ребенка волшебной палочкой.) Берегите природу! Любите ее! Охраняйте! В добрый путь, друзья!
Воспитатель: Нас ждет длинная дорога назад, через лес. (Дети с педагогом идут через импровизированный лес.) Ой, ребята, что же мы с вами видим в нашем лесу?
Дети: В лесу стоит машина! (Дети указывают на игрушечную машину среди деревьев.)
Воспитатель: Должна ли здесь стоять машина?
Дети: Она должна стоять в гараже. Выхлопные газы могут отравить лес, воду. (Дети ставят машину в гараж, сложенный из кубиков.)
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какая чудная полянка! Давайте присядем на пенечки и отдохнем на ней, а заодно поиграем и вспомним правила поведения в природе.
Дидактическая игра «Угадай правило».
Воспитатель показывает детям карточки с изображением того, как правильно и как нельзя вести себя в природе. Дети должны угадать и назвать предложенные правила.
Воспитатель: Какие же мы сегодня молодцы: все правила вспомнили! Ребята! Вы заметили, что в нашем лесу чего-то не хватает? Совсем стало тихо и грустно.
Дети: Не слышно пения птиц!
Воспитатель: Но мы же с вами волшебники! Давайте вернем птиц в лес!
Звучит фонограмма "Пение птиц".
Воспитатель: Вы – настоящие волшебники! Давайте закроем глазки и насладимся пением птиц.
Релаксационная пауза.
Воспитатель: Лес без песни не бывает, всюду птицы распевают! Как красиво стало в нашем волшебном лесу! Как вам это удалось?
Дети: Мы очистили воздух, воду, лес, чтобы всем животным и растениям жилось хорошо.
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться из волшебного леса. Рыбка нас заждалась.
Дети подходят к «волшебным воротам».
Воспитатель: Вот и «волшебные ворота». Помните, мы проходили через них и превращались в волшебников. А теперь давайте снова станем дружными и веселыми ребятами.
Дети снова проходят через ворота.
Воспитатель (показывает детям новые картинки): Ребята! Посмотрите внимательно на лес, в котором живет человек, на речку, на рыбу. Что с ними стало? Мы их спасли. Правда, только в сказке. В жизни такое чудо сотворить намного сложнее. Чтобы оно произошло, вы должны научиться любить, беречь и охранять природу.
Воспитатель заканчивает занятие стихотворением:
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по математике во второй младшей группе с использованием мультимедиа. Тема: «Микки Маус зовет на помощь».
Данное занятие научит детей ориентироваться в пространстве, находить предмет, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на; сможете закрепить знания в сравнении 2 групп предметов, ра...
Конспект занятия "Рыбка зовет на помощь", в рамках технологии проектной деятельности
Сюжетно-ролевая игра «Рыбка зовет на помощь»...
"Рыбка зовет на помощь"
Исследовательская деятельность детей в старшей группе...
Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию для детей старшей группы «Рыбка зовет на помощь!»
Обобщение представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоём). Развивитие умения самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких – либо живых организмов в сост...
Показательный конспект ООД по математике во второй младшей группе с использованием мультимедиа. Тема: «Микки Маус зовет на помощь».
Конспект показательного ООД с использованием ИКТ во второй младшей группе....
Конспект итогового занятия по математике детей младшей группы. Тема: «Микки Маус зовет на помощь».
Конспект занятия...
ООД по экологии "Рыбка зовет на помощь"
ООД в подготовительной группе "Рыбка зовет на помощь"...