Познавательно - творческий проект «Животные и растения Архангельской области»
проект на тему

Адаменко Лариса Алексеевна

В настоящее время одной из актуальных задач развития дошкольного образования является модернизация его системы. Успешность данной модернизации в Российской Федерации в значительной степени зависит от обеспечения оптимального соотношения между федеральными и региональными составляющими дошкольного образования.

В современной России важно обозначить роль регионального компонента системы дошкольного образования, его соотношения с федеральными основами для обеспечения всестороннего формирования основ личностной культуры дошкольника. В условиях поликультурного российского общества от успехов этой стратегии во многом зависит повышение качества дошкольного образования.

Под региональным компонентом дошкольного образования понимается учёт историко-культурных, социально-экономических, этнографических и экологических особенностей и организации деятельности системы образования.

С учётом возрастных возможностей и потребностей детей дошкольного возраста национально - региональный компонент можно реализовать через ознакомление детей с историей родного края, экологической культурой и особенностями региона, этнокультурными традициями народа.

В связи с достаточно высокой значимостью необходимости реализации регионального принципа в системе дошкольного образования, нами был разработан проект «Животные и растения Архангельской области», при помощи которого дошкольники получат возможность систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного  и растительного мира  Архангельской области.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx25.92 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ общеразвивающего вида д/с «Солнышко» п. Савинский

Архангельской области Плесецкого района

Педагогический проект

«Животные и растения  Архангельской области»

(региональный компонент образовательной программы ДОУ)

Обоснование необходимости создания проекта

В настоящее время одной из актуальных задач развития дошкольного образования является модернизация его системы. Успешность данной модернизации в Российской Федерации в значительной степени зависит от обеспечения оптимального соотношения между федеральными и региональными составляющими дошкольного образования.

В современной России важно обозначить роль регионального компонента системы дошкольного образования, его соотношения с федеральными основами для обеспечения всестороннего формирования основ личностной культуры дошкольника. В условиях поликультурного российского общества от успехов этой стратегии во многом зависит повышение качества дошкольного образования.

Под региональным компонентом дошкольного образования понимается учёт историко-культурных, социально-экономических, этнографических и экологических особенностей и организации деятельности системы образования.

С учётом возрастных возможностей и потребностей детей дошкольного возраста национально - региональный компонент можно реализовать через ознакомление детей с историей родного края, экологической культурой и особенностями региона, этнокультурными традициями народа.

В связи с достаточно высокой значимостью необходимости реализации регионального принципа в системе дошкольного образования, нами был разработан проект «Животные и растения Архангельской области», при помощи которого дошкольники получат возможность систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного  и растительного мира  Архангельской области.

Новизна: реализация регионального компонента через интеграцию образовательных областей.

Цель проекта:

Систематизировать первоначальные знания о типичных представителях животного и растительного  мира Архангельской области.

Задачи проекта:

• Обучающие:

- формирование представлений дошкольников об уникальности животного и растительного  мира Архангельской области;

- обобщенных способов умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности.

• Развивающие:

- развитие умственных операций сравнения и обобщения;

- развитие познавательного интереса ко всему живому, желание получать новые знания из книг;

- любознательность, наблюдательность фантазию;

- приобретение детьми опыта исследовательской деятельности, формирование умения реализовывать интересы;

• Воспитательные:

-воспитывать эмоциональное отношение к животным и растениям Архангельской области;

-воспитывать любовь к природе, желание оберегать ее, охранять.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Срок реализации проекта – среднесрочный.

Основные формы реализации проекта:

Проект реализуется по двум направлениям:

- совместная деятельность с детьми (интегрированные виды непосредственно-образовательной и совместной деятельности в режимных моментах, проблемные ситуации, дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, творческие игры, продуктивная и трудовая деятельность).

- взаимодействие с родителями (консультации, анкетирование, информационный стенд, совместная продуктивная деятельность, участие родителей в пополнении предметно-развивающей среды, в совместных педагогических мероприятиях) .

План – график проекта.

этап

мероприятия

результат

I этап-подготовительный этап.

Цель – разработать проект

Изучение материала и литературы по данной теме

Система мероприятий проекта по взаимодействию с детьми и родителями.

- Разработка мероприятий педагогического проекта «Животные и растения Архангельской области»

- Планирование работы с детьми и взаимодействия с родителями.

Пополнение методической литературы.

Выявление рисков и возможные перспективы их устранения.

II этап – основной.

Цель – реализация проекта в образовательную деятельность. Взаимодействие с детьми через виды детской деятельности Взаимодействие с родителями

Знакомство с обрядами и традициями.

«Наполним лукошко» (Знакомство с обрядом сбора ягод и грибов. Закрепить название северных ягод.)

«Звери к зиме готовы» (Беседа о том, кто как зимует.)

«Рябинушка-красавица» (Знакомство с почитанием дерева, традицией сбора ягод).

«Птицы Севера» (Познакомить детей с пернатыми обитателями северных лесов. Учить узнавать по внешнему признаку).

«Гриб-грибок полезай в кузовок» (Познакомить детей с основными грибами северного леса).

Итоговое мероприятие: выставка книжек-малышек, альбомов, поделок.

Игровая деятельность.

Дидактическая игра «Кто есть, кто? »; «Чьи следы»

Дидактические игры:

«Чей детёныш потерялся? »

«Что было бы, если бы из леса исчезли…»,

«Какого растения не стало»,

«С чем нельзя ходить в лес»,

«Найди листочек»,

«Деревья и их плоды»,

«Назови птицу»,

«Кто живёт в лесу?»,

«Узнайте по описанию»,

 «Освободите птичку из клетки»,

«Кто есть, кто? »;

«Назови чьё жилище».

Лото «Животные леса. Ассоциации»,

«Растения леса»

П/и «Шишки, желуди, орехи», «Охотники и звери».

Сюжетная игра «Лесная ветлечебница».

Дидактические игры:

П/и «Перелет птиц», «Следы невиданных зверей», «Совушка», «На рыбалке», «У медведя во бору»

Коммуникативная деятельность.

Рассказ-суждение «Зачем нужна Красная книга? »;

Ситуативные разговоры о жизни животных в разные времена года;

Составление и отгадывание загадок;

Составление описательных рассказов «У медведя во бору»

Решение проблемных ситуаций – «Что было бы, если бы не было животных? », «Можно ли обижать животных».

Чтение художественной литературы:

Устинов С. К. «Пятнистая шубка», «Медведь близко».

Устинов С. К. «Рысь», «Заячье зеркало», «Ласка – белая лента»; Бунтовская С. «Цветок лета».

Трофимов М. Е. «Лесная азбука»

Киселев В. В «Не в зверинце, а в тайге» (бурундук, соболь).

Презентация «Наш край- Поморье»

Художественно-эстетическая:

Слушание: «Зайчик», муз. Ю. Матвеева, сл. А. Блока.

«Зайчик, ты, зайчик» русская народная песня,

«Шагаем, как медведи», муз.М.Е.  Каменоградского,

«Воробьи» муз. В. Герчик, сл. А. Чельцова,

«Ёжик», муз. Д. Кабалевского,

«Птички летают», муз. М.А. Жилина,

«Медведь» муз. В. Ребикова,

«Воробушки», венгерская народная мелодия,

«Берёзка», муз. Р. Рустамова, сл. А. Метлиной,

«Шишки для медведя», песня-танец,

«Зайчики». Муз. Т. Ломовой.

«Пляска птиц» муз. Н. Римского-Корсакова;

Этюд «Игра в лесу», муз. Т. Ломовой

Характерные танцы: «Пляска медвежат», муз. М. Красева;

Лепка и аппликация:

«Лесные жители».

Рисование:

«Таёжные следы»,

«Цветок- ромашка»

Знакомство с искусством:

- Рассматривание картин:

А. И. Попов «Работа».

