Проект «Город, в котором я живу»
проект (подготовительная группа) по теме

Лаврухина Елена Сергеевна

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, сегодня является одной из наиболее актуальных.

О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.

Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Каменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет… ». Его идею поддерживали Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм.

На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка - дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к родному городу.

Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с детского сада. Современное ДОУ представляет собой социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.

Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему городу.

        

      Паспорт педагогического проекта

Структура

Содержание

Тема

«Город, в котором я живу»

Адресация проекта

Воспитатели и педагоги дошкольных учреждений, дети старшего дошкольного возраста.

Руководитель проекта

воспитатели МДОУ «ЦРР-д\с» № 63 («Северяночка») Савина Снежана Александровна, Ульянова Людмила Сергеевна, Лаврухина Елена Сергеевна

Участники проекта

Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели – Савина Снежана Александровна, Ульянова Людмила Сергеевна, Лаврухина Елена Сергеевна.

Возраст воспитанников

6-7 лет

Особенности проекта

по характеру создаваемого продукта:  практико-ориентированный

по количеству участников: групповой;

по продолжительности: краткосрочный;

по уровню контактов: совместно с социальными партнерами: ДК п. Северного, библиотека филиал №4, краеведческий музей п. Воргашор.

Цель проекта

Цель педагогов: формирование у дошкольников глубоких и прочных знаний о родном городе, его традициях и достопримечательностях.

Цель, поставленная перед детьми: создание фильма «Азбука для воркутинских дошколят» для показа детям среднего возраста, выставки рисунков «Мой любимый город».

Задачи проекта

  1. Продолжать развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностях, событиях прошлого и настоящего.
  2. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
  3. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать в традициях города и горожан, культурных мероприятий.
  4. Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн).
  5. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формировать бережное отношение.

Ресурсы проекта

- фотографии с изображением достопримечательностей родного города,

 - изображение герба города, флага республики Коми

 - аудиозаписи гимна города и песен о родном городе

- иллюстрации с изображением коренных жителей города, национальных костюмов, предметов быта

- информационное обеспечение: научно-популярная литература, энциклопедии, художественная литература (коми народные сказки, фольклор, произведения коми писателей)

Требования к уровню подготовленности воспитанников:

Воспитанники должны уметь:

-  проявлять интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу;

- самостоятельно рассказать о родном городе и республике, его достопримечательностях, символике, природных особенностях;

- проявлять любознательность, по отношению к родному городу, его истории, необычных памятника, зданиях;

- отражать свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: раcсказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.;

-

Предполагаемые продукты проекта

Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме.

Продукты деятельности педагогов:

-  перспективное планирование;

-  цикл НОД по данной теме;

-  оформление ряда дидактических игр «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города», «Город будущего»;

- изготовление  альбома «Достопримечательности родного города»;

- мультимедийная  презентация «Азбука для воркутинских дошколят».  

Результат деятельности детей – обогащение знаний и представлений детей о городе Воркута путем активного деятельностного участия в процессе познания и творчества.

 Продукты деятельности детей:

 - макет из природного материала «Моя малая родина»,

-  макет «Дыхание тундры»,

-  вышивание крестиком на салфетке коми узора,

-  выжигание по дереву герб Воркуты,

-  выставка рисунков посвященных Дню города,

-  сувенир коми кукла-скрутка,

- выставка рисунков  «Мой любимый город».

Аннотация

Вынесена отдельным материалом в пояснительной записке.

Этапы работы над проектом

1 этап - погружение в проект.

-определение темы

-постановка цели и задачи

-создание методической базы

-сбор информации.

2 этап-организация деятельности

-создание перспективного плана

-накопление ресурсов.

3 этап - осуществление деятельности.

-проведение  целевой прогулки.

-работа с родителями, оформление карточек для дидактических игр

4 этап-оформление

-оформление детьми: рисунки.

-оформление педагогом: перспективный план, изготовление альбома «Достопримечательности родного города»

5 этап - презентация.

-окончательное оформление проекта;

-презентация на муниципальном уровне.

Педагогический проект «Город, в котором я живу»

Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. А любовь к своему Отечеству начинается с любви к своему городу. Ведь для ребенка Родина начинается с родного дома, улицы. В связи с этим для формирования патриотизма важно ознакомить дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города, города Воркуты. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.

Воспитывать чувство патриотизма нужно с дошкольного возраста. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности Воркуты. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил родной город Воркуту, Коми край и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати - поле».

Проект реализуется поэтапно.

I этап работы над проектом: погружение в проект.

Вхождение в проблему.

В процессе рассматривания альбома «Азбука маленького воркутинца» дети стали задавать вопросы о достопримечательностях и улицах родного города и т.д. применив методику трех вопросов, я предложила детям составить план дальнейшей поисковой деятельности.

Что мы знаем?

Что мы можем узнать?

Где мы можем узнать?

В городе много достопримечательностей.

 Что в них особенного?

Энциклопедии, интернет ресурсы, книги, фото альбомы.

