Рабочая программа "Мой Оренбургский край"
рабочая программа (старшая группа) на тему
Региональный компонент основоной программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Мой Оренбургский край!" | 966.36 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 79 «АИСТЁНОК» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ Г. ОРСКА».
Программа
формирования основ краеведения
«Мой Оренбургский край»
ОРСК
2014
Авторский коллектив
Руководитель: старший воспитатель первой квалификационной категории Авхадиева Г.И.
Рабочая группа:
Валявина Т.В., воспитатель первой квалификационной категории
Петрова И.Н., воспитатель первой квалификационной категории
Воловельская И.П., воспитатель первой квалификационной категории
Николаева О.В., воспитатель первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Программа «Мой Оренбургский край» является разделом основной общеобразовательной программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад № 79 «Аистенок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением социально – личностного развития воспитанников г. Орска» (далее – Учреждение) и направлена на формирование основ краеведения, ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду, воспитание гражданственности, патриотизма у ребенка от 4 до 7 лет.
Актуальность программы заключается в том, что в период обновления дошкольного образования, значительно возрастает роль становления у дошкольников ценностного отношения к родному краю, городу, воспитания основ гражданственности как источника формирования чувств патриотизма и толерантности.
Современные социально-экономические условия актуализировали проблему включения национально-регионального компонента в образовательный процесс, ведь спрятавшись за высокие технологии, мы практически потеряли ту нить, которая связывает нас с прошлым, обеспечивает настоящее и ведет в будущее. Время показывает, что показать детям эту нить и укреплять ее необходимо как можно раньше за счет внедрения национально-регионального компонента в ДОУ.
Воспитание любви к своей стране, к своему народу, к его традициям начинается, прежде всего, с воспитания у детей уважения к культуре народов разных национальностей. Дети должны знать, чем славится их народ. В наших дошкольных учреждениях совместно с родителями за последние годы было собрано много материала о быте, культуре и традициях народов Оренбургской области: фотоальбомы «Народы Оренбуржья», фотографии, тематические альбомы, макеты подворий, проекты и презентации. Весь накопленный материал и лег в основу программы «Мой Оренбургский край».
Цель программы: Формирование интегративных качеств у детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к культуре и традициям разных народов Оренбуржья.
Задачи:
Образовательные
1.Расширять представления детей о том, что составляет понятие «дружба народов».
2. Дать ориентиры понимания социального и культурного развития разных народов.
3. Обогащать представления детей об окружающем их социальном мире.
Развивающие
- Развивать способность чувствовать красоту культуры и быта народов Оренбуржья.
- Развивать стремление к познанию национальных традиций.
- Развивать толерантное отношение дошкольников к людям других национальностей.
Воспитательные
1. Воспитывать у дошкольников чувство гордости за свой народ.
2. Воспитывать бережное отношение к культурам народов.
3. Воспитывать чувство уважения к традициям других народов.
Программа реализуется с учетом национально-культурных условий, многонационального состава населения и спецификой географического расположения Оренбургской области.
Программа разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами:
- Федерального уровня:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.08.1998 г. № 124-Ф3;
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года;
-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа – образовательным программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России
Данный раздел основной общеобразовательной программы МДОАУ «Детский сад № 79 «Аистенок» г. Орска расширяет содержание образовательной области «Социализация» и рассчитан на детей от 4 до 7 лет.
Возрастные особенности усвоения программного материала
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет |
Ребенок этого возраста знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; отмечает характерные изменения в природе; называет растения растущие на участке. называет домашний адрес, название города в котором он живет. | В этом возрасте ребенок знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник; внучка - дочка-мама-бабушка; младенец-дошкольник-школьник), профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней. Умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; владеют навыками уральской росписи, имеет представление о производстве пуховых платков, называет достопримечательные места города, знают и называют в честь кого названа улица, историю возникновения праздника, культурные традиции празднования, использует народный фольклор. называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве знаком с произведениями местных поэтов, художников. | Ребенок этого возраста знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник-подросток- юноша (девушка)-мужчина (женщина)-старик (старуха); правнучка- внучка - дочка-мама-бабушка-прабабушка; младенец-дошкольник-школьник-учащиеся-студент-специалист-пенсионер) знают профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней, умеют составлять и рассказать о безопасном маршруте от дома до детского сада имеют общие представления об истории своего города, символике, традициях родного города, об уральских мастерах, овладели первоначальными навыками изготовления пуховых изделий, использования Уральской росписи, знают и называют национальности проживающие в городе, знакомы с особенностями культуры, традициями, костюмами, изготовления украшений. Называют лекарственные растения произрастающие в окрестностях Орска; применяют простейшие способы некоторых лекарственных растений для лечения |
Возрастные особенности усвоения программного материала
Педагогические условия. Содержание раздела основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения «Мой Оренбургский край» реализуют педагогические кадры: воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Содержательные условия. Содержание образовательной деятельности по реализации программы «Мой Оренбургский край» определяется в соответствии с требованиями примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.,2013.
Функциональное распределение обязанностей между сотрудниками.
Старший воспитатель обеспечивает методическое сопровождение субъектов образовательной деятельности в реализации данного раздела основной общеобразовательной программы Учреждения; осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм реализации программы и за освоением детьми содержанием программы; координирует взаимодействие с другими социальными институтами для решения образовательных задач.
Музыкальный руководитель реализует содержательный компонент программы «Оренбуржье – Родина моя» в процессе знакомства дошкольников с фольклором и традициями русских народных праздников, консультирует педагогов по вопросам использования русского фольклора в режимных моментах, приобщает родителей к участию в мероприятиях учреждения.
Воспитатель руководит образовательной деятельностью, консультирует родителей по вопросам воспитания дошкольников, организует экскурсии и тематические беседы, наблюдения с детьми, обеспечивает двигательную потребность детей в течение дня, руководит процессом формирования физических качеств на основе подвижных игр различных народов, консультирует педагогов и родителей по вопросам организации режимных моментов (динамических пауз, прогулки) с использовании народных подвижных игр.
Родители оказывают помощь в обеспечении образовательного процесса коллекционными материалами (изделий из пуха, растения родного края и т.д.), оказывает помощь при организации экскурсий (пеших, автобусных), приобщают детей к традициям своей семьи, своего народа обеспечивают потребность в двигательной активности детей через использование народных подвижных игр, участие в мероприятиях учреждения.
Организационные условия.
Организация образовательной деятельности дошкольного учреждения по реализации программного материала строится с учетом ряда особенностей: национально-культурных, демографических, климатических условий.
Одним из важнейших принципов реализации программы является учет национально-культурных, климатических и других особенностей нашего региона – Оренбуржья. Оренбуржье находится в глубине материка Евразия, ее резко континентальный климат (температура зимой -30*, летом +30*) оказывает существенное влияние на воспитательно-образовательный процесс. Географическое положение Оренбургской области (граница Европы и Азии), соседство с Казахстаном, Башкирией, а также социально-исторические условия обусловили многонациональный состав населения города Орска: русские, украинцы, белорусы, татары, казахи, башкиры и др. Поэтому в Учреждении воспитываются дети разных национальностей, состав каждой возрастной группы многонационален. Национальное сознание, культура межнационального общения и взаимодействия закладывается с самого раннего возраста и является составной частью воспитательно-образовательной работы с детьми. Основной язык, на котором осуществляется обучение и воспитание детей дошкольного возраста является русский.
В дошкольном возрасте расширяется круг представлений детей об окружающем их мире, о любви к близким людям, к родному городу.
Любовь маленького ребенка дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям - отцу, матери, дедушке, бабушке, с любовью к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу, к ближайшей зеленой зоне; у них формируются начальные навыки здорового образа жизни и безопасного поведения в окружающем мире.
Освоение программным материалом осуществляется по принципу концентричности, в ходе которого происходит расширение содержания по принципу от простого к сложному. Модель построения программного содержания по принципу концентричности представлено схематично в приложении 1.
Основу организации образовательного процесса ДОУ составляет комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью.
Материально-технические условия. При реализации программы «Мой Оренбургский край» организация предметно-развивающей осуществляется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования; санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях.
Предметно - развивающая среда: коллекция кукол в народных костюмах (русский, татарский, башкирский, украинский, казахский); коллекция изделий из яшмы; коллекция полезных ископаемых; коллекция лекарственных трав и растений Оренбуржья, Красная книга Оренбуржья, альбом «Промышленность города», «Достопримечательности города Орска», картотека народных подвижных игр, развивающие игры: «От козочки до платка», «Уральские мастера»; «Назови место на карте», «Достопримечательности города», «Кем и чем славен мой город?», «От зернышка до булочки», мини-лаборатория «Нефть-бензин», «Обитатели степей и водоемов города», аудиозаписи Орских композиторов – песенников (CD носитель)
Социо-культурные условия. Реализация программного материала осуществляется с привлечением родителей воспитанников и организации взаимодействия с социо - культурными институтами.
Анализ социального статуса семьи воспитанников показал, что в образовательном учреждении воспитываются дети из: 4% - многодетные семьи; в семье 1 ребенок – 55%; в семье двое детей – 41%; три и более ребенка – 5,8%; с высшим образованием – 58,9%, со средне- специальным образованием -62,5%, средний возраст родителей воспитанников – 25-35 лет. Дети, посещающие образовательное учреждение из многонациональных семей: русские, казахи, башкиры, татары, азиатские страны (Армения, Азербайджан, Таджикистан).
Для более эффективного решения программных задач осуществляется взаимодействие с социо – культурными институтами: Орский краеведческий музей, Орский драматический театр им. А.С.Пушкина, Орский театр кукол.
Основные принципы и подходы, на которых базируется программа
Содержание образовательной программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено в соответствии с принципами, определёнными ФГОС:
-соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- строится с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;
- принципы гуманизации, дифференциации и индивидуализации, непрерывности и системности образования.
Содержание образовательной программы в соответствии с подходами:
- личностно-ориентированного взаимодействия, что позволяет обеспечить охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, эмоциональное благополучие каждого ребенка, условия для развития личности ребенка, его творческих способностей, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, а также обеспечить открытое образовательное пространство ДОУ, осуществлять психолого-педагогическое сопровождение ребенка и семьи в образовательном процессе.
-деятельностный подход предусматривает организацию целенаправленной воспитательной деятельностью воспитанника в общем контексте образовательного процесса, обращая внимание на следующие позиции: структуру деятельности, которая включает в себя мотивы, цели, содержание, операционно-деятельностный компонент, предполагаемый результат и отношения субъектов; взаимосвязь мотивов и целей воспитательного процесса; виды деятельности (нравственная, познавательная, трудовая, художественная, игровая, спортивная и другие) и их влияние на процесс воспитания; формы и методы воспитания; возрастные особенности ребенка при включении в воспитательную деятельность и другие вопросы.
- компетентностного подхода. Основным результатом образовательной деятельности становится формирование компетентностей как постоянно развивающейся способности воспитанников самостоятельно действовать при решении актуальных проблем
- средовой подход предусматривает использование возможностей внутренней и внешней среды образовательного учреждения в воспитании и развитии личности ребенка.
Основная педагогическая цель программы - воспитание гражданственности, патриотизма, формирование ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду.
Задачи образования:
- Расширить представления о родном городе, названиях улиц, закреплять знания о достопримечательностях города Орска.
- Обобщить знания детей об истории города Орска, его символах (герб, флаг). Вызвать интерес, положительное отношение к изучению истории родного города. Подвести детей к пониманию того, что история родного города, региона неразрывно связана с историей России.
- Познакомить с промышленными предприятиями города.
- Помогать ориентироваться в многообразии предметов материальной культуры. Углублять представления детей о народных промыслах региона: Оренбургский пуховой платок, Уральская роспись, изделия из яшмы
Задачи развития:
- Формировать толерантное отношение к людям разной национальностям через знакомства с их культурой, традициями, обычаями.
- Формировать чувство гордости за культурное наследие родного края. Вызывать интерес к произведениям местных поэтов, художников
- Способствовать развитию интереса к родному краю, городу в котором мы живем, к взаимоотношениям людей и природы, предметам культуры
Задачи воспитания:
- Воспитывать чувство любви и гордости за свой город. Подвести детей к пониманию того, что история родного города неразрывно связано с историей России.
- Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к труду, формирование бережного отношения к результатам труда.
- Воспитывать нравственные чувства, уважительного отношения к старшим, родителям, младшим.
Основными организационными формами реализации программы «Мой Оренбургский край» в образовательном учреждении являются совместная деятельность воспитателя и детей (непосредственно образовательная деятельность (групповая, подгрупповая, индивидуальная работа с детьми), решение образовательных задач в ходе режимных моментов), самостоятельная деятельность детей – свободные игры, занятия по интересам через организацию предметно-развивающего пространства группы; взаимодействие с семьями детей по реализации программного материала данного раздела основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения.
Формы организации детей в структуре образовательной деятельности представлены в таблице 1.
Таблица 1
Формы организации детей в структуре образовательной деятельности
Формы образовательной деятельности | |||
Режимные моменты | Совместная деятельность педагога с детьми | Самостоятельная деятельность детей | Совместная деятельность с семьей |
Формы организации детей | |||
Индивидуальные Подгрупповые | Групповые Подгрупповые Индивидуальные | Индивидуальные | Групповые Подгрупповые Индивидуальные |
Утренняя гимнастика Подвижные игры Тематические беседы Чтение Слушание музыкальных произведений Рассматривание репродукций местных художников Наблюдения: *целевые, *долгосрочные, *краткосрочные. Игры: *ролевые, *театрализованные, *дидактические, *сюжетно-ролевые, *настольно – печатные Чтение | Познавательно-исследовательская деятельность Проектная деятельность: краткосрочные, долгосрочные. Продуктивные: коллаж, фотовыставки, выставки творческих работ вернисаж. Наблюдения Игры Праздники Развлечения Досуги Забавы Коллекционирование Организация тематических выставок Интегрированная деятельность Чтение Физкультурные занятия Моделирование Просмотр видео | Организация игровой деятельности: Сюжетно-ролевая игра Игры-драматизации Настольно-печатные Рассматривание альбомов, коллекций Подвижные игры | Консультации, Семинары, Беседы, Семинар -практикум, Круглый стол, Родительский клуб Организация выставки, мини-музея Совместное посещение музея, театра Проектная деятельность Коллекционирование Освещение деятельности ДОУ через Сайт ДОУ Совместные праздники и развлечения |
Форму организации детей для решения образовательных задач данного раздела педагог отбирает самостоятельно в соответствии с возрастом детей, примерной общеобразовательной программой и системы образовательной деятельности в течение дня.
