НОД "Рыбка зовет на помощь"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

мушакова светлана александровна

формировать понимание, что неразумное вмешательство может повлечь изменения не только внутри экосистемы, но и за ее пределами

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_rybka_zovet_na_pomoshch.docx34.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Рыбка просит о помощи»

Программное содержание: уточнить представления о целостности природного сообщества и о человеке, как части природы; формировать понимание, что неразумное вмешательство может повлечь за собой существенные изменения как внутри экосистемы, так и за ее пределами; развивать наблюдательность, связную речь; понимание закономерностей, существующих в природе; умение анализировать и делать выводы; воспитывать уважительное и бережное отношение к окружающей нас природе; желание восхищаться ее чудесами; активизация словаря: ядохимикаты, выхлопные газы, электричество, загрязнение окружающей среды.http://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=18d6e0677928d37893d7a1f45e1e5cad-131-144&n=21

Оборудование: игрушка – Золотая Рыбка; картинки с изображениями каменного дома, машины, завода, загрязненной реки, красивого леса и чистой реки; оборудование для опытов с водой: тарелка, бутылка с водой, прозрачные стаканчики, несколько разных прозрачных пустых емкостей; банка с водой и рыбкой; волшебная палочка; деревья и пеньки для имитации леса; игрушечная машина; крупный строитель; карточки с изображением правил поведения в природе; магнитофон и запись пения лесных птиц.

Предварительная работа: беседа о воде и ее превращениях; опыты с водой; беседа о правилах поведения в природе; заучивание стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода», стихотворения с движениями Е. П. Вислогузовой «Волшебные ворота»; дидактическая игра «Пирамидка», «Родная природа»; чтение рассказа В. Н. Танасийчука «Нефть в море».

Ход НОД

Воспитатель: Ребята! Сегодня я расскажу вам одну интересную сказку – новую сказку "О Золотой Рыбке". А вот и наша героиня! (Воспитатель достает игрушку – золотую рыбку.) Давайте с ней познакомимся. (Рыбка голосом воспитателя спрашивает у каждого ребенка: "Здравствуй! Как тебя зовут?")

А теперь слушайте сказку: Жил на свете Человек. Жил он на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил.

Вот однажды ловил Человек рыбу в реке. Долго у воды сидел, а рыба все не клюет. Вдруг чувствует Человек, крючок кто-то в глубину тянет. Вытянул он удочку и глазам своим не поверил: Как вы думаете, кто ему на удочку попался? (Дети высказывают свои предположения.)

Смотрит Человек – перед ним Золотая Рыбка. Человек как воды в рот набрал: ничего сказать не может от удивления. Говорит ему Рыбка: "Ты – Человек. Значит, будешь требовать, чтобы я желания твои исполнила. Загадывай свои желания. А за это ты меня, как водится, отпустишь в реку". "Ладно! – говорит Человек. – Раз уж так заведено, исполни мои желания. А я тебя отпущу". Ребята! Как вы думаете, какое желание попросил Человек исполнить? (Дети высказывают свои предположения.)

"Надоело мне жить в деревянной избушке, – говорит Человек, – хочу дом каменный с электричеством и отоплением". Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостиком вильнула. Вернулся Человек к своей избушке, а на ее месте дом каменный стоит. (Воспитатель выставляет картинку с изображением каменного дома.) Деревьев и цветов вокруг поубавилось, зато электрические столбы с проводами появились.

Как вы думаете, понравилось это Человеку? (Дети высказывают свои предположения.)

"Вот о какой жизни я мечтал! Внутри дома мебель расставлена. Из крана вода течет". Реже стал Человек по лесу гулять. А потом решил: "Зачем это я пешком ходить буду, если машину можно у Рыбки попросить?"

Исполнила Рыбка и второе желание Человека. Появилась у него машина. (Воспитатель выставляет картинку с изображением машины). Ходит он вокруг нее, запахом бензина наслаждается, в реке ее моет. Не сидится Человеку на месте. Понастроил он дорог, чтобы на машине ездить. Скоро множество лесных тропок в асфальтовые шоссе превратились. Но все Человеку мало.

