ПРОЕКТ «МЕТАЛЛУРГ, СПОРТСМЕН, ПОЭТ, УЧИТЕЛЬ И НАШ ДРУГ А. В. ЛИСИЦА»
методическая разработка на тему
Прекрасные стихи для детей братского поэта А. В. Лисицы, в которых он рассказывает о родном сибирском крае, его природе, о нашем легендарном городе и людях труда (металлургах, сталеварах, учителях, кузнецах, врачах, космонавтах), не так-то легко найти, так как выпускаются они небольшими тиражами. Учитывая желание детей, родилась идея создания совместного детско-взрослого проекта «Металлург, спортсмен, поэт, учитель и наш друг А.В. Лисица».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_a.v._lisitsa.doc | 125 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 110» муниципального образования города Братска
ПРОЕКТ
«МЕТАЛЛУРГ, СПОРТСМЕН, ПОЭТ, УЧИТЕЛЬ
И НАШ ДРУГ А. В. ЛИСИЦА»
для детей старшего дошкольного возраста
Балаценко Людмила Николаевна
Кляндина Гульчачак Акрямовна
Тайцман Ирина Владимировна
Воспитатели МБДОУ «ДСКВ № 110»
2013 – 2014
«Живем мы в вечной суете
И день за днем от нас уходит.
Не успеваем замечать,
Что с нами рядом происходит!
А в Братске множество людей,
Чья жизнь, как яркая страница.
Вот рядом – металлург, спортсмен,
Поэт, учитель - А. В. Лисица»
(И. Б. Ровенская - мама воспитанницы ДОУ № 110)
Постановка проблемы.
Дошкольное детство очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает чтение взрослых. Но он выбирает, что будет слушать, он воспринимает то, что слышит, а слышит то, что ему интересно.
Дошкольники очень любят стихи. Они привлекают их мелодичностью, легкостью запоминания рифмующихся строк. Глядя на портреты поэтов, дети задают много вопросов: «А где он живет?», «А кем он работал?», «Как он научился сочинять стихи?», «Когда он начал сочинять стихи?», «Если стихи веселые, значит и тот, кто их написал, тоже веселый человек?» и т. д. Обычно с детьми в детском саду разучивают стихи поэтов-классиков. Когда же впервые мы прочитали детям стихи братского поэта Лисицы А. В. и сказали, что он живет в нашем городе, дети тотчас выразили желание встретиться с настоящим живым поэтом. Но прежде чем встретиться с Анатолием Владимировичем, необходимо было подготовиться: встретиться с ним, нужно как можно больше узнать о его жизни и творчестве, найти книги, которые поэт написал для детей.
Надо сказать, что прекрасные стихи для детей братских поэтов, в которых они рассказывают о родном сибирском крае, его природе, о нашем легендарном городе и людях труда (металлургах, сталеварах, учителях, кузнецах, врачах, космонавтах), не так-то легко найти, так как выпускаются они небольшими тиражами. Учитывая желание детей, родилась идея создания совместного детско-взрослого проекта «Металлург, спортсмен, поэт, учитель и наш друг А.В. Лисица».
Разрабатывая этот проект, мы рассчитывали, что у детей появится устойчивый интерес не только к поэзии вообще, но и к профессиям, которые сопричастны к людям легендарного города и к братскому поэту в частности, а также сформировать раннюю профессиональную ориентацию дошкольников, уточнить и расширить представления детей о профессиях: металлург, поэт, учитель, спортсмен.
Вид проекта: творческо-исследовательский
Тип проекта: долгосрочный, в течение учебного года
Участники проекта: дети и родители групп старшего дошкольного возраста, педагоги ДОУ, сотрудники Центральной библиотеки И. Черемных, поэт А. В. Лисица.
Цель проекта: Познакомить детей и родителей с профессиональной деятельностью и творчеством нашего земляка А. В. Лисицы.
Задачи:
- Формировать интерес детей и родителей к профессиональной деятельности поэта-братчанина А. В. Лисицы.
- Формировать чувство сопричастности к событиям, делам братчан.
- Продолжать развивать интерес детей к творчеству братского поэта.
- Расширять кругозор детей о профессиях посредством поэтических произведений.
- Через стихи дать детям почувствовать значимость профессий - металлург, учитель, спортсмен, поэт и т.д.
- Формировать целостное восприятие поэтического текста в единстве содержания и поэтической формы.
