Конспект занятия по мордовскому языку в старшей группе детского сада
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Демкина Татьяна Николаевна

1.   Активизировать в речи детей слова и речевые образца на тему «Зима. Зимние забавы» на мокшанском языке.

2.   Закрепить знания детей о членах семьи на мокшанском языке, добиваться их правильного произношения.

3.   закрепить названия частей тела на мокшанском языке.

4.   формировать умения в форме игры запоминать новые слова на мокшанском языке.

5.   побуждать детей рассказывать потешки, стихи  на мокшанском языке, желание играть в мордовские подвижные игры.

6.   воспитывать желание разговаривать на мокшанском языке.

7.   развивать внимание, память, разговорную речь, умение понимать и отвечать на вопросы воспитателя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_mord.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Инсарский детский сад «Солнышко»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

     Составила:

                               воспитатель ДемкинаТ.Н.

г.Инсар

2013 год

Задачи:

  1. Активизировать в речи детей слова и речевые образца на тему «Зима. Зимние забавы» на мокшанском языке.
  2. Закрепить знания детей о членах семьи на мокшанском языке, добиваться их правильного произношения.
  3. закрепить названия частей тела на мокшанском языке.
  4. формировать умения в форме игры запоминать новые слова на мокшанском языке.
  5. побуждать детей рассказывать потешки, стихи  на мокшанском языке, желание играть в мордовские подвижные игры.
  6. воспитывать желание разговаривать на мокшанском языке.
  7. развивать внимание, память, разговорную речь, умение понимать и отвечать на вопросы воспитателя.

Методические приемы:

  1. Приветствие.
  2. Массаж для частей тела.
  3. Стихотворения про зиму.
  4. Игра «Говорящий куб».
  5. Сюрпризный момент
  6. Игра-знакомство «Тон кият?»
  7. Потешка про кошечку.
  8. Подвижная игра «Снежный ком».
  9. Игра «моя семья».
  10. Потешка с загибанием пальчиков
  11. Итог занятия.

Предварительная работа:
-беседы на тему: «Зима. Зимние забавы»;
-рассматривание картинок;
-разучивание стихов о зиме;
-разучивание подвижных игр; 

- рассматривание одежды мордовского народа;

- слушание народной мордовской музыки.

 Материалы и оборудование: мяч, Куб с картинками «Зима. Зимние забавы», предметные картинки (моя семья), «Снежный ком» - большой шар, национальный мордовский костюм, игрушка-кошка

Ход занятия:

Вводная часть:

Воспитатель: Здраствуйте, ребята! Шумбратада, шабат! Шумбратада, инжихть!

Дети: Шумбратада, Татьяна Николаевна!

Воспитатель: Ребята, вы познакомились с моим голосом, а сейчас давайте поздороваемся с нашими частями тела.

Массаж для частей тела:

Воспитатель: Ребята, поздороваемся с нашими частями тела.

Включается аудиозапись.

Шумбратада, монь сельмоне?

(поглаживая глаза)

Шумбратада, монь щёкане?

(поглаживая щечки)

Шумбратада, монь пилене?

(поглаживая ушки)

Шумбратада, монь кядьне?

(поглаживая руки)

Шумбрада, монь пильгоне?

(поглаживаем ноги и тихонечко топаем)

Шумбратада, все проснулись?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

Воспитатель: Тячи минь корхтадама тялонять колга. – Сегодня мы поговорим о зимушке-зиме. О зимушке –зиме поэты написали много красивых стихов, в которых выразили свои чувства, настроение.

Ребёнок. Чародейкою зимою

Околдован лес стоит

И под снежной бахромою

Неподвижною, немою

Чудной жизнью он блестит.

Ребенок. А. Кудашкин. Тялось сась.

                    Моли, моли, васень ловсь

                    Прай и мады коза – повсь,

                    Ацай саттнень, пирафнень

                    Паксятнень и ввирхвнень

Воспитатель: Ребята, вы познакомились с моим голосом, а сейчас

Воспитатель: Ребята, давайте поиграем в « говорящий куб» На нем разные картинки. Мы сначала назовем на русском языке предмет, а затем на мокшанском.

Ребенок катит куб приговаривая:

Катись, вертись, на бочок ложись.

- это снежинка. тя ловня.

- это салазки. Нят нурдонят.

- это лыжи. Нят сокст.

-это Новый год. Тя Од киза.

-это Дед мороз. Тя Якшам Атясь.

- Это нарядная елка. Тя наряжав куз.

Звучит мордовская народная музыка. Стук в дверь. Входит девочка в национальном мордовском костюме.

Воспитатель: Дети, к нам пришла гостья. А как тебя зовут? (Алдуня) Это русское имя? Что вы чувствуете, когда произносите это имя? А как вас зовут? (Дети проговаривают свои имена)

А одежда у нее какая необычная. Эта девочка – мордовочка, и на ней мордовский национальный костюм.

Девочка кружится, дети рассматривают ее костюм.

Какие цвета использованы в костюме? (Ответы детей)

Алдуня:

  •  Паця – платок. Налобная повязка, вышитая бисером.
  •  (Дети рассматривают их, примеряют, называют)
  • Черезплечные детали – крёскольхть,
  • А вот это – обязательный атрибут костюма – пояс. Его завязывают поверх женской рубахи. Называется он пулай. (Дети повторяют, как называется пояс) Панар – это белая женская рубаха. Передник – сапоне.

Алдуня: А я живу со своей кошкой. Ее зовут Мурка. Она очень любит когда ее гладят.

Девочка отдает в руки ребенка кошку-игрушку. Ребенок читает потешку про кошечку:

                        Ай, катоня, катоня,

                        Лефкскадот тонь катоня,

                        Аф, катоня, киска

                        Нярьцень ала миска.

Воспитатель: Шабат, арада кругс. Дети вставайте в круг, сейчас мы с вами поиграем в зимнюю игру «Снежный ком». Я бросаю вам ком, а вы говорите зимние слова (лов, тала, акша лов, уфай кельме варма, лейса эй, ловонь баба).

Звучит мордовская музыка.

Воспитатель: Ай, да дети молодцы, все они знают, все они умеют.

Азость шабат, А кинь мархта эрятада? Расскажите, ребята, с кем вы живете?

Обращаю внимание детей на картинки с изображением членов семьи.

Проводиться игра «моя семья»

Ребенок 1: - Монь ули тядезе.

Ребенок 2: - Монь ули алязе.

Ребенок 3: - Монь ули бабазе.

Ребенок 4: - Монь ули атязе.

Ребенок 5: - Монь ули щавазе.

Ребенок 6: - Монь ули брадозе.

Ребенок 7: - Монь ули сазорозе.

Забавушка: - Скажите, дружно в семье живете?

Дети: - Да!

Забавушка: - А вот наши пальчики тоже дружная семья.

Потешка с загибанием пальчиков:

Тя атяне,                                                        Тя щава,

Тя бабане,                                                      Тя ака,

Тя аля,                                                            Тя стирня,

Тя тядя,                                                          Тя цераня,

Тя шеерня,                                                     Тя шяярне.

                    Кштр, кштр, кяшсь шеернясь.

Заключительная часть:

Воспитатель: Молодцы. Ребята, вам понравилось занятие мордовского  языка?  А что вам понравилось больше всего.

Ответы детей.

Воспитатель: - Молодцы, ребята. Досвиданья! А теперь давайте попрощаемся на мордовском языке -Васедемазонк.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по английскому языку в младшей группе детского сада. Тема: животные

Конспект занятия по английскому языку в младшей группе на базе УМК "Cookie and friends starter" по теме животные...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада "Солнце. Солнечная система". МДОУ Детский сад №98 "Сказка". г. Петрозаводск.

     Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Солнце. Солнечная система».Цель: Формирование знаний о Солнечной системе.Задачи:Образовательные:...

Конспект занятия по английскому языку в старшей группе детского сада по теме «одежда»

Конспект занятия по английскому языку в старшей группе детского сада на тему "Одежда". Составила педагог дополнительного образования Дьяконова Елена Александровна ОАО "РЖД" Детский...

Занятие по английскому языку в старшей группе детского сада "Обучение цветам на английском языке"

Цель: Формирование коммуникативной компетенции воспитанников на основе изучения лексических единиц по теме: «Цвета».Задачи занятия.Образовательные:• способствовать формированию лексич...

Конспект занятия по Английскому языку в средней группе детского сада. Тема: игрушки

Конспект занятия по английскому языку в средней группе на базе УМК "Cookie and friends B" по теме игрушки...