Проект "Детский сад и семья- навстречу друг другу"
проект по теме

Шарнина Надежда Владимировна

Проект по внедрению активных форм взаимодействия с семьями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_detskiy_sad_i_semya-navstrechu_drug_drugu.docx84.33 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа

« Город Йошкар – Ола»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №33

г. Йошкар-Олы  « Колосок»

 

практико-ориентированный проект

              Йошкар-Ола

                                                              2012

                                                               

1.1. Авторский коллектив  проекта:

  • Шарнина Надежда Владимировна, старший воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №33 г. Йошкар-Олы «Колосок»
  •  Романова Елена Анатольевна, воспитатель МБДОУ
    »Детский сад общеразвивающего вида №33 г. Йошкар-Олы «Колосок»

1.2. Заказчик проекта:

  • Управление образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»

1.3. База проекта:

  •  МБДОУ «Детский сад № 33 «Колосок»

1.4. Сроки проекта:

  • С сентября 2011 года по август 2012 года.

 1.5 Участники проекта:

  • Заведующий, старший воспитатель, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, воспитатели, родители.

Актуальность

"Дошкольное детство" - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности. В то же время это период, в течение которого ребёнок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжёлым последствиям в будущем.

В соответствии с Законом "Об образовании" и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является "взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка". Поэтому необходим активный курс на создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье.

Практика работы в детском саду показала, что родители интересуются, что происходило с ребёнком в течение дня, какие достижения или трудности принёс ему день, как ребёнок вел себя в коллективе сверстников во время организованной образовательной деятельности и в свободное от занятий время. Воспитатели получают от родителей информацию о  здоровье ребёнка, планах     в отношении будущего их ребёнка и семьи, а также о кружках и спортивных секциях, посещаемых ребёнком вне детского сада. Однако между педагогами и родителями нет активного взаимодействия.  

 Зачастую, родители обращаются за советом по вопросам воспитания и обучения детей ни к педагогам ДОУ, а находят информацию в журналах, газетах, на сайтах и форумах в сети Интернет. Это приводит к ощущению собственной педагогической грамотности, нежеланию прислушиваться к мнению педагогов. Воспитатель, имея образование, считает себя педагогически грамотным, компетентным  и занимает по отношению к родителю позицию обучающего. Замечания и рекомендации педагога, полученные в такой форме, воспринимаются в «штыки», из-за чего возникают трудности в налаживании отношений. В этом случае встаёт вопрос о внедрении новых, активных форм взаимодействия, когда, не указывая напрямую, что надо делать, воспитатель подводит родителя к выбору правильного стиля взаимоотношения с ребёнком. Для этого стоит   перестроить модель общения педагогов с родителями воспитанников. В связи с назревшей проблемой, возникла необходимость в повышении профессиональной компетентности педагогов детского сада, что подразумевает развитие коммуникативных умений воспитателя, необходимых для общения, как с родителями, так и с детьми, развитие творческого потенциала, рост педагогического мастерства, умение осуществлять педагогический процесс, используя активные формы взаимодействия. Такого воспитателя родители  будут воспринимать как единомышленника, обладающего высоким профессиональным мастерством вследствие чего, работа, проводимая в дошкольном учреждении по развитию познавательного интереса и творческой активности воспитанников, будет осуществляться и дома, совместно с родителями.

                   

Таким образом, единая, образовательная модель взаимодействия детского сада и семьи будет способствовать формированию социально-адаптированной и саморазвивающейся личности ребёнка.  

Тема проекта

«Детский сад и семья - навстречу друг другу»

Объект проекта

Уровень участия родителей в жизни детского сада.

Предмет исследования

 Использование активных форм взаимодействия

Цель проекта

Вовлечение родителей в жизнь дошкольного учреждения посредством использования активных форм взаимодействия.

Задачи

  • Проанализировать и изучить совместные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями;
  • Повысить профессиональную компетентность педагогов в вопросах применения новых форм и методов в работе с родителями воспитанников;
  •  Повысить педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания и обучения детей;
  • Внедрить в практику активные формы и методы взаимодействия педагогов с родителями;

Гипотеза  исследования

Мы предполагаем, что заинтересованность родителей в жизни  детского сада будет повышаться, если будут использованы активные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.

Практическая значимость

Внедрить систему работы с использованием активных форм взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников

Теоретическая значимость

Взаимодействие дошкольного общеобразовательного учреждения с семьями - проблема малоисследованная. В основе проекта лежат теоретические разработки Е. С. Евдокимова Н. В. Додокина, Е. А. Кудрявцева «Методика работы с родителями». В рамках данного проекта было доказано влияние  активных форм взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников  на участие родителей в образовательной работе детского сада.