Снова пришел на берег реки Рыбку беспокоить: "Сделай так, – приказывает, – чтобы на месте лесов зеленых поля бескрайние раскинулись: хочу богатым стать". Исчез лес. На его месте картошка растет, пшеница колосится. Вдруг, откуда ни возьмись, налетели на поля букашки вредные. Так и норовят весь урожай съесть. Испугался Человек, стал их всякими ядами травить. Всех извел, а вместе с ними – других насекомых и птиц. Так и живет: на машине разъезжает, урожай собирает; на закаты внимания не обращает, воду родниковую не пьет. Чувствует Человек, что хочется ему еще чего-то новенького. И надумал он завод приобрести, который много денег приносит.

Опять пришел Человек к Золотой Рыбке.

"Будет тебе завод, – ответила ему Золотая Рыбка, – но помни: это твое последнее желание".

Возвратился Человек, видит – завод огромный работает. (Воспитатель выставляет новую картинку с изображением завода.) Из труб дым идет, грязная вода в реку льется. Чихнул Человек с непривычки, закашлялся от дыма. Но заснул в этот день счастливым.

И вы закройте глазки и попробуйте представить, что за сон снился в ту ночь Человеку. (Дети закрывают глаза. В это время воспитатель выставляет картинки, изображающие загрязненную воду, и меняет Золотую Рыбку на другую.) 

А утром проснулся Человек, поглядел в окно – вокруг дым, копоть, дышать нечем. Побежал к крану воды попить, а из крана грязная вода идет и пахнет неприятно. Побежал он к речке – земля вокруг дымом окутана, в реке мусор плавает, ни одного цветочка не видать.

– Что же я наделал? – думает. Стал он кликать Золотую Рыбку. Долго звал. Но никто ему не откликнулся.

Как вы думаете, что стало с Рыбкой? (Дети высказывают свои предположения.) Да, ребята, заболела Золотая Рыбка. Погубил Человек природу, уничтожил все живое вокруг. И Рыбка утратила свою волшебную силу. Теперь она, ребята, обратилась к нам: спасти природу. Хотите помочь Рыбке? (Ответы детей.) 

Что ж! Давайте попробуем! Кто пройдет через эти волшебные ворота, тот превратится в волшебника.

Физминутка «Волшебные ворота»

В волшебные ворота

Давайте все войдем (шагаем с продвижением вперед)

И в мир такой чудесный

Мы сразу попадем. (раздвигаем руки в стороны)

Могучие деревья

Здесь листьями шумят (поднимаем руки вверх и шевелим пальцами)

И ветками качают

Приветствуя ребят. (качаем  поднятыми руками)

Тут бабочки порхают

Невиданной красы, (машем руками, как крыльями)

Бутоны распускают

Навстречу нам цветы. (из ладоней складываем бутон и раскрываем его)

Бежит между камнями

Веселый ручеек, (совершаем волнообразные движения сложенными ладонями)

И нам лицо ласкает

Прохладный ветерок. (машем руками в лицо)

Мы в маленьких волшебников

Здесь превратимся вдруг, (поворачиваемся вокруг себя)

И мир еще прекрасней

Мы сделаем вокруг. (разводим руками в стороны)

Ну, вот мы с вами и волшебники. Теперь вы можете творить чудеса. А поможет нам в этом профессор Водичкин. Давайте заглянем к нему в лабораторию.

Воспитатель с детьми подходят к столам, где приготовлено все необходимое для опытов с водой.

Воспитатель и дети: Здравствуйте, профессор Водичкин!

Профессор Водичкин: Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали?

Дети: Мы хотим помочь Рыбке и спасти природу от гибели.

Профессор Водичкин: Хорошо! Я вам помогу! Но прежде мне нужно узнать, что вам известно о воде.

Дети читают стихотворение Н. Рыжовой "Волшебная вода".

Первый ребенок:

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

Второй ребенок:

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Третий ребенок:

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Четвертый ребенок:

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем.

Пятый ребенок:

Без нее нам не умыться,

Не наесться, не напиться.

Профессор Водичкин:

Смею вам я доложить,

Без нее нам не прожить.

Шестой ребенок:

Вы в пруду ее найдете

И в сыром лесном болоте!

Седьмой ребенок:

Путешествует всегда

Наша спутница вода!