Аппликация:

Коллективная работа «Таёжная опушка».

Знакомство с искусством:

- Рассматривание картин:

А. И. Попов «Одинокий волк»

Характерные танцы: «Встреча в лесу», муз. Е. Тиличеевой

Игры с пением «Хоровод в лесу», муз. М. Иорданского.

Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды.

Выставка познавательной литературы.

Экологическая акция «Кормушка».

Изготовление  развивающих пособий «Животные и растения Поморья».

Стендовая информация «Знакомство с родным краем – как средство патриотического воспитания дошкольников».

Изготовление макета «Тайга и её обитатели».

III этап - заключительный.

Цель - анализ результатов по реализации проектной деятельности.

Познавательно – исследовательская деятельность.

«Почему заяц меняет шубу? »

Конструирование – «Терем для всех зверей» - строительный материал,

Беседа «Сбережём Тайгу – дом для животных».

Экспериментирование:

- «Почему мишутка пищал? »;

Моделирование правил поведения в лесу.

Экспериментирование: «Тайга – защитник и лекарь»

1.Обновление и пополнение предметно-развивающей среды.

2.Презентация «Животные  и птицы Архангельской области».

3.Оформление «Красной книги Архангельской области».

4.Оформление выставки работ детей и родителей по теме «Эти забавные животные и растения».

Ожидаемые результаты:

- Появление у детей желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

- Развитие понимания необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека;

- Желание детей получить большую информацию о животных родного края.

Анализ проведённых мероприятий, определение дальнейших перспектив данного проекта.

Ресурсное обеспечение проекта.

  1. В.В. Петров  «Растительный мир нашей Родины»   М., «Просвещение»,1991
  2. Детская энциклопедия «Живая природа» М., «РОСМЭН»,2014
  3. Г.Снегирёв «Про птиц» М., «Малыш» ,1990
  4. Детская энциклопедия «Кто где живёт. Север» М., «РОСМЭН», 1997
  5. Детская энциклопедия «Мир природы. Волки»   М., «Слово»,1995
  6. Красная Книга Архангельской области. Редкие и охраняемые виды растений и животных.- Архангельск, 1995г.  
  7. Я познаю мир : Дет. Энцикл.: Растения/ сост. Л.А. Багрова; М.: ТКО «АСТ», 1996.
  8. Я познаю мир : Дет. Энцикл.:Животные / сост. П.Р. Ляков; М.: ТКО «АСТ», 1996.
  9. В.М.Воробьёва  «Природа и мы» программа экологического воспитания дошкольников, Архангельск,1999
  10. Интернет-ресурсы

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Животные Красной книги Ленинградской области"

Обратить внимание детей на проблему исчезновения некоторых животных. Показать, где и как существуют животные. Дать детям элементарные представления, как человек может помочь животным. Воспитывать бере...

Отчет по проекту «Животные и растения Саратовской области»

Перспективное планирование по проекту "Животные и растения Саратовской области" в старшей группе...

Познавательно-творческий проект "Животные жарких стран"

Проект содержит методический и практический материал для воспитателей детских садов по расширению и углублению знаний старших дошкольников о животных жарких стран...

Познавательно-творческий проект "Животный мир Архангельской области"

В современной России важно обозначить роль регионального компонента системы дошкольного образования, под которым понимается учёт историко-культурных, социально-экономических, этнографических и экологи...

Познавательно-творческий проект "Животные леса" младшая группа

Тип проекта: Познавательно-творческийПродолжительность: долгосрочный с 02.09.2019г.-28.02.2020г.Участники проекта: воспитатели, дети, родители.Цель:  Формирование представления детей о ...

Познавательно- творческий проект " Животные и птицы осенью"

Двухнедельный  проект  о жизни  животных  и  птиц  осенью....

Познавательно-творческий проект "Животные леса"

Формирование представления детей животных леса, их детенышах, особенностям внешнего вида, повадках, среде обитания....