«Оренбургский край, край родных берез, тополиный край»
план-конспект занятия (старшая группа)

Лебедева Марина Михайловна

«Оренбургский край, край родных берез, тополиный край»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл meropriyatie.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

«Оренбургский край, край родных берез, тополиный край»

Цели мероприятия:

-обобщить знания детей о родном крае;

-развивать чувство гордости за свой «богатый» край;

-воспитывать чувство любви к своей родине.

Оборудование: карта Оренбургской области, рисунки животных, картины о природе(степь весной, лес и его обитатели).

Оформление: картины о природе, пословицы.

Ход беседы.

Предложить детям прочитать стихотворение З. Александровой «Родина».

Ребенок: Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

Ребенок: А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Где недавно был каток,

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь от маков красная, золотая целина

Дети(хором):

Родина бывает разная, но у всех она одна.

Ребенок: Побегут в моря воды вешние,

Зацветет земля, сердце радуя,

Ах ты, Русь моя, песня нежная,

 Сторона моя ненаглядная

(Звучит песня «Посмотри, как все красиво!»)

Свой рассказ я хочу посвятить Оренбуржью. Россия, Русь, Отчизна, Родина, родной оренбургский край! У каждого человека он свой, но у всех нас есть единая страна, в которой мы живем. Это Россия! Она, как мать ,родная, для всех одна. Нужно беречь ее и защищать леса, поля, реки, животный и растительный мир. У писателя Пришвина есть замечательные слова: «Рыбе нужна вода-будем охранять наши водоемы! Животным нужны лес, степь, горы-будем беречь лес, степь, горы! Рыбе-вода, птице- воздух, животным- лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу, значит охранять Родину».

Ребенок: Мой росточек маленький, живи!

Собирай в траве искринки солнца.

Разыщи ромашки у колодца,

Их погладь тихонько и не рви.

Мой сыночек маленький, смотри!

Облака смешно играют в прятки,

Ветерок бежит-сверкают пятки,

Мой сыночек маленький, смотри!

Чтобы любить и защищать природу, нужно ее знать, не зря ведь говорится в пословицах:

«На родной сторонушке рад своей воронушке»,

«Народной сторонушек и камешек знаком»,

«Каждому свой край сладок!»

Сегодня мы узнаем много нового о родном крае. Но сначала проведем викторину.

1.Как называется область в которой мы живем? (Оренбургская)

2.Какой город является областным центром? (Оренбург)

3.Сколько лет исполнилось Оренбургу?(с1743г.)

4.В каком районе мы живем? (Акбулакском)

5.Как называется наш районный центр и сколько ему лет? (Акбулак с 1904 г.)

6.Как называется село в котором мы живем и сколько ему лет?(Сагарчин, 1905)

Рассказ воспитателя об Оренбургской области.

Наша Оренбургская область расположена на Южном Урале. Ее соседями являютя Челябинская, Саратовская, Самарская области, Казахстан, Татарстан, Башкортостан. Природная зона, где мы живем, лесостепная и степная.

По ее территории текут 290 рек, но самыми крупными считаются такие реки: Урал, Самара, Сакмара, Илек, Тобол. Есть много подземных и минеральных вод, а болот и озер мало.

В нашей области есть крупные города: Оренбург, Орск, Новотроицк, Бузулук, Бугуруслан, Медногорск. А еще Кувандык, Сорочинск, Абдулино, Гай и другие. Крупные районные поселки: Акбулак, Илек, Тюльган, Саракташ, Светлый, Адамовка и др.

Богат и разнообразен природный мир нашей области. Есть у нас прекрасный Бузулукский бор, в котором так легко дышится, ведь в нем растут сосны, 26 видов кустарников, много трав, есть и лекарственные. В лесах и степях области растут деревья: дуб, липа, клен, осина, береза, осина, тополь, вяз, карагач; кустарники: орешник, калина, смородина, вишня, шиповник, чилига, сирень и др. Вдоль дорог посажены лесополосы.

Мало лесов в нашей области, но они защищают воду и почву нашего края. Их надо беречь, в них водятся много разных животных, среди которых есть и исчезающие виды: дрофа, сайгак, лебедь.(Показ иллюстраций).

В степях живут суслики, хомяки, тушканчики, зайцы, сурки, перепелки, волки, лисы, хорьки… В лесах нашей области есть куницы, белки, лоси, косули, зайцы, рыси, кабаны…В гости заходят и медведи.(Показ иллюстраций).

Хищными птицами в нашем краю являются: беркуты, филины, совы. Они защищают поля от грызунов.На территории нашего села водятся такие птицы: дрозды, скворцы грачи, удоды дятлы, поплзни, совы,орлы, много воробьев и других мелких птиц.

Вреках и озерах есть много рыбы: карась, окунь, карп, сазан, щука, сом, окунь, судак. В наших водоемах ловят рыбу и местные жители и приезжие.

На землях нашего края можно увидеть: жаб, лягушек, змей, ящериц. Ядовитая гадюка тоже водится.(Показ иллюстраций).

Еще в нашем краю много природных памятников: скала « Верблюд» (Светлинский район), «Боевая гора» (Соль-Илецкий район), 300летняя сосна (Бузулукский бор) 500летняя лиственница(Адамовский район),Дубовая роща (Саракташский район), Коскольские озера, на дне одног есть слой льда и многолетняя мерзлота.(Беляевский район).

Область богата полезными ископаемыми, их 70 видов. Основными являются: соль(Соль Илецк), нефть (Бузулук, Бугуруслан), газ (Оренбург), железная и медная руда (Медногорск), мел (Акбулак), глина, песок, известняк.

Есть села с казахскими названиями: Ак-Булак(Белый родник),Кара-Кудук(черный колодец), Кара-Сай (черная река),  Сара-Камыш(желтый камыш), Жулдуз(звезда)Кара-Гач (черное дерево).

И в заключении я хотела бы вас познакомить со стихами наших местных авторов. Это Наталья Волоснова, Наталья Храмцова, Петр Терновский,Раиса Мигалатий, Иван Пчелкин.

Счастье.

Заболела душа. Заметалась, как птица. 
Выжгло солнце пожаром 
Цветущую степь. 
Здесь мне выпало счастье 
Однажды прижиться 
И об этом потом никогда
Не жалеть.
Здесь по жёлтому полю
Белеют ромашки, 
Фиолетоворозов 
Татарника цвет.
Тополя хороводят в 
Зелёных рубашках…
И прекраснее края, помоему, нет…
 Наталья Волоснова


Сагарчинская степь.


Степь моя широкая,
Знойная земля
Зарево восхода,
Море ковыля.
Плеск волны ленивой,
Запахи дождя,
А в глубоком небе
Голос журавля.
Умирать не надо,
200 лет живи.
Смотри, вдыхай и слушай
Музыку степи… Петр Терновский


Тюльпаны


Возвращаются тюльпаны
Снова раннею весной, 
Разольются морем ярким 
На планете голубой. 
Я хочу, чтоб их не рвали,
Люди берегли цветы, 
На тюльпаны лишь смотрели, 
Как на символ красоты. 
Сохраним дары природы

Сохраним их на века, 
Чтоб любовь была с цветами
И не вяла никогда. Иван Пчёлкин


Берёза краса.


Облетело золото берёз.
А поутру молодой мороз
Инеем их ветви обрядил,
Красотой Венеры наградил,
А с лучами утренней зари
Налетели чудоснегири.
И в ветвях пушистых запорхали,
Иней серебристый осыпали.
Так, резвясь, осыпали весь иней.
Землю он накрыл вуалью синей. Раиса Мигалатий


Дети читают стихи.


Мир полон красок, радости и счастья, 
Но край родной милей всего,
И как приятно возвращаться
Под крышу дома своего.
Край родной! Ты с малых лет всегда со мной!
Милый край! Лесной, сиреневый, грибной,
Для меня поют здесь песни соловьи,
Для меня журчат весенние ручьи.
Земля моих отцов,
Земля родных людей,
Любовь моя, забота и награда.
Наверно, земли есть
И краше и теплей…
Наверно, есть…
Но мне других не надо.

Итог занятия:
Что нового вы узнали на занятии?
О чём расскажете своим родным, друзьям?
Рефлексия «Ладошки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя Родина Россия, край родной мой – Тульский край. Итоговое занятие в подготовительной группе.

Воспитывать у детей любовь к Отчизне, развивать чувство гордости за достижения туляков в истории Российского государства....

Календарно - тематическое планирование в старшей группе на тему: "Люблю тебя, мой край родной! Юбилей Красноярского края".

Календарно - тематическое планирование в старшей группе детского сада по теме "Люблю тебя, мой край родной!"...

Проект «Оренбургский край родной»

С самого раннего возраста необходимо формировать чувство любви и уважение к тому месту, где живёт ребёнок. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных...

Проектная деятельность "Оренбургский край родной"

С самого раннего возраста необходимо формировать чувство любви и уважение к тому месту, где живёт ребёнок. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из самых актуальных зада...

Проект "Оренбургский край родной"

Проект "Оренбургский край родной"...