Конспект занятия "Рыбка зовет на помощь", в рамках технологии проектной деятельности
план-конспект занятия (старшая группа)

Репина Елена Михайловна

Сюжетно-ролевая игра «Рыбка зовет на помощь»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rybka_zovyot_na_pomoshch.docx30.37 КБ

Предварительный просмотр:

г. Иркутск

Конспект интегрированного занятия сюжетно-ролевой игры (для детей старшего дошкольного возраста) по теме «Рыбка зовет на помощь»

Образовательная область «Социализация»

Интеграция: «Познание», «Коммуникация», «Физическая культура», «Чтение художественной литературы», «Труд».

Количество детей: 10-12 человек

Программное содержание:

Образовательная область «Социализация»:

- формировать у детей умение творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием, используя накопленный личный опыт;

- формировать положительные взаимоотношения между детьми в процессе игры;

- воспитывать у детей культуру поведения;

- закреплять знания о профессиях взрослых на корабле. 

Образовательная область «Труд»:

- воспитывать у детей уважение к труду работников морского флота;

- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Образовательная область «Познание»:

- закреплять знания о морских путешествиях, растительном и животном мире морей;

Образовательная область «Коммуникация»:

- развивать речевое и ролевое взаимодействие, связную монологическую и диалогическую речь.

Оборудование:

  1. Корабль (стулья, мягкий модуль, штурвал, паруса из картона, якорь на веревке, спасательные круги);
  2. Золотая рыбка (большая картинка);
  3. Картинки разнообразных коралловых рыбок;
  4. Коробка с «кладом», расскраски морских обитателей;
  5. Картонный ключ, разрезанный на 3 части с надписью: Клад находится в уголке, который делает нас сильными и ловкими.
  6. Бумажный и пластиковый мусор.
  7. Спортивные трубы;
  8. Ведра или тазики для сбора «нефти» и мусора.
  9. Техническое оборудование: магнитофон с записью шума моря и морских песен.
  10.  Зонтик, с прикрепленным мусором;
  11.  Снаряжение для водолаза: очки, ласты, акваланг из пластиковых бутылок;
  12.  Письмо и картинка с загрязненным водоёмом;
  13.  Наушники для радиста;
  14.  Рыболовная сеть, с прикрепленными на ней с помощью прищепок картинками морских обитателей.
  15.  Элементы костюмов: фуражка капитана, бескозырка, морские воротники –гюйсы, колпак повара.

Предварительная работа: чтение детской художественной литературы о морских путешествиях и подводном мире, рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии.

Беседы на темы: «Океаны», «Обитатели моря».

Просмотр документальных фильмов «Морские обитатели», «Богатства дна морского».

ХОД

I Орг. момент:

Дети стоят полукругом возле воспитателя. (В.)

- Сегодня утром я получила загадочное письмо с картинкой.

Открываем, читаем письмо:

Дорогие ребята, в наши морские глубины пришла беда, спасите нас, иначе мы погибнем!

В благодарность за вашу помощь я подарю вам ключ от подводного клада, в котором вы увидите настоящие сокровища всех морей и океанов.

В. - Интересно, кто прислал нам это письмо?

Смотрят обратный адрес:

Откуда: коралловые рифы

От кого: от золотой рыбки.

II Основная часть

В.: - Что за беда случилась в море? Рыбка просит нас помочь ей, значит нам нужно немедленно отправляться в морскую экспедицию, выяснить что произошло и постараться помочь морским обитателям.

- Но на чем мы отправимся? На чем люди могут путешествовать по морям-океанам?

Дети: - На корабле, яхте, лодке, паруснике, пароходе, лайнере и др.

В.: - Как можно назвать этот транспорт одним словом?

Дети: - Водный.

В.: - На каком водном транспорте мы отправимся спасать морских обитателей, вы узнаете, разгадав ребус. (Корабль)

В.: - Вот и наш корабль уже готов к плаванию. Но у любого корабля обязательно должно быть название. Раз мы отправляемся спасать, то и название нашему кораблю мы дадим какое? («СПАСАТЕЛЬ»открывает название.

