Проект «Русская народная культура и традиции» в подготовительной группе «Умнички» 2024-2025г
проект (подготовительная группа)
Цель данного проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности. Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважение к традициям и истории. родители воспитанников, воспитанников, воспитатели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект по русской культуре и традициям в подготовительной группе | 22.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Русская народная культура и традиции» в подготовительной группе «Умнички» 2024-2025г
Планирование:
Цель данного проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности. Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважение к традициям и истории.
Проект «Русская народная культура и традиции»
в подготовительной группе
Составил воспитатель:
Барышева Д.В.
Проект «Русская народная культура и традиции» в подготовительной группе
Вид проекта: творческо-информационный
Тип проекта:
-обучающий,
-информационный,
-творческий,
-исследовательский,
- игровой.
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь - май)
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитанников, воспитатели.
Основание для разработки проекта:
Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играми, устным народным творчеством.
Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта:
-Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважение к традициям и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества;
- познакомить детей с народными промыслами;
- содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
- развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;
- осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;
- развивать навыки художественного творчества детей;
-воспитывать интерес к истории своей Родины;
-привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре.
Предполагаемый результат:
1.Расширение представлений детей об окружающем мире.
2. Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.
3.Знание правил народных игр, умение в них играть
4. Сформировать элементарные представления о русском фольклоре.
5. Дошкольники знают названия различных промыслов.
6. Обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».
7.Дошкольники знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.
8. Родители приняли активное участие в реализации проекта.
Основные этапы:
1 этап- подготовительный:
-диагностическая беседа с детьми.
-изучение литературы по теме проекта;
-подбор наглядно-дидактического и наглядно-демонстрационного материалов; (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);
-Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;
-Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
-Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
2 этап-основной:
-практическая деятельность
Методы реализации проекта:
Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:
-продуктивная деятельность;
-Познавательная деятельность;
-Коммуникативная деятельность;
-Познавательно – исследовательская деятельность;
-Художественно-творческая деятельность;
-Игровая деятельность;
- Чтение художественной литературы;
-Двигательная деятельность;
-Музыкальная деятельность;
-Работа с родителями;
Создание предметно-развивающей среды
Внести и пополнить игровые зоны предметами русского быта, предметами прикладного творчества; в изо уголок трафареты и иллюстрации народных промыслов;
в книжный уголок книги о народных промыслах и произведения народов России.
3 этап- заключительный:
1.Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-творческой деятельности.
2.Выявление полученных знаний у детей о народных традициях и русской культуре;
3.Выставка творческих детских работ.
4.Развлечение "В гостях у бабушки Забавушки"
План работы на год:
Месяц | Работа с детьми | Работа с родителями | ||
Сентябрь "Осенины" | 1.Беседа об осенних месяцах, их народных названиях, приметах. 2.Разучивание песенки - попевки «Восенушка - осень» 3.Знакомство с русскими народными закличками на хорошую погоду и богатый урожай. 4.Дидактические игры «С какого дерева детки?» (плоды, листья), "Вершки и корешки" 5.Народные игры «Бирюльки», «Жмурки», "Золотые ворота" 6.Чтение русской народной сказки «Мужик и медведь». 7.Фольклорное развлечение "Осенины" | 1.Анкетирование "Важно ли знакомить детей с русской народной культурой?». 2.Выставка творческих работ "Что у Осени в корзинке?" 3.Участие в подготовке к фольклорному развлечению "Осенины" | ||
Октябрь "Хлеб-всему голова " | 1.Беседа с использованием ИКТ "Как к нам хлеб пришёл?" Знакомство со старинным орудием труда - цепом и серпом. 2.Знакомство с пословицами и поговорками о хлебе. 3.Сюжетно - ролевая игра "Хлебная ярмарка" 4. Чтение русской народной сказки "Крупеничка" 5.Прикладное творчество. Изготовление куклы «Зерновушки» из разных видов круп. 8.Русские народные игры и хороводы «Чай-чай выручай», «Пирог», «Вейся, вейся, капустка, моя». 7.Знакомство с народным творчеством "Филимоновская игрушка. Барышня" Презентация «Народная игрушка». | 1.Консультация "Воспитание бережного отношения к хлебу у детей" 2. Выставка "Хлебная ярмарка" 3.Папка – передвижка для родителей «Народная игрушка в жизни дошкольника». 4.Посещение саратовского краеведческого музея: интерактивная экскурсия "Землепашцы земли русской" | ||
Ноябрь | 1.Презентация "Богатыри на Руси" 2.Спортивное мероприятие, посвящённое Дню народного единства 3.Подвижные игры: «Петушиный бой», «Ворон», «Бабка Яга». 4.Беседа «Синичкины именины» – знакомство детей с традициями проведения праздника на Руси 5. Чтение русской народной сказки "Никита Кожемяка" | 1.Консультация «Участие ребенка в народных праздниках». 2.Конкурс "Русский народный костюм" 3. Экологическая акция "Кормушки для пичужки" 4.Участие родителей в подборе и оформлении тематических альбомов по календарно-обрядовым праздникам «Святки», «Масленица», «Пасха», «Праздник жаворонков» и др. | ||
Декабрь | 1.Беседа о названии зимних месяцев на Руси, их приметах. 2.Разучивание заклички "Ты Мороз, Мороз, Мороз" 3.Презентация "Зимние праздники на Руси". Знакомство с праздниками, которые отмечают в период зимних Святок 4.Чтение сказки Д. Одоевского "Мороз Иванович", русская народная сказка "Морозко" | 1.Консультация "О старинных русских обычаях детям" 2.Папка - передвижка "Зимние народные забавы" | ||
Январь | 1.Знакомство детей с русскими народными костюмами (презентация) 3.Беседа по теме "Русские обычаи - взаимопомощь и гостеприимство" 3.Развлечение "Пришла Коляда - отворяй ворота" 4.Чтение русских народных сказкок: "Волшебное кольцо", "Сивка-бурка" 5.Народные игры "Два Мороза", "Снежные ворота" | 1.Консультация "Как объяснить ребёнку смысл пословиц и поговорок" 2.Совместное создание книжки-малышки "Гостеприимство и взаимопомощь в пословицах и поговорках" 3.Посещение саратовского краеведческого музея- экскурсия "Русский быт" | ||
Февраль | 1.Знакомство детей с русскими народными промыслами 2.Беседа."Славится богатырями Русь - матушка" 3.Досуг "Как на масленничной неделе" 4.Чаепитие "Масленичные посиделки" 6.Чтение русской сказки "Два Мороза" | 1.Совместное оформление уголка в группе детского сада"Изделия народных мастеров России" 2 Выставка творческих работ "Масленичный калейдоскоп" 3.Участие в подготовке чаепития "Масленичные посиделки" 4.Папка - передвижка "Масленичная неделя" | ||
Март | 1.Беседа "Солнышко греет - матушка жалеет" 2.Знакомство с пословицами и поговорками о маме 3.Продуктивная деятельность. "Подарок мамочке". Украшение хохломской росписью деревянной ложки. 4.Беседа "Как на Руси весну встречали", о характерных признаках начала весны,о народных названиях весенних месяцев. 5.Разучивание закличке о весне «Жаворонки прилетели" 6.Подвижная народная игра "Жаворонок" 7.Лепка из солёного теста "Жаворонки" 8.Беседа о русском народном фольклоре. Русские народные сказки | 1."Выставка творческих работ "Мамы руки золотые" 2.Консультация для родителей "Русский народный фольклор в жизни детей старшего возраста." 3.Выставка русских народных сказок. |
Апрель | 1.Экскурсия в музей русского быта (экспозиция). Знакомство с прялкой. 2.Народная игра "Прялица" 5.НОД по познавательному развитию: «Празднование Вербного воскресения на Руси». 6.Продуктивная деятельность "Веточка вербы" 7.Чтение русской народной сказки "Снегурочка" 8.Беседа "Как встречают Пасху" 9.Продуктивная деятельность "Пасхальное яичко" | 1.Выставка творческих работ «Пасхальные куличи и яйца». 2.Папка – передвижка «Пасхальные традиции» 3.Фотовыставка «Как мы отмечали Пасху». |
Май | 1.Литературная викторина "В гостях у сказки" 2.Беседа: «Русские народные праздники: какой из народных праздников тебе нравится больше и почему?» 3. Развлечение "В гостях у бабушки - Забавушки" | 1.Анкетирование родителей |
Список используемой литературы:
1.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева М. Д., - Санкт- Петербург, 1999 год.
2. История и культура России – дошкольнику. Г. Н. Данилина, - Издательство «Сатурн –С», 2001.
3. Обучение дошкольников декоративному рисованию. Лепке, аппликации. А.А. Грибовская, М- «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
4. Под редакцией Т.С. Комаровой «Народное искусство детям». Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016
5.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.
6.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ НН.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции" в подготовительной группе
Цель: расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России; продолжать знакомить с народными промыслами, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорка...
План работы над проектом «Русская народная культура и традиции»
План работы над проектом...
Тематическая неделя "Народная культура и традиции" в подготовительной группе
Тема: «Народная культура и традиции»Цели: расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России; продолжать знакомить с народными песнями, плясками, обрядами, кале...
Методическая разработка проекта «Русская народная культура и традиции».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 «Ручеек»ПРНЯТА ...
Календарно-тематическое планирование «Народная культура и традиции» в подготовительной группе
Цель: Создание развивающей среды для обогащения игрового опыта детей, Приобщения к народной игровой культуре.Задачи: знакомить с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тр...
Проект.Проект:" Русская народная культура и традиции".
Проект:" Русская народная культура и традиции"....
Конспект занятия «Знакомство с русской народной культурой и традициями» в средней группе
Конспект занятия «Знакомство с русской народной культурой и традициями» в средней группе...