Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию для детей старшей группы «Рыбка зовет на помощь!»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
Обобщение представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоём). Развивитие умения самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких – либо живых организмов в составе сообществ изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов. Формирование представления о том, что человек – часть природы, и он охранять и защищать ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rybka_zovet_na_pomoshch.docx | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию для детей старшей группы
Тема: «Рыбка зовет на помощь!»
Подготовил: воспитатель Барановская Н.Я.
ГБДОУ детский сад № 104
Невского района Санкт-Петербурга
Программное содержание:
1. Обобщать представления детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоём).
2. Развивать умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах: при исчезновении каких – либо живых организмов в составе сообществ изменяются условия среды, что может привести к гибели других организмов.
3. Формировать представления о том, что человек – часть природы, и он охранять и защищать ее.
4. Расширять знания детей о взаимодействии живой и неживой природы, способствовать осмыслению разных аспектов взаимодействия человека с природой.
5. Закрепить с детьми правила поведения на природе.
6.Воспитывать экологическую культуру, желание оберегать природу.
В интеграции: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Технологии:
- здоровьесберегающие ( релаксационная пауза под фонограмму «Пение птиц»)
- игровые (подвижная игра «Волшебные ворота»)
- информационно-коммуникативные (рассматривание на фланелеграфе тематических картинок, показ презентации «Берегите планету»)
- технология исследовательской деятельности (опыты с водой)
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций о животных, птицах, насекомых, с изображением лесов, водоёмов, лугов, луговых цветов; чтение книг познавательного цикла по экологии; отгадывание загадок экологического направления. Разучивание стихотворения Н. Рыжовой «Волшебная вода».
Разучивание стихотворения С. Михалкова «Полянка»
Материал:
Оборудование: фланелеграф. Картинки с изображением каменного дома, завода и с изображением загрязненной воды. Две рыбки – «Золотая» и погибшая рыбка из-за загрязнений (сделаны своими руками). Кукла. Фонограмма «Пение птиц». Все необходимое для опытов с водой.
Презентация «Берегите планету»
Ход совместной деятельности:
Воспитатель:
Ребята! Сегодня я расскажу вам одну интересную сказку - новую сказку «О Золотой Рыбке». А вот и наш герой! (Воспитатель достает куклу.)
Давайте с ним познакомимся. (Кукла голосом воспитателя спрашивает у каждого ребенка: «Здравствуй! Как тебя зовут?»)
А нашего героя, ребята, зовут Человек. Просто человек. А теперь слушайте сказку.
«Жил на свете Человек. Жил он на краю леса, в маленькой бревенчатой избушке. На зверей охотился, рыбу ловил, воздухом свежим дышал, воду родниковую пил.
Вот однажды ловил Человек рыбу в реке. Долго у воды сидел, а рыба все не клюет. Вдруг чувствует Человек, крючок кто-то в глубину тянет. Вытянул он удочку и глазам своим не поверил…»
Как вы думаете, кто ему на удочку попался?
Дети: высказывают свои предположения
Воспитатель:
«Смотрит Человек - перед ним Золотая Рыбка. Человек как воды в рот набрал: ничего сказать не может от удивления. Говорит ему Рыбка: «Ты - Человек. Значит, будешь требовать, чтобы я желания твои исполнила. Загадывай свои желания.
А за это ты меня, как водится, отпустишь в реку». «Ладно! - говорит Человек. - Раз уж так заведено, исполни мои желания. А я тебя отпущу».
Ребята! Как вы думаете, какое желание попросил Человек исполнить?
Дети: высказывают свои предположения
Воспитатель:
«Надоело мне жить в деревянной избушке, - говорит Человек, - хочу дом каменный с электричеством и отоплением». Ничего не ответила Рыбка, выскользнула из рук Человека, только хвостиком вильнула. Вернулся Человек к своей избушке, а на ее месте дом каменный стоит.
(Воспитатель укрепляет на фланелеграфе картинку с изображением каменного дома.) Деревьев и цветов вокруг поубавилось, зато столбы с проводами появились».
Как вы думаете, понравилось это Человеку?
Дети: высказывают свои предположения
Воспитатель:
«Вот о какой жизни я мечтал! Внутри дома мебель расставлена. Из крана вода течет». Реже стал Человек по лесу гулять. А потом решил: «Зачем это я пешком ходить буду, если машину можно у Рыбки попросить?»