Но на нашем корабле еще не хватает главного, без этого он не сможет тронуться с места?

Предположения детей

- Без команды!

- Я провозглашаю вас командой отважного корабля «СПАСАТЕЛЬ»!

- Команда, стройся! Ровняйся! Смирно! (строятся)

- Я тоже буду принимать участие в вашем путешествие. Я буду капитаном..

В.: - Члены экипажа, прошу представиться всей команде доблестного корабля «СПАСАТЕЛЬ»!

Каждый ребенок выходит из строя, делая шаг вперед.

1. Штурман: - Я – штурман, помощник капитана, стою у штурвала, слежу за маршрутом и приборами, выполняю все команды капитана.

2. Радист: - Я – радист, держу связь с землей и другими кораблями, узнаю сводку погоды на ближайшие дни.

3. Водолаз. - Я – специалист, умеющий выполнять работы под водой в водолазном снаряжении.

4. Кок: - Я – кок, корабельный повар, готовлю еду для всей команды.

5. Матросы: - Мы – матросы, несем службу на корабле.

6. Юнга: - Я – юнга, готовлюсь стать матросом, держу палубу в чистоте и порядке.

7. Ученые-океанологи: - Мы – ученые океанологи, берем воду на пробу и проверяем, чистая ли она, исследуем глубины океана.

8. Журналист. - Я – журналист, буду вести репортаж о путешествии.

9. Капитан: - Я – капитан, слежу за порядком на корабле, отдаю команды экипажу во время плавания.

- Спустить паруса! Вы слышали, что-то ударилось о борт нашего корабля? Что бы это могло быть? А вдруг мы налетели на подводную скалу? Нужно проверить скорей, не пробило ли дно корабля, а то корабль потонет. (смотрят, нет ли течи)

- Теперь всё в порядке, но корабль почему-то стоит на месте? У нас на борту есть специалист, который сможет установить причину. – Водолаз.           

(снаряжают водолаза – одевают ласты, очки, акваланг, он «ныряет, плавает, смотрит»)

В.- Капитан: - Водолаз, докладывайте, почему наш корабль не движется вперед, стоит на месте?

Водолаз: - Наш корабль сел на мель, нужно ждать прилива. (возвращается назад, снимает снаряжение)

В. – Капитан: - Мы вынуждены ждать прилива, когда поднимется вода. Чтобы не скучать, команда, песню дружно запевай:

Вся команда поёт:

                  Капитан, капитан, улыбнитесь,

                  Ведь улыбка – это флаг корабля!

                  Капитан, капитан, подтянитесь!

                  Только смелым покоряются море!

В. Капитан. - Внимание, команда, начался прилив, плывём дальше! Поднять паруса! Полный вперед! (шум моря усиливается)

- Тревога, тревога! Начинается шторм! Слева по борту скала! Право руля! Мы попали в бушующие волны! (имитируют качку, встают, качаются из стороны в сторону, звучит фонограмма шторма)

Срочно спустить паруса, иначе их порвет сильный ветер!

- Кажется, шторм утихает…

В. – Капитан радисту: - Товарищ радист, у вас поступило радиосообщение, докладывайте:

Радист: - Поступил сигнал SOS, координаты установлены, держим курс к коралловым рифам. Полный вперед!

В.- Капитан: - Вот мы и прибыли к тому месту, откуда поступил сигнал бедствия, это морские коралловые рифы. Бросить якорь. А вот и сама рыбка, которая звала на помощь. (выставляется рыбка). Здесь что-то не так, что-то здесь произошло, почему рыбка грязная? Что за черные пятна растеклись по поверхности моря?

- Ученые-океанологи, у вас есть ответ на этот вопрос?

Ученый-океанолог:

- Это большой танкер вез в своих трюмах нефть и наскочил на подводную скалу и получил пробоину. Нефть широко разлилась по воде и покрыла пляжи и прибрежные скалы скользкой черной пленкой.

В.-Капитан: - Нужно срочно спасать море и очистить воду от пролившейся нефти. Ведь если не помочь,  что может произойти?

