Проект «Город, в котором я живу»
проект (подготовительная группа) по теме
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pasport.doc | 73 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В современном обществе в последние годы отмечалась тенденция к снижению значимости многих общечеловеческих ценностей, в том числе, и такого высокого чувства, как любовь к Родине, поэтому, проблема патриотического воспитания подрастающего поколения, сегодня является одной из наиболее актуальных.
О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.
Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Каменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет… ». Его идею поддерживали Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм.
На первый взгляд, кажется, что социальный мир ребенка - дошкольника невелик. Это его семья, взрослые и сверстники, которых он встречает в детском саду. Однако люди, окружающие ребенка, вступают в разнообразные взаимоотношения — родственные, дружеские, профессионально-трудовые и пр. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с объектами социальной сферы района, социумом ближайшего окружения. Важно научить ребенка свободно ориентироваться там, где он живет, где находятся его детский сад, школа, в которой он будет учиться, воспитать любовь к родному городу.
Знакомство с микрорайоном, родным городом начинается с детского сада. Современное ДОУ представляет собой социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей — одна из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим, огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города, потому что любовь к нашему Отечеству начинается с любви к своему городу.
Паспорт педагогического проекта
Структура | Содержание |
Тема | «Город, в котором я живу» |
Адресация проекта | Воспитатели и педагоги дошкольных учреждений, дети старшего дошкольного возраста. |
Руководитель проекта | воспитатели МДОУ «ЦРР-д\с» № 63 («Северяночка») Савина Снежана Александровна, Ульянова Людмила Сергеевна, Лаврухина Елена Сергеевна |
Участники проекта | Дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели – Савина Снежана Александровна, Ульянова Людмила Сергеевна, Лаврухина Елена Сергеевна. |
Возраст воспитанников | 6-7 лет |
Особенности проекта | по характеру создаваемого продукта: практико-ориентированный по количеству участников: групповой; по продолжительности: краткосрочный; по уровню контактов: совместно с социальными партнерами: ДК п. Северного, библиотека филиал №4, краеведческий музей п. Воргашор. |
Цель проекта | Цель педагогов: формирование у дошкольников глубоких и прочных знаний о родном городе, его традициях и достопримечательностях. Цель, поставленная перед детьми: создание фильма «Азбука для воркутинских дошколят» для показа детям среднего возраста, выставки рисунков «Мой любимый город». |
Задачи проекта |
|
Ресурсы проекта | - фотографии с изображением достопримечательностей родного города, - изображение герба города, флага республики Коми - аудиозаписи гимна города и песен о родном городе - иллюстрации с изображением коренных жителей города, национальных костюмов, предметов быта - информационное обеспечение: научно-популярная литература, энциклопедии, художественная литература (коми народные сказки, фольклор, произведения коми писателей) Требования к уровню подготовленности воспитанников: Воспитанники должны уметь: - проявлять интерес к малой родине, использует местоимение «мой» по отношению к городу; - самостоятельно рассказать о родном городе и республике, его достопримечательностях, символике, природных особенностях; - проявлять любознательность, по отношению к родному городу, его истории, необычных памятника, зданиях; - отражать свои впечатления о малой родине в предпочитаемой деятельности: раcсказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.; - |
Предполагаемые продукты проекта | Результат деятельности педагогов – систематизация работы по разрабатываемой теме. Продукты деятельности педагогов: - перспективное планирование; - цикл НОД по данной теме; - оформление ряда дидактических игр «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Карта моего города», «Город будущего»; - изготовление альбома «Достопримечательности родного города»; - мультимедийная презентация «Азбука для воркутинских дошколят». Результат деятельности детей – обогащение знаний и представлений детей о городе Воркута путем активного деятельностного участия в процессе познания и творчества. Продукты деятельности детей: - макет из природного материала «Моя малая родина», - макет «Дыхание тундры», - вышивание крестиком на салфетке коми узора, - выжигание по дереву герб Воркуты, - выставка рисунков посвященных Дню города, - сувенир коми кукла-скрутка, - выставка рисунков «Мой любимый город». |
Аннотация | Вынесена отдельным материалом в пояснительной записке. |
Этапы работы над проектом | 1 этап - погружение в проект. -определение темы -постановка цели и задачи -создание методической базы -сбор информации. 2 этап-организация деятельности -создание перспективного плана -накопление ресурсов. 3 этап - осуществление деятельности. -проведение целевой прогулки. -работа с родителями, оформление карточек для дидактических игр 4 этап-оформление -оформление детьми: рисунки. -оформление педагогом: перспективный план, изготовление альбома «Достопримечательности родного города» 5 этап - презентация. -окончательное оформление проекта; -презентация на муниципальном уровне. |
Педагогический проект «Город, в котором я живу»
Понятие патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу, организацию общественной жизни, особенности языка и быта. Быть патриотом – это значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. А любовь к своему Отечеству начинается с любви к своему городу. Ведь для ребенка Родина начинается с родного дома, улицы. В связи с этим для формирования патриотизма важно ознакомить дошкольников с историческим, национальным, культурным, географическим, природно-экологическим своеобразием родного города, города Воркуты. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
Воспитывать чувство патриотизма нужно с дошкольного возраста. Начиная работу, педагог сам должен знать природные, культурные, экономические и социальные особенности Воркуты. А самое главное, необходимо, чтобы педагог любил родной город Воркуту, Коми край и всегда помнил слова академика Д. С. Лихачева: «Чувство любви к Родине нужно заботливо выращивать, прививая духовную оседлость, так как без корней в родной местности, стороне человек похож на иссушенное растение перекати - поле».
Проект реализуется поэтапно.
I этап работы над проектом: погружение в проект.
Вхождение в проблему.