Исполнила Рыбка и второе желание Человека. Появилась у него машина. Ходит он вокруг нее, запахом бензина наслаждается, в реке ее моет. Не сидится Человеку на месте. Понастроил он дорог, чтобы на машине ездить. Скоро множество лесных тропок в асфальтовые шоссе превратились. Но все Человеку мало. Снова пришел на берег реки Рыбку беспокоить: «Сделай так, - приказывает, - чтобы на месте лесов зеленых поля бескрайние раскинулись: хочу богатым стать». Исчез лес. На его месте картошка растет, пшеница колосится. Вдруг, откуда ни возьмись, налетели на поля букашки вредные. Так и норовят весь урожай съесть. Испугался Человек, стал их всякими ядами травить. Всех извел, а вместе с ними - других насекомых и птиц. Так и живет: на машине разъезжает, урожай собирает; на закаты внимания не обращает, воду родниковую не пьет. Чувствует Человек, что хочется ему еще чего-то новенького. И надумал он завод приобрести, который много денег приносит.
(Воспитатель выставляет на фланелеграфе новую картинку — с изображением завода.)
Опять пришел Человек к Золотой Рыбке.
«Будет тебе завод, - ответила ему Золотая Рыбка, - но помни: это твое последнее желание».
Возвратился Человек, видит - завод огромный работает. Из труб дым идет, грязная вода в реку льется. Чихнул Человек с непривычки, закашлялся от дыма. Но заснул в этот день счастливым».
И вы закройте глазки и попробуйте представить, что за сон снился в ту ночь Человеку.
(Дети закрывают глаза. В это время воспитатель выставляет картинки, изображающие загрязненную воду, и меняет Золотую Рыбку на другую.)
Воспитатель:
А утром проснулся Человек, поглядел в окно - вокруг дым, копоть, дышать нечем. Побежал к крану воды попить, а из крана грязная вода идет и пахнет неприятно. Побежал он к речке - земля вокруг дымом окутана, в реке мусор плавает, ни одного цветочка не видать.
- Что же я наделал? - думает.
Стал он кликать Золотую Рыбку. Долго звал. Но никто ему не откликнулся».
Как вы думаете, что стало с Рыбкой?
Дети: высказывают свои предположения
Воспитатель:
Да, ребята, заболела Золотая Рыбка. Погубил Человек природу, уничтожил все живое вокруг. И Рыбка утратила свою волшебную силу.
Теперь она, ребята, обратилась к нам: спасти природу. Хотите помочь Рыбке? (Ответы детей.)
Воспитатель:
Что ж! Давайте попробуем! Кто пройдет через эти волшебные ворота, тот превратится в волшебника.
Проводится подвижная игра «Волшебные ворота», помогающая детям войти в образ волшебников.
Описание игры:
Двое игроков, повернувшись лицом друг к другу и подняв руки, изображают ворота. Остальные участники игры берутся за руки, образуя живую цепь.
Дети, изображающие ворота, произносят присловье:
Волшебные ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз – прощается,
Второй – запрещается.
А на третий раз
Не пропустим вас!
Воспитатель:
Ну, вот мы с вами и волшебники. Теперь вы можете творить чудеса. А поможет нам в этом профессор Водичкин. Давайте заглянем к нему в лабораторию.
Воспитатель с детьми переходят в другое помещение.
На столах приготовлено все необходимое для опытов с водой.
Сюрпризный момент: профессор Водичкин
Воспитатель и дети: Здравствуйте, профессор Водичкин!
Профессор Водичкин: Здравствуйте, ребята! Зачем пожаловали?
Дети: Мы хотим помочь Рыбке и спасти природу от гибели.
Профессор Водичкин: Хорошо! Я вам помогу! Но прежде мне нужно узнать, что вам известно о воде.
Дети: читают стихотворение Н. Рыжовой «Волшебная вода».
Первый ребенок:
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
Второй ребенок:
В луже, в море, в океане И в водопроводном кране,
Третий ребенок:
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Четвертый ребенок:
Растворяет сахар в чае,
Мы ее не замечаем.
Пятый ребенок:
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Профессор Водичкин:
Смею вам я доложить,
Без нее нам не прожить.
Шестой ребенок:
Вы в пруду ее найдете
И в сыром лесном болоте!
Седьмой ребенок:
Путешествует всегда
Наша спутница вода!
Профессор Водичкин: Молодцы! Давайте-ка вспомним свойства воды и проверим их на опытах. Проходите в мою лабораторию, за рабочие столы.
Дети: занимают рабочие места, самостоятельно проводят и объясняют опыты, устанавливают свойства воды:
1. Вода течет.
2. Вода разливается.
3. Вода не имеет формы.
4. Вода не имеет запаха.
5. Вода не имеет вкуса.
6. Вода прозрачная.
7. Вода не имеет цвета.
8. В воде есть жизнь.
Профессор Водичкин: Теперь я вижу: вы многое знаете и способны на чудеса. А волшебной палочкой я наделю вас еще большей силой. Берегите природу! Любите ее! Охраняйте! В добрый путь, друзья!
Воспитатель: Нас ждет длинная дорога назад, через лес. Дети с педагогом идут в «экологическую комнату»
Воспитатель: Ой, ребята, что же мы с вами видим в нашем лесу?
Дети: В лесу стоит машина! Дети указывают на игрушечную машину среди игрушечных деревьев
Воспитатель: Должна ли здесь стоять машина?
Дети: Она должна стоять в гараже. Выхлопные газы могут отравить лес, воду. Дети ставят машину в гараж, сложенный из кубиков.
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какая чудная полянка! Давайте присядем на пенечки и отдохнем на ней. Кажется, кроме нас, здесь еще кто-то отдыхает?
Дети: Это туристы!
Воспитатель: Что же они делают?
Дети читают стихотворение С. Михалкова «Полянка»
Первый ребенок:
Тут сидят и там сидят:
Загорают и едят,
Отдыхают, как хотят,
Сотни взрослых и ребят!
Второй ребенок:
Но на солнечной полянке
Тут и там пустые банки.
И, как будто нам назло,
Даже битое стекло!
Воспитатель: Разве можно так себя вести? Какие правила поведения в лесу и у речки вы знаете?
Ответы детей
Какие же мы сегодня молодцы: все правила вспомнили!
Ребята! Вы заметили, что в нашем лесу чего-то не хватает?
Дети: Не слышно пения птиц!
Воспитатель: Но мы же с вами волшебники! Давайте вернем птиц в лес!
Дети:
- Милые птички, услышьте нас, отзовитесь!
- Услышьте нас, насекомые: бабочки и жуки!
- Мы пришли, чтобы спасти вас!
Дети произносят закличку:
Бабочка-коробочка,
Полети на облачко,
Там твои детки
В березовой ветке.
Улитка, улитка,
Высунь рожки,
Дадим тебе лепешки,
Каши горшок,
Хлеба ворошок.
Звучит фонограмма «Пение птиц».
Воспитатель: Вы - настоящие волшебники! Давайте закроем глазки и насладимся пением птиц.
Релаксационная пауза.
Воспитатель:
Лес без песни не бывает,
Всюду птицы распевают!
Как красиво стало в нашем волшебном лесу! Как вам это удалось?
Дети: Мы очистили воздух, воду, лес, чтобы всем животным и растениям жилось хорошо.
Воспитатель: А сейчас нам пора возвращаться из волшебного леса: Рыбка нас заждалась.
Дети подходят к «волшебным воротам».
Воспитатель: Вот и «волшебные ворота». Помните, мы проходили через них и превращались в волшебников. А теперь давайте снова станем дружными и веселыми ребятами!
Дети снова проходят через ворота.
Итог совместной деятельности:
Воспитатель (показывает детям новые картинки на фланелеграфе): Ребята! Посмотрите внимательно на лес, в котором живет человек, на речку, на рыбу. Что с ними стало? Мы их спасли. Правда, только в сказке.
В жизни такое чудо сотворить намного сложнее. Чтобы оно произошло, вы должны научиться любить, беречь и охранять природу.
А сейчас давайте посмотрим, как происходит загрязнение окружающей среды, и каковы последствия этого загрязнения.
Показ презентации: «Берегите планету»
Воспитатель:
А чтобы люди не забывали о правилах поведения в природе, мы с вами нарисуем экологические плакаты и развесим их в детском саду.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы "Цирковое представление"
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы«Цирковое представление»...
Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию для детей старшей группы "Каменный цветок"
Дать детям представление о том, что камни в природе есть в земле, в реке, море, поэтому их называют речными и морскими, познакомить с использованием камней человеком; развивать у детей интерес...
Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Измерение длины».
Упражнять в измерение с помощью условной мерки. Учить сопоставлять и упорядочивать предметы по одному измерению. Формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной, усло...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности c элементами квеста по образовательным областям «Физическое развитие» и «Познавательное развитие» для детей старшей группы на тему: «Подарок Сарпике»
Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, спереди, сзади) и на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа....
«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ С ДЕТЬМИ» Квест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группы в форме культурных практик - «В поисках клада» (совместная игра педагога и детей).
Тема: «В поисках клада».Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие....
Самоанализ Квест – игра по познавательному развитию (ФЭМП) детей старшей группы в форме культурных практик - «В поисках клада» (совместная игра педагога и детей).
Возраст: старшая группаТема: «В поисках клада».Направление образования и развития (образовательная область): познавательное развитие....
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы «Мой аквариум», старший воспитатель Ежова М.В., воспитатель Сапежко С.В. ГБДОУ детский сад № 30 Петродворцового района СПб
Конспект НОД по познавательному развитию для детей старшей группы общеразвивающей направленности "Мой аквариум" с использованием игровой, здоровьесберегающей, информационно-коммуникативной т...