Новизна.

Специфика данной проектной деятельности заключается в том, что  наряду с традиционными формами взаимодействия с родителями, используются нетрадиционные, активные. Такая форма работы способствует объединению ДОУ и семьи в единое образовательное пространство и помогает повысить качество образования

Ожидаемые результаты.

В результате реализации проекта ожидается:

  • Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников;
  • Повышение авторитета педагогов среди родителей.
  • Повышение компетентности родителей по  вопросам воспитания и развития ребенка, детско-родительских отношений.
  • Увеличение числа родителей, принимающих активное участие в мероприятиях ДОУ, занимающих активную позицию в воспитании и развитии ребенка
  • Повышение уровня доверия родителей к дошкольному учреждению.

Методы  исследования.

В ходе работы использовалось анкетирование родителей и педагогов, а также анализ посещаемости родителями мероприятий проводимых в ДОУ (на основе наблюдений и протоколов родительских собраний)


 Этапы реализации проекта

Этапы

Сроки

Содержание работы

Ожидаемые результаты

Ответственные

1 этап. Подготовительный

Сентябрь

1. Изучение и анализ литературы по теме проекта. Изучение материалов интернет сайтов по проблемам взаимодействия ДОУ с семьёй.

2. Составление планов работы с детьми, родителями, педагогами.

3. Подготовка соответствующего дидактического и методического материала к проекту, оснащение методического кабинета.

4. Анкетирование педагогов

5. Анкетирование родителей

Способствовать наилучшей практической и теоретической работе

Для определения системы работы по теме проекта

Для достижения

высокого уровня подготовки к работе с педагогами, детьми, родителями

Выявление трудностей педагогов в работе с родителями

Выявление  наиболее предпочитаемых родителями форм взаимодействия с педагогами ДОУ, степень удовлетворённости родителей работой педагогов с родителями  и детьми в ДОУ.

Ст. воспитатель

Ст. воспитатель

Воспитатели, старший воспитатель.

Ст. воспитатель, воспитатели

Ст.  воспитатель, воспитатели.

 

2 этап

Основной

Октябрь-апрель

3 этап Заключительный. Апрель-август

1. Тема: «Сюжетно-ролевая игра»

С педагогами:

  • Педагогический совет «Сюжетно-ролевая игра»

Форма работы - представление презентации

Совместная деятельность детей, родителей, педагогов.

  • Обклеивание коробок к сюжетно-ролевым играм

  • Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм

2.Тема: «Осень»

С педагогами:

Форма работы - круглый стол «Поделки из природного материала»

Совместная деятельность детей, родителей, педагогов.

  • Сбор семечек, желудей, шишек и т. д.

  • Участие в празднике «Осень, здравствуй!»

  • Конкурс творческих работ «Что нам Осень принесла»

3. Тема: «Новый год»

С педагогами:

  • Смотр оформления групп к Новому году

Форма работы - творческий конкурс

Совместная деятельность детей, педагогов, родителей

  • Участие в Новогодних праздниках.

  • Изготовление ёлочных игрушек, гирлянд, для украшения групп

  • Участие в городском конкурсе «Вновь сказка в гости к нам пришла».

  • Изготовление кормушек для птиц

4.Тема: « Русское народное творчество»

С педагогами:

  • педсовет «Прабабушкина школа»

Форма работы: деловая игра

  • Мастер – класс «Русский народный фольклор, как средство приобщения детей к народной культуре»

Форма работы - мастер- класс

 Совместная деятельность детей, педагогов, родителей

  • Родительское собрание «Роль фольклора в жизни ребёнка»

  • Привлечение родителей к оформлению уголков по  народному творчеству в группах

  • Изготовление народных костюмов.

  • Участие в фестивале «Сошьём мы к пасхе с мамочкой красный сарафан»

5. Тема: « 23 февраля - День защитника Отечества»

С педагогами:

  • Участие педагогов в совместном  спортивном празднике «Физкульт-ура!» с детьми подготовительной к школе группы.

Форма работы - совместный праздник

Совместная деятельность детей, педагогов, родителей

  • Совместное, спортивное мероприятие детей и родителей «Мама, папа, я - спортивная семья!»

 

6.Тема: «Экология»

С педагогами:

  • Педсовет: «Ребёнок и природа»

Форма проведения - «Экологическая гостиная» с элементами деловой игры

  • Открытые просмотры: «Береги свою планету», «В гостях у Весны»- занятия.