Профессор Водичкин: Молодцы! Давайте-ка вспомним свойства воды и проверим их на опытах. Проходите в мою лабораторию, за рабочие столы.

Дети занимают рабочие места, вместе с профессором Водичкиным  проводят и объясняют опыты, устанавливают свойства воды.

Дети наливают воду из бутылки в блюдце, переливают воду из одной емкости в другую. Что происходит? (Вода  течет и принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей.) Значит, вода не имеет формы.

В стакан с водой дети кладут ложечку, камушек. Его хорошо видно, значит вода прозрачная. Дети нюхают и пробуют воду на вкус, делают выводы о том, что она без запаха и вкуса.

Профессор Водичкин показывает детям банку, в которой плавает рыбка. Дети делают вывод о том, что в воде есть жизнь.

Дети перечисляют свойства воды:

  • Вода течет.
  • Вода разливается.
  • Вода не имеет формы.
  • Вода не имеет запаха.
  • Вода не имеет вкуса.
  • Вода прозрачная.
  • Вода не имеет цвета.
  • В воде есть жизнь.

Профессор Водичкин: Теперь я вижу: вы многое знаете и способны на чудеса. А волшебной палочкой я наделю вас еще большей силой. (Касается каждого ребенка волшебной палочкой.)  Берегите природу! Любите ее! Охраняйте! В добрый путь, друзья!

Воспитатель: Нас ждет длинная дорога назад, через лес. (Дети с педагогом идут через импровизированный лес.) Ой, ребята, что же мы с вами видим в нашем лесу?

Дети: В лесу стоит машина! (Дети указывают на игрушечную машину среди  деревьев.)

Воспитатель: Должна ли здесь стоять машина?

Дети: Она должна стоять в гараже. Выхлопные газы могут отравить лес, воду. (Дети ставят машину в гараж, сложенный из кубиков.) 

Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какая чудная полянка! Давайте присядем на пенечки и отдохнем на ней, а заодно поиграем и вспомним правила поведения в природе.

Дидактическая игра «Угадай правило».

Воспитатель показывает детям карточки с изображением того, как правильно и как нельзя вести себя в природе. Дети должны угадать и назвать предложенные правила.

Воспитатель: Какие же мы сегодня молодцы: все правила вспомнили! Ребята! Вы заметили, что в нашем лесу чего-то не хватает? Совсем стало тихо и грустно.

Дети: Не слышно пения птиц!

Воспитатель: Но мы же с вами волшебники! Давайте вернем птиц в лес!

Звучит фонограмма "Пение птиц".

Воспитатель: Вы – настоящие волшебники! Давайте закроем глазки и насладимся пением птиц.

Релаксационная пауза.

Воспитатель: Лес без песни не бывает, всюду птицы распевают! Как красиво стало в нашем волшебном лесу! Как вам это удалось?

Дети: Мы очистили воздух, воду, лес, чтобы всем животным и растениям жилось хорошо.

Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться из волшебного леса. Рыбка нас заждалась.

Дети подходят к «волшебным воротам».

Воспитатель: Вот и «волшебные ворота». Помните, мы проходили через них и превращались в волшебников. А теперь давайте снова станем дружными и веселыми ребятами.

Дети снова проходят через ворота.

Воспитатель (показывает детям новые картинки): Ребята! Посмотрите внимательно на лес, в котором живет человек, на речку, на рыбу. Что с ними стало? Мы их спасли. Правда, только в сказке. В жизни такое чудо сотворить намного сложнее. Чтобы оно произошло, вы должны научиться любить, беречь и охранять природу.

Воспитатель заканчивает занятие стихотворением:

Есть на земле огромный дом

Под крышей голубой,

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по математике во второй младшей группе с использованием мультимедиа. Тема: «Микки Маус зовет на помощь».

Данное занятие  научит детей ориентироваться в пространстве, находить предмет, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на; сможете закрепить знания в сравнении 2 групп предметов, ра...

"Рыбка зовет на помощь"

Исследовательская деятельность детей в старшей группе...

Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию для детей старшей группы «Рыбка зовет на помощь!»

Обобщение представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоём). Развивитие умения самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких – либо живых организмов в сост...

ООД по экологии "Рыбка зовет на помощь"

ООД в подготовительной группе "Рыбка зовет на помощь"...