Проектирование воспитательно-образовательного процесса
Построение образовательного процесса по освоению программного материала осуществляется на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей, что позволяет организовать развитие и обучение дошкольников в различных видах детской деятельности (игровой, экспериментирование, продуктивной, двигательной, коммуникативной, трудовой, музыкальной, чтение художественной литературы); организовать информацию оптимальным способом; развития основных навыков, понятийного мышления.
Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста. На каждом возрастном этапе происходит расширение содержания образования по принципу концентричности.
Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе, и центрах развития.
В Программе выделено примерный перечень развлечений и праздников, тематических экскурсий и прогулок, перечень подвижных игр, обеспечивающих решению задач по формированию основ краеведения и воспитания гражданственности, патриотизма, позволяет обеспечить каждому ребенку отдых (пассивный и активный), эмоциональное благополучие, способствует формированию умения занимать себя.
Тематическое планирование по программе «Мой Оренбургский край» для детей 4-7 лет, решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей, при проведении режимных моментов, взаимодействие с социальными институтами и семьей представлено в таблице 2
Объем освоения программного материала формирование основ краеведения
«Мой Оренбургский край»
Направление деятельности | Образовательная область | Объем непосредственно образовательной деятельности в неделю | ||
4-5 лет | 5-6 лет | 6-7 лет | ||
Познавательно-речевое развитие | Познание (формирование целостной картины мира) | 5-10 минут | 10 минут | 20 минут |
Чтение | В режимных моментах и во всех видах совместной со взрослым деятельности | |||
Социально-личностное | Безопасность Социализация Труд | В режимных моментах и во всех видах совместной со взрослым деятельности | ||
Художественно-эстетическое развитие | Музыка | 10 минут | 10 минут | 10 минут |
Художественное творчество | 15 минут | 20 минут | 20 минут | |
Физкультурно-оздоровительное развитие | Физическая культура | 5 минут | 10 минут | 10 минут |
Объем недельной образовательной нагрузки вариативного компонента | 40мин в неделю | 50 мин в неделю | 1чмин в неделю |
Циклограмма образовательной деятельности по освоению программы формирование основ краеведения «Мой Оренбургский край» для детей 4-5 лет
№п/п | Тема | Развернутое содержание работы | Количество занятий |
1 | "Моя семья" | познакомить с понятием "семья"; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи | 2 |
2 | "Мой детский сад" | познакомить с детским садом и его сотрудниками, некоторыми профессиями тех, кто работает в детском саду (повар, м/с, воспитатель, помощник воспитателя) Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении детского сада. | 2 |
3 | "Природа родного края" | познакомить детей с сезонными изменениями в природе, живым миром на участке | 2 |
4 | "Дом, улица, где я живу" | знакомить детей с названием города, родной улицей; развивать коммуникативные умения | 2 |
ИТОГО | 8 |
Циклограмма образовательной деятельности по освоению программы формирование основ краеведения «Мой Оренбургский край» для детей 5-6 лет
№п/п | Тема | Развернутое содержание работы | Количество занятий |
1 | "Моя семья" | закрепить представления детей о родственных связях в семье, воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи, сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник; внучка - дочка-мама-бабушка; младенец-дошкольник-школьник) углубление представлений ребенка о семье, о том где работают их родители, значение труда для развития общества (почтальон, продавец, врач, библиотекарь) | 2 |
2 | "Мой детский сад" | продолжать знакомить с детским садом и его сотрудниками (дворник, прачка, вахтер, старший воспитатель). Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении детского сада. | 1 |
3 | "Народные промыслы" | познакомить дошкольников с уральской росписью; развивать творчество дошкольников, стремление подражать народным мастера, знакомство с народным творчеством, процессом изготовления пуховых изделий | 2 |
4 | "Родной город" | познакомить с достопримечательностями города; учить сравнивать характерные особенности старого и современного города. Воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Уточнить знания детей о названиях улиц родного города, продолжать учить ориентироваться на карте – схеме города | 1 |
5 | "Фольклорные праздники" | познакомить дошкольников с русским фольклором, с историей русского народа (бытом, обычаями, гостеприимством); продолжать знакомить с устным народным творчеством. Обогащать речь детей образными меткими выражениями малых форм русского фольклора | 2 |
6 | "Микрорайон детского сада" | познакомить детей с объектами микрорайона, где находиться детский сад; развивать интерес к жизни родного города, учить ориентироваться на план-схеме микрорайона, моделирование маршрута от дома до детского сада | 1 |
7 | "Уральские сказы" | познакомить дошкольников с литературными произведениями местных поэтов, писателей (Т.Г.Шевченко) . Формировать чувство гордости за культурное наследие родного края. | 1 |
ИТОГО | 10 |
Циклограмма образовательной деятельности по освоению программы формирование основ краеведения «Мой Оренбургский край» для детей 6-7 лет
№п/п | Тема | Развернутое содержание работы | Количество занятий |
1 | "Моя семья" | закрепить представления детей о родственных связях в семье, воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи, формировать сукцессивные навыки (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник-подросток- юноша (девушка)-мужчина (женщина)-старик (старуха); правнучка- внучка - дочка-мама-бабушка-прабабушка; младенец-дошкольник-школьник-учащиеся-студент-специалист-пенсионер ) расширять знания ребенка о семье, о профессиях родителях | 2 |
2 | "Мой путь" | познакомить детей с ближайшем маршрутом от дома до детского сада | 2 |
3 | "Мой город" | познакомить дошкольников с историей города Орска (жилище, быт, род занятий жителей);учить замечать особенности архитектуры зданий различного назначения (жилого дома, кинотеатра, драмтеатра и т.п.), ориентировка на карте города, Оренбурской области, знакомство с символикой города (герб, флаг, песня города) | 2 |
4 | "Уральские мастера" | Расширять представления детей о природных богатствах края, знакомить с процессом добычи яшмы, его обработки, значение для хозяйственной деятельности страны, знакомить с основами изготовления пуховых изделий, знакомить с особенностями Уральской росписи, использование ее в декоре группы | 3 |
5 | "В гостях у Хозяюшки" | Познакомить с национальностями города Орска, их традициями, культурой. Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей. Поддерживать интерес к этнической музыки. Продолжать знакомство с устным народным творчеством. | 3 |
6 | "Щедрые дары природы" | познакомить детей с лекарственными растениями; дать представления о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения. Расширять знания детей об обитателях степей Оренбурской области | 2 |