  • Конкурс уголков природы.

  • Разработка конспектов родительских собраний   в нетрадиционной форме по экологии, представление их на конкурсе «Лучший воспитатель ДОУ»

Совместная деятельность детей, педагогов, родителей:

  • Родительские собрания в нетрадиционной форме

 

  • Участие в конкурсе рисунков «Разноцветная планета»

  • Оформление альбомов «Мой любимый уголок природы»

1.Итоговое анкетирование родителей

2. Анкетный опрос воспитателей

3.  Анализ результативности работы с семьёй

 

4. Создание портфолио ДОУ

                               

Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации сюжетно-ролевых игр с дошкольниками.

Ознакомление с  активной формой работы по обмену опытом –презентация.

Совместное участие родителей и детей в оснащении предметно-развивающей среды в группах

Проявление интереса детей к игре.

Обмен опытом в форме круглого стола по использованию природного материала в работе с детьми

Оснащение предметно-развивающей среды в группах.

Показ знаний детей, полученных в процессе организованной  образовательной деятельности в детском саду по теме «Осень»

Представление форм  и методов работы с детьми.

Участие в мероприятии в рамках дошкольного учреждения.

Совместное изготовление поделок из природного материала

Обмен опытом  «Как изготовить игрушку к празднику своими руками»

Использование активной формы - творческий  конкурс,   для повышения пед. мастерства педагогов

Создание праздничного настроения.

 Показ родителям знаний детей по теме «Зима», «Новый год»

Возможность использовать  показанные  методы и приёмы работы с детьми в домашних условиях.

Использование полученных детьми знаний дома, совместно с родителями

 Совместное с родителями изготовление поделок на новогоднюю тематику

 

Участие в конкурсе проводимого в рамках образовательного учреждения «Покормим птиц зимой», изготовление кормушек.

Повышение компетентности педагогов по вопросам приобщения дошкольников к истокам русской народной культуре.

 Использование в работе активной формы по обмену опытом - деловая игра.

 Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию мастер-класса в работе с педагогами и родителями

Повышение компетентности родителей по вопросам приобщения детей к русской народной культуре

 Создание уголков  по народному творчеству в группах детского сада.

 Знакомство детей с русским народным костюмом.

Формирование у детей и родителей бережного отношения к    русской национальной культуре, уважения к народным традициям.

 Совместное участие родителей, детей, педагогов в мероприятии городского уровня

Привлечение всех педагогов ДОУ к участию в совместном с детьми мероприятии

Привлечение родителей к участию в жизни дошкольного учреждения

Совершенствование работы педагогов в детском саду по формированию у детей основ экологической культуры

Знакомство с новой формой работы - «Педагогическая гостиная»

Повышение компетентности педагогов по вопросам экологического воспитания дошкольников

Пополнение уголков природы новым дидактическим материалом

Использование нетрадиционных форм работы с родителями

Обмен опытом по вопросам экологического воспитания детей между воспитателями и родителями.

 Повышение интереса родителей к жизни дошкольного учреждения при помощи внедрения новой формы работы- родительские собрания в нетрадиционной форме.

 

Сплочение детей и родителей в совместной творческой деятельности

Обогащение знаний детей, воспитание навыков бережного отношения к природе.

  Выявление удовлетворённости родителей работой педагогов  ДОУ

Самоанализ педагогов

Выявление уровня мастерства педагогов по вопросам работы с родителями.

Повышение процента посещаемости мероприятий, уровень активности родителей

Сделать детский сад открытой системой Повышение рейтинга ДОУ

Заведующий, ст. воспитатель, воспитатели

Ст. воспитатель, воспитатели, родители

Ст. воспитатель, родители, воспитатели

 

Ст. воспитатель, воспитатели

Воспитатели, родители

  Воспитатели, родители, муз. руководитель

Ст. воспитатель, воспитатели

Ст. воспитатель, воспитатели

Ст. воспитатель, воспитатели,  

Заведующий,

ст. воспитатель, воспитатели, муз. руководитель

Воспитатели, родители

 

Ст. воспитатель,

воспитатели, родители

Ст. воспитатель, воспитатели, родители

Заведующий, ст. воспитатель, воспитатели

Ст. воспитатель, муз. Руководитель, воспитатели

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители.

