Проект «Русская народная культура и традиции» в подготовительной группе «Умнички» 2024-2025г
проект (подготовительная группа)

Барышева Диана Владимировна

Цель данного проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности. Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважение к традициям и истории. родители воспитанников, воспитанников, воспитатели.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «Русская народная культура и традиции» в подготовительной группе «Умнички» 2024-2025г

 Планирование:

Цель данного проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности. Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважение к традициям и истории.

Проект «Русская народная культура и традиции»

в подготовительной группе

Составил воспитатель:

Барышева Д.В.

Проект «Русская народная культура и традиции» в подготовительной группе

Вид проекта: творческо-информационный

Тип проекта:

-обучающий,

-информационный,

-творческий,

-исследовательский,

- игровой.

Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь - май)

Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитанников, воспитатели.

Основание для разработки проекта:

Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа, с народными игрушками, народными играми, устным народным творчеством.

Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Гипотеза проекта: если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи проекта:

-Способствовать формированию патриотических чувств у детей, любви к родине, уважение к традициям и истории через знакомство детей с русским фольклором, с жанром устного народного творчества;

- познакомить детей с народными промыслами;

- содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

- развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

- осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;

- развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

- развивать навыки художественного творчества детей;

-воспитывать интерес к истории своей Родины;

-привлечь родителей к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре.

Предполагаемый результат:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире.

2. Обогащение представлений детей о традициях и культуре русского народа.

3.Знание правил народных игр, умение в них играть

4. Сформировать элементарные представления о русском фольклоре.

5. Дошкольники знают названия различных промыслов.

6. Обогащен словарный запас по теме «Русский фольклор».

7.Дошкольники знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму.

8. Родители приняли активное участие в реализации проекта.

Основные этапы:

1 этап- подготовительный:

-диагностическая беседа с детьми.

-изучение литературы по теме проекта;

-подбор наглядно-дидактического и наглядно-демонстрационного материалов; (тематические картинки, плакаты с элементами росписи);

-Подготовка картотеки хороводных и подвижных народных игр;

-Подбор произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

-Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.

2 этап-основной:

-практическая деятельность

Методы реализации проекта:

Проект реализовывался через следующие виды совместной деятельности:

-продуктивная деятельность;

-Познавательная деятельность;

-Коммуникативная деятельность;

-Познавательно – исследовательская деятельность;

-Художественно-творческая деятельность;

-Игровая деятельность;

- Чтение художественной литературы;

-Двигательная деятельность;

-Музыкальная деятельность;

-Работа с родителями;

Создание предметно-развивающей среды

Внести и пополнить игровые зоны предметами русского быта, предметами прикладного творчества; в изо уголок трафареты и иллюстрации народных промыслов;

в книжный уголок книги о народных промыслах и произведения народов России.

3 этап- заключительный:

1.Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-творческой деятельности.

2.Выявление полученных знаний у детей о народных традициях и русской культуре;

3.Выставка творческих детских работ.

4.Развлечение "В гостях у бабушки Забавушки"

План работы на год:

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Сентябрь

"Осенины"

1.Беседа об осенних месяцах, их народных названиях, приметах.

2.Разучивание песенки - попевки «Восенушка - осень»

3.Знакомство с русскими народными закличками на хорошую погоду и богатый урожай.

4.Дидактические игры «С какого дерева детки?» (плоды, листья), "Вершки и корешки"

5.Народные игры «Бирюльки»,

«Жмурки», "Золотые ворота"

6.Чтение русской народной сказки «Мужик и медведь».

7.Фольклорное развлечение "Осенины"

1.Анкетирование "Важно ли знакомить детей с русской народной культурой?».

2.Выставка творческих работ "Что у Осени в корзинке?"

3.Участие в подготовке к фольклорному развлечению "Осенины"

Октябрь

"Хлеб-всему голова "

1.Беседа с использованием ИКТ "Как к нам хлеб пришёл?" Знакомство со старинным орудием труда - цепом и серпом.

2.Знакомство с пословицами и поговорками о хлебе.

3.Сюжетно - ролевая игра "Хлебная ярмарка"

4. Чтение русской народной сказки "Крупеничка"

5.Прикладное творчество. Изготовление куклы «Зерновушки» из разных видов круп.

8.Русские народные игры и хороводы «Чай-чай выручай», «Пирог», «Вейся, вейся, капустка, моя».

7.Знакомство с народным творчеством "Филимоновская игрушка. Барышня"

Презентация «Народная игрушка».

1.Консультация "Воспитание бережного отношения к хлебу у детей"

2. Выставка "Хлебная ярмарка"

3.Папка – передвижка для родителей «Народная игрушка в жизни дошкольника».

4.Посещение саратовского краеведческого музея: интерактивная экскурсия "Землепашцы земли русской"

Ноябрь

1.Презентация "Богатыри на Руси"

2.Спортивное мероприятие, посвящённое Дню народного единства

3.Подвижные игры: «Петушиный бой», «Ворон», «Бабка Яга».

4.Беседа «Синичкины именины» – знакомство детей с традициями проведения праздника на Руси

5. Чтение русской народной сказки

"Никита Кожемяка"

1.Консультация «Участие ребенка в народных праздниках».

