«Путешествие на «Ковре-самолете к девушке Илемпи»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Конспект НОД по обучению чувашскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_ilempi_po_chuv_yazyku.docx | 38.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие в подготовительной группе на тему: «Путешествие на «ковре-самолете к девушке Илемпи».
Образовательные задачи:
-продолжать знакомить детей с элементами чувашского орнамента и со смысловым, цветовым значением.
-упражнять в составлении коротких высказываний из 3-4-х и более слов.
-ввести новое слово: масмак.
Закрепить слова: хĕвел, пучах, йытă, йывăç, пÿрт.
Развивающие задачи:
- развивать у детей интерес к чувашскому языку и орнаментальному искусству чувашского народа, развивать фонетический слух, умения и навыки говорения в игровых ситуациях.
Воспитательные задачи:
-воспитывать устойчивый интерес к изучению чувашского языка.
Ход занятия.
Дети, вы любите путешествовать? (ответы детей). Тогда я приглашаю вас в путешествие на «ковре-самолете». Устраивайтесь поудобнее, мы сегодня отправимся на сто лет назад. Посмотрим, как раньше жили наши бабушки и дедушки.
(Звучит космическая музыка, дети совершают «полет». Перед детьми предстает чувашская изба, украшенная вышивкой. (На скамейке сидит Илемпи и вышивает). Как вы думаете, ребята, куда мы попали? (ответы детей). Если стоит чувашская изба, значит там живет какой народ? (ответы детей). Давайте ребята поздороваемся по-чувашски и спросим, кто там живет?
Ырă кун, кĕме юрать-и?
Кĕрĕр-кĕрĕр, хăна пулăр.
Сире мĕнле чĕнеççĕ? (Илемпи). Ку камăн пÿрчĕ? Пÿрчĕ асаттепе асаннен. Эпĕ ку пÿртре пурăнатăп.
Ребята, вы сами откуда?
(Дети) Мы прилетели к вам из будущего и хотим узнать, как раньше жили наши бабушки и дедушки. Илемпи, где вы купили такой красивый наряд, красиво вышитые полотенца?
(Илемпи) Разве это можно купить? Все, что вы видите, я сделала сама: вырастила лен, напряла нити, окрасила их в разные цвета, соткала полотно и украсила его вышивкой.
Кто тебя всему этому научил?
Мои бабушка и дедушка начали учить меня, когда я была совсем маленькой, как вы сейчас.
Дети, хотите посмотреть, что у меня в заветном сундуке? (ответы детей). Илемпи достает из сундука вещи и называет их по-чувашски: ку кĕпе, ку тутăр, ку саппун, ку алшăлли, ку масмак. Ребята, а вы знаете что такое масмак? (ответы детей). Масмак-это головное украшение, т.е. головная повязка чувашских девушек. Повязка похожа на полоску с вышитыми узорами. Чуваши считали эту головную повязку вещью, которая как бы связывала их с небесным миром. Масмак как бы оберегал от болезней.
Что можете сказать об этих вещах? Нравятся ли они вам? Какое настроение вызывает, посмотрев на эти вещи? Ребята, в моей вышивке какого цвета больше? (ответы детей). О чем нам говорит красный цвет? (ответы детей).
Красный цвет – это символ огня, храбрости, любви. Рядом с красным цветом – черный. Черный – цвет земли, красный – солнца. Эти два цвета символизируют начало жизни. А что означает зеленый цвет? (трава, деревья)
Сейчас буду показывать цвета на вышивках, а вы должны называть их по- чувашски. Ку мĕн тĕс? (дети перечисляют)
Затем Илемпи предлагает поиграть в игру «Что изображает узор». Показывает элементы чувашских узоров, а дети должны назвать их по-чувашски и найти эти элементы на вышивках вещей Илемпи. Маттур ачасем. Илемпи спрашивает : «Какой узор больше понравился? Что можете рассказать об этом узоре? (Предлагает 2-3-м детям рассказать о понравившихся элементах чувашского узора. Если дети затрудняются, помогает наводящими вопросами составить связный рассказ).
Ребята, Илемпи хочет показать гимнастику для нашего языка. Наш язычок должен упражняться, чтобы правильно произносить чувашские звуки. Ветер дует; листья шелестят: ç-ç-ç-ç, змея шипит: ç-ç-ç-ç.
Давайте, ребята, с Илемпи поиграем в интересную игру «Отгадай загадку». (на мольберте висят изобразительные модели оригиналов со знакомыми детям чувашским узорами. Загадывается загадка по-чувашски, кто отгадает узор-отгадку, должен назвать его и накрыть пустой карточкой. Игра продолжается до тех пор, пока дети не закроют все карточки с узорами).
Загадки:
1.Çунать, çутатать
Пире ăшăтать.
Çÿлте çÿрет,
Сана ăшăтать. (Хĕвел)
2.Вĕрет, çыртать
Киле никама та кĕртмест. (йытă)
3.Ылтăн, тĕслĕ вăл тата сухаллă.
Çĕр кĕсъере çĕр ача.(пучах)
4. Çĕр çинче ÿсет,
Çынна савăнтарать.
Кĕркунне тĕрлĕ тĕслĕ тум тăхăнать.
Хĕлле шурă кĕпе тăхăнать. (йывăç)
Маттур ачасем. Отгадали все загадки. Илемпи, в гостях у тебя мы узнали много интересного и полезного. Мы хотим нарисовать чувашский узор – хĕвел и оставить тебе на память. Глядя на наше солнышко, ты будешь вспоминать о нас. (Коллективная работа детей). Тавтапуç ачасем, парнешĕн. А я подарю вам волшебные нити. Вышивая ими, вы можете удивить своих друзей, порадовать родителей. Тавтапуç, Илемпи. Пирĕн пата çитсе кур!
А сейчас пора нам возвращаться домой. Сывă пул, Илемпи! Тепре куриччен!
(Дети улетают на «ковре-самолете» домой, звучит космическая музыка).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия: "Путешествие на ковре самолете"
Конспект занятия по аппликации в старшей группе....
Конспект итогового занятия "Путешествие на ковре -самолете"
конспект непосредственно образовательной деятельности "Путешествие на ковре-самолете"...
Путешествие на ковре-самолете
Сценарий выпускного праздника....
Путешествие на ковре-самолете
В процессе данного занятия проводится беседа с детьми о дружбе, о роли иностранного языка, работа над усвоением грамматического и тематического лексического материала....
Конспект занятия "Путешествие на ковре - самолете"
Детям предлагается отправиться в путешествие на ковре - самолете, но возникает проблемная ситуация - на нем появились дыры. Ребята с помощью заплаток чинят ковер и отправляются на нем в ле...
«Путешествие на ковре - самолете»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65» г. Балаково Саратовской области Итоговая комплексная НОД...
Конспект контрольного занятия по коммуникативно-речевой деятельности в старшей группе на тему: « Путешествие на ковре-самолете»
Развивать у детей внимание, память, мышление, речь.Воспитывать патриотические чувства.Закрепить знания: о республике Татарстан, его символике, о городе Казани;о геометрических формах и фигурах;о ...