Воспитатели, родители

Заведующий, ст. воспитатель, воспитатели, родители

Коллектив ДОУ

Инструктор по физкультуре, воспитатели, родители

Заведующий, ст. воспитатель, воспитатели

Ст. воспитатель, воспитатели

Заведующий, ст. воспитатель, воспитатели

Ст. воспитатель,

воспитатели

Заведующий, ст. воспитатель, воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Воспитатели, родители

Ст. воспитатель, воспитатели, родители

Ст. воспитатель, воспитатели

Заведующий, ст. воспитатель, воспитатели

Заведующий, ст. воспитатель

                             


 

Краткое описание проекта

В ходе реализации проекта, педагоги повышают свою профессиональную компетентность, учатся применять активные формы в процессе взаимодействия друг с другом на педагогических советах, во время открытых просмотров, консультаций, конкурсов и т. д. Такая работа внутри  коллектива  даёт возможность использовать приобретённый опыт в процессе общения с родителями воспитанников. Педагоги не навязчиво, без прямых указаний и рекомендаций в интересной форме   знакомят родителей с воспитанием и развитием детей в детском саду, а родители  с интересом включаются   в такую деятельность, используя приобретённый опыт дома, совместно с детьми. Происходит активное взаимодействие между педагогами ДОУ и семьями воспитанников. Такой подход способствует созданию единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ, так и в семье, что обеспечивает целостное развитие личности дошкольников.

Формы  работы над проектом

Формы работы

Пути реализации

С педагогами:

-анкетирование

- педсоветы

- консультации;

- мастер-класс;

- открытые просмотры;

- совместное с детьми мероприятие;

- конкурс проф. мастерства;

- смотры-конкурсы предметно - развивающей среды в группах

 -повышать профессиональную компетентность педагогов;

 -организовать  педагогический процесс, основанный на активном взаимодействии, с применением нетрадиционных форм

Совместные формы работы с детьми, родителями, педагогами:

- праздники и развлечения с участием родителей

- участие в творческих конкурсах

- родительские собрания в нетрадиционной форме;  

-создать радостное настроение,  побуждать принимать участие в праздниках и развлечениях

- испытать радость от совместной творческой деятельности

-показать необходимость в согласованной работе ДОУ и семьи в вопросах воспитания ребёнка;

-повышать компетентность родителей в области воспитания


Оценки эффективности проводимой по проекту деятельности.

     Данный проект рассчитан на 1 год. Оценка эффективности проводимой по проекту работы будет идти через анализ количественных и качественных показателей работы  

Количественные показатели оценки эффективности проекта

Качественные показатели оценки эффективности проекта

Какими способами, формами, инструментами будут подтверждены результаты

  • Число родителей, принявших участие в мероприятиях проекта.
  • Повышение степени активности родителей в мероприятиях, проводимых ДОУ.
  • Позитивные отзывы о работе ДОУ в данном направлении (по результатам анкетирования)
  • Протоколы мероприятий с родителями.
  • Видео и фотоматериалы с мероприятий проекта.
  •  Результаты анкетирования.

Риски проекта и пути преодоления.

Риски проекта

Пути преодоления

  Низкая активность родителей в мероприятиях, проводимых в рамках проекта.

    Поощрение родителей, (создание паспортов добрых дел, вручение благодарностей за участие в конкурсах)

Анализ результатов

На начальном этапе работы над проектом, было проведено анкетирование родителей с целью выявления, насколько родителей  удовлетворяет работа с семьёй, проводимая в ДОУ. Результаты оказались следующими: 30% родителей ответили, что не удовлетворяет, 70%  ответили, что абсолютно всё удовлетворяет. С сентября 2011 года по апрель 2012 года  работа с родителями осуществлялась по проекту, использовались активные формы работы с родителями. В апреле было проведено итоговое анкетирование, которое показало, что число родителей удовлетворённых работой, проводимой с семьёй в ДОУ, стало больше-85%, а неудовлетворённых работой в ДОУ стало меньше- 15%

На основе анализа посещаемости   родительских собраний и мероприятий можно сделать вывод, что число родителей принимающих активное участие в жизни ДОУ  стало выше.

Работа с педагогами

В начале и в конце года был проведен самоанализ педагогов, целью которого было выявить: 1) умение  строить свою работу с учётом мнения и потребностей родителей 2)умение использовать активные формы и методы работы. Результаты оказались следующими: процент воспитателей умеющих строить свою работу с учётом  мнения и потребностей родителей в начале года составил 60% в конце года-85%. В начале года 40 % воспитателей использовали в своей работе активные формы взаимодействия, в результате работы по проекту активные формы взаимодействия стали применять  75 % опрошенных.

