Знакомство детей дошкольного возраста с архитектурой и скульптурой Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники
статья по аппликации, лепке (подготовительная группа)
в статье предлагаются приемы для облегчения знакомства детей с архитектурой и скульптурой, через приемы мнемотехники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 23.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«Знакомство детей дошкольного возраста с архитектурой и скульптурой Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники»
С искусством архитектуры ребенок соприкасается очень рано: объекты архитектуры
крупных и малых форм, ландшафтная архитектура ежедневно попадают в поле его зрения.
Изучение и освоение дошкольником своего «место проживания», как правило, начинается
с восприятия архитектуры, а окружающие его здания и сооружения оказывают решающее
влияние на формирование образа родного города, края. Не случайно ознакомление детей
дошкольного возраста с архитектурой сегодня осуществляется, прежде всего, в контексте
ознакомления с родным городом, его историей, культурой, достопримечательностями и
памятниками.
Архитектура обладает значительным потенциалом в художественно-стетическом,
познавательно-речевом и социально-личностном развитии ребенка-дошкольника,
потенциалом, который, к сожалению, недостаточно осознается и далеко не в полной мере
используется в практике дошкольного образования.
При знакомстве детей с современными зданиями и некоторыми доступными для их
понимания памятниками архитектуры, как отмечает Т.С. Комарова, развивается умение
восторгаться архитектурными богатствами и понимать, что ценность любого
архитектурного сооружения заключается не только в соответствии, но и в его оформлении.
По мнению СЮ. Барышниковой, приобщение к архитектуре способствует
формированию художественного восприятия, осознанию художественной и эстетической
ценности архитектуры, образованию устойчивой потребности воспринимать, переживать
эстетические ценности.
С.Ю. Барышникова подчеркивает, что приобщение к архитектуре способствует
формированию познавательных интересов, дает возможность знакомить детей с широким
кругов предметов и явлений. Общение © архитектурой делает ребенка отзывчивым к
красоте, развивает чувство прекрасного, воспитывает бережное отношение к культурному
наследию своей страны, уважение к результатам человеческой деятельности,
художественному созиданию. Образы архитектуры вызывают у детей потребность
выразить свои впечатления в различных видах художественной деятельности.
В исследовании Д.С. Салария раскрываются принципы построения материала по
ознакомлению с архитектурой:
- использование архитектурного наследия родного края;
- учет возрастных особенностей детей при освоении этого вида искусства;
- оптимальное соотношение теоретической и практической деятельности в процессе
- изучения архитектуры.
Л.В. Яхнин в своей работе выделяет факторы развития восприятия архитектурно-
художественной среды
- архитектурная среда, непосредственно окружающая ребенка и создающая своим воздействием основы художественного вкуса и художественного отношения к архитектуре;
- общая художественная подготовка, приобретаемая на занятиях по изобразительной деятельности, в чтении художественной литературы, просмотрах кинофильмов, телепередач;
- специальная архитектурно-художественная подготовка, включающая в себя теоретическое изучение данного вида искусства, экскурсии и практическое изучение.
С.Ю. Барышникова предлагает принципы отбора содержания знаний об архитектуре:
- доступность содержания знаний;
- учет теоретических положений эстетики и искусствознания;
Включение в содержание знаний краеведческого материала, предлагает в содержание знаний об архитектуре включить два блока:
- Об архитектуре и людях, которые ее создают.
- О древнерусском зодчестве.
К формированию у детей понимания архитектуры как необходимого для человека объекта окружающей действительности мы обращаемся уже, начиная с младшего
дошкольного возраста. Позже мы представляем детям архитектуру и как вид искусства.
Знакомя их с окружающим, мы обращаем внимание на здание детского сада — дома, в котором дети занимаются, играют все вместе, участвуют в праздниках, радуются любым
игрушкам ит. п., подчеркивая, что для этого в здании детского сала есть все необходимые
комнаты. Мы рассматриваем окружающие детский сад дома, в которых живут дети с
родителями, их друзья, сверстники; здания школ, магазинов. Обращаем внимание на то, что
сельские дома отличаются от городских: жилые городские дома высокие, многоэтажные,
по архитектуре более строгие: простые окна, двери, крыша. В сельских домах все части могут быть украшены резьбой, они по-разному раскрашены.
При ознакомлении детей с архитектурой надо ориентироваться прежде всего на
окружающие их объекты, чтобы дети видели те архитектурные сооружения, которые
расположены вблизи от их дома, детского сада и составляют окружающую среду.
Образы различных сооружений, воспринимаемые детьми через посредство
художественного слова, рождают у каждого свой образ, что способствует развитию
воображения.
Необходимо знакомить детей с основными чертами разных типов сооружений и
спецификой каждого вида. У каждого дома должны быть стены, крыша, окна, двери, может
быть крылечко, труба. Части дома иногда украшены узором. Дворцы — это красивые
большие сооружения, они также имеют стены, крышу, двери, окна. Но все архитектурные
части дворца отличаются тем, что они необычной формы, а само здание дворца может
завершаться башенками, шпилями.
Следует включить знакомство детей с художественными альбомами памятников
архитектуры и с художественными открытками.
СРЕДНИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (5-Й ГОД ЖИЗНИ)
дать детям представление о том, что дома, в которых они живут, - детский сад, школа
и другие здания — все это архитектурные сооружения.
Познакомить детей с тем, что дома бывают разные по форме, по высоте, по длине, с
разными окнами, с разным количеством этажей, подъездов и т. д.
Вызвать у детей желание рассматривать здания, выделять их части, называть местоположение, форму.
Вызывать интерес к различным строениям, находящимся вокруг детского сада: дом, в котором живут ребенок и его друзья, школа, кинотеатр.
Обращать внимание на сходство и различие разных зданий, поощрять самостоятельное выделение частей здания, его особенности.
Учить замечать различия в сходных по форме и строению зданиях (форма и величина входных дверей, окон и других частей).
Поощрять стремление детей изображать в рисунках, аппликациях реальные и сказочные строения.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-7-Й ГОД ЖИЗНИ)
Продолжать знакомство детей с архитектурой. Закреплять сведения о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, кинотеатры и др.
Обращать внимание детей на сходство архитектурных сооружений одинакового назначения и на имеющиеся отличия: форма, пропорции (высота, длина, украшения и т. д.).
Подвести детей к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.
Развивать наблюдательность у детей, учить внимательно рассматривать здания.
Замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих здание деталей.
В художественной деятельности учить детей передавать образы разных архитектурных сооружений, поощрять стремление передавать такие детали, как наличники, резной подзор по контуру крыши.
Познакомить детей со специфическими архитектурными частями храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и другие. Знакомя детей с архитектурой, с памятниками архитектуры, прежде всего надо опираться на региональные особенности той местности, в которой они живут.
Вместе с тем важно рассказать детям, что, как в каждом виде искусства, в архитектуре есть замечательные памятники, которые известны во всем мире.
Как формировать и развивать любовь к родному городу интересно и занимательно? В этом могут помочь приемы мнемотехники.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он
будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их
усвоит на лету”.
СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ (6-7-Й ГОД ЖИЗНИ)
Продолжать знакомство детей с архитектурой. Закреплять сведения о том, что существуют различные по назначению здания: жилые дома, магазины, кинотеатры и др.
Обращать внимание детей на сходство архитектурных сооружений одинакового назначения и на имеющиеся отличия: форма, пропорции (высота, длина, украшения и т. д.).
Подвести детей к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения: жилой дом, театр, храм и т. д.
Развивать наблюдательность у детей, учить внимательно рассматривать здания.
Замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, украшающих здание деталей.
В художественной деятельности учить детей передавать образы разных архитектурных сооружений, поощрять стремление передавать такие детали, как наличники, резной подзор по контуру крыши.
Познакомить детей со специфическими архитектурными частями храмовой архитектуры: купол, арки, аркатурный поясок по периметру здания, барабан (круглая часть под куполом) и другие. Знакомя детей с архитектурой, с памятниками архитектуры, прежде всего надо опираться на региональные особенности той местности, в которой они живут.
Вместе с тем важно рассказать детям, что, как в каждом виде искусства, в архитектуре есть замечательные памятники, которые известны во всем мире.
Как формировать и развивать любовь к родному городу интересно и занимательно? В этом могут помочь приемы мнемотехники.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации. Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он
будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их
усвоит на лету”.
Мнемотаблицы особенно эффективны при заучивании стихотворени!
Их использование повышает интерес ребенка к произведению, превращает занятие в игру,
а также облегчает и ускоряет процесс усвоения и запоминания текстов. При этом виде
деятельности включаются не только слуховые, но и зрительные анализаторы. Дети легко
вспоминают картинку, а потом припоминают слова.
Суть приема заучивания стихотворений заключается в следующем: на каждое слово
или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все
стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя
графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе
взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно
включается в процесс создания своей схемы. Овладение приемами работы с
мнемотаблицами значительно сокращают время обучения.
Работа с мнемотаблицей:
- Рассматривание мнемотаблицы.
- Перекодирование информации.
- Воспроизведение таблице по памяти.
Этапы работы со стихотворением:
1. Выразительное чтение стихотворения взрослым.
2.Повторное чтение стихотворения с опорой на мнемотаблицу с установкой, что это
стихотворение будет разучиваться наизусть.
3. Вопросы по содержанию стихотворения.
4. Объяснение значения непонятных слов в доступной для ребенка форме.
5. Чтение взрослым отдельно каждой строчки стихотворения и повторение её ребенком с
опорой на мнемотаблицу.
6. Рассказывание ребенком стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Это помогает решить следующие обучающие задачи как:
1. Развитие связной речи;
2. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации)
3. Развитие мелкой моторики рук;
4. Развитие основных психических процессов — зрительно-пространственной памяти,
внимания, образного и словесно-логического мышления; помогает овладению приёмами
запоминания и составления рассказов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ознакомление детей дошкольного возраста с историей и культурой Санкт-Петербурга.
В статье представлен мой опыт по приобщению родителей к ознакомлением детей с культурой Санкт-Петербурга....
Знакомство детей дошкольного возраста с Санкт -Петербургом
Знакомство детей дошкольного возраста с Санкт-Петербургом через продуктивную деятельность....
Знакомство детей дошкольного возраста с Санкт -Петербургом
Статья написана на основе знакомства детей дошкольного возраста с историей и культурой г. Санкт-Петербурга....
Знакомство детей дошкольного возраста с искусством архитектуры
Знакомство детей дошкольного возраста с искусством архитектуры...
«Знакомство детей дошкольного возраста с архитектурой и скульптурой Санкт-Петербурга через приёмы мнемотехники»
Использование инновационных технологий при знакомстве с родным городом...
Статья “Формирование у детей дошкольного возраста любви и уважения к Санкт-Петербургу”
В статье представлен материал о том, как знакомить детей дошкольного возраста с историей Санкт-Петербурга, его основными символами...