Парциальная образовательная программа «Земля – наш общий дом» (2022г)
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.
Программа направлена на воспитание эмоционально-ценностного, деятельностного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- готовностью педагога к осуществлению экологического образования;
- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
- построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
- активным участием родителей в воспитательном процессе, что соответствует требованиям ФГОС.
Основное содержание реализуется в условиях самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы через организацию исследовательской деятельности.
Главные методы: наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность, проектирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.docx | 75.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Парциальная образовательная программа
«Земля – наш общий дом»
по реализации приоритетного направления ДОУ
«Познавательно-речевое развитие воспитанников»
Выполнил:
Воспитатель первой квалификационной категории
Бебенина Ольга Павловна
п. Энергетик, 2018г
№ | Содержание | Стр. |
I. | Целевой раздел | |
Пояснительная записка | 2 | |
1.1. | Актуальность парциальной образовательной программы | 2 |
1.2. | Цель и задачи парциальной образовательной программы | 3 |
1.3 | Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы | 4 |
1.4 | Возрастные характеристики развития детей | 5 |
1.5 | Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы | 7 |
II. | Содержательный раздел | |
2.1 | Тематическое планирование образовательной деятельности | 10 |
2.2 | Содержание парциальной образовательной программы | 14 |
III. | Организационный раздел | |
3.1 | Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы | 15 |
3.2 | Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания | 16 |
3.3 | Время и сроки реализации парциальной образовательной программы | 16 |
3.4 | Организация развивающей предметно-пространственной среды | 16 |
IV. | Дополнительный раздел | |
4.1 | Литература | 17 |
4.2 | Карта наблюдения за эффективностью реализации программы | 18 |
4.3 | Аннотация | 21 |
I. Целевой раздел
Пояснительная записка.
1.1 Актуальность парциальной образовательной программы
Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача сложившейся социально-культурной ситуации начала XXI века.
В условиях разностороннего глубочайшего экологического кризиса усиливается значение экологического воспитания в дошкольном детстве как ответственного этапа в становлении и развитии личности ребенка. Закон «Об экологическом образовании», принятый во многих регионах России, ставит своей задачей создание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных средств экологического образования населения. Анализ теоретической и методической экологической литературы, а также состояния практики экологического образования в детских садах свидетельствует о необходимости совершенствования всей системы воспитательной работы с детьми дошкольного возраста, одной из приоритетной целей которой должно стать становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе. Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в детском саду единой, программы дополнительного образования с экологической направленностью для дошкольников.
1.2 Цель и задачи дополнительной образовательной программы
«Земля – наш общий дом»
Цель: Формирование и развитие экологически сообразного поведения у дошкольников.
Задачи:
1. Формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека.
2. Совершенствование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности.
3. Формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей.
4. Развитие способности формирования эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам.
5.Развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы.
6.Развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных дошкольникам, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды.
7. Воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
1.3 Принципы и подходы, осуществляемые в процессе
реализации программы
Основополагающими подходами к построению образовательной деятельности в рамках программы стали:
Системно - деятельностный подход, учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения, где развитие ребенка происходит в деятельности:
Деятельно-творческий подход: Раскрытие потенциала каждого ребенка, его способности к активности, творчеству, инициативности.
Личностно-ориентированного взаимодействия: где создаются условия для развития личностных функций, субъектов образовательного процесса, что позволяет обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Принципы:
1.-Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
2. -принцип амплификации (обогащения) детского развития за счет оптимального использования специфических детских видов деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
3. -принцип наглядности (мультимедийные презентации, видеофрагменты, слайд-шоу).
4.- принцип непрерывности обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариативностью методик.
5. -принцип амплификации (обогащения) детского развития за счет оптимального использования специфических детских видов деятельности, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности.
6. -принцип определения зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых; построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра; решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
7.-принцип доверия и поддержки: содействие и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми.
1.4. Возрастные особенности детей, на которых рассчитана программа
(6-7лет)
В этом разделе даны возрастные особенности развития для каждого года жизни ребенка от рождения до школы. Знание возрастных особенностей воспитанников поможет педагогу лучше понять закономерности детского развития и ставить задачи, соответствующие возрастным и индивидуальным возможностям детей:
ОО «СОЦИАЛЬНО - КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ»
Изменения в сознании характеризуются появлением, так называемого внутреннего плана действий — способностью оперировать различными представлениями в уме, а не только в наглядном плане.
• умеют общаться со сверстниками и взрослыми;
• знают основные правила общения;
• хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
• способны управлять своим поведением (знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы)
• стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче;
• тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
• способны воспринимать инструкцию и по ней выполнять задание, но даже если поставлены цель и четкая задача действий, то они все еще нуждаются в организующей помощи;
• могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не могут;
• способны сосредоточенно, без отвлечения работать по инструкции 10-15 минут, затем им требуется небольшой отдых или изменение вида деятельности;
• способны оценить, в общем, качество своей работы, при этом ориентированы на положительную оценку и нуждаются в ней;
• способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
ОО «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»
• способны правильно произносить все звуки родного языка и к простейшему звуковому анализу слов
• обладают хорошим словарным запасом (3,5 – 7 тысяч слов)
• грамматически правильно строят предложения
• умеют самостоятельно пересказать знакомую сказку или составить рассказ по картинкам и любят это делать
• свободно общаются со взрослыми и сверстниками (отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль
• способны передавать интонацией различные чувства, речь богата интонационно
• способны использовать все союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
ОО «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ»
• способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей
• проявляют самостоятельный интерес к животным, кприродным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов
• с удовольствием воспринимают любую новую информацию
• имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире, быте, жизни
Развитие внимания
способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще не велика (25—30 минут) и зависит от условий и индивидуальных особенностей ребенка
Развитие памяти и объема внимания
• количество одновременно воспринимаемых объектов не велико (1 – 2)
• преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти резко повышается при активном восприятии
• дети способны к произвольному запоминанию
• умеют принять и самостоятельно поставить задачу и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала
• значительно легче запоминают нагляд-ные образы, чем словесные рассуждения
• способны овладеть приемами логического запоминания
• не способны быстро и четко переключать внимание с од-ного объекта, вида деятельности и т. п. на другой
Развитие мышления
• наиболее характерно наглядно-образное и действенно-образное мышление
• доступна логическая форма мышления.
Зрительно-пространственное восприятие
• способны различать расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости (над — под, на — за, перед — возле, сверху — внизу, справа — слева и т. п)
• способны определять и различать простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб ит. п.)
• способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом
• способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры (конструкции) из деталей
Зрительно-моторные координации
• способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношения штрихов. Однако, здесь еще много индивидуального, что удается одному ребенку, может вызвать трудности у другого.
ОО «ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Развитие движений
• дети уверенно владеют элементами техники всех бытовых движений
• способны к самостоятельным, точным, ловким движениям, производимым под музыку в группе детей
• способны освоить и правильно реализовать сложнокоординированные действия при ходьбе на лыжах, катании на коньках, велосипеде и т. п.
• способны выполнять сложнокоординированные гимнастические упражнения
способны к координированным движениям пальцев, кисти руки при выполнении бытовых действий, при работе с конструктором, мозаикой, при вязании и т. п.
ОО «ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей).
В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать всё, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям , собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путём складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией. Способны к выполнению простых графических движений (вертикальных, горизонтальных линий, овалов, кругов и т. п.).
1.5. Планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы
Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных образовательных результатов и обусловливает необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры, обозначенные в ФГОС ДО, являются общими для всего образовательного пространства Российской Федерации. Целевые ориентиры нашей Программы не противоречат ФГОС ДО, но углубляют и дополняют его требования в части нравственно-патриотического воспитания детей. В Программе «Земля - наш общий дом» на первый план выдвигается развивающая функция ребенка, уровень его развития в соответствии с Целевыми ориентирами, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования. В программе «Земля - наш общий дом», так же как и в Стандарте, целевые ориентиры даются для старшего дошкольного возраста (на этапе завершения дошкольного образования)
Целевые ориентиры
в процессе приобщения к краеведению детей подготовительной группы
- ребенок учится выделять нравственные ценности;
- ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности по краеведению и др.;
- ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, к людям, прославившим родной край, обладает чувством собственного достоинства;
- понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей, знает национальности людей, проживающих на территории родного поселка;
- проявляет эмпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается;
- проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими;
- умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
- ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками;
- проявляет ответственность за начатое дело;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
- склонен наблюдать, экспериментировать, участвовать в изучении особенностей родного края, гордится достижениями земляков, родителей;
- обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, истории и т.п.; соблюдает экологические правила и бережно относится к природе родного края; проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде;
- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания;
- эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, родного края, произведения народного искусства;
- проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление об ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях;
- имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях;
- имеет представления о своей стране, малой родине и гордится своей страной.
Система оценки результатов освоения программы
В соответствии с ФГОС ДО, целевые ориентиры по парциальной Программе «Земля – наш общий дом» не подлежат непосредственной оценке. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. Однако педагог в ходе своей работы должен выстраивать индивидуальную траекторию развития каждого ребенка. Для этого педагогу необходим инструментарий оценки своей работы, который позволит ему оптимальным образом выстраивать взаимодействие с детьми.
Педагогическая диагностика проводится методом аутентичной оценки. Аутентичная оценка строится на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка, за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности.
•коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
• игровой деятельности;
• познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
•проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
• художественной деятельности;
• физического развития.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей и скорректировать свои действия.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы
Праздник – конкурс «Земля – наш общий дом». Индивидуальные детские проекты своих «путешествий» для сверстников. Пополнение краеведческого музея новыми материалами, коллекциями и т.п. Книжки - самоделки о «путешествиях», фотоальбомы и коллажи о «путешествиях». Ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ | Модуль/Тема | Объём ОД (в мин.) | Способы реализации | Виды детской деятельности и/или активности и/или культурные практики активности | |
Модуль 1. «Среда обитания» | |||||
1.1 | Планета Земля | 30 | Работа с детской энциклопедией по теме Планета-Земля» | Просмотр видеофильма | |
1.2 | Жизнь на Земле | 30 | Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров разные эпохи развития Земли. | «Игра-путешествие»- игровая деятельность | |
1.3 | Портрет Земли | 30 | История появления и использования карты Земли. Изготовление карты посёлка. | Беседа с рассматриванием глобуса и фотографий с изображением Земли из космоса. Рассматривание карты мира. | |
1.4 | Строение Земли | 30 | Свободное общение. Т.А. Шарыгина Беседы о природных явлениях и обьектах», М.«Сфера 2010г | Просмотр видеофильма | |
1.5 | Что такое горы? Извержение вулкана | 30 | Экспериментирование. Г.П. Тугушева, А. Е. Чистякова | Опытно-экспериментальная деятельность | |
1.6 | Презентации коллекций из камней и минералов. | 30 | Индивидуальные коллекции (работа с семьёй) | Беседа с рассматриванием уральских самоцветов и минералов | |
1.7 | Откуда взялись острова? | 30 | Экспериментирование. Г.П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» стр85,№18 | Просмотр видеофильма | |
1.8 | Какая бывает вода на Земле? | 30 | Экспериментирование с водой. «Экспериментальная деятельность» стр17,№3 | Беседа с элементами опытно-экспериментальной деятельности | |
1.9 | Презентация индивидуального детского проекта «Рождение планеты земля» С. Калякин | 30 | Индивидуальный проект. | Презентация индивидуального детского проекта | |
Модуль 2. «Сезонные изменения на Земле» | |||||
2.1 | Времена года на Земле | 30 | Опыт «Как на Земле меняются времена года?» Энциклопедия для умников и умниц «Планета Земля», О. Красновская, «Азбука-Аттикус», 2013г | Просмотр слайдов | |
2.2 | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (осень) | 30 | Наблюдения в природе на прогулках. Работа с «Календарём природы» | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (осень). Работа с «календарем природы» | |
2.3 | Изготовление коллажа «Осень на земле» | 30 | Коллективная работа | Художественное творчество -изобразительная деятельность, моделирование. | |
2.4 | Зима на Земле | 30 | Наблюдения в природе на прогулках. Работа с «Календарём природы» | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (зима). Работа с «календарем природы» | |
2.5 | Зимние развлечения | 30 | Зимние игры на прогулках. | Развлечение на воздухе. | |
2.6 | Коллаж «Почему мы любим Зиму!» | 30 | Коллективная работа | Хужожественное творчество изобразительная деятельность,моделирование | |
2.7 | Весна, просыпается природа! | 30 | Наблюдения в природе на прогулках. Работа с «Календарём природы» | Наблюдения за сезонными изменениями в неживой и живой природе (весна). Работа с «календарем природы» | |
2.8 | Рассказы из личного опыта детей «Лето, время года для путешествий» | 30 | Книжки-самоделки с фотографиями. | Фотовыставка, коммуникативная деятельность. | |
2.9 |
Чтение книги «Экология в картинках» В.Н. Танасийчук | 15 | Ежедневное чтение. | Восприятие познавательной литературы. | |
Модуль 3. «Земля - не контейнер для мусора!» | |||||
3.1 | « Человек и его деятельность – причина загрязнения Земли» | 30 | Презентация «Загрязнение Земли. | Просмотр видеофильма | |
3.2 | Поделки из упаковочного материала. | - | Дефиле в костюмах. | Детско-родительский проект | |
3.3 | «Бережем воду!» | 30 | Акция «Береги воду!» | Природоохранная акция | |
3.3 | «Экономим электроэнергию». Групповой проект «Светлое величество – это электричество» | 30 | Групповой проект «Светлое величество – это электричество» | Беседы с созданием макета | |
3.4 | Изготовление глобуса из папье-маше | - | Коллективное творчество. | Конструктивная деятельность | |
3.5 | Презентация «Родные просторы» | - | Презентация посёлка и его окрестностей. | Беседа с рассматриванием карты области. | |
3.6 | «Мы – друзья природы» | 30 | НОД (приложение) | Занятие | |
3.7 | Экскурсия (с родителями) на Ириклинское водохранилище. | - | Работа с семьёй. | Детско-родительский проект | |
3.8 | «Как помочь Ириклинскому водохранилищу (очистка воды) | 30 | Экспериментирование. Г.П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» стр41,№11 | Детско-родительский проект | |
3.9 | Чтение познавательной литературы о путешествиях и путешественниках | 30 | А.Беслик «Поднять паруса» «Малыш»,2012г; Н.Носов «Путешествие Незнайки» | Чтение познавательной литературы с обсуждением | |
Модуль 4. « «Почему нужно защищать природу?» | |||||
4.1 | «День воды!» | Проблемная ситуация «Почему мы должны беречь, экономить воду?». Изготовление капелек-эмблем. | Беседа с элементами опытно-экспериментальной деятельности | ||
4.2 | Проведение инструктажей по технике безопасности при проведении наблюдений в природе, работе на участке. | 30 | Знаки «Что надо делать в природе, и чего не надо» | Беседа с составлением и зарисовкой вместе с детьми правил безопасной познавательной деятельности в природе, в группе, дома | |
4.3 | День Земли | 30 | Акция «Мы – Земляне» | Природоохранная акция | |
4.4 | Как поздравить Землю. Изготовление подарков для Земли. | 30 | Творческие работы детей. | Изготовление подарков для Земли - изобразительная деятельность, моделирование | |
4.5 | Акция «Посади дерево» | - | Высаживание саженцев на территории детского сада (с родителями) | Природоохранная акция | |
4.6 | Выставка «Я путешествую по Земле» | - | Фотовыставка. | Детско-родительский проект | |
4.7 | Подготовка акции «Сохраним первоцвет!» | - | Украшение земли. | Природоохранная акция | |
4.8 | Герб или Флаг семьи с использованием элементов природы | - | Семейные работы. | Детско-родительский проект | |
4.9 | Праздник – конкурс «Земля – наш общий дом» | 30 | Сценарий (приложение) | Развлечение |
2.2. СОДЕРЖАНИЕ ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Спецификой программы является подход к выбору педагогических средств реализации содержания , учитывающий действенную, эмоционально-поведенческую природу дошкольника, личную активность каждого ребенка, где он выступает в роли субъекта экологической деятельности и поведения. Педагог создает на занятиях эмоционально-положительную творческую атмосферу, организует диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.
В соответствии с таким подходом содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации эмпатии во взаимоотношениях с природой, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая, деятельностная направленность программы осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Формы организации деятельности детей разнообразны: индивидуальная, групповая, звеньевая, кружковая.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей. Данный вид деятельности предполагает систематическую работу с «Календарем природы».
Средствами эффективного усвоения программы появляются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание эко-знаков, театрализованные представления, экологические акции. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на участке.
Результативность. Результативность и целесообразность работы по программе «Земля – наш общий дом» осуществляется через пролонгированное наблюдение и анализ творческих работ детей. Формами подведения итогов и результатов реализации программы выступают традиционные экологические праздники: ярмарка «Золотая осень», «День птиц», «День Земли» и др.
Виды деятельности детей (ФГОС ДО)
Игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкальная, изобразительная, восприятие художественной литературы, двигательная.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
Кадровое обеспечение
3.1. Материально-техническое обеспечение парциальной образовательной программы
Кадровое обеспечение.
- воспитатели группы;
- музыкальный руководитель детского сада;
Ресурсы программы:
- Электронные образовательные ресурсы: презентации, образовательные программы по экологии и окружающему миру.
- Парки п. Энергетик. Флора и фауна окружающей среды.
- Ириклинская ГРЭС, Ириклинское водохранилище
- Методические материалы, книги, альбомы, дидактический материал, наглядные пособия.
- Материалы сети Интернет.
- Интерактивное оборудование: мультимедиа - проектор, ноутбуки,
ЖК-телевизоры, видео-аудио-библиотека, интернет-программы
3.2. Методическое обеспечение материалами и средствами развития, обучения и воспитания
- Образовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-речевого направления развития воспитанников» № 3 «Буратино» п. Энергетик
3.3. Примерное время и сроки реализации парциальной образовательной программы
С 1.09.2018 по 31.05. 2019г, во второй половине дня, 1 раз в неделю.
3.4. Организация развивающей предметно-пространственной среды
- Зал краеведения в детском саду.
- Познавательная комната «Что? Где? Когда?»
- Фотоматериалы : «Мое Оренбуржье», «Славься, Оренбургская область», «Ириклинское водохранилище - жемчужина Оренбуржья», «Поселок Энергетик»
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
4.1Литература
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников», пособиедля педагогов дошкольных учреждений, М., «Мозаика-синтез»,2011г.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность длшкольников», М., «Мозаика-синтез», 2012г
- Виноградова Н.А., Панкова Е.П. «Образовательные проекты в детском саду», пособие для воспитателей, М., «Айрис-пресс»,2011г.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2011.
- Гризик Т. И. «Познавательное развитие детей 2-7 лет», М., «Просвящение» 2011г.
- Дыбина О.В. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов.- М:ТЦ Сфера,2002.
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом / О. В. Дыбина Н. П. Рахманова В. В. Щетинина. – М, Сфера, 2001.
- Журнал «Методист ДОУ» №11 (2013), проект «Как растут бутылки».
- Журнал «Справочник старшего воспитателя ДОУ» №9, 10 (2013г.) статья «Партнерство педагогов в рамках проектной деятельности», проект «Знакомство с Красной книгой».
- Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях. – М.: ТЦ Сфера, 2013
- Шорыгина Т.А. Беседы о воде в природе. – М.: ТЦ Сфера, 2013
- Шорыгина Т.А. Беседы о том, кто? где? живёт. – М.: ТЦ Сфера, 2013
Приложение 1
4.2 Карта наблюдения за эффективностью реализации программы
НАЧАЛО ГОДА: КОНЕЦ ГОДА:
Качества проявляются: Качества проявляются:
Часто-22 (15%) Часто-46 (31%)
Редко-26 (18%) Редко-15 (10%)
Не проявляется-20 (14%) Не проявляется-7 (5%)
4.3Аннотация
Законодательная база, которой руководствуются дошкольные образовательные учреждения, возводит экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем. Старший дошкольный возраст – оптимальный этап в развитии экологической культуры личности.
Программа направлена на воспитание эмоционально-ценностного, деятельностного отношения детей старшего дошкольного возраста к природе.
Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными условиями:
- готовностью педагога к осуществлению экологического образования;
- постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
- построением экологически развивающей среды в дошкольном учреждении;
- активным участием родителей в воспитательном процессе, что соответствует требованиям ФГОС.
Основное содержание реализуется в условиях самостоятельного получения ребенком информации о явлениях и объектах природы через организацию исследовательской деятельности.
Главные методы: наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность, проектирование.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа " Земля - наш дом"
Дополнительная образовательная программа " Земля - наш дом"...
КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К ПАРЦИАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОТ ФРЁБЕЛЯ ДО РОБОТА: РАСТИМ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ» «НОВОГОДНЯЯ ГИРЛЯНДА»
Этот конспект составлен в соответствие с ФГОС на основе примерной основной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы. Содержание и материал занятия...
Парциальная образовательная программа патриотической направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Музей боевой славы».
Авторская разработка образовательной программы по реализации патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении....
Иновационный проект Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет и до окончания образовательных отношений) «Расскажем детям о войне».
Парциальная образовательная программа познавательной направленности для детей (6лет -7лет) «Расскажем детям о войне».Цель программы :Формирование нравственно-патриотических чувств у ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (на основе комплексной основной образовательной программы дошкольного образования «Детство»/под редакцией Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева 2016г. и парциальной образовательной программы по приобщению дошкольников к культур
Рабочая программа является нормативным документом, определяющим цели и ценности образования в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дошкольного образования, характеризующим содержание обр...
2022г. Пояснительная записка к рабочей программе "Развивайка", разработанной на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Рабочая программа «Развивайка» разработана на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров», Т.В.Воловец...
Статья «Организация ранней профориентации старших дошкольников посредством внедрения в образовательный процесс парциальной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров»
Экономика страны сегодня нуждается в модернизации, которая кажется невозможной без высококвалифицированных кадров для промышленности и развития инженерного образования. Очень важно на ранних шагах выя...