 

 

По результатам анкетирования можно сделать выводы, что работа по проекту позволила:

  • Увеличить  количество родителей удовлетворённых работой педагогов ДОУ с семьёй;
  • Увеличить количество родителей принимающих активное участие в жизни ДОУ;
  • Повысить педагогическую компетентность воспитателей по вопросам взаимодействия с родителями воспитанников

 


Бюджет проекта

Наименование

Имеется

Требуется

Ценооб-

разова ние

Ожидаемый эффект

Сроки

1

Компьютер

1

-

10.000

Подготовка документов

Сентябрь 2011гавгуст -  2012г

2.

Оргтехника

принтер, сканер, расходные материалы.

1

 -

 

1200

1300

1000

Оформление документации, наглядной информации для педагогов и родителей,

Сентябрь 2011г.-  август 20012г.

3.

Фотоаппа- рат

1

-

8000

 Фотографии мероприятий

Сентябрь 2011 г.-  август 2012 г.

4.

Музыкаль -ный центр

1

-

5000

Музыкальное сопровождение занятий, развлечений

Сентябрь 2011 г.-  август 2012 г.

5

Флешки

2

-

1000

Для сохранения информации

Сентябрь 2011г. –  август 2012 г.

6.

Канцелярс- кие товары:

бумага для офисной техники;

папки;

файлы;

карандаши;

клей;

акварель;

кисти;

фломас- теры;

цветная бумага

2

2

200

5*18

5

5*20

10

5*16

10*11

-

-

-

500

250

200

700

150

50

100

320

110

Печать конспектов занятий и документов

Оформление проекта

Оформление

проекта

Оформление демонстрационного материала к занятиям, мероприятиям.  Украшения групп, музыкального зала

Сентябрь 2011 г.-  август 2012г.

7.

Дидакти -ческий матери-

ал для комплекта- ции метод кабинета

10

-

1000

Использование в процессе работы по темам

Сентябрь 2011 г. -август 2012 г.

8.

Полная стоимость проекта

29.380

Дальнейшие перспективы развития

  1. Создание информационного сайта ДОУ  в Интернете.
  2. Привлечение родителей ДОУ к участию в проекте «Сделаем  детский сад зелёным»

 

 Выводы

В данном проекте были изучены  и внедрены в практику активные формы  взаимодействия педагогов дошкольного учреждения  с родителями. Результат работы по проекту показал  повышение интереса родителей, и активное включение их в образовательный процесс ДОУ. Для повышения эффективности взаимодействия детского сада и семьи  в перспективе планируется сделать ДОУ открытой системой и внедрить в практику работы технологию проектирования, которая позволит организовать совместную познавательно-поисковую деятельность дошкольников, педагогов и родителей  ДОУ.

Список литературы

  1. Горшенина В.В. Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания- Издание 3-е, переработанное.- М.: Глобус; Волгоград: Панорама, 2009- 192 с.- (Дошкольное образование).

  1. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей- М.: Мозаика-Синтез, 2008.-144с.

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой.- М.: Мозаика-Синтез, 2010.- 304 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Встреча в детско-родительском клубе «Навстречу друг другу».

Тема встречи «Цветные ладошки» Применение нетрадиционных способов рисования в ИЗО деятельности....

Конспект совместного физкультурного досуга детей младшей группы с родителями (по технологии М.Н.Поповой "Навстречу друг другу")

Конспект совместного физкультурного  досуга детей  младшей группы с родителями. Досуг рассчитан на 20 минут....

Психолого-педагогическая технология "Навстречу друг другу" по технологии М.Н.Поповой

Психолого-педагогическая технология эмоционального сближения  взрослого и ребенка в процессе взаимодействия на физкультурных занятиях в д.с. «Навстречу друг другу.» «Подарок для Белосн...

Конспект совместного физкультурного досуга с детьми и родителями по технологии М.Н.Поповой «Навстречу друг другу»

Конспект совместного физкультурного досуга с детьми и родителями по технологии М.Н.Поповой "Навстречу друг другу"....

Разработка содержания мероприятия с родителями "Навстречу друг другу"

Педагогический тренинг с участием родителей, воспитанников и сотрудников сада....

33 ШАГА НАВСТРЕЧУ ДРУГ ДРУГУ, ИЛИ КАК СТАТЬ ДРУГОМ РЕБЕНКУ!

практические рекомендации для родителей о взаимоотношениях со своим ребенком...

Семинар-практикум для педагогов "Навстречу друг другу" в рамках проекта "Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка сограниченными возможностями здоровья"

Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах ...