Методическая разработка. Статья "Театрализованная деятельность как одно из средств раскрытия творческого потенциала старших дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)

Варламова Ульяна Сергеевна

В статье раскрываются: особенности развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте; условия развития, формы и методы организации театрально-игровой деятельности; приёмы по развитию театрализованной деятельности у старших дошкольников. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Театрализованная деятельность как одно из средств раскрытия творческого потенциала старших дошкольников»

Особенности развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте.

Одной из наиболее эффективных видов деятельности, создающих условия для развития творческих способностей детей дошкольного возраста является театрализованная деятельность. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.

Драматизация или театральная постановка представляет самый частый и распространенный вид детского творчества. Наибольшая ценность детской театрализованной деятельности заключается в том, что драматизация непосредственно связана с игрой, поэтому наиболее синкретична, т.е. содержит в себе элементы самых различных видов творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал.

В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших. Большое и разнообразное влияние театрализованной деятельности на личность ребенка позволяет использовать их в качестве сильного, но ненавязчивого педагогического средства, так как сам ребенок испытывает при этом удовольствие, радость.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности усиливаются тем, что их тематика практически не ограничена. Она может удовлетворять разносторонние интересы детей. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Вместе с тем на практике мы наблюдаем, что развивающий потенциал театрализованной деятельности используется недостаточно. Чем можно это объяснить?

1. Приобщение к театру не носит массового характера и значит, часть детей остается вне этого вида деятельности.

2. Недопонимание значения театрализованной деятельности для развития ребенка.

3. У дошкольников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Наблюдается бессистемность и поверхностное ознакомление с театром в детском саду и в семье, что формируется у детей представления о доступном восприятии сценического оформления произведений без специальных знаний.

4. Театральные игры применяются в основном как «зрелище» на праздниках. Ребенка обучают быть «хорошим артистом», заучивать текст, интонации, движения. Однако освоенные таким образом умения не переносятся в свободную игровую деятельность.

5. Невмешательство взрослого в театрализованную игру. Дети предоставлены сами себе, воспитатель готовит атрибуты для театра. Однотипный набор шапочек - масок, элементы костюмов героев переходят из группы в группу. Младших дошкольников это привлекает из-за возможности переодеться, а старшего дошкольника не удовлетворяет, поскольку не соответствует его познавательным интересам, уровню развития психических процессов, возможностям самореализации в творческой деятельности.

Следствием является полное отсутствие театрализации в игровом опыте детей 5-7 лет при наличии у них интереса к этой деятельности и потребности в ней. Вместе с тем у дошкольников зачастую не сформирована готовность к самостоятельной театрализованной деятельности. Лишь немногие выпускники детского сада имеют достаточный уровень представлений о театре и игровых умениях, позволяющий им организовать самостоятельную театрализованную деятельность.

Возникает противоречие: с одной стороны – признание искусствоведческой и педагогической наукой значение театра в эмоциональном и творческом развитии ребенка. С другой стороны - дефицит театрального искусства в жизни детей.

        С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития театральных творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. И родители, поощеряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. А накопление опыта и знаний – это необходимая предпосылка для будущей театральной творческой деятельности.

        Таким образом дошкольный возраст даёт прекрасные возможности для развития театральных способностей к творчеству. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Условия развития театрализованной деятельности у старших дошкольников.

Благодаря специальным педагогическим исследованиям, проведенным отечественными педагогами, учёными, было установлено:

1) Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры–драматизации по предложению воспитателя и под его руководством.

Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна  как самостоятельная.

2)  Дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно - образной выразительности.

3)  В этом же возрасте становится возможным включать фрагменты театрализованной деятельности с использованием разных видов театра в систему занятий по обучению детей рассказыванию, а также использовать занятия по развитию речи для обогащения театрализованных игр.

Для успешного развития игр-драматизаций необходимо обеспечить следующие условия:

1. Создание театрально-игровой зоны. Для драматизации, инсценировок нужны элементы костюмов, декораций. Костюмы помогают детям быстрей перевоплотиться в литературный образ. Декорации должны иллюзию подлинного места и времени действия (лес, зимний вечер, избушка и т. д.). Во многих сказках используются музыкальные игрушки: балалайки, гармошки, дудочки, барабаны.