7 | "Мой детский сад" | продолжать знакомить с детским садом и его сотрудниками (заведующая, кастелянша, делопроизводитель, завхоз). Совершенствовать умение свободно и самостоятельно ориентироваться в помещении детского сада. | 1 |
ИТОГО | 15 |
Таблица 2
Содержание психолого-педагогической работы поэтапного освоения программы по формированию
основ краеведения «Мой Оренбургский край»
Тема | Обеспечение интеграции образования | Количество занятий | Задачи | Методы | Взаимодействие с социальными институтами | Формы работы с семьей | Планируемые результаты развития интегративных качеств |
Средний возраст 4-5 лет | |||||||
"Моя семья" | К, П,ХТ,Ч,С | 2 | познакомить с понятием "семья"; закрепить умение определять наименование родственных отношений между близкими членами семьи; воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи | сюжетно-ролевая игра, чтение рассказов, заучивание стихов, наблюдение, художественное творчество | Работа с родителями | Выставка "Семейный альбом" | Знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль |
"Мой детский сад" | К, П,ХТ,Ч,С,М,ФК,Б,З | 2 | познакомить с детским садом и его сотрудниками, некоторыми профессиями тех, кто работает в детском саду (повар, м/с, воспитатель, помощник воспитателя) Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении детского сада. | экскурсии, беседа, наблюдение, сюжетно-ролевая игра, художественное творчество | Работа с родителями | Знакомство с визиткой детского сада, его достижениями | умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; знают особенности профессии повар, медсестра, воспитатель, помощник воспитателя |
"Природа родного края" | К, П,ХТ,Ч,С,ФК,Б | 2 | познакомить детей с сезонными изменениями в природе, живым миром на участке | ведение календаря природы; сбор листьев для гербария, наблюдения, экспериментирование | Работа с родителями | сбор гербария, изготовления кормушек, озеленение участка, посадка в цветнике и огороде детского сада | отмечают характерные изменения в природе; называет растения растущие на участке. |
"Дом, улица, где я живу" | К, П,ХТ,Ч,С,ФК,Б,М | 2 | знакомить детей с названием города, родной улицей; развивать коммуникативные умения | экскурсия, конструирование, создание фотоальбома "Мой двор, моя улица" | Работа с родителями | экскурсия | называет домашний адрес, название города в котором он живет |
Тема | Обеспечение интеграции образования | Количество занятий | Задачи | Методы | Взаимодействие с социальными институтами | Формы работы с семьей | Планируемые результаты развития интегративных качеств |
Старший возраст 5-6 лет | |||||||
"Моя семья" | К, П,ХТ,Ч,С,М | 2 | закрепить представления детей о родственных связях в семье, воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи, сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник; внучка - дочка-мама-бабушка; младенец-дошкольник-школьник) углубление представлений ребенка о семье, о том где работают их родители, значение труда для развития общества (почтальон, продавец, врач, библиотекарь) | сюжетно-ролевая игра, чтение рассказов, заучивание стихов, наблюдение, художественное творчество, экскурсия на рабочее место родителей, фотовыставка "Все профессии важны",сюжетно-ролевая игра с усложнением сюжетна, дидактическая игра | Работа с родителями | фотовернисаж "Моя дружная семья"Коллаж "Профессии в моей семье", родительский клуб | Знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник; внучка - дочка-мама-бабушка; младенец-дошкольник-школьник)знают профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней. |
"Мой детский сад" | К, П,ХТ,Ч,С,М,ФК,Б | 1 | продолжать знакомить с детским садом и его сотрудниками (дворник, прачка, вахтер, старший воспитатель). Совершенствовать умение свободно ориентироваться в помещении детского сада. | экскурсии, беседа, наблюдение, сюжетно-ролевая игра, художественное творчество | Работа с родителями | Знакомство с визиткой группы, ее достижениями | умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; знают особенности профессии повар, медсестра, воспитатель, помощник воспитателя |
"Народные промыслы" | К, П,ХТ,Ч,С,М,ФК,Б,З | 2 | познакомить дошкольников с уральской росписью; развивать творчество дошкольников, стремление подражать народным мастера, знакомство с народным творчеством, процессом изготовления пуховых изделий | Проект " От козы до платка" | Сотрудниц вязального цеха «Пуховница» | Выставка | владеют навыками уральской росписи, имеет представление о производстве пуховых платков |
"Родной город" | К, П,ХТ,Ч,С,М,ФК,Б,З | 1 | познакомить с достопримечательностями города; учить сравнивать характерные особенности старого и современного города. Воспитывать интерес к его настоящему и прошлому. Уточнить знания детей о названиях улиц родного города, продолжать учить ориентироваться на карте – схеме города | Макет «Вечного огня» | Центр детского и юношеского туризма и спорта. | Экскурсия по достопримечательным местам города | называет достопримечательные места города, знают и называют в честь кого названа улица |
"Фольклорные праздники" | К, П,ХТ,Ч,С,М,ФК,Б,З | 2 | познакомить дошкольников с русским фольклором, с историей русского народа (бытом, обычаями, гостеприимством); продолжать знакомить с устным народным творчеством. Обогащать речь детей образными меткими выражениями малых форм русского фольклора | Организация оркестра «Гусельки» | Краеведческий музей | организация русских народных праздников (Рождество, Масленица, Пасха) | знает историю возникновения праздника, культурные традиции празднования, использует народный фольклор. |
"Микрорайон детского сада" | К, П,ХТ,Ч,С,М,ФК,Б,З | 1 | познакомить детей с объектами микрорайона, где находиться детский сад; развивать интерес к жизни родного города, учить ориентироваться на план-схеме микрорайона, моделирование маршрута от дома до детского сада | ознакомительная экскурсия к близлежащим объектам микрорайонам, моделирование | Библиотека, школа, музыкальная школа, | Взаимопосещения, экскурсии. | называет объекты, находящиеся в микрорайоне детского сада; улицы, может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве |
"Уральские сказы" | К, П,ХТ,Ч,С,М,ФК,Б,З | 1 | познакомить дошкольников с литературными произведениями местных поэтов, писателей (Т.Г.Шевченко) . Формировать чувство гордости за культурное наследие родного края. | Чтение художественных произведений, беседы, рассматривание иллюстраций. | музей т.г.Шевченко | экскурсия в музей, городской выставочный зал | знаком с произведениями местных поэтов, художников |
Тема | Обеспечение интеграции образования | Количество занятий | Задачи | Методы | Взаимодействие с социальными институтами | Формы работы с семьей | Планируемые результаты развития интегративных качеств | ||
Подготовительная к школе группа - 6-7 лет | |||||||||