- Формировать чувство сопричастности к событиям, делам братчан.
- Развивать творческие возможности детей.
- Формировать у детей элементарные познавательно-исследовательские навыки.
- Содействовать активизации родителей в формировании познавательных интересов детей.
- Расширять социальные связи детей и родителей, педагогов ДОУ с работниками библиотеки, детскими садами города, творческими людьми Братска.
- Совершенствовать навыки сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками.
Предполагаемый результат
При условии реализации данного проекта, можно предположить следующие результаты:
- В группе будут созданы необходимые условия для ознакомления детей и родителей с профессиональной деятельностью и творчеством А. В. Лисицы.
- Будет создана библиотечка книг А. В. Лисицы.
- Подобран и оформлен биографический материал об авторе.
- Оформлен фотоальбом «Наш братский поэт – А. В. Лисица.
- Выпущены тематические газеты, отражающие профессии металлург, учитель, поэт, спортсмен.
- Составлена и оформлена картотека и картотека стихов о профессиях
- Периодическое оформление фотовыставок по результатам встреч с поэтом.
2. Дети почувствуют интерес к поэзии, и будут относиться к стихам, как к источнику их познавательных интересов;
3. У детей сформируется чувство гордости за свой родной город, людей труда, прославивших его.
4. У детей разовьются художественно-речевые творческие способности;
родители будут активно участвовать в реализации проекта;
- Будет создана система работы по ознакомлению детей с профессиями.
Популяризация данного проекта:
- Досуги и развлечения в детском саду;
- театрализованные представления для родителей;
- совместные мероприятия детского сада и центральной и детской библиотеки;
- местные средства массовой информации;
- презентация опыта в региональных и центральных детских и методических журналах.
Оценка эффективности по итогам работы будет проводиться по нескольким направлениям:
- Оценка развития детей, их успешности будет отслеживаться через наблюдение и анализ детской деятельности, через сюжетно-ролевые игры детей.
- Активность и заинтересованность родителей в осуществлении проекта будет оцениваться через анкетирование, их участие в совместных мероприятиях, акциях.
- Работа педагогов будет оцениваться через полученные результаты.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный:
- анкетирование родителей;
- обсуждение целей и задач с родителями, детьми, творческой группой педагогов;
- составление плана реализации проекта;
- создание условий;
- сбор информации
II этап – основной - творческо-исследовательский:
- Встречи педагогов, родителей, детей с поэтом.
- Составление картотеки детских стихов о профессиях, труде.
- Планирование и проведение мероприятий по плану проекта.
- Создание системы работы по ознакомлению детей с профессиями.
III этап – заключительный:
- Обобщение материалов проекта.
- Оценка результатов деятельности детей, педагогов, родителей.
- Презентация опыта для педагогов и продуктивной деятельности детей.
План работы над проектом
№ | Формы работы с детьми, родителями, педагогами | Задачи | Время прове- дения | Место проведе- ния | Участники мероприятий | |
1 этап | ||||||
1. | Обсуждение мероприятий проекта с детьми | Продолжать учить детей составлять план проекта. Совершенствовать навыки сотрудничества детей со взрослыми и сверстниками | сентябрь | Детский сад | педагоги, родители, дети | |
2. | Анкетирование родителей | Выявить знания и заинтересованность родителей в знакомстве с поэзией и профессиональной деятельностью братского поэта А. В. Лисицы. | сентябрь | детский сад | воспитатели | |
3. | Заседание творческой группы с участием родительского актива | Определить цели и задачи проекта. Составить план проекта с учетом интересов детей | сентябрь | детский сад | творческая группа | |
4. | Организация поиска информации об авторе и его профессиональной деятельности в течение жизни | Активизировать поисково-исследовательскую деятельность участников проекта | сентябрь | библиотека, встречи с поэтом. | все участники проекта | |
2 этап | ||||||
5. | Оформление с детьми в книжном уголке тематической выставки «Поэт и металлург»:
| Создать условия для ознакомления детей с профессиональной деятельностью А. В. Лисицы, его творчеством, с профессией металлурга. Развивать у детей познавательно-исследовательский интерес. | октябрь | в группах | воспитатели | |
6. | Рассматривание книги А. Лисицы «Сказ про БРАЗ» и чтение детям стихов о труде металлургов | Познакомить детей с рабочей профессией металлург. Формировать у детей эмоционально-привлекательный образ социально-востребованных профессий. | октябрь | детский сад | воспитатели | |
7. | Оформление информационного стенда по ознакомлению родителей с биографией А. Лисицы | Активизировать родителей на участие в мероприятиях проекта | октябрь | группа | воспитатели | |
8. | Встречи творческой группы с педагогами ДОУ, работниками библиотеки | Формировать интерес к проекту общественности, педагогов. Планирование совместных мероприятий | октябрь, февраль | детский сад, библиотека, библиотека им. В. Сербского | Балаценко Л. Н., руководитель творческой группы | |
9. | Подбор стихов из книг А. Лисицы о профессиях и иллюстраций к ним, иллюстрирование детскими рисунками | Формировать устойчивый интерес к труду взрослых через поэзию. Классифицировать произведения к тематической неделе «Все работы хороши». | октябрь, ноябрь | детский сад | все участники проекта | |
10. | Тема «Если хочешь быть здоров!» в стихах поэта | Через творчество поэта-братчанина привлечь внимание детей к здоровому образу жизни | октябрь, ноябрь | детский сад | воспитатели | |
11. | Фотовыставка «Поэт и спортсмен» (из архива поэта, вырезки из газет и журналов) | Дать представление о поэте, как о спортсмене и его вкладе в спортивную жизнь города. Познакомить детей с любимыми видами спорта А. Лисицы (шахматы, лыжи, плавание, городки, легкая атлетика, конькобежный спорт). Воспитывать у детей желание заниматься спортом. | ноябрь | детский сад | воспитатели родители | |
12. | Экскурсия в библиотеку | Вызвать интерес и уважение к профессиям библиотекаря, поэта, писателя. Воспитывать правила поведения в библиотеке, бережное отношение к книге. | октябрь | библиотека | библиотекарь, воспитатели | |
13. | Вечер загадок о труде. Стихи-загадки А. В. Лисицы. Придумывание загадок о профессиях детьми. | Продолжать исследовать творчество А. Лисицы. Активизировать мышление, художественно-речевые способности. | ноябрь | детский сад | воспитатели | |
14 | Акция «Подарки поэту». Выставка рисунков к книге А. Лисицы «Сказ про БРАЗ» | Учить детей иллюстрировать понравившееся произведение. | ноябрь | детский сад, библиотека | участники проекта | |
15. | Выпуск семейных газет, посвященных творчеству А. В.Лисицы «Поэт и наш друг Дед Лис» | Поощрять сотворчество детей и родителей | ноябрь | детский сад и дома | родители воспитанников | |
16 | Театрализованная и игровая деятельность по стихам А. Лисицы: «Буду металлургом», «Кузнец», «Врач», «Тракторист», «Я сегодня моряк». | Развивать умения отражать труд взрослых в разной деятельности, формировать социально-коммуникативные навыки. | в течение года | детский сад | участники проекта | |
17. | Поэтическая гостиная «Наши любимые стихи» - для детей старших групп детского сада и их родителей | Популяризировать стихи братского поэта среди родителей и дошкольников. | ноябрь | воспитатели | ||
18. | Встреча с А. В.Лисицей в центральной библиотеке «Дед Лис - детям»:
| Расширять социальные связи дошкольников. Формировать чувство сопричастности к событиям, происходящим в нашем городе. | ноябрь | библиотека | воспитатели | |
19. | Выступление детей на творческом вечере А. Лисицы в библиотеке | Укреплять социальные связи с общественностью. | декабрь | библиотека | воспитатели | |
20. | Творческая встреча детей с родителями ДОУ № 110: «Кем работать мне тогда, чем заниматься?» | Формирование у детей дошкольного возраста эмоционально-привлекательного образа социально-востребованных профессий. | декабрь | ДОУ № 110 | воспитатели | |
21. | Заучивание стихов А. Лисицы о труде из сборника «Зимняя радуга» | Развивать интонационную выразительность речи, эмоциональное восприятие стихов. Воспитывать желание трудиться. | декабрь | детский сад | воспитатели | |
22. | Встреча творческой группы педагогов с автором стихов «В гостях у поэта» | Обсудить и составить план-проект по презентации книги «Колосок» | декабрь | в доме А. В. Лисицы | творческая группа | |
23. | Изготовление родителями элементов костюмов к презентации по произведениям А. Лисицы о труде из книги «Колосок» | Создать условия для работы в творческой мастерской. Поощрять инициативу, фантазию. | декабрь | творческая мастерская (в детском саду и дома) | родители | |