2. Тесная взаимосвязь взаимопомощь педагога и родителей. Воспитатель пропагандирует вопросы организации игр детей среди родителей, проводя собрания, консультации. Родители наблюдают, как дети играют на праздниках, днях рождения. В уголке для родителей помещаются фотографии играющих детей. Воспитатель привлекает родителей к изготовлению элементов костюмов, масок, декораций для игр. Благотворное влияние на детей оказывает просмотр детских телепередач, посещение кукольного театра.

3. Комплексный подход к организации и руководству театрализованными играми, сочетание тематики, содержания различных занятий ( музыкальных занятий, рисования, аппликации) и самостоятельной художественной деятельности детей; сочетание различных средств художественного воздействия на детей (текста, иллюстрации, музыки).

4. Отбор художественных произведений. Многие педагоги-теоретики и практики рекомендуют учитывать ряд требований к произведениям для театральных игр. Они должны быть близкими детям по содержанию, должны заинтересовать их, вызвать сильные чувства и переживания, быть легкими для воспроизведения.

В произведении должны быть чётко выражены переходы от одного этюда к другому, текст должен быть занимательным и динамичным, герои должны совершать поступки, вступать друг с другом в разнообразные отношения. Образы героев должны быть яркими, выразительными, наделёнными активными действиями.

Детское театральное творчество основано на подражании и развивается поэтапно:

 1 этап - подготовительный

Воспитатель подбирает произведения для игр, работает над собственной выразительностью исполнения текста, делит его на смысловые единицы, пытается представить в ролях действие персонажей … игры. Воспитатель составляет план работы с детьми и родителями.

2 этап - работа по обогащению детей впечатлением

Она проводится на занятиях по художественной литературе, по ознакомлению с окружающим, на музыкальных занятиях. Выбрав произведения, детей знакомят с текстом, рассказывают, многократно читают, рассматривают иллюстрации, беседуют, дети пересказывают содержание.

На музыкальных занятиях дети слушают музыку, разучивают песни.

3 этап - работа над исполнительскими умениями

Для участия в театрализованных играх у детей необходимо сформировать речевые, двигательные оформительские и музыкальные умения. Для этого дети представляют и описывают картины природы, предметы или героев в отдельных эпизодах, пересказывают текст с использованием игрушек кукольного театра. Кроме того, старшие дошкольники на занятиях по ИЗО рисуют декорации для кукольного театра, готовят афиши, билеты вместе с педагогами.

4 этап - руководство самостоятельными театрализованными играми

Задача воспитателя поддержать у детей интерес к театрализованным играм, помочь им осуществить свой замысел, сформировать самостоятельность в выборе произведений для игры, в распределении ролей, в их исполнении, развивать творчество и инициативу, активировать воображение, мысли, чувства, речь детей. Для этого необходимо оборудовать место для игр и предоставлять в распоряжении детей атрибуты: ширму, декорации, костюмы.

Развитие творческой активности и игровых умений происходит под непосредственным руководством педагога. Он побуждает детей к неформальному общению в игре, творческому воспроизведению текста, к использованию средств театральной выразительности: мимики, жеста, позы, движения, интонации.  Для этого педагог использует этюды, тренинги, упражнения, которые развивают навыки театрально-игровой деятельности.

В ходе этюдов и упражнений подбирается музыка, соответствующая определенному движению, настроению. Слушая музыку, дети могут сами фантазировать «увиденные» при помощи воображения образы: представлять танцы различных сказочных существ (фей, эльфов, волшебниц) и изображать их в танцевальной импровизации.

В процессе игр, этюдов, упражнений педагог заботится о развитии интонации, мимики и движения детей. Это достигается при помощи выразительных показов взрослого, когда он использует игровой материал. Всякое обращение к ребенку должно иметь эмоционально выраженный подтекст, который говорит о том, что хочет сказать своим обращением педагог. Ребенок постепенно учится «считывать» информацию и овладевает выразительными средствами. Упражнения могут носить специально ориентированный характер: на жест («Прошу садиться», «Подойди ко мне» и др.), на интонацию (выделение голосом в одинаково построенных фразах разных слов), на мимику («Я улыбаюсь», «Мне грустно» и др.).