2.Конкурс "Русский народный костюм"

3. Экологическая акция "Кормушки для пичужки"

4.Участие родителей в подборе и оформлении тематических альбомов по календарно-обрядовым праздникам «Святки», «Масленица», «Пасха», «Праздник жаворонков» и др.

Декабрь

1.Беседа о названии зимних месяцев на Руси, их приметах.

2.Разучивание заклички "Ты Мороз, Мороз, Мороз"

3.Презентация "Зимние праздники на Руси". Знакомство с праздниками, которые отмечают в период зимних Святок

4.Чтение сказки Д. Одоевского "Мороз Иванович", русская народная сказка "Морозко"

1.Консультация

"О старинных

русских обычаях

детям"

2.Папка - передвижка "Зимние народные забавы"

Январь

1.Знакомство детей с русскими народными костюмами (презентация)

3.Беседа по теме "Русские обычаи -

взаимопомощь и гостеприимство"

3.Развлечение "Пришла Коляда - отворяй ворота"

4.Чтение русских народных сказкок:

"Волшебное кольцо", "Сивка-бурка"

5.Народные игры "Два Мороза", "Снежные ворота"

1.Консультация "Как объяснить ребёнку смысл

пословиц и поговорок"

2.Совместное создание

книжки-малышки

"Гостеприимство и

взаимопомощь в

пословицах и поговорках"

3.Посещение саратовского краеведческого музея- экскурсия "Русский быт"

Февраль

1.Знакомство детей с русскими народными промыслами

2.Беседа."Славится богатырями Русь - матушка"

3.Досуг "Как на масленничной неделе"

4.Чаепитие "Масленичные посиделки"

6.Чтение русской сказки "Два Мороза"

1.Совместное оформление уголка в группе детского сада"Изделия народных

мастеров России"

2 Выставка творческих работ

"Масленичный калейдоскоп"

3.Участие в подготовке чаепития "Масленичные посиделки"

4.Папка - передвижка "Масленичная неделя"

Март

1.Беседа "Солнышко греет - матушка жалеет"

2.Знакомство с пословицами и поговорками о маме

3.Продуктивная деятельность. "Подарок мамочке". Украшение хохломской росписью деревянной ложки.

4.Беседа "Как на Руси весну встречали", о характерных признаках начала весны,о народных названиях весенних месяцев.

5.Разучивание закличке о весне «Жаворонки прилетели"

6.Подвижная народная игра

"Жаворонок"

7.Лепка из солёного теста "Жаворонки"

8.Беседа о русском народном фольклоре. Русские народные сказки

1."Выставка творческих работ "Мамы руки золотые"

2.Консультация для родителей "Русский народный фольклор в жизни детей старшего возраста."

3.Выставка русских народных сказок.

Апрель

1.Экскурсия в музей русского быта (экспозиция). Знакомство с прялкой.

2.Народная игра "Прялица"

5.НОД по познавательному развитию: «Празднование Вербного воскресения на Руси».

6.Продуктивная деятельность "Веточка вербы"

7.Чтение русской народной сказки "Снегурочка"

8.Беседа "Как встречают Пасху" 9.Продуктивная деятельность "Пасхальное яичко"

1.Выставка творческих работ «Пасхальные куличи и яйца».

2.Папка – передвижка «Пасхальные традиции»

3.Фотовыставка «Как мы отмечали Пасху».

Май

1.Литературная викторина "В гостях у сказки"

2.Беседа: «Русские народные праздники: какой из народных праздников тебе нравится больше и почему?»

3. Развлечение "В гостях у бабушки - Забавушки"

1.Анкетирование родителей

Список используемой литературы:

1.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Князева О. Л., Маханева М. Д., - Санкт- Петербург, 1999 год.

2. История и культура России – дошкольнику. Г. Н. Данилина, - Издательство «Сатурн –С», 2001.

3. Обучение дошкольников декоративному рисованию. Лепке, аппликации. А.А. Грибовская, М- «ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.

4. Под редакцией Т.С. Комаровой «Народное искусство детям». Издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва 2016

5.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников [текст]: методические рекомендации/ Н.В. Алешина. – М.: ЦГЛ, 2005. – 205 с.

6.Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. [текст]: пособие для педагогов дошкольных учреждений/ НН.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008. - 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по теме "Народная культура и традиции" в подготовительной группе

Цель: расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России; продолжать знакомить с народными промыслами, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорка...

Тематическая неделя "Народная культура и традиции" в подготовительной группе

Тема: «Народная культура и традиции»Цели: расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России; продолжать знакомить с народными песнями, плясками, обрядами, кале...

Методическая разработка проекта «Русская народная культура и традиции».

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №45 «Ручеек»ПРНЯТА  ...

Календарно-тематическое планирование «Народная культура и традиции» в подготовительной группе

Цель: Создание развивающей среды для обогащения игрового опыта детей, Приобщения к народной игровой культуре.Задачи: знакомить с разнообразием народной игрушки (глиняная, деревянная, тр...

Проект.Проект:" Русская народная культура и традиции".

Проект:" Русская народная культура и традиции"....

Конспект занятия «Знакомство с русской народной культурой и традициями» в средней группе

Конспект занятия «Знакомство с русской народной культурой и традициями» в средней группе...