Педагогический проект. Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста. Я живу на Уральской земле.
проект (старшая группа)
Духовно-нравственное воспитание - это усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев, семьи, коллектива и общества, приобщение к сиситеме социокультурных ценностей, отражающих богатство, своеобразие и гармоничное сочетание культур народов России.
Духовно – нравственное воспитание - это воспитание души ребенка, создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Проблема духовно-нравственного воспитания – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 Увельского района п. Нагорный
Педагогический проект
«Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста: Я живу на Уральской земле»
Выполнила: Тараканова Людмила Ивановна
2018 г.
Содержание:
- Актуальность………………………………………………………. 3
- Цель и задачи………………………………………………………. 4
- Объекты проекта…………………………………………………… 5
- Планируемые результаты………………………………………… 5
- Программа реализации проекта………………………………….. 6
- Диагностический инструментарий……………………………….. 16
- Список использованных источников…………………………….. 23
- Приложения………………………………………………………… 24
1.Актуальность
Духовно-нравственное воспитание - это усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев, семьи, коллектива и общества, приобщение к сиситеме социокультурных ценностей, отражающих богатство, своеобразие и гармоничное сочетание культур народов России.
Духовно – нравственное воспитание - это воспитание души ребенка, создание основы нравственных ценностей будущего взрослого человека. Образование, навыки, сноровку можно приобрести и позже, но основа самого лучшего в людях – человечности – закладывается именно в дошкольном возрасте, возрасте интенсивного развития чувств и межличностных отношений.
Проблема духовно-нравственного воспитания – одна из важнейших проблем человечества. Особую актуальность она приобретает в переломные периоды развития общества.
Многие авторы (А. Ф. Ахматов, А.В. Панкратов, З.Я. Багишаев) отмечают, что начало третьего тысячелетия характеризуются нарушением единства духа, души и тела человека, разрывом между образованностью и воспитанностью, бедностью духовных интересов, снижением истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета.
Выходом из создавшейся ситуации может стать изменение воспитательной направленности всей системы образования, начиная с самой первой ее ступени – дошкольной.
Одной из главных задач развития образования на современном этапе является освоение ребёнком общечеловеческих ценностей – культурных, социальных, моральных, лежащих в основе развитых цивилизаций и не чуждых другим народам.
Основу культуры человечества составляют национальные культуры. Приобщая ребёнка к истории, традициям, обычаям своего народа взрослые вводят его в мир богатой народной культуры.
Установлено, что маленькие дети способны воспринимать культуру разных народов. Яркие впечатления и чувства, пережитые в детстве, оказывают влияние на дальнейшее развитие ребенка, остаются в памяти на всю жизнь. Воспитывать в детях толерантное отношение к другим народностям одна из важнейших задач работы педагога.
На Урале живут люди разных национальностей: русские, татары, чуваши, мордва, казахи и др. Поэтому каждый ребенок должен с детства быть знаком с культурой этих народов, уважать их традиции и обычаи. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, неосуществимо без глубокого познания духовного богатства своего народа и приобщения к его этнокультуре.
Дети старшего дошкольного возраста не вступают в конфликт с людьми других национальностей, но в тоже время отмечается проявления детской агрессии по отношению друг к другу, замечены проявления: осмеяния, передразнивание, не желание общаться с человеком, проявление детской бестактности, не умение правильно вести себя в различных ситуациях. Проблема духовно-нравственного развития и воспитания молодого поколения становится всё более актуальной.
Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье. Родители несут ответственность за воспитатение детей. Но все таки наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно детский сад должен быть сосредоточен не только на интеллектуальной, но и духовной жизни дошкольника.
Методических разработок по воспитанию у детей духовно - нравственных ценностей детей дошкольного возраста в настоящее время недостаточно, не всегда они несут в своем содержании региональный компонент, приемлемый для работы с нашими детьми.
Именно социальная потребность, пробелы в работе по духовно – нравственному воспитанию у дошкольников побудили начать разработку данного проекта.
- Цель и задачи проекта
Цель: Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма в процессе духовно – нравственного воспитания
Задачи
Обучающие задачи:
1.Формировать у дошкольников первичные представления о материальной и духовной культуре народов, проживающих в родном крае.
Развивающие задачи:
1.Развивать положительные чувства к родному краю, гордость за достижения родного края, способствующих возникновению чувства любви к Родине
Воспитательные задачи:
1.Познакомить с системой общечеловеческих норм, правил и требований к поведению личности в современном мире
2.Воспитывать чувство толерантности к представителям других национальностей; гордости за свой народ и его культуру
3.Объекты проекта
Объекты проекта: родители и дети старшей группы МКДОУ № 14, воспитатели группы, музыкальный руководитель.
- Планируемые результаты:
Дети познакомятся с богатством и своеобразием культур народов, проживающих в родном крае, свободно смогут использовать и применять в повседневной жизни полученные знания. У них появится желание участвовать в традиционных народных праздниках, играть в народные подвижные игры, желание слушать и рассказывать сказки разных народов.
Дети усвоят нравственные правила и нормы поведения в обществе: гуманность человеческих взаимоотношений, толерантное, уважительное отношение к разным народностям. Сформируется позитивное восприятие национальных различий, других культур, языка, религий, убеждений.
Оптимизируется взаимодействие с родителями, активизируется позиция родителей как участников образовательного процесса.
Расширяться связи с социумом.
Предметно – пространственная среда пополнится дидактическим, игровым материалом, оборудованием для организации воспитательно - образовательного процесса.
Продукты проекта:
- Макеты «Русская изба», «Казахская юрта»
- Выставки «Кукла в национальном костюме», «Куклы наших бабушек» (куклы-обереги, тряпичные куклы, игрушки из глины, соломы, куклы-закрутки и др.)
- Мини-музей «Сокровища бабушкиного сундука»
- Уголок народного искусства
- Игротека русских, чувашских, мордовских, татарских, казахский игр
- Тематические альбомы « Русские народные праздники», «Празднично – обрядовая культура татар», «Обычаи и праздники чувашского народа», «Мордовские традиции и обычаи»
- Дидактические игры: ««Подбери головной убор к сарафану», «Одень куклу в национальный костюм», «В русской горнице», «Все мы жители России»
5. Программа реализации проекта
Изучение психолого-педагогической литературы.
Необходимо остановиться на некоторых базовых понятиях.
-Духовность личности - предполагает приоритет человека общечеловеческих и духовных ценностей с сохранением им всех других потребностей, жизненных отношений и личностных ценностей, определяющих жизнь большинства людей.
-Нравственность - ценностная структура сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.
В широком смысле слова нравственность - особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; в узком смысле -совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.
-Духовно-нравственное развитие личности — формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
-Духовно-нравственное воспитание личности - педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей.
Личностные образования дошкольника:
1. Интеллектуальный компонет, определяющий уровень знаний и представлений, уровень развития способов действий по присвоению опыта
2. Эмоционально – чувственный компонент, включающий эмоции и чувства
3. Мотивационно – потребительский компонент, представляющих систему потребностей в деятельности ее мотивов
4.Поведенческий компонент, выражающий степень сформированности и устойчивости умений и навыков реализации собственной позиции к миру
Темы подлежащие освоению детьми в процессе совместной со взрослым и самостоятельной деятельности
Макроединицы | Микроединицы( темы) |
Культура народов родного края: Русская Татаркая Чувашская Мордовская Казахская народная культура | Тема 1: «Материальная культура народов родного края ( жилища, одежда, обувь, украшения, музыкальные инструменты, игрушки) Тема 2: «Духовная культура народов родного края» (песни, сказки, пословицы, поговорки, праздники) |
Основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания детей:
- нравственный пример педагога
- социально-педагогическое партнёрство
- индивидуально-личностное развитие
- интегративность программ духовно-нравственного воспитания
- социальная востребованность воспитания
Образовательные технологии, реализуемые в рамках проекта:
- здоровьесберегающие педагогические технологии
- технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
- технология проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- информационно-коммуникативные (коммуникационные) технологии
-игровые технологии
Деятельность детей по реализации проекта:
- Игровая – сюжетно – ролевые, дидактические, музыкальные, подвижные игры, игры- драматизации
- Познавательно – исследовательская деятельность – проектная деятельность, исследовательская деятельность
- Восприятие художественной литературы – чтение потешек, песенок, прибауток, сказок разных народов (слушание), обсуждение, рассуждение
- Коммуникативная – беседы, разговоры
- Художественный труд - конструирование из бумаги, ручной труд
- Изобразительная – рисование, лепка, аппликация
- Музыкальная – пение, игра на музыкальных инструментах, танцы
- Двигательная - подвижные игры
План реализации проекта
- этап: Организационный
1. Изучение научно-методической литературы, литературы о народах, проживающих на территории родного края
2. Подборка материала, составление плана реализации проекта
3. Привлечение специалистов учреждений культуры для реализации проекта
4. Налаживание взаимодействия с родителями, привлечение членов семьи к совместной работе над проектом
5. Первоначальная диагностика с целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению духовно – нравственное воспитание
2 этап: Основной
1. Пополнение предметно – пространственной среды
2. Образовательная деятельность с детьми по реализации проекта
3. Взаимодействие с родителями, общественными организациями по реализации проекта.
4. Промежуточная диагностика (в конце учебного года в старшей группе и в начале учебного года в подготовительной группе) с целью анализа и корректирования воспитательно – образовательной работы
3 этап: Заключительный
1.Заключительная диагностика целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению духовно – нравственное воспитание
2. Анализ и обобщение полученных результатов.
3. Презентация проекта
Содержание проекта
Предполагаемая дата проведения мероприятия | Место проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ответственный за выполнение |
Старшая группа | |||
сентябрь | Первоначальная диагностика с целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению духовно – нравственное воспитание Знакомство с народами, проживающими в родном крае Экскурсия в краеведческий музей Буклет для родителей о традициях русского народа Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» | Воспитатели Воспитатели Работники музея Воспитатели Воспитатели | |
октябрь | «Мир старинных вещей» Знакомство с жилищем, бытом русского народа Оформление макета «Русская изба» Дид. игры «В русской горнице», «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар?» Праздник урожая «Осенины» Родительское собрание «Приобщение детей к истокам народных традиций» | Воспитатели Воспитатели,родители Муз. руков., воспитатели Воспитатели | |
ноябрь | 16 ноября Международный день толерантности – Развлечение «Калейдоскоп народных игр» «Так мы раньше одевались» Исследование характерных особенностей русских национальных костюмов Выставка рисунков «Головные уборы русского народа» Дид.игра «Оденем куклу Машу в русский национальный костюм» | Воспитатели Воспитатели Воспитатели,родители | |
декабрь | Русский народный фольклор Чтение руских народных небылиц, прибауток, частушек, считалок, сказок Просмотр мультфильма «Морозко» | Воспитатели, родители | |
январь | Знакомство с традициями и обычаями русского народа Знакомство с блюдами народной кухни Русские народные игры «Рыбаки и рыбы», «Змейка», «Горелки» "Гори - гори ясно" | Воспитатели | |
февраль | Знакомство с жилищем, бытом казахского народа Оформление макета «Казахская юрта» Буклет для родителей о традициях казахского народа | Воспитатели Воспитатели, родители Воспитатели | |
март | Знакомство с казахским национальным костюмом, одеждой, обувью Исследование характерных особенностей татарских национальных костюмов Руссский народный праздник «Масленица» Что за праздник «Наурыз»? | Воспитатели Воспитатели, родители Муз.руководитель, воспитатели | |
апрель | Знакомство с традициями и обычями, праздниками казахского народа Казахские народные игры | Воспитатели | |
май | Итоговое мероприятие Праздник «Венок дружбы народов» Промежуточная диагностика с целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению духовно – нравственное воспитание | Муз.руководитель воспитатели Воспитатели | |
Подготовительная группа | |||
сентябрь | Мини-музей «Сокровища бабушкиного сундука» Знакомство с жилищем, бытом татарского народа Знакомство с татарским национальным костюмом Продуктивная деятельность Рисование «Укрась казанские сапоги» Буклет для родителей о традициях татарского народа | Воспитатели,родители Воспитатели | |
октябрь | «В гостях у татарской бабушки» Знакомство с традициями и обычаями, праздниками татарского народа Приготовим «чак – чак» Конструирование из бумаги «Тюбетейка» Татарский фольклор Чтение татарских сказок «Водяная», «Волшебное кольцо», «Гульчечек» Татарские игры: «Угадай и догони», «Скок – перескок», «Куры и лисица». "Перетяни канат", Не пролей воды" | Воспитатели Воспитатели Воспитатели,родители Воспитатели | |
ноябрь | 16 ноября Международный день толерантности – НОД «Все народы – в гости к нам!» Знакомство с жилищем, бытом мордовского народа «Нет краше Мордовочки нашей» Исследование характерных особенностей национальных костюмов Дид игра «Наряди куклу Акань» "Декоративно-прикладное творчество мордовских женщин". Продуктивная деятельность Рисование Пояс «Пулагаем» (украшение мордовского пояса) Буклет для родителей о традициях мордовского народа | Муз.руководитель, воспитатели Воспитатели Воспитатели, родители Воспитатели Воспитатели Воспитатели | |
декабрь | Знакомство с традициями и обычаями, праздниками мордовского народа Дид.игра «Собери мордовский музыкальный интсрумент»(иодифон, торама, дорама) Экскурсия в краеведческий музей «Тряпичная кукла на Руси» | Воспитатели Воспитатели родители Работники музея | |
январь | Чтение мордовских сказок «Лиса и медведь», «Сыре – варда», «Чучело в перьях». Инсценировка сказки "Как собака друга искала" Мордовские игры «Лапта», «Котел» Выставка «Куклы наших бабушек» | Воспитатели, родители Воспитатели Воспитатели Воспитатели, родители | |
февраль | «Наведем порядок в чувашском доме – «киле» Знакомство с жилищем, бытом чувашского народа Буклет для родителей о традициях чувашского народа | Воспитатели | |
март | Исследование характерных особенностей чувашских национальных костюмов, головных уборов Национальное своеобразие чувашской Выставка рисунков «Национальные чувашские узоры» Конструирование из бумаги «Енчек – поясной кошелек для зеркала и денег» Чувашский фольклор Чтение чувашских сказок «Иван – батыр», «Лиса и дятел», «Лиса – плясунья». | Воспитатели, родители Воспитатели Воспитатели Воспитатели, родители | |
апрель | Знакомство с чувашскими праздниками, обычаями Чувашские праздники – Акатуй, Уяв. Чувашские народные игры «Бои петухов», «Воробьи и кошки», «Иголка, нитка, узелок». "Девушка и луна", «Хищник в море» Выставка «Кукла в национальном костюме» Совместное мероприятие с родителями «Калейдоскоп народных традиций» | Воспитатели Воспитатели, родители | |
май | Итоговое мероприятие Занятие - конференция «Культура народов родного края» Ярмарка народных подвижных игр Итоговая диагностика с целью вывления уровня сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению духовно – нравственное воспитание | Воспитатели |
Реализация содержания проекта
Основные модели организации образовательного процесса:
- совместная деятельность педагога и детей
- самостоятельная деятельность детей
- взаимодействие с родителями
Совместная деятельность педагога и детей
предполагает индивидуальную, подгрупповую, и фронтальную форму организации с воспитанниками.
В рамках данной модели проводится:
- образовательная деятельность, реализуемая в ходе совместной деятельности взрослого и детей и направленная непосредственно на решение образовательных задач
- совместная деятельность взрослого и детей, осуществляеммая в ходе режимных моментов и направленная на решение образовательных задач
- совместная деятельность взрослого и детей, осуществляемая в ходе режимных моментов и направленная на осуществление функций присмотра или ухода
Самостоятельная деятельность детей
- Свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогом развивающей предметно – пространственной среды
- организованная воспитателем деятельность воспитанников, направленная на решение задач, связанных с интересами других людей (помощь в быту и др)
Формы работы с детьми
- Экскурсии
- Беседы
- Рассматривание картинок
- Просмотр презентаций, мультфильмов
- Дидактические, сюжетно- ролевые, подвижные игры, игры- драматизации
- Исследовательская деятельность (исследование характерных особенностей русских национальных костюмов, орнаментов, узоров и.т.д.)
- Творческая художественная деятельность детей (рисование, лепка, аппликация, констуирование, оформление макетов, плакатов, стенгазет, организация выставок)
- Праздники
Взаимодействие с родителями
Формы и методы сотрудничества с родителями:
- Родительские собрания
- Родительские вечера
- Праздники
- Тематические консультации
- Буклеты
- Папки - передвижки
- Участие родителей в выставках поделок, рисунков
- Участие родителей в изготовлении наглядных пособий, дидактических игр
- Участие родителей в создании мини – музея, макетов
- Участие родителей в исследовательской деятельности детей
6.Диагностический инструментарий
Диагностика духовно нравственного воспитания проводиться по учебно- методическому пособию «Диагностика основ патриотизма в старшем дошкольном возрасте», под ред. О.В Дыбиной
Уровень сформированности у детей старшего дошкольного возраста основ патриотизма по направлению работы духовно – нравственное воспитание
Показатель | Шкала | Показатель « - » |
Перечисляет народы, живущие в родном краю (русские, татары, чуваши и др) | 3 2 1 | Не может точно назвать народы, живущие в родном крае |
Имеет представление о национальных костюмах (одежде, обуви, головных уборах) народов родного края | 3 2 1 | Отсутствие представлений о национальных костюмах народов родного края |
Может выбиратьиз предложенных на иллюстрациях предметов предметы материальной культуры ( жилище, игрушки, музыкальные инструменты) народов родного края | 3 2 1 | Не может выбрать из предложенных на иллюстрациях предметов предметы материальной культуры народов родного края |
Имеет представление о жилище, предметах быта народов родного края | 3 2 1 | Отсутствие представлений о жилищеЮ предметах быта народов родного края |
Имеет представление о традиционных праздниках народов родного края | 3 2 1 | Отсутствие представлений о традиционных праздниках народов родного края |
Демонстрирует желание участвовать в традиционных праздниках народов родного края | 3 2 1 | Отсутствие желания играть в подвижные игры народов родного края |
Использует элементы традиционных орнаментов в изобразительной деятельности народов родного края | 3 2 1 | Отсутствие желания играть в подвижные игры народов родного края |
Демонстрирует желание играть в подвижные игры народов родного края | 3 2 1 | Отсутствие желания играть в подвижные игры народов родного края |
Умеет играть в подвижные игры народов родного края | 3 2 1 | Не умеет играть в подвижные игры народов родного края |
Знает сказки народов родного края | 3 2 1 | Не знает сказки народов родного края |
Демонстрирует желание слушать и рассказывать сказки народов родного края | 3 2 1 | Отсутствие желания слушать сказки народов родного края |
Шкала критериев:
3– ребенок выполняет задание самостоятельно
2– ребенок справляется с заданием с помощью педагога
1 – ребенок не справляется с задание даже с помощью педагога
Диагностическое задание:
Ребенку предлагается сделать коллаж «Село мое – наш общий дом, в котором дружно мы живем»
Содержание задания:
Показатели для наблюдений | Содержание задания | Действия педагога, стимульный материал |
Перечисляет народы, живущие в родном краю (русские, татары, чуваши и др.) | -Африку, родину Симбы, населяют разные африканские народности и племена, у которых свои традиции и обычаи. -А ты знаешь, какие народы живут в нашем селе? Выбери картинки, на которых изображены представители народов, проживающих в нашем селе. | Демонтрирует изображения представителей африканских народностей Раскладывает перед ребенком изображения представителей разных национальностей, проживающих на территории России |
Имеет представление о национальных костюмах (одежде, обуви, головных уборах) народов родного края | - Как ты догадался, что на картинке изображены русские, татары, морда, чуваши, казахи? - Посмотри, на какой из этих картинок изображены русские мужчина и женщины? Как ты догадался? -На какой из оставшихся татары? Как дагадался? - На какой и трех чуваши, на какой- морда, на какой -казахи? Как догадался? | Раскладывает перед ребенком картинки на которых изображены представители народов родного края. |
Может выбирать из предложенных на иллюстрациях предметов предметы материальной культуры (жилище, игрушки, музыкальные инструменты) народов родного края | - Давай в подарок Симбе сделаем коллаж о народах родного села. Мы его назовем «Село мое – наш общий дом, в котором дружно мы живем» - А по оформлению жилища можно определить, семья какой национальности в ней живет. Предлагаю разместить на коллаже изображения жилищь и их хозяев. | Предлагает заготовку коллажа Предлагает картинки и помогает разместить их на коллаже |
Имеет представление о жилище, предметах быта народов родного края | -Древние африканские племена на родине Симбы жили вот в таких хижинах. - А в каких домах живут народы нашего села? Выбери картинки и назови. - Предлагаю поиграть в игру «Что в избе?» Выбери из предметов на картинках те, которые являются предметами народного быта в избе. - Как ты думаешь, почему в пословице говориться «Печь всему голова» | Демонстрирует изображение африканской хижины. Показывает картинки и предлагает выбрать ту, на котрой изображено традиционное жилище народов родного края. Показывает картинки |
Имеет представление о традиционных праздниках народов родного края | -У каждого народа свои праздники. О каких праздниках народов нашего села ты можешь рассказать Симбе? | Предлагает ребенку разместить на коллаже изображения традиционных праздников народов родного края. |
Демонстрирует желание участвовать в традиционных праздниках народов родного края | -Какие из этих праздников ты хотел бы организовать в детском саду и пригласить Симбу? Почему? | |
Использует элементы традиционных орнаментов в изобразительной деятельности народов родного края | -Наряди детей на праздник, укрась узором костюмы русского мальчика, девочки, татарина, чуваша и.т.д. | Предлагает заготовки костюмов, цветные карандаши. |
Демонстрирует желание играть в подвижные игры народов родного края Умеет играть в подвижные игры народов родного края | -В какую подвижную игру ты хотел бы поиграть с Симбой и своими друзьями на Масленице? Ты сможешь научить Симбу в нее играть? -В какую подвижную игру ты хотел бы поиграть с Симбой и своими друзьями на празднике Сабантуй? Почему? Ты сможешь рассказать, как в нее играть? -В какую повижную игру ты хотел бы поиграть на чувашском празднике Акатуй? Почему именно в эту игру? Ты можешь рассказать ее правила? и.т.д. | Демонстрирует иллюстрации, на которых изображены дети, играющие в народные подвижные игры |
Знает сказки народов родного края | - Симба прислал нам несколько сказок африканского народа. Они о животных, живущих в Африке. Мы их обязательно прочитаем. -Давай на нашем коллаже разместим героев сказок народов родного края: русских народных, чувашскихи.т.д. -Как ты думаешь, эта иллюстрация из какой сказки? | Предлагает иллюстрации к сказкам |
Демонстрирует желание слушать и рассказывать сказки народов родного края | -Тебе нравиться слушать сказки? Какие тебе нравятся сказки, какие в них герои? -Хочешь расскажу тебе смешную татарскую сказку «О кривой березе»? ты можешь нарисовать к ней рисунок и по нему рассказать сказку дома. | Предлагает лист бумаги и цветные карандаши |
7.Список используемых источников
1. Андреева Н. Ф. Планирование работы по патриотическому воспитанию в ДОУ //Управление ДОУ №1 – 2005.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. - М. : ЦГЛ,
2005. – 247с.
3. Богатеева З. А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – Москва, 1986.
4. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М. Мозаика – Синтез, 2008.
5. Григорьева Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников. – Москва, 1997.
6. Диагностика основ патриотизма в старшем дошкольном ворасте.- Тольятти, Кассандра, 2014
7. Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Москва «Просвещение» 2009г.
8.Козлова С.А Мой мир: приобщение ребенка к социальному миру М.Линка – Пресс, 2000
9. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности. – М. Мозаика- Синтез, 2012
10. Куклы в народных костюмах №19, Deagostini, 2012.
11.Кузина Т.Ф Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. М.Школьная пресса, 2001.
12. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6лет: Методическое пособие, М., 2007
13. Кочетков Е. Раскраска "Народные костюмы", Москва, 2006.
14. Халезова Н. Б. Народная пластика и декоративная лепка в детском саду. – Москва, 2002
15.Шорыгина Т.А Наша Родина – Россия. Методическое пособие М, Сфера, 2013.
16.Шмелева Н.В. Путешествие по русской избе Народное творчество, М,Сфера, 2012
8.Приложения
Глоссарий
Духовная культура – это система знаний и мировоззренческих идей, присущих конкретному культурно- историческому единству или человечеству в целом.
Духовная культура – сфера человеческой деятельности, охватывающая различные стороны духовной жизни человека о общества.
Духовная культура включает в себя формы общественного сознания и их воплощение в литературные, архитектурные и другие памятники человеческой культуры.
Заклички – один из видов закличительных песен языческого происхождения. Они торажают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье.
Заклички представляют собой обращения к солнцу, радуге, дождю и другим явлениям природы, а также к животным, птицам.
Культура в широком значении есть преобраховательная деятельность челровека и общества по созданию и сохранению материальных и духовных ценностей, а также результат этой деятельности. В этом смыле культура – это все, что не является природой, т.е. то, что создано и создается обществом и человеком.
Материальная культура – искусственно созданные предметы, которые позволяют людям оптимальным способом приспособиться к природным и социальным условиям жизни. Предметы матеральной культуры создаются для удовлетворения разнообразных потребностей человека и поэтому рассматриваются в качестве ценостей. Конкретно это одежда, обувь, утварь, продукты питания, украшения, устройство жилища, архитектурные сооружения.
Обычай – унаследованный стереотипный способ поведения, который восприозводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для их членов.
Обряд (ритуал) – разновидность обычая
Пестушка – короткий стихотворный напев нянюшек и матерей, каким они сопровождают действия ребенка, которые он совершает в самом начале своей жизни
Потешка – элемент народной педагогики, песенка – приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребенка.
Праздник – день торжества, установленный в честь или в память кого- нибудь, чего – нибудь
Прибаутка – стихотворная , короткая, веселая история, которая рассказывает мать своему ребенку
Промысел – совокупность действий, целью которых является достижение определенного результата. Промыслом обычно называют занятие, с целью получения выгоды, каким – либо делом в объеме, который может обеспечить, полностью или частично, доход, необходимый для жизни занимающегося промыслом и его семьи
Реликвия – свято хранимая, почитаемая вещь, связанная и историческими или религиозными событиями прошлого
Ремесло – мелкое ручное производство, основанное на применении ручных орудий труда, личном мастерстве работника, позволяющем производить высококачественные, часто выскохудожественные изделия
Традиция - элементы социального и культурного наследия, передащиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени.
Это обычай, устоявшаясяв быту привычка, правило, норма
Содержание развивающей предметно – пространственной среды для реализации проекта
Игровой центр(центр сюжетно – ролевой игры) |
Атрибуты для сюжетно – ролевых игр с сюжетными оболочками: «Рубим избу», «Печь всему голова», «Приготовим обед из национальных блюд», « Наведем порядок в доме»: предметы народного быта, копии предметов быта, муляжи, куклы в национальных костюмах Атрибуты для моделирования практических ситуаций, сюжетно – ролевых игр с сюжетными оболочками: «Приготовим чак – чак», «Готовим пироги», «Печем куличи», «Масленица пришла», «Сабантуй», « Приготовим костюм к празднику»: куклы в национальных костюмах, предметы народного быта |
Театральный центр |
Атрибуты для игр – драматизаций, инсценировок русских народных, татарских, чувашских, песенок, сказок |
Музыкальный центр |
Аудио записи для прослушивания: - Детские русские народные песни «По лугу я гуляла», «Как на тоненький ледок», «Во кузнмце», «Ах, вы сени, мои сени» и др - Детские татарские народные песни («Соловей» и др) - Чувашсике народные песни «Засыпай сынок» и др) - Мордовские народные песни - Гимн республики Татарстан, гимн Чувашии и др. |
Центр художественно – творческого развития |
Картонные заготовки (силуэты) для декоративного рисования Схемы изготовления народных игрушек, кукол Материалы для продуктивной деятельности: лепки, аппликации, рисования |
Литературный центр |
Иллюстрации к русским народным сказкам художника В.М Васнецова Иллюстрированный сборник русских нвародных сказокА.Н Афанасьева Иллюстрации к татарским, чувашским, мордовским народным сказкам, стихам, песням Чувашские народные сказки – «Мышка вострохвостик, «Кот и Воробей» и др. Татарские народные сказки: «Три сестры», «Умная девушка», «Гульчечек» и др. Мордовские народные сказки «Как собака друга искала» и др. Казахские народные сказки «Лисья шуба» и др. |
Мини - музей |
Мини – музей «Русская изба»: предметы одежды с народными орнаментами, предметы русского бытва |
Центр патриотического воспитания |
Карта Среднего Поволжья Тематические альбомы Серии сюжетных картинок: «Основные занятия татар», «Ремесла татар» «Основные занятия чувашского народа», «Народные промыслы и декоративно – прикладное искусство чувашского народа», «Основные занятия мордвы», «Народные промыслы и ремесла мордовского народа» Фотографии и иллюстрации: Татарских, чувашских, мордовских, казахских народных костюмов, орудий труда, оформления жилища и его интерьера, музыкальных инструментов, изображения символики Тематические альбомы: «Русские народные праздники», «Празднично – обрядовая культура татар», , «Обычаи и праздники чувашского народа», «Мордовские обычаи и традиции», «Казахские традиции и обычаи» |
Познавательный центр |
Дидактические игры: «Оденем куклу Машу(Акань) в русский (мордовский) национальный костюм», «Собери народный завиток», «В русской горнице», «Угадай вид росписи», «Угадай народный промысел», «Какие предметы сделал кузнец, а какие гончар», «Собери флаг», «Угадай, чье жилище?», «Собери музыкальный инстремент» Дидактический материал: «Азбука русского быта» |
Двигательный центр |
Материалы и оборудование для подвижных игр |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект, Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста : "Тайны русского Севера".
Нравственно-патриотическое воспитание в дошкольном отделении образовательного комплекса всех уровней, от дошкольного до высшего профессионального, осуществляется на основе интеграции отечественных тра...
Использование проекта «Живой ручей» в развитии духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста логопедической группы
В сообщении описывается работа по реализации проекта "Живой ручей" (на основе проекта "Живая вода") с использованием речевых заданий...
ПРОЕКТ «ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ МУЗЫКАЛЬНО - ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Сотрудничество детей и взрослых, развитие дружеских взаимоотношений у старших дошкольников путём организации совместной проектной деятельности; в содействии развития у детей коммуникативных способност...
Педагогический проект по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Семья и ее корни»
Актуальность. Одной из приоритетных задач нашего детского сада является сотрудничество ДОО и семьи.Семья – первый социальный институт, с которым ребенок встречается в жизни, частью которого явля...
Внеобразовательная деятельность: педагогический проект гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста «Кадет- звучит гордо!»
Цель и задачи проектаЦель :формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.Задачи проекта:...
Информационно-практик-ориентированный социально-педагогический проект Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста «Тайны русского Севера»
Цель проекта: Формирование у детей старшего дошкольного возраста гражданской позиции, патриотических чувств, любви и уважения к своей Родине. Формирование интереса к творческой познавательно-исследова...
проект «Воспитание духовно- нравственных качеств личности детей старшего дошкольного возраста в процессе взаимодействия детского сада и семьи»
Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семь...