Педагог использует диалоги для вовлечения детей в ролевое взаимодействие. Для этого взрослый берет стихи с ясно выраженной формой диалога. Вопросно-ответные интонации легко усваиваются играющими, вопросы и ответы дети могут исполнять по очереди, меняясь. В играх педагог может использовать сюжеты, близкие сюжетно-ролевой игре, особенно с дошкольниками младших и средних групп: «В парикмахерской», «У доктора» и др.

Для работы над продолжительным действием берут обычно народные сказки. Очень оправдывает себя такая работа над сказкой, которая от начала обращения к произведению и до показа готового спектакля занимает несколько недель. В этот период сказка легко запоминается детьми, не требуется специального разучивания текста, так как он непроизвольно запоминается сам. Персонажи сказки обыгрываются всеми детьми по очереди. Таким образом, текст осваивается на этапе знакомства с сюжетом, постепенно, не второпях. Дети, по нескольку раз сыгравшие роли, запоминают их, поэтому проблема замены отсутствующего ребенка в день премьеры решается сама собой: любой может сыграть за товарища. Детей будет интересовать игра по сказке довольно долгое время, если постоянно менять подходы к ней: то это чтение сказки, то обыгрывание эпизодов, то проведение этюдов и упражнений на тему из сказки, то работа над оформлением. В средних и старших группах надо привлекать детей к оформлению спектакля.

Дети в процессе знакомства с театром не только узнают театральные профессии, но и могут проявить себя. В подготовительный к спектаклю период можно объединить ребят в творческие группы. Группа режиссеров отбирает претендентов на роли, делает замечания относительно качества исполняемой роли. Группа актеров репетирует роли. Группа художников-декораторов рисует пригласительные билеты, афиши, элементы декораций. Группа костюмеров готовит элементы костюмов (часто с родителями).

В подготовительный период педагог организует и координирует работу творческих групп. Дети могут переходить из одной группы в другую, попробовать себя во всем.

Процесс театральной деятельности взрослых оказывает положительное эмоциональное влияние на развитие собственной театрально-игровой деятельности детей, которая проявляется как в играх, организованных взрослыми, так и в самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.

   

Выводы

1.Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: у них развивается художественный вкус, творческие и декламационные способности, формируется чувство коллективизма, развивается память.

2. Все театральные игры можно разделить на две основные группы: режиссерские игры и игры драматизации.

3. Игра-драматизация способствует воспитанию и развитию интересной самостоятельной, творческой личности и обеспечивает проявление индивидуальных склонностей каждого ребенка, меняет поведение детей: застенчивые становятся более активными, раскрепощенными, а подвижные, несдержанные дети учатся подчинять свои желания, волю интересам коллектива, то есть происходит воспитание взаимопомощи, уважение к товарищу, взаимовыручки.

4. Самостоятельно в театрализованные игры даже дети старшего дошкольного возраста не играют. Наибольший интерес у них вызывают игры–драматизации по предложению воспитателя и под его руководством. Но, если с первой младшей группы дети будут с помощью воспитателя разыгрывать народные песенки, потешки, небольшие сценки, а во второй младшей группе, используя игрушки и фигурки плоскостного театра, будут продолжать заниматься этим, то уже в среднем возрасте театрализованная деятельность возможна как самостоятельная.

5. Было установлено, что дети пятого года жизни в процессе театрализованной деятельности активно стремятся вносить в исполнение ролей личное, индивидуальное, своеобразное. А в старшем дошкольном возрасте становится возможным специальное обучение детей способам художественно - образной выразительности.

6. Эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно - оформительского творчества дети имеют возможность подумать, пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов.

7. По эстетической значимости и влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место рядом с музыкой, рисованием и лепкой.

8. Процесс театральной деятельности взрослых оказывает положительное эмоциональное влияние на развитие собственной театрально-игровой деятельности детей, которая проявляется как в играх, организованных взрослыми, так и в самостоятельной театрализованной деятельности дошкольников.

9. В театрализованных играх ребенку открываются нормы нравственного поведения, а в реальных отношениях происходит собственно их усвоение.

10.Театрализованная игра оказывает существенное влияние на ход развития личности ребенка.

Формы и методы организации театрально-игровой деятельности старших дошкольников

Для развития у старшего дошкольника театрализованной деятельности педагог должен:

  • создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (поощрять исполнительское творчество, развивать способность свободно раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации);
  • приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, театральными жанрами с разными видами кукольного театра);
  • обеспечивать взаимосвязь театрализованной с другими видами деятельности в едином педагогическом процессе;
  • создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых.

Для выполнения данных критериев необходимо создание определенных условий; прежде всего разумная организация театрализованной деятельности детей поможет педагогам выбрать формы и методы работы по данному вопросу. Это будет способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребенку.

Театрализованная деятельность в детском саду может быть организована в утренние и вечерние часы в нерегламентированное время; органично включена в различные другие занятия (музыкальные, по ИЗО), а также запланировано в недельном расписании занятий по ознакомлению с окружающим миром.

  • В соответствии со склонностями и интересами детей в вечернее время может быть организована работа разнообразных студий Кукольный театр малышам, Театральный салон, В гостях у сказки. Полезно, когда результаты работы студий (изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности объединяются в единый целостный эстетический продукт).
  • Это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, к которым готовятся участники всех студий детского сада. В таких общих мероприятиях каждый ребенок становится членом коллектива, объединённого единой целью.
  • В работе студий могут принимать участие воспитатели и родители, и это очень важно. Совместная творческая деятельность детей и взрослых позволяют преодолеть традиционный подход режиму жизни детского сада. Расширение круга общения создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти своё особенное место, стать полноценным членом сообщества.

Среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Поэтому при оформлении предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детей, следует учитывать:

  • эстетическое оформление, чтобы привлекала дошкольника играть в театр;
  • индивидуальные особенности ребенка;
  • особенности эмоционально-личностного развития;
  • интересы, склонности, потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес.

Таким образом, проектирование зоны театральной деятельности должны придерживаться определенным принципам:

  • обеспечения баланса между совместной и индивидуальной деятельностью детей;
  • организации зон приватности - где ребенок хранит свое личное имущество.
  • предоставление права и свободы выбора;
  • создание и условий для моделирования и экспериментирования.

Основные задачи игр-драматизаций, которые стоят в старших группах детского сада:

  • развивать самостоятельность детей в организации театрализованных игр;
  • развивать творчество в передаче образа;
  • шире использовать теневой, пальчиковый и другие виды театров;
  • активизировать словарь, формировать, умение подбирать антонимы, синонимы;
  • видеть прекрасное в оформлении театрализованных игр и самим принимать участие изготавливать атрибуты к играм.

Методы и приемы по развитию театрализованной деятельности у детей старшего дошкольного возраста

Содержание блока занятий по театрализованной деятельности включает в себя: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним; игры-драматизации; подготовку и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок; упражнения по формированию выразительности исполнения (вербальной и невербальной); отдельные упражнения по этике; упражнения в целях социально-эмоционального развития детей.

Педагоги ДОУ на специально организованных занятия по театрализованной деятельности знакомят детей не только с текстом литературного произведения или сказки, но и с жестом, мимикой, движением, костюмом, мизансценой и т. д.

Образовательная деятельность по театрализации включают в себя как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни. Они проходят в двух направлениях:

1)     освоение детьми основ актерского мастерства в процессе выполнения упражнений творческого характера;

2)     освоение детьми технических приемов, характерных для различных видов театрального искусства.

Образовательная деятельность строится с помощью таких методических приёмов работы, как:

  • рассказывание театральных героев о себе. Этот прием позволяет заинтересовать и увлечь ребенка, повысить его познавательную активность, так как он включает элементы стихотворного изложения, а это всегда близко и привлекательно для ребенка;
  • рассматривание театральных атрибутов и действия с ними;
  • разыгрывание театральных этюдов с атрибутами и без них;
  • загадки;
  • ответы на вопросы педагога.

Наибольший эффект дают такие методы развития творчества, как:

  • творческое задание;
  • постановка проблемы или создание проблемной ситуации;
  • переход игры на другой, более сложный творческий уровень и упражнения;
  • этюды.

Дети при вхождении в роль (музыкантов, артистов, художников) естественно проявляются детские творческие порывы. Особое внимание педагоги ДОУ проявляют к детям робким и застенчивым. Поэтому, педагоги предоставляют детям возможность высказаться, проявить внутреннюю активность, следим за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Педагоги помогают таким детям: они не должны бояться выйти «на сцену», ошибиться. Во время занятий воспитатели выслушивают ответы и предложения детей; если дети не отвечают - не требуют объяснений, а переходят к действию с персонажем; при встрече детей с героями произведений выделяют время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; в заключении различными способами стараются вызвать у детей радость.

В качестве второго педагогического условия развития театрализованного творчества у детей педагоги выделяют включение детей в практическую театрализованную деятельность. Дети определяют самостоятельно вид театра (бибабо, кукольный, настольный, теневой, пальчиковый и тд). Дети сами готовят афишу, атрибутику, пригласительные билеты. Самостоятельно поют песенки, которые выражают характеры героев произведений сказок. Считая, что предметно-развивающая среда группы является креативным полем для детей, были оформлены  и оснащены играми и атрибутами различные центры

Для того чтобы все дети были вовлечены в творческий процесс театрализованной постановки, педагоги используют методы косвенного руководства, одним из которых является вхождение в образ - «превращение» в героя какого-либо произведения, который в нашем лице не только выразительно может читать или рассказывать что-либо, умеет смотреть и видеть, слушать и слышать, но и владеет основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей и повышает творческий потенциал каждого ребёнка.

Система работы по театрализованной деятельность детей даёт хорошие результаты. У детей развивается связная речь, формируется словарь, они громко эмоционально читают стихи, получают представления об основных ценностях - добре, истине, красоте.

Заключение

В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценировками становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей, в том числе на основе «коллажа» из нескольких литературных произведений. Например, «Путешествие по сказкам А.С. Пушкина», «Новые приключения героев сказок Ш. Перро» и пр. Опыт режиссерской игры обогащается за счет марионеток, кукол с «живой рукой», тростевых кукол.

Дети более ярко и разнообразно проявляют самостоятельность и субъективную позицию в театрализованной игре. Достигается это, в том числе, средствами стимулирования их интереса к творчеству и импровизации в процессе придумывания содержания игры и воплощения задуманного образа с помощью средств выразительности.

На конкретных примерах необходимо помочь ребенку попять, что «лучшая импровизация всегда подготовлена». Подготовка достигается наличием предшествующего опыта, умением интерпретировать содержание текста и осмысливать образы героев, определенным уровнем освоения разных средств реализации своих задумок и т.д. Решение данной задачи требует предоставления детям права выбора средств для импровизации и самовыражения.


Список использованной литературы

  1. Артемова  Л.В. Театрализованные  игры  дошкольников. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Гурович  Л.М. Понимание  образа  литературного  героя  детьми  старшего  дошкольного  возраста (6-7  лет), - Л., 1973.
  3. Гриценко  З.А. Ты  детям  сказку  расскажи. – М.: Линка-Пресс, 2003.
  4. Казакова  Т.Т. Развитие  творчества  у  дошкольников. – М.: Просвещение, 1988.
  5. Камаева  Т. Нужен  ли  детям  театр // Дошкольное  воспитание. – 1993.
  6. Маханева М.Д. Театральная  деятельность  дошкольника // Дошкольное  воспитание. – 1999.
  7. Маханева М.Д. Театрализованные  занятия  в  детском  саду: Пособие  для  работников  дошкольных  учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  8. Неменова Т. Развитие  творческого  проявления  детей  в  процессе  театральных  игр // Дошкольное  воспитание. – 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуговая деятельность как средство развития творческого потенциала старших дошкольников.

Досуг является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни ребенка. Организации досуговой деятельности с детьми в контексте ФГТ – важнейший раздел работы детского сада, - который обеспечивает ку...

Обучение элементам дизайна как одно из условий раскрытия творческого потенциала дошкольников

Детский дизайн – новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона. В дизайне важны не только развитие замысла, но и планирование резул...

Методическая разработка на тему: «Игровые упражнения как средство развития коммуникативных способностей старших дошкольников»

Проблема коммуникативного развития является актуальной задачей современного образования, в том числе и дошкольного. В игровых упражнениях на развитие коммуникативных способностей заложены большие возм...

Музыкально-ритмические движения, как средство раскрытия творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста

Музыкально-ритмические движения, как средство раскрытия творческого потенциала детей старшего дошкольного возрастаТанец пробуждает творческие способности и дает возможность через гармонию...

Вокальная импровизация как средство раскрытия творческого потенциала ребенка дошкольного возраста

Моя статья "Вокальная импровизация как средство раскрытия творческого потенциала ребенка дошкольного возраста" рассчитана на музыкальных руководителей детскийх садов, а также применима к мла...