Проект «Фольклорные праздники Уральской земли»
проект (старшая группа) по теме
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые; молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, не интересуется народным творчеством. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Поэтому, если не знакомить детей с родной культурой, с народными традициями, то это будет способствовать деградации духовного, патриотического, нравственного, эстетического воспитания и в будущем наши дети не сумеют сохранить культурные ценности нашей Родины и России.
Цель проекта: Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию народов России.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_folklornye_prazdniki_uralskoy_zemli.doc | 149 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
«Фольклорные праздники Уральской земли»
Составила старший воспитатель
первой квалификационной категории
Карамышева Ольга Борисовна
Актуальность
Плох тот народ, который не
помнит, не ценит и не любит своей истории.
В. М.Васнецов
Народная культура относится к общечеловеческим ценностям, отражаемым в искусстве. Она является поистине феноменом педагогического процесса, поскольку, отражает весь окружающий нас мир (природу, социальные отношения, внутренний мир человека) и выражает своеобразие национального менталитета.
Народная культура и основанная на ней народная педагогика – неисчерпаемый кладезь мудрости, нравственных начал, духовности, необъятного запаса любви, добродетели и бережного отношения ко всему, что окружает человека: к природе, её богатству, к людям.
Русский философ И.А. Ильин писал: «Судьба народа сокрыта в его истории. Она таит в себе не только его прошлое, но и будущее; она являет собой его духовное естество и его силу, и его дар, и его призвание. История народа есть молчаливый глагол его духа, таинственная запись его судеб, пророческое знамение грядущего».
Как донести до детей этот опыт? Как сделать ближе им народную культуру, возродить десятками лет сознательно забываемое?
Ответить на эти вопросы сегодня – значит восстановить связь времён, вернуть утерянные ценности, традиции, народные праздники. Традиции – это сохранение, развитие и передача народной культуры, умений, мастерства новым поколениям. Народная культура не перестаёт нас удивлять и восхищать своим глубоким содержанием.
Обратиться к её истокам помогут фольклорные праздники – богатейший источник и побудитель высоких чувств: нравственных, духовных, интеллектуальных и эстетических. В фольклорных праздниках отражаются жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, чувства, переживания.
Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нём специально создано для детей и ради детей, продиктовано заботой о подрастающем поколении.
Проблема: В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые; молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные игры, не интересуется народным творчеством. В молодых семьях вопросы воспитания патриотизма не считаются важными, зачастую вызывают лишь недоумение. Особенностями проявления патриотических чувств у детей дошкольного возраста являются скоротечность и ситуативность. Поэтому, если не знакомить детей с родной культурой, с народными традициями, то это будет способствовать деградации духовного, патриотического, нравственного, эстетического воспитания и в будущем наши дети не сумеют сохранить культурные ценности нашей Родины и России.
Цель проекта: Формирование общечеловеческих ценностей у детей дошкольного возраста на основе приобщения к культурному наследию народов России.
Задачи проекта:
- приобщать детей к лучшим национальным традициям;
- воспитать человека-патриота, носителя традиций и чаяний своего народа;
- развивать познавательный интерес, любознательность к народной культуре;
- обогащать сведения детей об истории, народном творчестве и культуре народов России;
- знакомить с фольклором, изобразительным и прикладным искусством;
- учить нравственным нормам поведения, основанным на национальных традициях уважительного отношения к людям старшего поколения как носителям мудрости, традиций и народных идеалов;
- формировать образ матери-источника жизни, хранительницы очага;
отца как символа доблести, мужества и силы;
- воспитывать доброе, уважительное отношение к ребёнку;
- усваивать язык своего народа, нравы, обычаи через фольклор, календарные, обрядовые и семейно- бытовые праздники;
- вовлекать в возрождение народной культуры родителей, педагогов, социум.
Задачи исследовательской деятельности:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Аннотация к проекту:
- педагогический проект средней продолжительности;
- рассчитан на старшую возрастную группу детского сада;
- по характеру является открытым;
- по типу проект творчески-информационный.
Ожидаемые результаты:
- формирование чувств национального достоинства;
- широкое использование всех видов фольклора (песен, потешек, закличек, пословиц, поговорок и т.п.);
- знакомство с фольклорными праздниками;
- знакомство с русским народным искусством;
- знакомство с русскими народными играми.
Участники проекта:
- дети 5-6 лет;
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- родители.
Формы совместной деятельности воспитателя и детей:
- образовательная деятельность художественно-эстетической, познавательно-речевой, физкультурно-оздоровительной и Социально-личностной направленности;
- русские народные игры;
- заучивание потешек, закличек;
- музыкальные праздники и развлечения;
- литературные викторины,
- игры-забавы.
- игры, драматизации
- собирание, поиск старинных народных песен, частушек, легенд, былин.
- сбор произведений народного творчества (предметов быта, орудий труда, украшений, одежды и т.п.)
- конкурсы знатоков народных примет, традиций и обрядов.
Предполагаемый результат проекта:
- Праздник Урожая
- Организация развлечения «Покровская ярмарка»
- Праздник «Как мы проводили Рождество»,
- Святочное веселье на улице: игры, колядование, гадания, ряженые, игры, состязания.
- Праздник Урожая
- Организация развлечения «Покровская ярмарка»
- Праздник «Как мы проводили Рождество»,
- Святочное веселье на улице: игры, колядование, гадания, ряженые, игры, состязания.
- Создание фотоальбома «Крещение детей»;
- Тематическая выставка рисунков «Мои крёстные родители».
- Фотовыставка «Как мы проводили рождество».
- Изготовление рождественских венков, подарков.
- Развлечение «Проводы зимы» (с изготовлением чучела масленицы)
- Конкурс чтения духовных произведений поэтов 19-20 веков.
- Музыкальное развлечение « - Светлый день»
- Детский отчётный концерт (поэзия, духовные тексты, заповеди, предания).
- Выпуск книги «Народные блюда татарских и башкирских народов»
- Выпуск книги «Народные игры народов Урала»
- Конкурс рисунков «Люблю берёзку русскую».
- Конкурс стихов русских поэтов, прославляющих красоту русской природы.
- Развлечение «Русская берёзонька»
- Выпуск книги «Сказки, загадки о папоротнике»
- Совместная деятельность детей, педагогов и родителей в фольклорном празднике «Фольклорные праздники Уральского народа»».
Механизмы реализации проекта:
1 этап подготовительный:
- круглый стол с участием родителей,
- подбор наглядно-дидактических пособий,
- демонстрационного материала,
- подбор библиотеки,
- оформление родительского уголка,
- родительское собрание.
2 этап – основной:
- образовательная деятельность познавательно-речевой, художественно-эстетической направленности, художественно-творческая деятельность (рисование, лепка, аппликация),
- вечера-развлечения, экскурсии,
- слушание русских народных песен в грамзаписи,
- оформление книжного уголка по произведениям устного народного творчества,
- чтение русских народных сказок,
- конкурс рисунков,
- рассматривание картин русских художников о временах года,
- дидактические и подвижные игры,
- презентация проекта.
3 этап – заключительный:
- диагностическое обследование,
- обработка и оформление проекта,
- анализ результативности.
Перспективы распространения результатов проекта:
Данный проект может быть использован в практике работы воспитателей дошкольных образовательных учреждений.
ПРОЕКТ: ФОЛЬКЛОРНЫЕ ПРАЗДНИКИ УРАЛЬСКОЙ ЗЕМЛИ | ||||
Тема | Задачи | Пути достижения | Оснащение | Преемственность детского сада и семьи |
«Осенины - праздник урожая» 21 сентября» |
|
«Труд овощеводов» - закрепить знания детей о с/х труде овощеводов – уральцев осенью, показать значимость труда; помочь понять почему некоторые овощи и фрукты не растут на Урале; с какими трудностями сталкиваются уральские овощеводы, как продлевают лето (использование теплиц), чем и как заменяют дождь, как борются с вредителями, как уральская земля – матушка отблагодарит осенью за труд. Воспитывать уважение к труду овощеводов. Праздник Урожая |
|
|
«Праздник Покрова» «Покровские ярмарки» 14 октября |
|
|
|
|
«Рождество» 7 января |
|
|
|
|
«Святки» 6- 20 января |
|
|
|
|
«Крещение» 19 января |
|
|
|
|
«Сретенье» |
|
Д/И: «Найди названный предмет», «Путешествуем по сказкам», «Магазин одежды |
|
|
«Масленица» |
|
|
|
|
«Пасха. Велик день. Светлый день». от 22 марта по 25 апреля |
|
|
на пасхальные темы |
|
«Курбан байрам» |
|
|
|
|
«День славянской культуры и письменности» |
|
|
|
|
«Троица» |
|
|
|
|
«Иван Купала». 7 июля |
|
|
|
|
«Сабантуй |
|
|
|
|
Результат проекта (практический выход)
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
2015.15.08. Сценарий праздника "Уральский волшебник Бажов"
Вечер досуга по творчеству П.П. Бажова «Уральский волшебник Бажов» Цель презентации: Продолжать знакомить дошкольников с биографией Павла Петровича Бажова (1879-1950), дать предс...
Праздник Уральских Красильщиков
Этот материал преставляет из себя праздник - занятие для закрепления навыков рисования уральской росписи...
Спортивный праздник: "Берегите Землю, Землю берегите".
Спортивный праздник посвященный году Экологии (2017)....
Проект фольклорного праздника "Весна"
Проект фольклорного праздника "Весна"...
Педагогический проект. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Я живу на Уральской земле.
Духовно-нравственное воспитание - это усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев, семьи, коллектива и общества, приобщение к сиситеме социокультурных ценностей, отражающих богатство, свое...
Проект «Фольклорные праздники Уральской земли»
В последнее время в нашей жизни произошли сложные, противоречивые события: отошли в сторону хорошо известные праздники, появились новые; молодое поколение забывает русскую народную культуру, народные ...
Сценарий праздника «Уральские посиделки»
Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе уральского фольклора. Воспитание у детей нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости...