Проект по народным традициям в подготовительной группе
проект (подготовительная группа) на тему

Елена Сергеевна Ефремова

вашему вниманию предлагается краткая программа проекта по традициям и сценарий праздника "Осенины"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_2012-2013.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий долгосрочный проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с русским фольклором

Приобщение дошкольников к русской народной культуре

Актуальность темы проекта заключается в необходимости формирования духовного мира ребенка, живущего в мире ценностей более материальных, чем духовных. Необходимо развивать у таких детей коммуникативные навыки, создавать атмосферу непринужденности и комфорта необходимо с дошкольного возраста. Реализация такой системы невозможна без традиционной национальной культуры. Знакомство с обрядами и фольклорными произведениями (сказками, потешками, прибаутками) дает ребенку возможность не только узнать о жизни, обычаях наших предков, но и воспитывает их внутреннюю культуру на примере отношений, норм поведения содержащихся в фольклорном материале, а также способствует развитию творческой активности. Решая вопрос о развитии социального поведения и общения детей-дошкольников, поиск новых технологий помог найти интересный эффективный подход к решению этой проблемы. В основе технологии использования фольклорной деятельности в социальном и нравственном развитии детей лежит воспитание эмоциональной сферы, духовности, коммуникативных навыков, творческих способностей и позволяет ребенку успешно адаптироваться в окружающем обществе.

По доминирующему методу данный проект следует отнести к категории – творческий проект. Он построен на фольклорном материале, содержащем в себе общественные культурные ценности.

Цель данного проекта:

  •  приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам Руссой народной   культуры, ее наследию
  •  формирование чувства любви и добра
  •  воспитание патриотизма
  • воспитание творчески развитой личности через активацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской народной культуре

Задачи:

  • познакомить с обрядовыми праздниками, их традициями и обычаями, с таинственным языком символических образов народного декоративного искусства
  • прививать любовь к традиционным праздникам, развивать понимание названий праздников
  • формировать у детей эмоциональную отзывчивость и интерес к народному творчеству
  • показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах
  • воспитывать интерес к историческому прошлому своего народа, желание и умение применять полученные знания в продуктивном творчестве

Участники: дети подготовительной группы, родители воспитанников, педагоги группы.

Разделы программы, содержание которых включено в проект: изобразительная деятельность, игровая деятельность, музыкальная деятельность, занятия по ознакомлению с окружающим миром, конструирование, ручной труд.

Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • подбор исторической литературы
  • подбор произведений русского народного творчества
  • подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки)
  • подготовка материала для продуктивной деятельности
  • подвижные, дидактические игры
  • выставки книг, рисунков, поделок
  • создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты)

Ожидаемый результат

  • Участие в проекте детей разновозрастных групп и коллектива педагогов позволит воспитать у детей опыт общения, поведения и обогатит новыми впечатлениями.

  • В результате совместной творческой деятельности у детей сформируются коммуникативные навыки, появится уверенность в своих силах и способности к творчеству.

Данный проект рассчитан на весь учебный год и включает в себя 4 мини-проекта, которые объединены одной общей целью: «Осенины», “Пришла коляда накануне Рождества”, “Широкая Масленица ты с чем пришла” и “Пасхальный фестиваль”.

Осенины

Данный творческий проект является мини-проектом долгосрочного проекта по ознакомлению детей с русской культурой.

Он включает в себя: 2 части непосредственно-организованной деятельности «Путешествие в прошлое», индивидуальные и подгрупповые репетиции; фольклорный досуг.

В I части осуществляется подготовительный этап проекта: формулируется проблема: Для чего? Зачем? А хотите узнать?; планируется дальнейшая деятельность (взаимодействие детей и сотрудников - подготовка фольклорного досуга, помощь семьи в поиске необходимой информации и пополнении развивающей среды предметами старины); происходит погружение в игровую ситуацию («путешествие в прошлое»- знакомство с деревенской избой, предметами быта, русским народным костюмом; рассматривание иллюстраций, слушание музыки по теме, беседа).

II практическая часть – это непосредственная работа над проектом: разучивание песен, хороводов, обыгрывание «капустницы», русские народные игры. Второй этап проекта направлен на развитие познавательной активности, творческих способностей, художественно-эстетического вкуса детей, на формирование коммуникативных навыков, воспитание духовности и патриотизма.

III заключительный этап проекта – презентация в форме творческого отчета – фольклорный досуг «Капустная вечеринка».

В зал, оформленный в стиле русской избы,  под русскую народную мелодию заходят несколько мальчиков и все девочки

Ведущая: Здравствуйте гости дорогие, желанные! Рады видеть вас в нашей деревенской избе. На улице холод и дождь, а в доме тепло и уютно. А сколько стен у дома? Правильно, четыре. А где четыре стены – там беды не страшны!

  А еще говорила на Руси: «Гость на порог - и счастье в дом». Поэтому наша добрая песня для наших гостей

Песня «Добрый день»

Ведущая: а кто же в этом доме хозяин. Ведь без хозяина дом -  сирота! А хозяюшка в  дому, что оладушек в меду: сама прибирает, сама угощает, одним – одна за все отвечает.

Появляется Хозяйка

Хозяйка: А вот и я! Здравствуйте, детки, здравствуйте, гости дорогие! (кланяется) Семья у меня большая, детушки ладные. Песни поют складные… А все ли в сборе? Есть у меня ствол, на стволе ветки. А где же мои детки? Сейчас проверим…

Хозяйка собирает детей под песню «Вишенка»

Хозяйка: Вот теперь все в сборе! Семья вместе – так и душа на месте! (предлагает детям сесть на стульчики). Сегодня праздник, а от дел не уйдешь.. коровушку накорми, подои. Курочкам пшена насыпь. Да и печку растопить надо, хлебушек испечь, а потом все прибрать в доме. Ох тяжела моя забота!

Ведущая: А помощников-то сколько! На то она и семья, чтоб друг другу помогать!

Хозяйка: И то правда! Только трудом держится дом! Сейчас распоряжусь: ты, Дашенька, Иди рубашку брату сшей. Ксюшенька, душенька, водицы в дом принеси да кашку свари. А ты, Викушка, сестрице своей помоги: ухват почисти да в горячую печь горшок поставь. Настеньке тесто пора раскатать, а потом пирогов напечь. А пока тесто месится, Кирюша и Матюша дровишек привезут, огонь в печи разожгут. Артем коня отведет подковать. Викуля в доме приберется, Машенька в ступочке маслице собьет. А Диана за маленьким братом последит, покачает его в зыбочке.

Дети рассаживаются на лавочки

Хозяйка:   Да, девицы, правду говорят в народе: дом вести – не головой трясти, все надо припасти. Ой, Дашуля, Дашуля, что шьешь не оттуля?

1–я девочка: Да я, матушка, еще пороть буду!

Хозяйка: Смотри, поспешишь – людей насмешишь!

2-я девочка: Знаем, знаем: семь раз отмерь – один раз отрежь!

3-я девочка: Домом жить – обо всем тужить!

4-я девочка: А еще говорят: летом полежишь, зимой с сумой побежишь!

Хозяйка: Верно говорят, ведь лето – припасиха, а зима – прибериха! Вот и мы здесь собрались, чтобы капусты на всю зиму напасти да пирогов с капустой напечь.

5-я девочка: Верно, матушка, ведь не красна изба углами, а красна пирогами!

Раздается стук в дверь. Заходит Даниловна и остальные мальчики

Даниловна: Много ль вас, не надо ли нас?

Хозяйка: Заходите, заходите, гостями будете!

Даниловна: Услыхали, что у вас капустник, вот и заглянули к вам на огонек.

Хозяйка: Просим в избу! Красному гостю – красное место! Милости просим! Нежданный гость лучше жданных двух! Кто ж вы такие будете?

Мальчики все вместе: Мы потешники-пересмешники! Неразлучные друзья-товарищи!

1-й мальчик: Вот вам, девицы, пряники печатные, конфеты сахарные!

Дарит угощение

2-й мальчик: Живи, изба, здорово, живи богато. Дай тебе Боже, что и нам тоже!

3-й мальчик: Жить поживать и добра наживать! Без зла, без вихря, без великого лиха!

Хозяйка: (кланяется) Спасибо, гости дорогие, на добром слове! Проходите, изба большая, всем места хватит!

4-й мальчик:

 Если  есть в лесу цветы –

Будет и поляночка!

Если есть в избе девчата –

Будет и гуляночка!

Танец «Светит месяц»

Хозяйка:  Хорошо в избе, печка топится, дело спорится за веселым рассказом. А расскажу-ка вам сказку… думает  Рассказать вам сказку про гуся?

Дети: ДА!

Хозяйка: а она уже и вся! А вот еще сказка: жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на том колу мочало. Не начать ли сказочку сначала? Еще хотите сказочку?

Дети: ДА!

Хозяйка: Жил-был старик, у старика был колодец, в том колодце жил елец -  тут и сказочке конец!

Даниловна: А я страсть как люблю загадки загадывать. Вот и вам предлагаю позагадывать.

Дети:

Вся в пупырышках одежда,

Он зеленый, крепкий, свежий.

В общем парень молодец

Догадались? (огурец)

Не шит, не кроен,

А весь в рубцах.

Без счету одежек,

А все без застежек (капуста)

Знаешь ноты фа и соль?

Получается (фасоль)

Я красивый, золотой,

Но бываю очень злой:

Коль рубить меня возьмешься,

Весь слезами ты зальешься.  (лук)

Я рассыпчата, вкусна,

Взрослым, детям – всем нужна.

Можно жарить и варить,

Можно в суп положить

Лишь сними с меня одежки

 И наешься ты  (картошки)

Танец «Картошка»

Даниловна: Ну хватит пляски плясать, да загадки загадывать! Там, где песня льется, веселей живется!

Дети исполняют частушки.

Хозяйка: А еще на таких вечеринках, как наша, часто играли в игры. Давайте и мы поиграем.

Проводится игра «Горшок»

За печкой слышится грохот.

Хозяйка: Ой, кто это там? Вы слышали ребята?

Гаврила: Да это я, Гаврила! За печкой пригрелся, а вы меня разбудили…

Хозяйка: Выходи, Гаврила к нам!

Гаврила: Не хочу!

Хозяйка: Ребятки, позовите Гаврилу, только ласково!

Ребята: Гаврюша!

Гаврила: (показывается из-за печки) Аюшки!

Дети вместе с Хозяйкой: Где ты был?

Гаврила: У бабушки!

Дети: Что принес?

Гаврила: Оладушки!

Дети: Так где же они?

Гаврила: Так я их у дверей положил!

Хозяйка: Экий ты, Гаврюша, чудак!

Гаврила: А вы, детки, как?

Хозяйка: Подскажите, ребята, что надо с оладушками делать?

Дети: На тарелку положить, маслицем полить, а потом и съесть…

Гаврила: А! понял! (снова прячется)

Ребята: Гаврюша!

Гаврила: (показывается из-за печки) Аюшки!

Дети вместе с Хозяйкой: Где ты был?

Гаврила: У бабушки!

Дети: Что принес?

Гаврила: Лапти!

Дети: Так где же они?

Гаврила: Так я их на тарелку положил, маслицем полил, чтобы потом их съесть…

Хозяйка: Экий ты, Гаврюша, чудак!

Гаврила: А вы, детки, как?

Дети: А мы на ножки лапти надеваем и ходим!

Гаврила: А! понял! (снова прячется)

Ребята: Гаврюша!

Гаврила: (показывается из-за печки) Аюшки!

Дети вместе с Хозяйкой: Где ты был?

Гаврила: У бабушки!

Дети: Что принес?

Гаврила: Шапку!

Дети: Так где же она?

Гаврила: Так я ее на ноги надел и гулять пойду!

Хозяйка: Экий ты, Гаврюша, чудак!

Гаврила: А вы, детки, как?

Дети: А мы на голову надеваем и не мерзнем!

Гаврила: А! понял!

Хозяйка: Да ты, Гаврюша, и сам не лыком шит! Шутить умеешь!

Гаврила: Да я и сплясать могу!

Исполняется танец «Тверская кадриль»

Хозяйка: Пока мы пели да плясали, в игры разные играли, испеклись мои пироги с капустой. Да и капусты нарубили мы полную бочку -  на всю зиму хватит!  А давайте-ка мы с вами покажем, как пекли мы наши пироги.

 Игра «Печем пирожки»

Засучим рукава,

Вымоем руки.

Точим ножи (трут ребра ладоней друг о друга, произносят «вжик-вжик!»)

Рубим капусту (стучат ребром одной ладони по другой «тук-тук!»)

Просеиваем муку (выполняют движение «сито», произносят «шик-шик!»)

Разбиваем яйцо («Бум-чпок!»)

Сыплем соль и сахар («пыш-пыш!»)

Греем молоко (поднимают сцепленные перед собой руки до уровня груди: ш-ш-ш. дуют вниз на руки и опускают их)

Выливаем молоко («Буль-буль!»)

Дети перестраиваются в круг, берутся за руки, садятся на корточки. Поднимаются волной – изображают, как тесто поднимается. Хозяйка ходит по кругу, осаживая «тесто».

Дети: пузырюсь я и пыхчу,

          Жить в квашне я не хочу.

           Надоела мне квашня –

           Посадите в печь меня!

Хозяйка: Мы месили тесто так легко (дети имитируют движение – мнут воображаемой тесто кулачками)

         Поднималось тесто высоко (дети постепенно поднимаются в пружине)

         Пирожки лепили: раз, два, три (хлопают в ладоши)

         Много получилось – посмотри!

( вытягивают вперед обе руки ладонями вверх)

Хозяйка: А вот и пироги наши! С пылу, с жару, к нашему самовару! А еще вас, гости дорогие, я хочу вас всех угостить винегретом. Все овощи сварились, осталось только их нарезать. Поможете мне? (дети соглашаются) тогда раздам вам ложки – винегрет есть понемножку. Но сначала поиграем на них!

Дети берут ложки и под русскую народную мелодию исполняют композицию.

Даниловна: Спасибо тебе,  хозяюшка! Пироги у тебя пышные, и сердце у тебя приветливое! Спасибо вам, ребятки, за игры веселые, за песни звонкие!

Хозяйка: До свидания, Даниловна! А вы, детушки и родители их дорогие, пойдемте со мной винегрет делать, а потом и пирогами с капустой угощаться!

Результативность мини-проекта:

  • У детей появился интерес к изучению русской народной культуры.
  • Сформировался необходимый минимум исторических знаний.
  • Сформировались чувства национального достоинства.
  • Пополнились знания о декоративно – прикладном искусстве России.
  • Расширились знания о традициях русского народа.
  • Возросло желание детей изучать фольклор русского народа во время свободного досуга.

Вывод: 

  • приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребенка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, русской ментальности, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий все самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.

В дальнейшем, планируем в работе с детьми и родителями, проводить мероприятия по этнокультуре, так как считаем необходимым воспитание толерантности по отношению к другим национальностям. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предварительная работа в рамках тематической ситуации «Родной край. Народные традиции» в подготовительной к школе группы

Русский народ имеет  богатые традиций,   поэтому наше внимание мы обращаем    на народные  традиции, обычаи.  В феврале м-це, тематическая ситуация  месяца...

предварительная работа в рамках тематической ситуации «Родной край. Народные традиции» в подготовительной к школе группы

Русский народ имеет  богатые традиций,   поэтому наше внимание мы обращаем    на народные  традиции, обычаи.  В феврале м-це, тематическая ситуация  месяца...

Проект Народные промыслы и народные обычаи и традиции" в подготовительной группе

В данном проекте размещены материалы по русскому народному творчеству:как жили в старину русские люди ,чем пользовались в быту,(орудия труда,быт,музыкальные инструменты,творчество и многое другое),как...

СЦЕНАРИЙ совместных посиделок детей с родителями на тему: "Русские народные традиции" в подготовительной группе

Сценарий совместных посиделок детей с родителями на тему:"Русские народные традиции"...

Краткосрочный проект «День народного единства» в подготовительной группе

Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие высших моральных чувств. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и уважения национальных с...

Проект «Приобщение дошкольников к культурным народным традициям» в подготовительной к школе группе

Воспитание детей без духовно-нравственной основы неполноценно. Формирование основ русской культуры должно пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни в дет...

Сценарий "Совместных посиделок детей с родителями на тему "Русские народные традиции" в подготовительной группе"

Сценарий  "Совместных посиделок детей  с родителями на тему "Русские народные традиции" в подготовительной группе"...