Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада "Солнце. Солнечная система". МДОУ Детский сад №98 "Сказка". г. Петрозаводск.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Солнце. Солнечная система».
Цель: Формирование знаний о Солнечной системе.
Задачи:
Образовательные:
- Рассказать детям о Солнечной системе, назвать и показать все планеты.
- Дать характеристику Солнцу как огромному светилу.
- Расширить словарный запас детей за счет слов: звезда, солнечная система, планета, спутник, орбита, гравитация.
Развивающие:
- Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, умение находить закономерность.
- Продолжать развивать диалогическую речь (высказывать, доказывать свою точку зрения).
- Развивать интерес к разгадыванию кроссвордов.
Воспитательные:
- Воспитывать желание у детей проявлять интерес к научному познанию космического пространства.
- Развивать у детей коммуникативные навыки.
- Воспитывать умение внимательно слушать друг друга, доброжелательность, чувство товарищества.
Материал к занятию:
- Фотоиллюстрации звездного неба.
- Плакат планеты солнечной системы.
- Иллюстрации планет.
- Специальные очки с затемнёнными стёклами.
- «Умные книги»: «Космос» из серии «Мир в твоих руках», «Иллюстрированный атлас мира» Ридерз Дайджест, «Атлас мира» М.И. Горчаков, «Космос» Г.А. Яшиной, «География» Г.А. Яшиной, «Мир и человек» географический атлас, «Энциклопедия дошкольника» Н.Н. Малофеева, учебное наглядное пособие В.Н. Гербовой «Развитие речи».
- Таблица с кроссвордом.
- Презентация «Солнечная система».
Предварительная работа.
Предложить родителям вечером вместе с детьми понаблюдать за звездным небом, поразмышлять над увиденным.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает вниманию детей иллюстрации ночного неба.
В. Ребята, в чем разница между ночным и дневным небом? Что мы хорошо видим ночью, но не можем увидеть днем? ( Ночью на небе мы видим большое количество звезд. Небо звездное. А днем звезд не видно.)
В. А как вы думаете, почему мы не видим звезд днем? (Свет солнца гораздо сильнее, поэтому звезд не видно)
В. Молодцы, все ответы ваши правильные.
В. Солнце – это звезда, такая же, как мы видим на ночном небе. Солнце – это огромный пылающий шар, температура на поверхности Солнца 6000 градусов. При такой жаре плавится любое вещество. На Солнце нет жизни, но оно дает жизнь людям, животным, растениям. Солнце излучает тепло и свет.
В. Дети, а вы когда ни будь смотрели на яркое солнышко? Вам было трудно на него смотреть? (Да).
В. На солнце нельзя смотреть невооружённым глазом - можно сильно навредить своим глазам. Если собираетесь посмотреть на солнце, то сначала стоит позаботится о защите для глаз.
Обычные солнцезащитные очки не предназначены для того, чтобы смотреть в них прямо на солнце. Для этой цели лучше подойдут специальные очки с затемнёнными стёклами, а ученые наблюдают за Солнцем через специальные телескопы.
Воспитатель предлагает детям надеть специальные очки с затемнёнными стёклами и посмотреть через них на солнце.
Физкультминутка. «Будем космонавтами».
Вот выходит на парад Наш космический отряд
Руки в стороны – к плечам, Дружно мы покажем вам.
На пояс руки ставим И наклоны выполняем.
Руки за голову – и вот Наклоняемся вперед.
Приседая и встаем И ничуть не устаем.
Раз – прыжок, два – прыжок, Ногу ставим на носок.
И опять шагаем, Руки поднимаем. | Дети маршируют по кругу
И.п. – стоя ноги вместе, руки к плечам. На счет «раз» - руки в стороны, на счет «два» - вернуться в и.п. И.п. – стоя руки на поясе, ноги на ширине плеч. Наклоны вправо и влево.
И.п. – стоя, руки за голову, ноги на ширине плеч. Наклоны вперед, держа спину прямо.
И.п. – стоя, руки на поясе. На счет «раз» - присесть, руки вперед, на счет «два» - вернуться в и.п.
Прыжки на правой ноге, затем на левой в чередовании с ходьбой.
Ходьба по кругу, поднимая и опуская руки. |
В. Дети, а вы знаете, что у нашей звезды – Солнце есть своя семья. Называется она солнечная система.
Воспитатель предлагает вниманию плакат, на котором изображена солнечная система.
В. Солнечная система – это объединение планет и их спутников, вращающихся вокруг земли – Солнца. Планет всего восемь. И все они разные.
В. Какие вы знаете планеты солнечной системы? Что вы можете о них рассказать? (ответы детей)
Воспитатель показывает презентацию, на которой изображена каждая из планет и рассказывает о ней. (См. приложение).
Для закрепления знаний детей о планетах, воспитатель предлагает кроссворд. (См. приложение).
В заключении занятия проводится игра “Звездочёт”.
Дети становятся в круг, внутри круга движется выбранный заранее “звездочёт” c мячиком – “планетой” в руках, произнося считалку вместе с детьми и задевая их рукой.
На Луне жил звездочет,
Он планетам вел подсчет.
Меркурий – раз, Венера – два-с,
Три – Земля, четыре – Марс.
Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,
Семь – Уран, восьмой – Нептун,
Кто не видит – тот ” водун”.
На последнее слово “звездочёт” останавливается возле пары детей и разбивает их рукой. Дети бегут в разные стороны по кругу. “Звездочёт” держит в руках мяч –“планету”. Кто из детей добежит и возьмёт “планету” первым, побеждает и становится следующим “звездочётом”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_kosmos.pptx | 1.95 МБ |
krossvord.pdf | 262.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Солнце и все космические тела, которые вращаются вокруг него, составляют Солнечную систему. В солнечную систему также входят спутники –луны, малые планеты – астероиды – и кометы.
Наша Солнечная система состоит из восьми планет.
Солнце – это звезда, одна из бесчисленных миллиардов звезд вселенной. Все планеты вращаются вокруг солнца. У каждой планеты своя орбита. Орбита – это путь , который совершает планета вокруг звезды .
Ближайшая к Солнцу планета – Меркурий. Поверхность планеты твердая и каменистая, изрыта кратерами – громадными ямами, возникшими в результате столкновения с крупными космическими телами.
Венера - это вторая по удаленности от Солнца планета. Поверхность раскаленная каменистая пустыня покрытая, вулканами, горами, кратерами. Это самая горячая планета нашей системы, температура ее поверхности превышает 400 градусов. Венера – третий по яркости объект на небе Земли после Солнца и Луны. Названа именем Венеры, богини любви.
Земля – это третья планета от Солнца и пока единственная известная планета, содержащая атмосферу с кислородом, жидкие океаны на поверхности и жизнь.
Марс называют Красной планетой, поскольку марсианский грунт содержит большое количество железа, а железо, когда ржавеет, становится красно – бурым. Так что Марс было бы правильнее называть не красной, а ржавой планетой.
Четыре планеты Солнечной системы называются газовыми гигантами. Это Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун. Все они представляют собой громадные газовые шары со сравнительно маленьким каменным ядром. Эти планеты находятся далеко от Солнца, на них всегда господствуют холодные температуры. Отличаются большим числом спутников .
Юпитер самая большая планета Солнечной системы, внутри его смогли бы поместиться остальные семь планет. Юпитер - одна из четырех планет, у которых есть кольца. Газовые облака образуют над поверхностью этой планеты красивый узор.
Сатурн стоит шестым по счету от Солнца и получает второе место по величине среди планет нашей системы. Из – за сверкающих ярких колец Сатурн считается самой красивой планетой Солнечной системы. Кольца Сатурна состоят из осколков льда разных размеров, камней и пыли. У него самая низкая плотность и он единственный, кто уступает в этом вопросе воде. Если бы существовала гигантская ванна, то Сатурн не смог бы в ней утонуть.
Уран – седьмая от Солнца планета. Это первая планета, которая была открыта с помощью телескопа. Невооруженным глазом Уран не виден. Он необычен тем, что вращается как бы лежа на боку. В плотной атмосфере Урана есть газ метан, поэтому планета кажется сине – зеленой.
Нептун – восьмая по порядку от Солнца большая планета Солнечной системы. Это очень холодная планета, температура поверхности ниже -200 градусов, здесь самые быстрые в Солнечной системе ветры. Эта планета названа в честь древнеримского бога моря. Удаленность планеты от Земли значительно затрудняет ее исследование.
В глубокой космической мерзлоте, на границе Солнечной системы, движутся кометы – небольшие тела изо льда, пыли и камней. А между орбитами Марса и Юпитера расположено большое скопление астероидов – каменных глыб.
Первый космонавт – Юрий Гагарин.
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Великие изобретатели нашей страны и их изобретения»
Задачи:1. Закрепить и расширить представления детей об изобретателях, обогатить знания детей о мире открытий и изобретений.2. Познакомить детей с ...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада «Грамотные пешеходы»
Цели и задачи:1. Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации.2. Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельн...
Конспект занятия по окружающему миру в старшей группе на тему «Солнечная система»
Цель: формирование представлений детей о Солнечной системе....
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема: « Будем беречь нашу планету вместе».Вос-ль: Анфимова Е.И., МДОУ № 98 " Сказка",г. Петрозаводск
Конспект занятия в старшей группе.Тема: « Будем беречь нашу планету вместе». Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование картины мира) ; «Физи...
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...
Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе на тему "Солнечная система"
Данный материал будет полезен воспитателям старших групп при проведении позавательного развития....
Конспект занятия по предметному миру в старшей группе на тему: «Солнечная система»
космос, солнечная система, конспект занятия по предметному миру, окружающий мир, Юрий Гагарин, космос в детском саду, предметный мир, терешкова, ракета, планеты....