Развитие представлений о Малой Родине у старших дошкольников в процессе организации работы по художественному развитию детей
статья по теме
Методические рекомендации
Скачать:
Предварительный просмотр:
Кайкова Марина Алексеевна,
Педагог по изобразительной деятельности,
МАДОУ ЦРР - Д/с №146,
г.Тюмень
Развитие представлений о Малой Родине у старших дошкольников в процессе организации работы по художественному развитию детей
Познание Малой Родины детьми является одним из компонентов патриотического воспитания.
На сегодняшний день патриотическое воспитание - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы любого образовательного учреждения. Многие ученые нашей страны в разные времена занимались поиском ответа на вопрос « что же такое патриотизм и какого человека можно считать патриотом»? Ответы на эти вопросы достаточно сложны. Для простоты суждения условимся считать Владимира Даля первым, кто внятно определил понятие « патриот». Патриот по Далю,- « любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюбив, отечественник или отчизник».
Любовь к Родине - одно из проявлений патриотизма.
Что же включает в себя патриотизм?
- Почитание места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и заботу о данном территориальном формировании, уважение к местным традициям, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. Территория Родины может простираться от площади своего дома, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов.
- Уважение к своим предкам, проживающим на данной территории, любовь и терпимость к землякам, желание помогать им.
- Конкретные каждодневные дела для улучшения состояния Родины, ее приукрашивания и обустройства (начиная от поддержки порядка и упрочения дружеских отношений с соседями в своей квартире, подъезде, доме, дворе до достойного развития всего города, района, края, Отчизны в целом), взаимопомощь и взаимовыручка среди земляков и соотечественников.
Начинать воспитывать будущего патриота своей Родины следует с развития представления об их Малой Родине.
Например, на занятиях по изобразительному искусству мы знакомим детей с искусством разных областей нашей необъятной Родины, даже с зарубежным искусством, а вот с искусством своего края, с деятелями искусства своей области познакомить детей не всегда хватает времени.
Именно поэтому пора изменить отношение к искусству нашего региона и соответственно перестроить работу с детьми. Изучая родное искусство, дети почувствуют, что они изучают жизнь.
Конечно, начинать работу по развитию представлений о Малой Родине нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование - чувство любви к своему Отечеству.
Реализовать данные задачи помогут средства изобразительного искусства.
Так как речь идет о развитии представлений о Малой родине у старших дошкольников в процессе организации работы по художественному развитию детей, то определяем, какие именно представления следует развивать. Итак, выделяем основные представления:
- Растительность нашего края (детям даются представления об особенностях, красоте деревьев, цветов, трав, которые встречаются в нашей области).
- Животный мир нашего края (представления сводятся к знакомству детей с животными, птицами, населяющими леса нашей области).
- Историческая хроника родного города (детям даются представления о возникновении города, о первооткрывателях Сибирского региона, о коренном населении нашей области, конкретно юга области).
- Достопримечательности родного города (представления детей о памятниках архитектуры, скульптуры города, об имеющихся музейных комплексах).
- Сведения об известных, почетных гражданах города (формировать представления детей об известных художниках, скульпторах родного города, о их творческой деятельности, биографии).
- Геральдистика региона, города (у детей должны быть представления о флаге, гербе как области, так и города, о их цветовой символике, о значении каждого элемента на гербе).
Исходя из данной классификации основных представлений, выделяем основные формы работы с детьми по изобразительному искусству с целью развития представлений о Малой Родине: Игровая площадка; Виртуальный музей изобразительного искусства; Ознакомителельная беседа; Показ кинофильмов, презентаций; ИЗО – КВН; Занятие – экскурсия, занятие – аукцион; Коллективное оформление стендов, газет, журналов; Видеолекторий; Устный журнал.
В данном случае очень важен эмоциональный настрой детей.
Каким же образом строится работа с детьми?
Для введения детей в мир искусства нашего края, на современном этапе образовательного процесса, целесообразно использовать такую форму работы, как Видеолекторий. Это позволяет в интересной форме, с красочными иллюстрациями и видеосюжетами формировать у детей представления о Малой Родине.
Не всегда бывает возможность организовать поход детей в музей изобразительного искусства. В данном случае приемлемо организовать «виртуальный» музей, не выходя за периметр детского сада. В организации такого музея могут значительно оказать помощь выставки подлинников или фотографий по искусству города, затем обзор технологий создания произведений искусства, сбор дополнительной информации (рассказы о художниках, их достижениях).
Полученные знания, умения и навыки подтверждаются различными видами учета основного курса, участие в отчетных выставках учебных и творческих работ, периодических зачетных занятиях по дополнительному образованию.
Знакомство завершается праздником, в котором участвуют сразу несколько параллельных групп. Это может быть «Путешествие в страну красоты», «Поле ИЗОчудес», «Следствие ведут ИЗОзнатоки», и т.д.. на таких праздниках подбираются интересные, динамичные задания, требующие нестандартных решений (например: «Оживи картину», «Отреставрируй здание», «Составь эскиз микрорайона», «Придумай эскиз памятника для нашего города» и т.д.).
Особый эффект выходит, когда соревнуются команды, сформированные из игроков разных групп, таким же образом готовятся и группы поддержки, тогда на празднике превалируют не групповые, а командные интересы, что дает возможность увидеть воспитанников с другой стороны, часто нестандартной.
Для себя мы выделяем 3 тематических блока, которые охватывают, по нашему мнению, все выделенные представления.
Тематический план
Тема | Цель | Форма работы |
Тематический блок «Наш друг - природа» | ||
1.Животные нашего края 2.Деревья нашего края 3.Красота родного края | Актуализировать знания детей о животном и растительном мире нашего края; учить ценить и беречь ее красоту. | Просмотр фильмов Экскурсия в парк микрорайона Оформление стенгазеты |
Итог работы: конкурс семейного творчества «Природа и фантазия» | ||
Тематический блок «Я – Тюменец!» | ||
1.Покорители Сибири 2.Наш родной город – Тюмень! 3.Русское искусство | Познакомить детей с исторической хроникой города. Приобщать детей к заботам Тюменцев и к участию в жизни города. Воспитывать гордость за звание Тюменца, любовь к своему городу, уважение к его истории, традициям и жителям. Актуализировать знания об искусстве, его видах. | Видеолекторий Занятие – экскурсия Посещение виртуального музея Конкурс «ИЗОзнатоков» |
Итог работы: выставка детских работ « Тюмень вчера, сегодня, завтра….» | ||
Тематический блок «Символика нашей области» | ||
1.Наш флаг и герб | Формировать у детей понятия о геральдистике нашего региона. | Ознакомительная беседа |
Итог работы: совместный праздник «Поле ИЗОчудес» |
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод, что развитие представлений о Малой Родине у детей старшего дошкольного возраста, является одной из важнейших воспитательных задач, способствующих полноценному и всестороннему развитию личности.
Список литературы:
- Азаров, Ю. Педагогическое искусство патриотического воспитания / Ю.Азаров.// Воспитание шк-в. 2006.- №6.- С.3-11
- Быков, А. Организационно - педагогические вопросы патриотического воспитания / А.Быков.// Воспитание шк-в. 2006.- №5.- С.4-7
- Ворошенко, И. Патриотическое воспитание в процессе составления родословной каждой семьи / И.Ворошенко. // Воспитание шк-в. 2008.- №1.- С.15-17
- Дворникова, Е.И. Проблемы воспитания / Е.И. Дворникова. // Искусство и образование. 2007.- №2.- С. 2-6.
- Захарова, Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс / Н.И. Захарова.// Нач. шк.. 2008.- №1.- С.31-33
- Зеленова, Н.Г. Мы живем в России [Текст] / Н.Г.Зеленова, Л.С.Осипова. – М.: Скрипторий 2003, 2008.- 96с.
- Мелик-Пашаев, А. Художественное развитие и общее образование / А. Мелик-Пашаев. // Искусство в школе. 2008.- №4.- С.4-5
- Новицкая, Н.Ю. Патриотическое воспитание [Текст] / Н.Ю. Новицкая.- М.: Линка- Пресс, 2003.- 200с.
- Сластенин, В.А. Педагогика [Текст] / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов.- М.: Академа, 2007.- 576 с.
- Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания [Текст] / Н.М.Сокольникова.- М.: Академа, 2003.- 368с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль: Развитие коммуникативно-речевого общения детей дошкольного возраста в процессе организации работы парами и малыми подгруппами
Предлагаю вашему вниманию подробный и уже готовый, опробированный план тематического контроля Тема: Развитие коммуникативно-речевого общения дошкольников в процессе организации работы парами и малыми...
Тематическое планирование по развитию патриотических чувств и формированию представлений о малой Родине у детей старшей группы
Тематическое планирование на первую неделю мая на тему: "День Победы"...
Развитие представлений о малой родине у детей старшего дошкольного возраста
Для дошкольника Родина начинается с семьи и детского сада. Без уважения к истории родного города и культуре своей Родины невозможно вырастить гражданина своего отечества - личность гуманную, социально...
Опыт организации педагогической деятельности по формированию представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста
Формирование у детей старшего возраста представлений о малой Родине....
Методическая разработка «Формирование представлений о малой родине у старших дошкольников »
Основой новой Концепции образования является федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС). В нем определены основные принципы дошкольного образования, сред...
«Формы работы по развитию представлений о малой Родине у дошкольников»
Малая Родина... У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень многое, если не сказать — всё....
Инновационный подход к организации образовательного процесса по формированию первичных представлений о малой Родине и Отечеству.
Выступление на XI муниципальных педагогических чтениях-конкурса "Образовательная деятельность по ГОС и ФГОС: как оптимально сочетать накопленный опыт и иновационные подходы без потери качества об...