Парциальная образовательная программа «Земля – наш общий дом» (2022г)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Бебенина Ольга Павловна

Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.

Программа направлена на воспитание эмоционально-ценностного, деятельностного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.

Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

- готовностью педагога к осуществлению экологического образования;

- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;

- построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;

- активным участием родителей в воспитательном процессе, что соответствует требованиям ФГОС.

Основное содержание реализуется в условиях самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы через организацию исследовательской деятельности.

Главные методы: наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность, проектирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma.docx75.91 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       

Парциальная образовательная программа

«Земля – наш общий дом» 

по реализации  приоритетного направления ДОУ

«Познавательно-речевое развитие воспитанников»

                                                                                                           

                                                                                         Выполнил:

                                                               Воспитатель   первой квалификационной  категории

                                                                                       Бебенина Ольга Павловна                    

                                                                                     

                                                                                                   

   

п. Энергетик, 2018г

  №

                                      Содержание

Стр.

I.

Целевой раздел

Пояснительная записка

2

1.1.

Актуальность парциальной образовательной программы

2

1.2.

Цель и задачи парциальной образовательной программы

3

1.3

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

4

1.4

Возрастные характеристики развития детей

5

1.5

Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

7

II.

Содержательный раздел

2.1

Тематическое планирование образовательной деятельности

10

2.2

Содержание парциальной образовательной программы

14

III.

Организационный раздел

3.1

Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

15

3.2

Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания

16

3.3

Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

16

3.4

Организация развивающей предметно-пространственной среды

16

IV.

Дополнительный раздел

4.1

Литература

17

4.2

Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

18

4.3

Аннотация

21

                                                       I. Целевой раздел

Пояснительная записка.

1.1 Актуальность парциальной образовательной программы

         Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.

         В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического воспитания в дошкольном детстве  как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в детских садах свидетельствует о необходимости совершенствования  всей системы воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в детском саду единой, программы дополнительного образования с экологической направленностью для дошкольников.

1.2 Цель и задачи дополнительной образовательной программы

     «Земля – наш общий дом»

Цель: Формирование и развитие экологически сообразного поведения у дошкольников.

Задачи:

1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой  природы, о взаимодействии  и  взаимозависимости  природы,  общества и человека.

2.  Совершенствование   осознанных   представлений   о   нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.

3.   Формирование экологически  ценностных   ориентаций в деятельности детей.

4.  Развитие способности формирования  эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.

5.Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.

6.Развитие потребности в необходимости и возможности  решения экологических проблем, доступных дошкольникам, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.

 7. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.

1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе

реализации       программы

Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:

Системно - деятельностный  подход, учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения, где развитие ребенка происходит в деятельности:

Деятельно-творческий подход: Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, творчеству, инициативности.

Личностно-ориентированного взаимодействия:  где создаются условия для развития личностных функций, субъектов образовательного процесса, что позволяет обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Принципы:

1.-Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

2. -принцип амплификации (обогащения) детского развития за счет оптимального использования  специфических детских видов деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

3. -принцип наглядности (мультимедийные презентации, видеофрагменты, слайд-шоу).

4.- принцип непрерывности обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью методик.

5.  -принцип амплификации (обогащения) детского развития за счет оптимального использования  специфических детских видов деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.

6. -принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых; построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

7.-принцип доверия и поддержки: содействие и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми.

1.4. Возрастные особенности детей,  на которых  рассчитана программа

 (6-7лет)

В этом разделе даны возрастные особенности развития для каждого года жизни ребенка от рождения до школы. Знание возрастных особенностей воспитанников поможет педагогу лучше понять закономерности детского развития и ставить задачи, соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей:

ОО «СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»

      Изменения в сознании характеризуются появлением, так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане. 

• умеют общаться со сверстниками и взрослыми;

• знают основные правила общения;

• хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;

• способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы)

• стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче;

• тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.

• способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи;

• могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут;

• способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности;

• способны оценить,  в общем, качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней;

• способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.

 ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»

• способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов

• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов)

• грамматически правильно строят предложения

• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать

• свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль

• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно

• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.

 ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»

• способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей

• проявляют самостоятельный интерес к животным, кприродным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов

• с удовольствием воспринимают любую новую информацию

• имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни

 Развитие внимания

 способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (25—30 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка

 Развитие памяти и объема внимания

• количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2)

• преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии

• дети способны к произвольному запоминанию

• умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала

• значительно легче запоминают нагляд-ные образы, чем словесные рассуждения

• способны овладеть приемами логического запоминания

• не способны быстро и четко переключать внимание с од-ного объекта, вида деятельности и т. п. на другой

 Развитие мышления

• наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление

• доступна логическая форма мышления.

 Зрительно-пространственное восприятие

• способны  различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п)

• способны определять и различать простые геометрические  фигуры (круг, овал, квадрат, ромб ит. п.)

• способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом

• способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей

 Зрительно-моторные координации

• способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.

ОО «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

 Развитие движений

• дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений

• способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей

• способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.

• способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения

способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.

ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»

Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие  познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям , собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией. Способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.).

1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы

Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры нашей Программы не противоречат ФГОС ДО, но углубляют и дополняют его требования в части нравственно-патриотического воспитания детей.  В Программе «Земля - наш общий дом» на первый план выдвигается развивающая функция  ребенка, уровень его развития  в соответствии с  Целевыми ориентирами, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка   на   этапе   завершения   уровня   дошкольного   образования. В программе «Земля - наш общий дом», так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования)

                                Целевые ориентиры

в процессе приобщения к краеведению детей подготовительной группы

  • ребенок учится выделять  нравственные ценности;
  • ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности по краеведению и др.;
  •  ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, к людям, прославившим родной край,  обладает чувством собственного достоинства;
  • понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей, знает национальности людей, проживающих на территории родного поселка;
  • проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;
  • проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими;
  • умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
  • проявляет ответственность за начатое дело;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
  • склонен наблюдать, экспериментировать, участвовать в изучении особенностей родного края, гордится достижениями земляков, родителей;
  • обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания,  истории и т.п.; соблюдает экологические правила и бережно относится к природе родного края; проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде;
  • способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
  •  открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания;
  • эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, родного края, произведения народного искусства;
  • проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление об ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;
  • имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях;
  • имеет представления о своей стране, малой родине и гордится своей страной.

Система оценки результатов освоения программы

В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры по парциальной Программе «Земля – наш общий дом» не подлежат непосредственной оценке. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.

Педагогическая диагностика  проводится методом аутентичной оценки. Аутентичная оценка строится  на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка,  за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.

•коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);

•проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности ответственности и автономии,  как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,

построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей  и скорректировать свои действия.

Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы 

Праздник – конкурс «Земля – наш общий дом». Индивидуальные детские проекты своих «путешествий» для сверстников. Пополнение краеведческого музея новыми материалами, коллекциями и т.п. Книжки - самоделки о «путешествиях», фотоальбомы и коллажи о «путешествиях». Ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

                       II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1.ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Модуль/Тема

Объём ОД (в мин.)

Способы реализации

Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности

Модуль 1.  «Среда обитания»

1.1

Планета Земля

30

Работа с детской энциклопедией по теме Планета-Земля»

Просмотр видеофильма

1.2

Жизнь на Земле

30

Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли.

«Игра-путешествие»- игровая деятельность

1.3

Портрет Земли

30

История появления и использования карты Земли. Изготовление карты посёлка.

Беседа с рассматриванием глобуса и фотографий с изображением Земли из космоса. Рассматривание карты мира.

1.4

Строение Земли

30

Свободное общение. Т.А. Шарыгина Беседы о природных явлениях и обьектах», М.«Сфера 2010г

Просмотр видеофильма

1.5

Что такое горы? Извержение вулкана

30

Экспериментирование. Г.П. Тугушева, А. Е. Чистякова

Опытно-экспериментальная деятельность

1.6

Презентации коллекций из камней и минералов.

30

Индивидуальные коллекции

(работа с семьёй)

Беседа с рассматриванием уральских самоцветов и минералов

1.7

Откуда взялись острова?

30

Экспериментирование. Г.П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» стр85,№18

Просмотр видеофильма

1.8

Какая бывает вода на Земле?

30

Экспериментирование с водой. «Экспериментальная деятельность» стр17,№3

Беседа с элементами опытно-экспериментальной деятельности

1.9

Презентация индивидуального детского проекта «Рождение планеты земля» С. Калякин

30

Индивидуальный проект.

Презентация индивидуального детского проекта

Модуль 2. «Сезонные изменения на Земле»

2.1

Времена года на Земле

30

Опыт «Как на Земле меняются времена года?»

Энциклопедия для умников и умниц «Планета Земля», О. Красновская, «Азбука-Аттикус», 2013г

Просмотр слайдов

2.2

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (осень)

30

Наблюдения в природе на прогулках. Работа с «Календарём природы»

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (осень). Работа с «календарем природы»

2.3

Изготовление коллажа «Осень на земле»

30

Коллективная работа

Художественное творчество -изобразительная деятельность, моделирование.

2.4

Зима на Земле

30

Наблюдения в природе на прогулках. Работа с «Календарём природы»

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (зима). Работа с «календарем природы»

2.5

Зимние развлечения

30

Зимние игры на прогулках.

Развлечение на воздухе.

2.6

Коллаж «Почему мы любим Зиму!»

30

Коллективная работа

Хужожественное творчество изобразительная деятельность,моделирование

2.7

Весна, просыпается природа!

30

Наблюдения в природе на прогулках. Работа с «Календарём природы»

Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (весна). Работа с «календарем природы»

2.8

Рассказы из личного опыта детей «Лето, время года для путешествий»

30

Книжки-самоделки с фотографиями.

Фотовыставка, коммуникативная деятельность.

2.9

 

Чтение книги «Экология в картинках»  

В.Н. Танасийчук

15

Ежедневное чтение.

Восприятие познавательной литературы.

Модуль 3. «Земля - не контейнер для мусора!»

3.1

« Человек и его деятельность – причина загрязнения Земли»

30

  Презентация «Загрязнение

Земли.  

Просмотр видеофильма

3.2

Поделки из упаковочного материала.

-

 Дефиле в костюмах.

Детско-родительский проект

3.3

«Бережем воду!»

30

Акция «Береги воду!»

Природоохранная акция

3.3

«Экономим электроэнергию». Групповой проект «Светлое величество – это электричество»

30

Групповой проект «Светлое величество – это электричество»

Беседы с созданием макета

3.4

Изготовление глобуса из папье-маше

-

Коллективное творчество.

Конструктивная  деятельность

3.5

Презентация «Родные просторы»

-

Презентация посёлка и его окрестностей.

Беседа с рассматриванием карты области.

3.6

«Мы – друзья природы»

30

 НОД (приложение)

Занятие

3.7

Экскурсия (с родителями) на Ириклинское водохранилище.

-

 Работа с семьёй.

Детско-родительский проект

3.8

«Как помочь Ириклинскому водохранилищу (очистка воды)

30

Экспериментирование. Г.П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» стр41,№11

Детско-родительский проект

3.9

Чтение познавательной литературы о путешествиях и путешественниках

30

А.Беслик «Поднять паруса» «Малыш»,2012г; Н.Носов «Путешествие Незнайки»

Чтение познавательной литературы с обсуждением

Модуль 4. « «Почему нужно защищать природу?»

4.1

«День воды!»

Проблемная ситуация «Почему мы должны беречь, экономить воду?». Изготовление капелек-эмблем.

Беседа с элементами опытно-экспериментальной деятельности

4.2

Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке.

30

Знаки «Что надо делать в природе, и чего не надо»

Беседа с составлением и зарисовкой вместе с детьми правил безопасной познавательной деятельности в природе, в группе, дома

4.3

День Земли

30

Акция «Мы – Земляне»

Природоохранная акция

4.4

Как поздравить Землю. Изготовление подарков для Земли.

30

Творческие работы детей.

Изготовление подарков для Земли - изобразительная деятельность, моделирование

4.5

Акция «Посади дерево»

-

Высаживание саженцев на территории детского сада (с родителями)

Природоохранная акция

4.6

Выставка «Я путешествую по Земле»

-

     Фотовыставка.

Детско-родительский проект

4.7

Подготовка акции «Сохраним первоцвет!»

-

Украшение земли.

Природоохранная акция

4.8

Герб или Флаг семьи с использованием элементов природы

-

Семейные работы.

Детско-родительский проект

4.9

Праздник – конкурс «Земля – наш общий дом»

30

Сценарий (приложение)

Развлечение

      2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.

      Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания , учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу  дошкольника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

        В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

        Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.

       Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической  картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы».

        Средствами эффективного усвоения программы появляются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание эко-знаков, театрализованные представления, экологические акции. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на  участке.

Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Земля – наш общий дом»  осуществляется  через пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.

  Виды деятельности детей (ФГОС ДО)

Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, изобразительная, восприятие художественной литературы, двигательная.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Кадровое обеспечение

3.1. Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы

    Кадровое обеспечение.

- воспитатели группы;

- музыкальный руководитель детского сада;

  Ресурсы программы:

  1. Электронные образовательные ресурсы: презентации, образовательные программы по экологии и окружающему миру.
  2. Парки п. Энергетик. Флора и фауна  окружающей среды.
  3. Ириклинская  ГРЭС,  Ириклинское водохранилище
  4. Методические материалы, книги, альбомы, дидактический материал, наглядные пособия.
  5. Материалы сети  Интернет.
  6. Интерактивное оборудование: мультимедиа - проектор, ноутбуки,

ЖК-телевизоры, видео-аудио-библиотека, интернет-программы

3.2. Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания

- Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников» № 3 «Буратино» п. Энергетик

3.3. Примерное время и сроки реализации парциальной образовательной программы

    С 1.09.2018 по 31.05. 2019г, во второй половине дня, 1 раз в неделю.

3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды

  1. Зал краеведения в детском саду.
  2.  Познавательная комната «Что? Где? Когда?»
  3. Фотоматериалы : «Мое Оренбуржье», «Славься, Оренбургская область»,  «Ириклинское водохранилище - жемчужина Оренбуржья», «Поселок  Энергетик»

IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

4.1Литература

  1. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников», пособиедля педагогов дошкольных учреждений, М., «Мозаика-синтез»,2011г.
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность длшкольников», М., «Мозаика-синтез», 2012г
  3. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», пособие для воспитателей, М., «Айрис-пресс»,2011г.
  4. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2011.
  5. Гризик Т. И. «Познавательное развитие детей 2-7 лет», М., «Просвящение» 2011г.
  6. Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов.- М:ТЦ Сфера,2002.
  7.  Дыбина  О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина  Н. П. Рахманова  В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
  8. Журнал «Методист ДОУ» №11 (2013), проект «Как растут бутылки».

  1. Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ» №9, 10 (2013г.) статья «Партнерство педагогов в рамках проектной деятельности», проект «Знакомство с Красной книгой».
  2. Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях. – М.: ТЦ Сфера, 2013
  3. Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. – М.: ТЦ Сфера, 2013
  4. Шорыгина Т.А. Беседы о том, кто? где? живёт. – М.: ТЦ Сфера, 2013

Приложение 1

4.2 Карта наблюдения за эффективностью реализации программы

Список детей

Критерии оценки

Качество проявляется в начале года

часто

редко

  нет        

Качество проявляется в конце года

часто

редко

  нет         Не ся

Алина Ф.

Никита Л.

Кирилл Ш.

Данил М.

НикаГ.

ДанилГ.

Валя Г.

Полина К.

Лиза Ш.

Даша А.

Дима З.

Ксюша Х.

Алмат И.

Денис Н.

Никита Г.

Лёня М.

Саша К

Умение устанавливать  и поддерживать контакт, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр. игровой деятельности;

    +

    +

                  +

                                  +

   

 +

                           

                  +

                 

                  +

                  +

                   +

                              +      

     +

     +

                                   +

                                   +

                               +

                     +

      +

    +

    +

    +

   

   

     +

    +

    +

                       +

    +

                       +

                                  +      

     +

     +

                        +

                        +

                                  +

      +

      +

      +

Алина Ф.

Никита Л.

Кирилл Ш.

Данил М.

НикаГ.

ДанилГ.

Валя Г.

Полина К.

Лиза Ш.

Даша А.

Дима З.

Ксюша Х.

Алмат И.

Денис Н.

Никита Г.

Лёня М.

Саша

развитие  способностей, познавательной активности

                    +

    +

    +

   

   

                             +

     +

                  +

                  +

                  +

                   +

                              +      

     +

     +

                     +              

                                   +

    +            

                     +

      +

     +

     +

     +

   

   

     +

    +

    +

                       +

    +

    +

         +      

     +

     +

                        +

                        +

                                  +

      +

      +

      +

Алина Ф.

Никита Л.

Кирилл Ш.

Данил М.

НикаГ.

ДанилГ.

Валя Г.

Полина К.

Лиза Ш.

Даша А.

Дима З.

Ксюша Х.

Алмат И.

Денис Н.

Никита Г.

Лёня М.

Саша К

развитие детской инициативности ответственности и автономии,  развитие умения планировать и организовывать свою деятельность

    +

                      +

    +

   

   

                               +

    +

                                    +                

                  +

                                    +

                   +

                                +      

     +

     +

                                    +

                                    +

                                +

                   +

   +

    +

    +

    +

   

   

     +

    +

    +

                       +

    +

    +

                                  +      

     +

     +

                        +

                        +

                                  +

    +

    +

    +

Алина Ф.

Никита Л.

Кирилл Ш.

Данил М.

НикаГ.

ДанилГ.

Валя Г.

Полина К.

Лиза Ш.

Даша А.

Дима З.

Ксюша Х.

Алмат И.

Денис Н.

Никита Г.

Лёня М.

Саша К

Как умеет ребёнок фиксировать свои исследования

    +

                  +

    +

   

   

                             +

                  +

                  +

                  +

                  +

                   +

                              +      

     +

                    +

                                   +

                                   +

                               +

                     +

      +

    +

    +

    +

   

   

     +

    +

    +

                       +

    +

                       +

                                  +      

     +

     +

                        +

                        +

                                  +

      +

      +

      +

         НАЧАЛО ГОДА:                                                      КОНЕЦ ГОДА:                      

Качества проявляются:                                     Качества проявляются:

     Часто-22 (15%)                                                    Часто-46 (31%)

Редко-26 (18%)                                                    Редко-15 (10%)

     Не проявляется-20 (14%)                                Не проявляется-7 (5%)


                                                   4.3Аннотация

Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.

Программа направлена на воспитание эмоционально-ценностного, деятельностного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.

Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:

- готовностью педагога к осуществлению экологического образования;

- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;

- построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;

- активным участием родителей в воспитательном процессе, что соответствует требованиям ФГОС.

Основное содержание реализуется в условиях самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы через организацию исследовательской деятельности.

Главные методы: наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность, проектирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная образовательная программа " Земля - наш дом"

Дополнительная образовательная программа " Земля - наш дом"...

КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»

Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...

Парциальная образовательная программа патриотической направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Музей боевой славы».

Авторская разработка образовательной программы по реализации патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении....

Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне».

Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель  программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (на основе комплексной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева 2016г. и парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культур

Рабочая программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дошкольного образования, характеризующим содержание обр...

2022г. Пояснительная записка к рабочей программе "Развивайка", разработанной на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...

Статья «Организация ранней профориентации старших дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»

Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Очень важно на ранних шагах выя...