В процессе рассматривания альбома «Азбука маленького воркутинца» дети стали задавать вопросы о достопримечательностях и улицах родного города и т.д. применив методику трех вопросов, я предложила детям составить план дальнейшей поисковой деятельности.
Что мы знаем? | Что мы можем узнать? | Где мы можем узнать? |
В городе много достопримечательностей. | Что в них особенного? | Энциклопедии, интернет ресурсы, книги, фото альбомы. |
У города есть символика. | Что она означает? | Энциклопедии, интернет ресурсы, книги, фото альбомы. |
У города есть история. | Исторические данные о городе. | Краеведческий музей, интернет, книги. |
Суровый климат. | Климатические особенности данной природной зоны. | Наблюдение на прогулке, книги, картины, фото |
Улицы города носят фамилии почётных жителей | Достижения почётных жителей города | Энциклопедии, интернет ресурсы, книги, фото альбомы, рассказ родителей |
Традиции города | Возникновение традиций | Краеведческий музей, интернет, книги. |
Определение темы проекта: Знакомство детей старшего дошкольного возраста с историей и традициями города Воркута.
Цель проекта: формирование у дошкольников глубоких и прочных знаний о родном городе, его традициях и достопримечательностях.
- Продолжать развивать у старших дошкольников интерес к родному городу, его достопримечательностях, событиях прошлого и настоящего.
- Расширять представления детей о том, что делает малую родину, родной город красивым, развивать эмоциональную отзывчивость на красоту родного края.
- Содействовать проявлению инициативности и желанию принимать в традициях города и горожан, культурных мероприятий.
- Формировать у детей представления о символике родного города (герб, флаг, гимн).
- Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, формировать бережное отношение.
Особенности проекта: по характеру создаваемого продукта: практико-ориентированный
по количеству участников: групповой
по продолжительности: краткосрочный
по уровню контактов: совместно с социальными партнерами: ДК п. Северного, библиотека филиал№4, Музейно-выставочный зал п. Воргашор.
Цель, которую дети поставили перед собой дети: После того, как мы узнаем о том, что нас интересует о городе Воркута, мы оформим выставку работ, посвящённую городу Воркута, выдвинем свои работы на городские конкурсы, посвящённые 70-ю Воркуты.
На втором этапе я разработала перспективный план недель и приступила к накоплению ресурсов:
- подбирала иллюстрации с изображением: фото видов Воркуты, фото «старой» Воркуты, портреты выдающихся людей.
- посетив библиотеку филиал №4 выписала всю для себя необходимую информацию по данной теме: из энциклопедии, справочников, научно-популярной литературы, журналов и газет. Выбрала подборку художественной литературы для детей, родителей и педагогов.
3 этап практическая часть
В ноябре 2013 года наш город отмечал юбилей. В данное время в городе проходило множество конкурсов – в центральной библиотеке им. Пушкина, в Департаменте СК и ДОУ, в администрации города. Мы с ребятами решили принять участие в них. Но для этого необходимо было узнать историю возникновения города, его достопримечательности и т.п. Основной вид деятельности детей – это игра. Для расширения кругозора, мы использовали настольно-печатную игру «Найди пару», словесную игру «Опиши предмет», с помощью которой дети научились описывать здания архитектуры, дидактическую игру «Узнай, где я нахожусь», «Карта моего города». Дети с большим увлечением отгадывали загадки, разучивали пословицы о труде, стихи и песни о городе Воркута. На занятиях «Моя родная Воркута», дети познакомились с родным городом, его историческим прошлым и настоящим. Беседа «Профессия шахтёр» была организована в мини-музее, цель которой было формирование представления о профессии шахтёр и полезном ископаемом – угле. Непосредственно-образовательная деятельность, развлечения по ходу реализации проекта также проходили в музыкальном и спортивном зале. О достопримечательностях посёлка дети узнали на целевой прогулке с бабой Ёмой. С помощью родителей, которые приносили фото из личной коллекции, а так же фото «старой» Воркуты изготовили альбом «Достопримечательности родного города». На экскурсиях в библиотеку и краеведческий музей поселка Воргашор дети познакомились с историей родного города, его достопримечательностями, узнали об особенностях расположения города.
План работы с родителями по реализации проекта «Город, в котором я живу».
- На основе полученной проблемы поставила перед родителями цель проекта;
- Сбор информации по теме: «Всё о Воркуте».
- Подготовка наглядного материала;
- Создание мультимедийной презентации «Азбука для воркутинских дошколят».
4 этап. На четвертом этапе была оформлена выставка рисунков «Мой любимый город», разработан перспективный план по работе над проектом, изготовление альбома «Достопримечательности родного города».
5 этап - презентация. Наконец наступил долгожданный пятый этап проекта. Он проходил в музыкальном зале. Дети с огромным интересом и энтузиазмом делились своими полученными знаниями о родном городе, его традициях и достопримечательностях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Город в котором я живу"!
У каждого счастливого человека есть свой любимый город. Чаще всего любимым городом, поселком, краем является то место, где человек родился или провел много времени, где промчалось детство...
Проект "Город, в котором я живу"
.Паспорт поэтапной работы над проектом - "Город, в котором я живу".Все мероприятия, которые проводились при реализации этого проекта....
Проект "Город, в котором я живу"
Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа неслучайна. Не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающе...
Проект "Город, в котором я живу"
У каждого из нас есть малая Родина, родной край, который мы любим по - особенному - это старинный город, имя которому Ардатов. Родной город стал объектом изучения в комплексном долгосрочном проекте "Г...
Презентация к проекту "Город, в котором я живу"
"Маленькая родина все равно большая, ведь она единственная"...
Проект "Город,в котором я живу "
Фотовыставка, беседа о родном городе, праздник, дидактическая игра...
Детско-взрослый проект «Город, в котором я живу»
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю....