Роль кружка робототехники в развитии технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение основам технического конструирования и робототехники. Статья Козачок И.Н.
статья
Аннотация: статья посвящена развитию технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение робототехники в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Автором описывается опыт создания дополнительной общеразвивающей программы робототехники «Трансформер», позволяющий повысить интерес учащихся к техническому творчеству, сформировать представления о техническом мире и способность к изучению разных технических наук, в связи с чем возникает потребность в создание внеурочного кружка по робототехнике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Роль кружка робототехники в развитии технического и творческого потенциала личности | 33.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль кружка робототехники в развитии технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение основам технического конструирования и робототехники.
И.Н. Козачок
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение Рождественский детский сад.
Аннотация: статья посвящена развитию технического и творческого потенциала личности дошкольника через обучение робототехники в дошкольных общеобразовательных учреждениях. Автором описывается опыт создания дополнительной общеразвивающей программы робототехники «Трансформер», позволяющий повысить интерес учащихся к техническому творчеству, сформировать представления о техническом мире и способность к изучению разных технических наук, в связи с чем возникает потребность в создание внеурочного кружка по робототехнике.
Ключевые слова: робототехника, техническое творчество, конструктор HUNA-MRT: Kicky Basiс, Kicky Junior и Kicky Senior, дошкольное образование.
В современной жизни образовательная деятельность направленна на развитие таких качеств и черт у ребенка, которые необходимы обществу. Робототехника актуальное и значимое направление в развитии детей. Мы наблюдаем интенсивное использование роботов в различных отраслях промышленности, в сфере обслуживания, образования, здравоохранения. Высокий уровень применения робототехники в автомобилестроении, авиации, в экстремальных сферах деятельности человечества, таких как военная, космическая и подводная. Робототехника вошла в наши дома, в нашу жизнь, в образовательные организации.
Робототехника – прикладная наука, занимающаяся разработкой автоматизированных технических систем. [1] Образовательная робототехника находится на стыке перспективных областей знания: конструирование, механика, электроника, программирование, автоматика, технический дизайн. [2]
Цель нашей работы заключается в том, чтобы сформировать интерес к техническому творчеству, сформировать представления о техническом мире и способность к изучению разных технических наук.
В дошкольном возрасте закладываются основы всестороннего, гармоничного развития ребенка. Именно поэтому в этом возрасте должны закладываться основы развития творческого и технического мышления, дети должны получать определённый уровень знаний, умений и навыков в конструировании.
Наша задача в дошкольном мире создать такие условия, которые бы максимально стимулировали детей к их развитию по технической направленности, обогащали представления детей о техническом мире, об особенностях архитектурных форм и производственных процессах. С этой целью в кабинете создана предметно-развивающая среда: мультимедийная доска, планшеты, ноутбук, презентации и учебные фильмы по темам занятий, различные наборы конструкторов, технологические карты и схемы.
Работая с образовательными конструкторами, развиваются необходимые в дальнейшей жизни навыки, формируется интерес к техническому творчеству, способность к изучению разных технических наук, развивается аккуратность, усидчивость, самостоятельность, нацеленность на результат.
Для развития технического и творческого потенциала личности дошкольника на базе МКДОУ Рождественский детский сад была разработана и внедрена рабочая программа кружка робототехники «Трансформер». Название кружка робототехники – «Трансформер», сразу заинтересовало детей. Это слово знакомо им по мультфильмам и играм. В этом слове зашифрованы все важные качества для формирования современной интеллектуальной личности воспитанников. Трансформер – это:
Т – Талант
Р – Радость
А – Активность
Н – Настойчивость
С – Самостоятельность
Ф – Фантазия
О – Открытия
Р – Реализация
М – Мечта
Е – Единство
Р – Результат
Реализация программы кружка робототехники осуществляется с использованием наборов конструкторов HUNA-MRT: Kicky Basiс, Kicky Junior и Kicky Senior. Каждый набор содержит электронные элементы: блок питания, моторы, датчики и пульт управления. Также наборы сопровождаются подробными инструкциями и схемами – все это позволяет изучить основы робототехники и увидеть в конце занятия сделанную своими руками модель. На базе этого конструктора можно создать не только предложенные модели, но и воплотить свои замыслы в реальные конструкции.
Особенностью данной программы является ее функциональность. Тематика занятий может изменяться и дополняться, возможна разработка и внедрение новых тем. Изучение каждой темы программы, сопровождается необходимыми теоретическими разъяснениями и направлено на практическое решение задания, т.е. построение модели. Форма организации занятий разнообразна и выбирается с учетом той или иной темы: беседа, изложение нового материала, ролевая игра, самостоятельная работа, соревнование, разработка проектов, выставка. [3]
В работе используются различные методы обучения. Познавательный метод используется при изучении нового материала. Возможен просмотр познавательных мультфильмов и иллюстраций. Систематизирующий метод позволяет проанализировать и обобщить полученные знания. Групповая работа применяется при совместной сборке моделей, а также при подготовке проектов. Метод проектов направлен на применение навыков и умений в процессе создания собственных моделей. Для демонстрации умения создавать роботов способных выполнить определенные задачи, проводятся соревнования или игровые состязаний роботов. Контрольный метод используется для проверки знаний, умений и навыков, и их корректировки в ходе выполнения заданий.
Таким образом, мы видим, что программа направлена на развитие не только индивидуальных творческих и технических способностей, но и формирует умение взаимодействовать в коллективе, работая в группах.
При подведении итогов разделов программы используются следующие формы контроля: самостоятельная сборка моделей роботов, создание собственных проектов, создание совместного проекта. На каждом занятии осуществляется текущий контроль в виде педагогических наблюдений, опросов, состязаний или выставки роботов. Итоговый контроль в конце учебного года проходит в виде презентации самостоятельно изготовленных детьми роботов.
Для взаимодействия с родителями на сайте детского сада размещается актуальная информация о занятиях, в группах созданы папки-раскладушки с консультациями, проходят выставки детских работ и фотовыставки.
Робототехника сегодня – одна из самых динамично развивающихся областей. [4] Обучая детей элементарным основам технического конструирования и робототехники, к концу учебного года дошкольник, посещающий кружок робототехники «Трансформер» обладает определенными знаниями. А именно: знает технику безопасности, правила работы с планшетом и образовательными конструкторами, знает названия деталей конструктора и их расположение в коробке. Каждый ребенок знаком с конструктивными особенностями различных моделей, сооружений и механизмов. Также дошкольник умеет создавать модели роботов из реального мира и демонстрирует их технические возможности. К концу года, ребенок в полной мере осваивает принципы сборки моделей по готовой схеме, а также по картинке. Умеет создавать собственные проекты и самостоятельно решает технические задачи в процессе конструирования роботов. Дети, посещающие кружок робототехники, обладают творческой активностью, мотивацией к деятельности, готовностью к профессиональной самореализации и самоопределению. Именно поэтому нужно развивать технический и творческий потенциал дошкольника через обучение основам технического конструирования и робототехники.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ССЫЛКИ
- Робототехника в лицее [Электронный ресурс]. http://licei101.ru/index/robototekhnika_v_licee/0–196
- Толстова Н.А. «Образовательная робототехника как составляющая инженерно-технического образования» Наука. Инновации. Технологии. №3, 2013г.
- Сайт для воспитателей «Дошколенок.ру» [Электронный ресурс]. https://dohcolonoc.ru/programmy-v-dou/9316-programma-robotjonok.html
- Seldon.News [Электронный ресурс]. https://news.myseldon.com/ru/news/index/185115721
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Совершенствование воспитательно-образовательного процесса.Создание творческой атмосферы в коллективе....
Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».
Педсовет №2. «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию».Цель: совершенствовать работу по художе...
«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»
Дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого че...
Консультация для воспитателей «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»
Дошкольное детство – это период первоначального становления и развития личности. Эмоциональный мир современных детей изменился, они стали более свободными, самостоятельными и активны...
Презентация «Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию (КОНСТРУИРОВАНИЕ)»
Термин «конструирование» произошел от латинского слова construere, что означает — создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отде...
Доклад по теме: «Развитие научно – технического и творческого потенциала личности дошкольника через внедрение LEGO-конструирования, робототехники в образовательный процесс ДОУ»
Доклад по теме: «Развитие научно – технического и творческого потенциала личности дошкольника через внедрение LEGO-конструирования, робототехники в образовательный процесс ДОУ»Цель: ...