Программа дополнительного образования «Приобщение детей к истокам народного творчества Оренбургского края»
рабочая программа по теме
Программа предназначена для детей школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
naronoe_tvorchestvo_rodnogo_kraya.doc | 117 КБ |
Предварительный просмотр:
“Утверждаю”
Директор МКУСО «Социальный приют
«Лучик»
_________ Г. А. Ибрагимова
ПРОГРАММА
«Приобщение детей к истокам народного творчества Оренбургского края»
Воспитатель:
Мананкова А. Ю.
г. Оренбург, 2012 г
СОДЕРЖАНИЕ:
- Паспорт программы 3
- Пояснительная записка 4
- Содержание программы 5
- Планирование работы по блокам 9
- Ожидаемые результаты 14
- Список использованной литературы 16
1. Паспорт программы:
- Название программы:
«Приобщение детей к истокам народного творчества Оренбургского края»
- Организация, на базе которой реализуется программа: «МКУСО «Социальный приют «Лучик»
- Цель программы: Формировать у детей первоначальные представления о культуре, творчестве родного края;
- Сроки реализации – один год.
- Возраст детей от 3 до 7 лет.
- Источники финансирования – реализация программы осуществляется за счет финансирования сметы, расходуемой приютом, а также за счет добровольных пожертвований спонсоров.
2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Социальная реабилитация детей осуществляется через реализацию программы «Приобщение детей к истокам народного творчества Оренбургского края», на основе разработанной и принятой на базе приюта программы “Истоки”.
Актуальность программы заключается в необходимости в современных условиях через культурные традиции своего народа воздействовать на умы и сердца подрастающего поколения с целью приобщения детей к неиссякаемому роднику народной мудрости.
Создание программы продиктовано потребностью детей дошкольного возраста знать жизнь, культурные традиции, народное творчество и сферу жизнедеятельности своих земляков – оренбуржцев.
Выбранный возраст – дети дошкольного возраста - не случаен. Данной возрастной категории требуется помощь первоначально, так как обуславливается не только поступлением в новую социальную среду, но и в первый класс, где от ребенка требуется внимание, усидчивость, дисциплина, определенные навыки и умения соответствующие возрасту.
Программа является комплексной, состоит из отдельных разделов и позволяет осуществлять реабилитацию ребенка, включая его в комплекс мероприятий, направленных на формирование и развитие социально-полезных навыков и умений.
Несмотря на внутреннюю связь разделов программы, каждый из них может быть реализован автономно, поскольку содержит богатый материал для воспитательно-образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Направление данной программы осуществляется, главным образом, комплексом мероприятий по формированию у детей первоначальных представлений о культуре и творчестве своего народа с учетом индивидуальных особенностей, склонностей, интересов, возможностей каждого воспитанника.
Программа предназначена для детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет, находящихся в приюте.
Цель программы: формировать у детей первоначальные представления о культуре, творчестве родного края;
Задачи программы:
- воспитание любви к своей малой Родине;
- развитие творческих способностей, коммуникативных навыков, нравственных качеств воспитанников;
- формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
- сохранение психического и физического здоровья ребенка через создание благоприятного микроклимата в детском коллективе и экскурсии за пределы образовательного учреждения;
- формирование нравственных взглядов, убеждений, идеалов, определяющих повседневное поведение человека, осуществляется в условиях морального выбора в поведении и деятельности;
Принципы построения программы:
- Планомерности – планирование работы на основе календаря «Круглый год», дающего возможность освоить ориентиры во времени, используемые нашими наблюдательными и мудрыми предками.
- Систематичности – на каждый месяц предусмотрено планирование комплекса мероприятий, количество которых составляет 2 занятия.
- Учёта возрастных особенностей.
- Учёта половых особенностей.
- Наглядности.
- Познавательной активности – практическое исследование.
- Повторения – игры повторяются в нескольких занятиях, планирование сквозное: изобразительная деятельность, народные игры, экскурсии и другое.
- Комплексности в постановке и решении задач эстетического, нравственного, интеллектуального и трудового воспитания, а также интегрированности дошкольных видов деятельности и областей знаний (особенно на мероприятиях как организованной форме обучения с включением произведений фольклора, народных игр, хороводов, актуальной и доступной познавательной информации по проблеме).
Содержание программы «Народное творчество Оренбургского края» включает:
- Фольклор как богатейший источник познавательного и нравственного развития детей: сказки, потешки, считалки, загадки, поговорки пословицы, заклички, частушки.
- Народные праздники и традиции – как средство выражения национального характера и как яркая форма отдыха.
- Народное искусство – развивает вкус, бережное отношение к материальным ценностям, созданным предшествующими поколениями.
- Народные игры – как умение преодолевать трудности, умение постоять за себя и за справедливость, как залог полноценной душевной жизни ребёнка в будущем.
Содержание программы реализуется, прежде всего, через организованную форму обучения – мероприятия.
Расширение кругозора детей проходит в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Взаимодействие с детьми предполагает форму сотрудничества и партнёрства.
Виды и формы проведения мероприятий разнообразны:
- познавательные беседы;
- практические занятия,
- театрализованные представления,
- экскурсии,
- викторины,
- досуги,
- целевые прогулки по улицам города,
- развлечения,
- праздники,
- мини-выставки,
- посиделки.
Принципы построения занятий помогают решению задач программы в соответствии с местными условиями и особенностями детей:
- Отбор знаний, наиболее доступных и актуальных для ребёнка данного возраста;
- Дифференцированный подход к детям, учёт их психологических особенностей, возможностей и интересов;
- Рациональное сочетание разных видов деятельности, интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- Развивающий характер обучения, основанный на детской познавательной активности;
- Деятельностный подход.
Предлагаемое сквозное планирование помогает увидеть систему работы по определённой теме, наиболее точно определить задачи, выстроить структуру мероприятия. Кроме того, подобрать необходимые приёмы и методы.
На основе полученных знаний и умений, а также наблюдений, дети получают возможность проявить самостоятельность и творческий подход в изобразительной деятельности.
На мероприятиях разучиваем новые и закрепляем уже знакомые русские народные игры, слушаем народные песни и колыбельные, водим хороводы, поём частушки.
Мероприятия проводятся во второй половине дня, временные рамки, которых не превышают 20 минут.
В вечернее время проводятся сюжетно-ролевые и дидактические игры.
Организуются занятия по изобразительной деятельности (рисование, лепка, аппликация) и конструированию.
Наиболее действенные способы - наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми познаний. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.
Выше перечисленные методы и формы работы осуществляются по годовому и квартальному планам.
4. ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО БЛОКАМ
По программе «Народное творчество Оренбургского края»
Цикл мероприятий по ознакомлению детей с устным народным творчеством Оренбургского края
№ 1 Беседа-рассказ «Что такое устное народное творчество»
Цели и задачи:
- познание нашего края через произведения фольклора, использование возможностей литературы родного края для приобщения к самообразованию;
- знакомство с устным народным творчеством Оренбургского края (песни, сказки, пословицы, поговорки),
- воспитание чувства уважения к жанру устного народного творчества родного края,
- развитие активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира детей.
№ 2 Беседа с элементами игры «Виды устного народного творчества»
Цели и задачи:
- учить различать виды устного народного творчества;
- развивать интерес к народному творчеству Оренбургского края;
- воспитывать интерес к устному народному творчеству своих земляков;
- развитие активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира детей.
№ 3 Беседа-обсуждение «Что мы знаем об устном народном творчестве родного края»
Цели и задачи:
- осмысление содержания жанров устного народного творчества, созданных оренбуржцами;
- личностное восприятие устного народного творчества родного края;
- повторение знакомых жанров народного творчества;
№ 4 Беседа с элементами продуктивной игры «В стране устного народного творчества»
Цели и задачи:
- воспитывать чувство уважения к жанру устного народного творчества Оренбургского края.
- обобщить знания детей об устном народном творчестве родного края.
- развивать речь, навыки логического мышления, воображения.
№ 5 Итоговое мероприятие «Кладовая устного народного творчества Оренбургского края»
Цели и задачи:
- обобщить знания детей по теме "Устное народное творчество родного края",
- учить различать виды устного народного творчества,
- развивать языковую наблюдательность, мышление, память, речевые способности, внимание.
- Чтение сказок оренбургских писателей:
1. «Лиса - лисонька»
2. «Кот и мыши»;
3. «Сказ о народе русском»;
4. «Коза, кот и воробей»;
5. «Уральская зима»;
Цели и задачи:
- знакомство со сказками оренбургских писателей;
- осмысление содержания сказок родного края;
- воспитывать чувство уважения к жанру устного народного творчества Оренбургского края;
- познание нашего края через произведения фольклора, использование возможностей литературы родного края для приобщения к самообразованию;
- развивать языковую наблюдательность, мышление, память, речевые способности, внимание.
2. Казачий фольклор.
Разучивание песен, стишков, потешек, скороговорок, поговорок, закличек (Котик мой ласковый, «Здравствуй, солнышко – колоколнышко!» «У бабушки в деревне» «Приглашаем в гости к нам» «Шутку шутить – людей насмешить» и другие)
Цели и задачи:
- формирование национального самосознания, уважительного отношения к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать как бесценную сокровищницу;
- познание нашего края через произведения фольклора, использование возможностей литературы родного края для приобщения к самообразованию.
3. Беседа-рассказ Из истории Оренбуржья «Пуховый платок»
Цели и задачи:
- воспитывать любовь и уважение к истории города, его традициям и символам,
- формировать знания детей о традициях родного края.
- обогащать словарь детей.
- формирование национального самосознания, уважительного отношения к национальному наследию, стремление сохранять и обогащать как бесценную сокровищницу;
Цикл мероприятий по ознакомлению детей с традициями города Оренбурга
№ 1 Беседа с элементами игры «Машино утро»
№ 2 Беседа-обсуждение «В гости к бабушке Матрене»
№ 3 Беседа с элементами продуктивной игры «Бабушкины любимцы»
№ 4 Литературная викторина «Солнышко, покажись!»
№ 5 Экскурсия «В гости к хозяюшке»
Цели и задачи:
- активизировать в речи детей потешки, прибаутки родного края;
- поддерживать положительное отношение к народному творчеству своих земляков,
- воспитывать любовь и уважение к истории народной культуры;
- формировать знания детей о традициях русского народа.
Цикл мероприятий по ознакомлению детей с народными праздниками Оренбургского края
- Народные праздники – День медведя, День воды, День Солнца.
- знакомить детей со старинными обычаями, традициями, праздниками Оренбургского края.
- воспитывать любовь и уважение к истории родного края,
- формировать знания детей о традициях своих земляков - оренбуржцев.
5. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ответ ребенка раскрывает степень усвоения знаний и речевых умений. Но на занятии широко, развернуто могут оцениваться ответы лишь некоторых детей.
Результативность и эффективность работы по программе «Народное творчество Оренбургского края»
Основными критериями результативности являются:
- проявление у ребёнка познавательного интереса к культуре и творчеству родного края:
- задаёт познавательные вопросы (почему? зачем? как?);
- владеет элементарными навыками их использования для реализации своих познавательных интересов и потребностей;
- обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждение «потому что»;
- стремится к упорядочиванию, систематизации фактов и представлений.
- желание активно участвовать в народных праздниках, развлечениях, играх, ярмарках своего города;
- умение и желание импровизировать в детских видах деятельности на тему народного творчества Оренбургского края;
- применение полученных знаний в жизни через отражение детьми в продуктивных видах деятельности своего отношения к народному искусству родного края;
- творческая активность и самостоятельность дошкольников при проведении детских праздников, выставок, развлечений.
- формировать интерес и эмоциональный отклик на предметы декоративно-прикладного искусства, казачий фольклор и сказки оренбургских писателей;
- активно участвовать в народных и сюжетно-ролевых играх с использованием предметов, в театрализованной деятельности;
- проживать яркие события в соответствии с народным календарем.
Результатами проведенной работы являются:
- Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, казачьего фольклора.
- Умение играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
- Знание сказок, рассказов, стихотворений оренбургских писателей.
- Осмысленное и активное участие детей в народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи).
- Бережное отношение к предметам быта, произведениям народного творчества родного края.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникин В. П. К мудрости ступенька. О русских песнях, сказках, пословицах, загадках, народном языке: Очерки. - М.: Дет. лит., 1988.
2. Берёзовая карусель: Русские народные детские игры и хороводы /Сост. Г.Науменко. - М.: Дет. лит., 1980.
3. Библиотека казачьего фольклора. / Сост. Ф.М.Селиванов. - 1988.
4. Генкин Д.М. Массовые праздники. - М.: Просвещение, 1975.
8. Жарков А.Д. Организация культурно-просветительной работы. - М.: Просвещение, 1989.
8. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. - М.: Профиздат, 2002.
10. Конович А.А. Театрализованные праздники и обряды. - М.: Высшая школа, 1990.
15. Прекрасное - своими руками: Народные художественные ремёсла /Сост. С.С.Газарян. - М.: Дет. лит., 1989.
17. Розанова Е.Г. Праздники в детском саду и дома: Сценарии, викторины, игры. - М.: РОСМЭН, 2000.
18. Оренбург – мой славный город. М. Забылин. – С.: «Соратник», 1992.
21. Суглобов Г.А. О обычаях и религиозных обрядах. - М.: 1987.
27. Шевчук Л.В. Дети и народное творчество. М.: Просвещение, 1985.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приобщение детей к истокам народного творчества
Формирование у детей дошкольного возраста базиса культуры на основе знакомства детей с русским народным творчеством, традиционными народными праздниками....
Формирование социокультурных навыков на основе приобщения к истокам народного творчества и толерантного отношения к жителям родного края.
В последнее время часто возникают дискуссии мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Поэтому в своей рабо...
Программа дополнительного образования по приобщению детей к истокам народной культуры "Солнышко"
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 1 «Смоляночка» ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола УТВЕРЖДЕН...
Конспект тематического музыкального занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам народного творчества « Звуки осеннего леса»
Развивать слух. эмоции, ЗНАКОМСТВО С САМЫМИ ПРОСТЫМИ НАРОДНЫМИ ИНСТРУМЕНТАМИ...
Конспект праздника с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по приобщению детей к истокам народного творчества «Приглашаем мам на Масленицу»
Приобщаем детей Русским традициям и истории ,используя обычаи ..и народные ,игры...
Педагогический проект «ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ К ИСТОКАМ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОДУКТИВНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» «МАСТЕРА ЗЕМЛИ РУССКОЙ»
Именно народное искусство в силу своей специфики, способствует глубокому воздействию на мир ребенка, обладает нравственной, эстетической, познавательной ценностью. Нам необходимо научить мал...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Горница» по приобщению детей к истокам русской народной культуры
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 56 «Северяночка»...