24. | Работа с детьми над презентацией книги А. Лисицы «Колосок» | Развивать творческие художественно-речевые и актерские способности. Формировать навыки сотрудничества | январь | детский сад | воспитатели, музыкаль- ный руководи- тель | |
25. | Презентация книги «Колосок» А. Лисицы | Популяризация произведений братского поэта | январь, февраль | библиотека | все участники проекта | |
26. | Творческая встреча с поэтом в детском саду «Поэт и учитель»:
| Дать детям почувствовать важность встречи с поэтом для себя лично, для сверстников и взрослых. Расширять представления детей о поэте, как об учителе. Развивать любовь к поэзии, к словотворчеству. | февраль | детский сад, библиотека | воспитатели | |
27. | Конкурс книг-самоделок по произведениям А. Лисицы о труде | Развивать сотрудничество детей и родителей в совместном творчестве | февраль | детский сад, дома | родители, воспитатели | |
28. | Знакомство с новой книгой-раскраской А. В. Лисицы «Я рисую» | Дать детям возможность проявить художественно-творческие способности. | март | детский сад, дома | воспитатели. родители | |
29. | Подготовка и проведение выставки рисунков-раскрасок «Я рисую» к стихам А. Лисицы | Поощрять сотворчество взрослого и ребенка | апрель | детский сад и дома | Воспитатели, родители, дети | |
30. | Презентация новой книги-раскраски А. Лисицы «Я рисую»:
| Продолжать развивать интерес детей к творчеству братского поэта, желание общаться с ним. Развивать художественно-речевые творческие способности детей | апрель | библиотека | воспитатели | |
31. | Представление опыта работы по ознакомлению с творчеством братских поэтов на городском фестивале «Неделя педмастерства» | Показать коллегам результаты работы с детьми | апрель | детский сад | Балаценко Л. Н. | |
32. | Конкурс чтецов среди детей, родителей и педагогов | Выразительное исполнение полюбившихся стихов о труде А. Лисицы | апрель | детский сад | воспитатели | |
33. | Литературные викторины, турниры, разгадывание кроссвордов | Развивать навыки сотрудничества. | в течение года | детский сад | воспитатели | |
34. | Презентация проекта: литературно- музыкальная композиция «Все работы хороши - выбирай на вкус» | Показать результаты проектной деятельности. | детский сад | Воспитатели, музыкальный руководитель | ||
3 этап - май | ||||||
1. Обработка информационного материала: обобщение, систематизация 2. Анализ результатов деятельности детей, родителей, педагогов |
Литература
А. В. Лисица «Колосок» сборник стихов Братск «Полиграф» 2012
А. В. Лисица «Зимняя радуга» стихи для детей Братск МП «Братская городская типография» 1998
«Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» авт.-сост. Л.С. Кисилева, Т. А. Данилина и др. М. Аркти 2005
Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они? М. изд. ГНОМ и Д 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Детский сад и семья- навстречу друг другу"
Проект по внедрению активных форм взаимодействия с семьями воспитанников...
Проект "Вместе весело шагать на встречу друг другу"
Детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальшейшее развитие ребёнка. И именно от качества рабо...
Педагогический проект, направленный на формирование толерантного отношения друг к другу у детей дошкольного возраста «Мы разные, но мы вместе» в сотрудничестве с родителями
laquo;Толерантность» - это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно. ...
Проект для детей логопедической группы "Подарите друг другу добро"
Проект краткосрочный для детей логопедическй группы "Подарите друг другу ДОБРО"...
Творческий проект для детей старшей группы: «Скажем друг другу «Спасибо»
Совершенствование процесса нравственного воспитания детей – важная задача дошкольной педагогики на современном этапе развития нашего общества. Немаловажное место в нем занимает вопрос о формиров...
Творческий проект "Как люди разных стран приветствуют друг друга» ( Подготовительная группа №6)
Цель проекта :Узнать о традициях приветствия чужаков в разных странах, в частности, чтобы не попасть в неприятную ситуацию за рубежом и продемонстрировать своё знание и уважение к чужой культуре...
Проект "Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся"
В дошкольной педагогике общение старших и младших друг с другом определяется термином «межвозрастное общение». Межвозрастное общение может помочь обогатить детей опытом чере...