Варианты детей. - Для этого нам понадобятся очистительные сооружения.

Эстафета №1.

На полу лежат «черные пятна» - нефть. Все дети делятся на две команды. Дети по сигналу бегут к «морю», берут одно «пятно», пролезают через спортивную трубу-«очистительное сооружение» и бросают «пятно» в своё ведро. Звучит веселая морская песня. Так дети бегают, пока «пятна» не закончатся. В конце эстафеты капитан подсчитывает, от скольких «пятен» каждая команда очистила «море».

После эстафеты возвращаются на корабль, а воспитатель открывает часть рыбок.

В.-Капитан: - Смотрите, как заблестела вода! А рыбка подарила нам часть ключа в благодарность!

- Посмотрите, слева по борту плывет странное существо. Кто это?

Медуза (в руках зонтик, увешанный мусором, воспитатель разбрасывает мусор по полу)

                  По волнам гуляет зонтик,

                  Если встретите – не троньте!

                  Вот так чудо, вот так диво!

                  Зонтик жжется, как крапива.

                  Для меня волн качели,

                  Я плыву без всякой цели

                  Ниоткуда в никуда,

                  Вся прозрачна, как вода.

Дети: - Это медуза!

В.-Капитан: - Что это висит на ней?

Дети: - Мусор!

В.-Капитан: - Откуда в море взялся мусор?

Дети: - Люди с кораблей бросают!

В.-Капитан: - Господа-ученые, что произойдет в море, если люди будут бросать мусор в воду?

Ученый-океанолог: - Погибнут водоросли, погибнут усатые киты, морские черепахи вымрут, поедая целлофановые пакеты, принимая их за медуз.

В.-Капитан: - мы прибыли сюда, чтобы помочь, очистим море от мусора.

Эстафета №2.

Дети разбиваются на две команды.

Первая команда собирает только бумажный мусор;

Вторая команда собирает только пластиковый мусор.

В.-Капитан: - Молодцы, очистили море от мусора! Смотрите, сюда в коралловые рифы вернулось еще больше рыбок, а рыбка нам отдала еще одну часть ключа от клада.

- Но на этом все беды в коралловых рифах еще не закончились. Тревога! В сеть к браконьерам попало очень много морских обитателей! Вы сможете спасти их, если дадите им правильные название, распутаете из сетей и отпустите в море.

(Подходят к рыболовной сети, где на прищепках висят картинки морских обитателей. Каждый ребенок по очереди снимает по выбору картинку и называет,  кого он спас)

В.-Капитан: - Вот мы и спасли всех. Ура! А еще нам рыбка отдала последнюю часть ключа и все рыбки вернулись домой.

- Давайте соберем ключ и узнаем, где спрятан клад.

Собирают ключ, на нем написано:

Клад находится в уголке, который делает нас сильными и ловкими.

В.-Капитан: - Как называется этот уголок?

Дети: - Спортивный!

В.-Капитан: - Он находится в саду, значит нам надо возвращаться обратно. Все на борт корабля, занять свои места, поднять якорь, поднять паруса! Попутного ветра! Полный вперед! Держим курс обратно в детский сад! (шум моря)

- Приплыли, спускаемся по трапу на берег берег.

Находят коробку в спортивном уголке, открывают и находят там расскраски и надпись: «Настоящие сокровища морей и океанов».

III Итог:

В.-Капитан: - А где золото, бриллианты? Что здесь изображено?

Дети: - Морские обитатели!

В.-Капитан: - Получается, что по-настоящему является сокровищами всех морей и океанов?

Дети: - Яркий, красивый и многообразный подводный мир и разнообразие морских обитателей.

Воспитатель: - А ваша задача сделать их яркими и красивыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию для подготовительной группы «Айболит спешит на помощь» в рамках технологии «ПиктоМир»

Цель работы с детьми: Помочь Айболиту добраться до заболевших животных; обучение дошкольников умению «видеть» алгоритмы и осознавать алгоритмическую сущность действий....