"Моя семья" | К, П,ХТ,Ч,С,М | 2 | закрепить представления детей о родственных связях в семье, воспитывать привязанность ребенка к семье, любовь и заботливое отношение к членам своей семьи, формировать сукцессивные навыки (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник-подросток- юноша (девушка)-мужчина (женщина)-старик (старуха); правнучка- внучка - дочка-мама-бабушка-прабабушка; младенец-дошкольник-школьник-учащиеся-студент-специалист-пенсионер ) расширять знания ребенка о семье, о профессиях родителях | сюжетно-ролевая игра, чтение рассказов, заучивание стихов, наблюдение, художественное творчество, экскурсия на рабочее место родителей, фото выстывка "Все профессии важны",сюжетно-ролевая игра с усложнением сюжетна, дидактическая игра | Работа с родителями | составляют генеологическое древо своей семьи, герб своей семьи | Знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник-подросток- юноша (девушка)-мужчина (женщина)-старик (старуха); правнучка- внучка - дочка-мама-бабушка-прабабушка; младенец-дошкольник-школьник-учащиеся-студент-специалист-пенсионер) знают профессии своих родителей; могут назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней. | ||
"Мой путь" | К, П,ХТ,Ч,С,Б, ФК,З | 2 | познакомить детей с ближайшем маршрутом от дома до детского сада | Проектирование плана -схемы | Работа с родителями | составление маршрута от дома до детского сада | умеют составлять и рассказать о безопасном маршруте от дома до детского сада | ||
"Мой город" | К, П,ХТ,Ч,С,Б, ФК,З | 2 | познакомить дошкольников с историей города Орска (жилище, быт, род занятий жителей);учить замечать особенности архитектуры зданий различного назначения (жилого дома, кинотеатра, драмтеатра и т.п.), ориентировка на карте города, Оренбурской области, знакомство с символикой города (герб, флаг, песня города) | Изготовление макета микрорайонна | Краеведческий музей | посещение краеведческого музея, экскурсия по городу | имеют общие представления об истории своего города, символике, традициях родного города | ||
"Уральские мастера" | К, П,ХТ,Ч,С,Б, ФК,З | 3 | Расширять представления детей о природных богатствах края, знакомить с процессом добычи яшмы, его обработки, значение для хозяйственной деятельности страны, знакомить с основами изготовления пуховых изделий, знакомить с особенностями Уральской росписи, использование ее в декоре группы | Экскурсия в магазин готовых изделий из яшмы | Центр детского и юношеского туризма и спорта. Встреча с Орскими рукодельницами | экскурсия на гору "Полковник", проект "Оренбургский пуховый платок" | имеют общие представления об уральских мастерах, овладели первоначальными навыками изготовления пуховых изделий, использования Уральской росписи | ||
"В гостях у Хозяюшки" | К, П,ХТ,Ч,С,Б, ФК,З | 3 | Познакомить с национальностями города Орска, их традициями, культурой. Воспитывать толерантное отношение к людям разных национальностей. Поддерживать интерес к этнической музыки. Продолжать знакомство с устным народным творчеством. | Художественное слово, Просмотр видеозаписи традиций | Краеведческий музей, приглашение старейшин общин | развлечения | знают и называют национальности проживающие в городе, знакомы с особенностями культуры, традициями, костюмами, изготовления украшений. | ||
"Щедрые дары природы" | К, П,ХТ,Ч,С,Б, ФК,З | 2 | познакомить детей с лекарственными растениями; дать представления о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения. Расширять знания детей об обитателях степей Оренбурской области | Наблюдения, коллекционирование лекарственных растений | Работа с родителями | сбор лекарственных растений | называют лекарственные растения произрастающие в окрестностях Орска; применяют простейшие способы некоторых лекарственных растений для лечения. | ||
"Мой детский сад" | К, П,ХТ,Ч,С,Б, ФК,З | 1 | продолжать знакомить с детским садом и его сотрудниками (заведующая, кастелянша, делопроизводитель, завхоз). Совершенствовать умение свободно и самостоятельно ориентироваться в помещении детского сада. | экскурсии, беседа, наблюдение, сюжетно-ролевая игра, художественное творчество | Работа с родителями | Проект "Детский сад будущего" | умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; знают особенности профессии |
Примерный перечень развлечений и праздников, отражающих содержание программного материала «Мой Оренбургский край»
Тематика праздников и развлечений | Срок проведения | Ответственные |
День матери | Ноябрь | Музыкальные руководители Педагоги групп |
Рождество | Январь | Инструктор по физической культуре Музыкальные руководители Педагоги групп |
Прилет птиц | Март | Инструктор по физической культуре Музыкальные руководители Педагоги групп |
Масленица | Февраль - март | Инструктор по физической культуре Музыкальные руководители Педагоги групп |
Пасха | Апрель-май | Инструктор по физической культуре Музыкальные руководители Педагоги групп |
«Мама, папа, я – спортивная семья» | Март | Инструктор по физической культуре Педагоги групп |
Фестиваль чтецов «Любимое произведение с детства» | Апрель | Учителя-логопеды Музыкальные руководители |
Фестиваль детского творчества «Уральская весна» | Май | Музыкальные руководители Педагоги групп |
День семьи | Июнь
| Инструктор по физической культуре Музыкальные руководители Педагоги групп |
Мой любимый город Орск | Август | Инструктор по физической культуре Музыкальные руководители Педагоги групп |
Примерный перечень экскурсий и тематических прогулок, отражающих содержание программного материала «Мой Оренбургский край»
Тема | Связь с социальными институтами | Срок проведения | Ответственные |
«Мой любимый город» | Библиотека им. А.Гайдара | август | Воспитатели |
«Писатели и поэты Орска детям» | октябрь | Воспитатели | |
«Профессия библиотекарь» | январь | Воспитатели | |
«Золотая осень» | Городской выставочный зал | сентябрь | Педагог ИЗО студии, воспитатели |
«Промыслы» | ноябрь | ||
«Цветы Приуралья» | мая | ||
Обзорная экскурсия «История города» | Краеведческий музей г. Орска | Август - сентябрь | Старший воспитатель, воспитатели |
«Русская изба» | октябрь | ||
«Рождество» | Январь | ||
«Масленица» | Февраль-март | ||
«Пасха» | Апрель-май | ||
«Обитатели грачевника» | Сквер | Март-апрель | воспитатели |
«Гора Полковник и Орская яшма» | Центр детского и юношеского туризма и спорта г. Орска | Май - июнь | |
«Достопримечательности родного города» (обзорная экскурсия по городу) | июнь | ||
«Спасибо Победителям!» | Сквер Славы | май | Воспитатели |
Примерный перечень народных подвижных игр, используемых в режимных моментах, динамических пауз, в образовательной области «Физическая культура»:
Русские народные игры: «Гуси лебеди», «У медведя во бору», «Краски», «Кот и мыши», «Лапта», «Ловишки», «Класс», «Городки», «Пчелки и ласточки», «Заря», «Гори, гори, ясно», «Игровая», «Жмурки», «Пятнашки», «Коршун», «Птицелов», «Штандер», «Филин и пташки», «Ручеек» и др.
Башкирские игры: «Липкие пеньки», «Палка – кидалка», «Стрелок»
Татарские игры: «Скок-перескок», «Займи место», «Лисички и курочки», «Кто дальше бросит», «Серый волк», «Спутанные кони»
Казахские игры: «Ястребы и ласточки», «Цыплята», «Пастушок», «Платок с узелком», «Конное состязание», «Белый лютый, серый лютый»
Украинские игры: «Печки», «Хлибчик», «Перепелочка»
Интеграция содержания программы по формированию основ краеведения
«Мой Оренбургский край» с другими образовательными областями
Цель - воспитание гражданственности, патриотизма, формирование ценностного отношения к прекрасному, миру природы, труду.
По задачам и содержанию | По способам решения | ||
Физическая культура | развитие игровой деятельности в части народных подвижных игр с правилами и других видов совместной двигательной деятельности с детьми и взрослыми | Физическая культура | использование народных подвижных игр и физических упражнений для реализации образовательной области «Социализация» |
Труд | формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности | Безопасность | использование сюжетно-ролевых, режиссёрских игр и игр с правилами как средства реализации указанных образовательных областей |
Безопасность | формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира | Коммуникация | |
Социализация | Формирование толерантного отношения к людям разной национальности через знакомство с их культурой, традициями, обычаями, воспитание уважения к старшим, к труду взрослых, побуждать к соблюдению элементарных общепринятых норм и правил поведения | Музыка | Использование народных песен, потешек в режимных моментах, совместной деятельности, развлечениях для расширения представлений о традициях русского народа |
Коммуникация | развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, малой родины, а также, составление рассказов о семье,малой родине | Чтение художественной литературы | использование художественных произведений для формирования ценностных представлений о себе, семье и малой родине |
Познание | формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, семье, малой родине, традициях, культуре русского народа и малых народов родного края, достопримечательностях, промышленности малой родины, полезных ископаемых и природой родного края. Расширение представления о родном городе, названиях улиц, закреплять знания о достопримечательностях города Орска. Подвести детей к пониманию того, что история родного города, региона неразрывно связана с историей России. | Познание | использование дидактической игры как средства реализации программного материала |
Чтение | Расширение представлений детей о творчестве местных поэтов и писателей | Художественное творчество | использование продуктивных видов деятельности для обогащения содержания, закрепления результатов освоения программного материала |
Художественное творчество | Расширять представления детей о творчестве местных художников, познакомить с особенностями народных промыслов региона: Уральской росписи, изделиями из яшмы Оренбургский пуховой платок. | ||
Музыка | Расширять представления детей о творчестве композиторов региона, знакомить с произведениями музыкального творчества о родном городе, расширять представления детей о народных культурных традициях |
Программно-методическое обеспечение образовательной деятельности
по формированию основ краеведения у дошкольников
МДОАУ «Детский сад № 79 «Аистенок» г. Орска
| Автора | Наименование | Год издания |
Примерная общеобразовательная программа: | |||
2 | Н.Е.Веракса; Т.С. Комарова; М.А. Васильева | «От рождения до школы» (примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования) | «Мозаика – Синтез»,2011 |
Парциальные программы: | |||
1. | Н.В.Алешина | «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» | ООО»Элизе Трейдинг»,2001 |
3 | С.А. Козлова | «Я – человек» | «ШкольнаяПресса», 2003 |
5 | Д.В. Смирнов; Ю.С. Константинов; А.Г. Маслов | Программа « Юныетуристы – краеведы» | ЦДЮТиК МО РФ, 2004 |
Методические пособия: | |||
4 | Л.Л. Маслова | «Я и мир» | «Детство – Пресс», 2009 |
6 | Л.А. Кондрыкинская | С чего начинается родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию) | М.: ТЦ «Сфера», 2004 |
Планируемые результаты освоения детьми программы
(промежуточные и итоговые результаты)
Планируемые промежуточные и итоговые результаты освоения детьми программы формирования основ краеведения «Мой Оренбургский край»
Планируемые промежуточные результаты освоения детьми основной общеобразовательной программы | Интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками» по программе формирования основ краеведения «Мой Оренбургский край» |
4-5 лет | |
Обозначены в примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой – М., 2010. – С. 115-120 | Знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; знает особенности профессии повар, медсестра, воспитатель, помощник воспитателя, отмечает характерные изменения в природе родного края; называет растения растущие на участке, называет домашний адрес, название города в котором он живет |
5-6 лет | |
Обозначены в примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой – М., 2010. – С. 151-155 | Знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник; внучка - дочка-мама-бабушка; младенец-дошкольник-школьник), знает профессии своих родителей; может назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней, умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; знает особенности профессии повар, медсестра, воспитатель, помощник воспитателя, владеет навыками уральской росписи, имеет представление о производстве пуховых платков, называет достопримечательные места города, знает и называет в честь кого названа улица, знает историю возникновения праздника, культурные традиции празднования, использует народный фольклор в самостоятельной деятельности, называет объекты, улицы, находящиеся в микрорайоне детского сада; может самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве, знаком с произведениями местных поэтов, художников |
6-7 лет | |
Совпадают с итоговыми результатами освоения Программы. Обозначены в примерной общеобразовательной программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса, М.А.Васильевой, Т.С.Комаровой – М., 2010. | Имеет представления о климатических особенностях родного края, особенностях мира природы Оренбургской области. Называет лекарственные растения произрастающие в окрестностях Орска; применяют простейшие способы некоторых лекарственных растений для лечения. Имеет представления об истории семьи. Знает и называет свою фамилию, имя родителей, родственные связи и свою социальную роль, владеет сукцессивными навыками (навыки рядообразования: младенец - дошкольник-школьник-подросток- юноша (девушка)-мужчина (женщина)-старик (старуха); правнучка- внучка - дочка-мама-бабушка-прабабушка; младенец-дошкольник-школьник-учащиеся-студент-специалист-пенсионер), знает профессии своих родителей; может назвать их имя и отчество, профессию, кратко рассказать о ней. Умеет составлять и рассказать о безопасном маршруте от дома до детского сада. Ориентируется на карте-схеме города. Имеет общие представления об истории улицы, родного города, области, символике, традициях родного города. Знает достопримечательности города и уважительно к ним относится. Имеет представления об особенностях народных промыслов Оренбургской области (пуховый платок, Уральская роспись, яшма). Имеют общие представления об уральских мастерах, овладел первоначальными навыками изготовления пуховых изделий, использования Уральской росписи, знает и называет национальности проживающие в городе, знакомы с особенностями культуры, традициями, костюмами, изготовления украшений. Умеет вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; знают особенности профессии. |
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения
программы по формированию основ краеведения «Мой Оренбургский край»
Реализация Федеральных государственных требований определяет необходимость разра ботки мониторинга, направленного на выявление качества дошкольного образования, а прин цип интеграции дает новое видение организационных форм и содержания мониторинга.
В данном разделе представлена модель мониторинга качества освоения программы по формированию основ краеведения «Мой Оренбургский край» МДОАУ «Детский сад № 79 «Аистенок» г. Орска.
Организация и содержание мониторинга
Цель мониторинга - изучить процесс достижения детьми 4-6лет планируемых итого вых результатов освоения программы по формированию основ краеведения «Мой Оренбургский край» МДОАУ «Детский сад № 79 «Аистенок» г. Орска на основе выявления динамики формирования у воспитанников интегративных ка честв, которые они должны приобрести в результате ее освоения к 7 годам.
Содержание мониторинга определяют мониторинговые индикаторы, в качестве которых выступают планируемые результаты формиро вания интегративного качества «Социализация» (расширенное содержание раздела «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу») в каждой возрастной группе и имеют преем ственный с возрастной точки зрения характер. Их распределение по уровням достижения планируемых результатов позволяет дифференцировать и индивидуализировать образова тельный процесс.
Мониторинговые индикаторы по освоению содержания образовательной области «Социализация»: расширенного содержания раздела «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу»), демонстрирующие планируемые результаты формирова ния интегративного качества «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе», отражают перспективные линии развития ре бенка-дошкольника, показывают, как происходит оформление тех показателей развития, ко торые рассматриваются как итоговые интегративные качества, складывающиеся к 7 годам.
Форма и процедура мониторинга. Организация мониторинговой процедуры предполагает участие специалистов Учреждения под руководством старшего воспитателя: воспитатель, педагог-психолог, музыкальный руководитель.
Периодичность мониторинга - два раза в год (сентябрь, май).
В начале учебного года по результатам мониторинга определяется зона образовательных потребностей каждого воспитанника: высокому уровню соответствует зона повышенных образо вательных потребностей, среднему уровню - зона базовых образовательных потребностей, низ кому и низшему - зона риска. Соответственно осуществляется планирование образовательного процесса на основе интегрирования образовательных областей с учетом его индивидуализации.
В конце учебного года делаются выводы о степени удовлетворения образовательных потреб ностей детей и о достижении положительной динамики самих образовательных потребностей.
Показатели оценки, критерии, характеристика уровней освоения программным материалом, карта мониторинга планируемых и итоговых результатов освоения программы по формированию основ краеведения «Мой Оренбургский край» представлена в приложении 2,3.
Перечень литературы
1.Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Методическое пособие/ Р.С.Буре – М.:Мозаика-Синтез, 2011. – 80 с.
2. Виниградова, Н.А., Микляева, Н.В. Формирование гендерной идентичности. Методическое пособие / Н.А.Виниградова, Н.В.Микляева – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128 с.- ISBN 978-5-9949-0593-7
3.День Победы. Наглядно-дидактическое пособие – М.: Издательство Мозаика–Синтез, 2011
4.Завод в разбуженной степи. Краткая летопись развития Орского нефтеперерабатывающего завода им. В.П.Чкалова.- Финляндия, 1995
5.История Оренбуржья. – Учебное пособие/ сост. Л.И.Футорянский – Оренбург: Оренбургское книжное издательство, 1996.-351 с.-ISBN 5-88788-007-4
6.Орск. Под редакцией А.Г. Лукашкина – М.: изд-во «Планета», 1985
7. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ под редакцией Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2011- С. 19-23
Приложение 1
Модель построения содержания подраздела «Социализация»
по принципу концентричности
МОЯ СТРАНА
РОДНОЙ КРАЙ
ТРАДИЦИИ И КУЛЬТУРА НАЦИЙ МОЕГО КРАЯ
МОЙ ГОРОД
МИКРОРАЙОН
ДЕТСКИЙ САД
МОЯ СЕМЬЯ
Я
Приложение 2
Показатели оценки интегративного качества «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу»
1.Представлений о себе
Свое имя, фамилию, домашний адрес; индивидуальные предпочтения и интересы; некоторые события своего детства, владение навыком рядообразования (я в прошлом, настоящем, будущем).
2.Представлений о семье
Эмоциональные и физические состояния людей: радость, грусть, страх, усталость. Ближай шие родственные связи, сходство между родственниками. Место работы и особенности труда родителей, понимать многообразие выполняемых ими социальных ролей. Правила вежливого общения. Способы проявления заботы о членах семьи, некоторые семейные обязанности и лю бимые занятия членов семьи. Обороты речи, отражающие родственные связи.
3.Представлений об обществе и государстве
Название своей улицы, своего города, области, страны, столицы. Символику города, области, государства. Достопримечательности своего города, факты его истории, достопримечательности, традициях, народных промыслах, особенностях национальностей родного города. Государственные праздники, факты их истории и традиции празднования. Ориентироваться на макете и план – схемы микрорайона, города. Подвиги российской армии. Особенности труда сотрудников детского сада, на производстве родного города, строителя, продавца, работников транспорта, почты, структуру трудового процесса, условия труда, профессионально важные качества, обще ственную значимость результата труда.
4. Представлений о мире
Название планеты Земля, отдельные факты из исторического прошлого нашей планеты. На значение глобуса, цветовые обозначения на глобусе. Названия некоторых стран и отдельные специфические их климато-географические условия, отдельные произведения фольклора наро дов мира, особенности народных костюмов, эпизоды истории и культурных традиций разных народов.
5. Представлений о природе
Условия жизни растений, животных, некоторые причины происходящих в природе измене ний. Разные виды растений: деревья, кустарники, травянистые растения, ягоды, грибы, комнат ные растения, в том числе и области. Домашних и диких животных близлежащей климатической зоны, условия их оби тания, особенности образа жизни. Зимующих и перелетных, домашних и диких птиц, условия их обитания, особенности образа жизни. Признаки благополучного и неблагополучного состояния живых объектов. Способы оказания помощи животным и птицам. То же по отношению к особенностям области, объектов природы, занесенных в красную книгу области, заповедных зонах области.
Признаки времен года и частей суток. Сезонные изменения и их причины, связь жизнедея тельности животных, растений с сезонными изменениями. Особенности ухода за растениями, животными. Роль человека в сохранении экосистем. Труд человека в природе. Правила поведе ния в природе.
6. Представлений о культуре
Назначения бытовых предметов, облегчающих труд человека, обеспечивающих передвиже ние, создающих комфорт. Свойства и качества материалов: стекло, картон, бумага, ткань. Зави симость материала, из которого изготовлен предмет, и его функции. Правила пользования пред метами. Существенные признаки, лежащие в основе родовых обобщений: одежда, транспорт, головные уборы, обувь, посуда, игрушки. Технологическую цепочку создания некоторых пред метов: хлеб, стол, книга, платье. Правила поведения в быту.
7. Представления о народных праздниках
Некоторые названия и свойства материалов, используемых для разных видов художествен ной деятельности. Произведения народного декоративного искусства, в том числе народные иг рушки, народные промыслы Оренбуржья: пуховой платок, Уральская роспись, изделия из яшмы. Специфику оформления разных помещений, в том числе к праздникам. Традиции русских народных праздников. Цвета спектра, хроматические и ахроматические, их расположение в спектре. Названия оттенков. Авторов и жан ры художественных, литературных, музыкальных произведений, жанровые особенности, в том числе и произведения искусства местных поэтов, писателей, художников, композиторов.
Критерии оценки:
1. самостоятельность,
2.инициативность,
3.проявления познавательной активности, пытливости
4.сообразительность,
5.осознанность, опора на собственный опыт;
6.творческие проявления;
7.проявления познавательных, нравственных, эстетических чувств.
8.наличие четких представлений о родном крае, собственной семье, особенностях культурных традиций.
Бальная система оценки и характеристика уровней интегративного качества «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу»:
2 балла (Высокий). Имеет четкие, информативные, осознанные представления; аргументирует свое мнение, рассуждает, в представлениях отражает собственный опыт.
1,5 балла (Средний). Имеет четкие, но недостаточно обобщенные и информативные представления, кратко аргументирует свое мнение, собственный опыт представлен недостаточно подробно.
1 балл (Низкий). Представления недостаточно дифференцированные и информативные, свое мнение затрудняется аргументировать, собственный опыт отражен в конкретных эпизодах.
0 баллов (Низший). Представления искаженные или малоинформативные, неаргументированные, отры вочно отражает свой опыт или не отражает.
Приложение 3
Карта освоения программы «Мой Оренбургский край» (Средняя группа 4-5 лет)
Расширенное содержание раздела «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу»
Воспитатель:_______________________________________________________
Группа:______________________________________________
Дата________________________________
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ | Фамилия, имя ребёнка | ||||||||||||
ПОБУЖДЕНИЕ | |||||||||||||
Образ Я | |||||||||||||
Уважительное отношение к сверстникам своего и противоположного пола | |||||||||||||
Детский сад | |||||||||||||
Чувство общности с другими детьми | |||||||||||||
Родная страна | |||||||||||||
Любовь к родному краю | |||||||||||||
ЗНАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ | |||||||||||||
Образ Я | |||||||||||||
Рост и развитие ребенка, его прошлое, настоящее и будущее | |||||||||||||
Правила и обязанности детей в группе детского сада, дома, на улице, на природе | |||||||||||||
Гендерные представления (мальчики сильные, смелые; девочки нежные, женственные) | |||||||||||||
Семья (ее члены, родственные отношения) и история семьи | |||||||||||||
Семья – это все, кто живет вместе с ребёнком | |||||||||||||
Я – член коллектива | |||||||||||||
Детский сад и его сотрудники | |||||||||||||
Самые красивые места родного города (поселка), его достопримечательности | |||||||||||||
Государственные праздники | |||||||||||||
Российская армия, воины, охраняющие нашу Родину (пограничники, моряки, летчики) | |||||||||||||
Выполнять обязанности по дому | |||||||||||||
Обсуждать оформление групповой комнаты и раздевалки | |||||||||||||
Свободно ориентироваться в помещениях детского сада |
Карта освоения программы «Мой Оренбургский край»
(Старшая группа 5-6 лет)
Расширенное содержание раздела «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу»
Воспитатель:_______________________________________________________
Группа:______________________________________________
Дата________________________________
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ | Фамилия, имя ребёнка | ||||||||||||
ПОБУЖДЕНИЕ | |||||||||||||
Образ Я | |||||||||||||
Уважение к людям разных национальностей и их обычаям | |||||||||||||
Уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов | |||||||||||||
ЗНАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ | |||||||||||||
Образ Я | |||||||||||||
Изменение позиции человека с возрастом | |||||||||||||
Я в прошлом, настоящем и будущем | |||||||||||||
Мои обязанности в семье и обществе | |||||||||||||
Семья | |||||||||||||
История семьи | |||||||||||||
Знание домашнего адреса и телефона | |||||||||||||
Знание имен отчеств родителей | |||||||||||||
Профессия родителей | |||||||||||||
Родственные связи | |||||||||||||
Детский сад | |||||||||||||
Я активный член коллектива | |||||||||||||
Самостоятельно определить маршрут от дома до детского сада на план-схеме и в пространстве | |||||||||||||
Вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; знают особенности профессии; может | |||||||||||||
Особенность профессии повар, медсестра, воспитатель, помощник воспитателя | |||||||||||||
Называет объекты, улицы, находящиеся в микрорайоне детского сада | |||||||||||||
Родной город | |||||||||||||
История улицы, родного города, традициях родного города | |||||||||||||
Символика города, области | |||||||||||||
Достопримечательности города | |||||||||||||
Народные промыслы Оренбургской области (пуховый платок, Уральская роспись, яшма). | |||||||||||||
Мир природы родного края | |||||||||||||
Национальности проживающие в городе, особенности культуры, традиции, костюмы | |||||||||||||
Произведения местных поэтов, художников | |||||||||||||
Родная страна | |||||||||||||
Родной край | |||||||||||||
Москва – столица России | |||||||||||||
Ю.А. Гагарин и другие герои космоса | |||||||||||||
Народные праздники и традиции | |||||||||||||
Наша армия | |||||||||||||
Знания о Российской армии | |||||||||||||
Наша планета | |||||||||||||
Принадлежность к человеческому обществу | |||||||||||||
Элементарные представления о свободе личности | |||||||||||||
УМЕНИЯ, НАВЫКИ | |||||||||||||
Участвовать в создании развивающей среды в ДОУ (мини- музеев, библиотеки, выставок и т.п.) | |||||||||||||
Участвовать в преобразовании участка детского сада (создание цветника, огорода и т.д.) | |||||||||||||
Владеет навыками уральской росписи | |||||||||||||
Самостоятельно принимать решения адекватные возрасту по охране окружающей среды | |||||||||||||
Использует народный фольклор в самостоятельной деятельности |
Карта освоения программы «Мой Оренбургский край» (Подготовительная группа 6-7 лет)
Расширенное содержание раздела «Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу»
Воспитатель:_______________________________________________________
Группа:______________________________________________
Дата________________________________
ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ | Фамилия, имя ребёнка | ||||||||||||
ПОБУЖДЕНИЕ | |||||||||||||
Образ Я | |||||||||||||
Уважение к людям разных национальностей и их обычаям | |||||||||||||
Уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов | |||||||||||||
ЗНАНИЯ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ | |||||||||||||
Образ Я | |||||||||||||
Изменение позиции человека с возрастом | |||||||||||||
Я в прошлом, настоящем и будущем | |||||||||||||
Мои обязанности, прежде всего в связи с подготовкой к школе | |||||||||||||
Семья | |||||||||||||
История семьи | |||||||||||||
Знание домашнего адреса и телефона | |||||||||||||
Знание имен отчеств родителей | |||||||||||||
Профессия родителей | |||||||||||||
Родственные связи | |||||||||||||
Детский сад | |||||||||||||
Я активный член коллектива | |||||||||||||
Безопасный маршрут от дома до детского сада (ориентировка на карте – схеме) | |||||||||||||
Вежливо обращаться по имени отчеству к педагогам; знают особенности профессии | |||||||||||||
Родной город | |||||||||||||
История улицы, родного города, области, традициях родного города | |||||||||||||
Символика города, области | |||||||||||||
Достопримечательности города | |||||||||||||
Народные промыслы Оренбургской области (пуховый платок, Уральская роспись, яшма). | |||||||||||||
Мир природы родного края | |||||||||||||
Национальности проживающие в городе, особенности культуры, традиции, костюмы | |||||||||||||
Родная страна | |||||||||||||
Родной край | |||||||||||||
Достопримечательности своего региона | |||||||||||||
Флаг, герб, гимн России; | |||||||||||||
Москва – столица России; Оренбург- центр области | |||||||||||||
Ю.А. Гагарин и другие герои космоса | |||||||||||||
Наша армия | |||||||||||||
Знания о Российской армии | |||||||||||||
Наша планета | |||||||||||||
Множество стран на земле | |||||||||||||
Принадлежность к человеческому обществу | |||||||||||||
Элементарные представления о свободе личности | |||||||||||||
УМЕНИЯ, НАВЫКИ | |||||||||||||
Участвовать в создании развивающей среды в ДОУ (мини- музеев, библиотеки, выставок и т.п.) | |||||||||||||
Участвовать в преобразовании участка детского сада (создание цветника, огорода и т.д.) | |||||||||||||
Изготовление украшений, пуховых изделий, использования Уральской росписи | |||||||||||||
Самостоятельно принимать решения адекватные возрасту по охране окружающей среды Оренбургской области |
МДОАУ «Детский сад №79 «Аистёнок» г. Орска»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа дополнительного образования «Приобщение детей к истокам народного творчества Оренбургского края»
Программа предназначена для детей школьного возраста....
Рабочая программама " Первые шаги к прекрасному"
Рабочая программа по изодятельности " Первы шаги к прекрасному...
Дидактическая игра "Деревья Оренбургского края."
Дидактическая игра "Деревья Оренбургского края" - это комплект математических пазлов с цифрами от 1 до 10, на которых изображены деревья (или фрагменты деревьев), произрастающие в Оренбургск...
"Мой Оренбургский край"
Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а живя в городе, селе, он постоянно с гордост...
«Оренбургский край, край родных берез, тополиный край»
laquo;Оренбургский край, край родных берез, тополиный край»...
Конспект занятия "Любимый ты, наш край. 10 чудес Оренбургского края"
Конспект занятия предлагается в помощь воспитателям для знакомства старших дошкольников с достопримечательностямиОренбургского края"....
Комментарии
Интерессная программа.
Интерессная программа.