У города есть символика.

Что она означает?

Энциклопедии, интернет ресурсы, книги, фото альбомы.

У города есть история.

Исторические данные о городе.

Краеведческий музей, интернет, книги.

Суровый климат.

Климатические особенности данной природной зоны.

Наблюдение на прогулке, книги, картины, фото

Улицы города носят фамилии почётных жителей

Достижения почётных жителей города

Энциклопедии, интернет ресурсы, книги, фото альбомы, рассказ родителей

Традиции города

Возникновение традиций

Краеведческий музей, интернет, книги.

Определение темы проекта:  Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и традициями города Воркута.

Цель проекта: формирование у дошкольников глубоких и прочных знаний о родном городе, его традициях и достопримечательностях.

  1. Продолжать развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностях, событиях прошлого и настоящего.
  2. Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
  3. Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать в традициях города и горожан, культурных мероприятий.
  4. Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн).
  5. Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формировать бережное отношение.

Особенности проекта: по характеру создаваемого продукта:  практико-ориентированный

по количеству участников: групповой

по продолжительности: краткосрочный

по уровню контактов: совместно с социальными партнерами: ДК п. Северного, библиотека филиал№4, Музейно-выставочный зал п. Воргашор.

Цель, которую дети поставили перед собой дети: После того, как мы узнаем о том, что нас интересует о городе Воркута, мы оформим выставку работ, посвящённую городу Воркута, выдвинем свои работы  на городские конкурсы, посвящённые 70-ю Воркуты.

На втором этапе я разработала перспективный план недель и приступила к накоплению ресурсов:

- подбирала иллюстрации с изображением: фото видов Воркуты, фото «старой» Воркуты, портреты выдающихся людей.

- посетив библиотеку филиал №4 выписала всю для себя необходимую информацию по данной теме: из энциклопедии, справочников, научно-популярной литературы, журналов и газет. Выбрала подборку художественной литературы для детей, родителей и педагогов.

3 этап практическая часть

В ноябре 2013 года наш город отмечал юбилей.  В данное время  в городе проходило множество конкурсов – в центральной библиотеке им. Пушкина, в Департаменте СК и ДОУ, в администрации города. Мы с ребятами решили принять участие в них. Но для этого необходимо было  узнать историю возникновения города, его достопримечательности и т.п. Основной вид деятельности  детей – это игра. Для расширения кругозора, мы использовали настольно-печатную игру «Найди пару», словесную игру «Опиши предмет», с помощью которой дети научились описывать здания архитектуры,  дидактическую игру «Узнай, где я нахожусь», «Карта моего города». Дети с большим увлечением отгадывали загадки, разучивали пословицы о труде, стихи и песни о городе Воркута. На занятиях «Моя родная Воркута», дети познакомились с родным городом, его историческим прошлым и настоящим. Беседа «Профессия шахтёр» была организована в мини-музее, цель которой было формирование представления о профессии шахтёр и полезном ископаемом – угле. Непосредственно-образовательная деятельность, развлечения  по ходу реализации проекта также проходили в музыкальном и спортивном зале. О достопримечательностях посёлка дети узнали на целевой прогулке с бабой Ёмой. С помощью родителей, которые приносили фото из личной коллекции, а так же фото «старой» Воркуты изготовили альбом «Достопримечательности родного города». На экскурсиях в библиотеку и краеведческий музей поселка Воргашор дети познакомились с историей родного города, его достопримечательностями, узнали об особенностях расположения города.

План работы с родителями  по реализации проекта «Город, в котором я живу».

  1. На основе полученной проблемы поставила перед родителями цель проекта;
  2. Сбор  информации  по теме: «Всё о Воркуте».
  3. Подготовка наглядного материала;
  4. Создание мультимедийной презентации «Азбука для воркутинских дошколят».

4 этап. На четвертом этапе была оформлена выставка рисунков «Мой любимый город», разработан перспективный план по работе над проектом, изготовление альбома «Достопримечательности родного города».

 5 этап - презентация. Наконец наступил долгожданный пятый этап проекта. Он проходил в музыкальном зале. Дети с огромным интересом и энтузиазмом делились своими полученными знаниями о родном городе, его традициях и достопримечательностях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Город в котором я живу"!

У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство...

Проект "Город, в котором я живу"

.Паспорт  поэтапной работы над проектом - "Город, в котором я живу".Все мероприятия, которые проводились при реализации  этого проекта....

Проект "Город, в котором я живу"

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающе...

Проект "Город, в котором я живу"

У каждого из нас есть малая Родина, родной край, который мы любим по - особенному - это старинный город, имя которому Ардатов. Родной город стал объектом изучения в комплексном долгосрочном проекте "Г...

Презентация к проекту "Город, в котором я живу"

"Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная"...

Проект "Город,в котором я живу "

Фотовыставка, беседа о родном городе, праздник, дидактическая игра...

Детско-взрослый проект «Город, в котором я живу»

Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю....