Мой опыт работы (статья 1)
материал по теме
Предварительный просмотр:
Опыт работы воспитателя МДОБУ №17 по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом Лабинском ,Краснодарского края.
« Моя малая родина…
У каждого человека она своя,
но для всех является той,
путеводной звездой,
которая на протяжении всей жизни
определяет очень многое, если не сказать все!»
В последнее время, были утеряны многие общечеловеческие ценности. В людях пропало чувство гордости за свою Родину, за свой народ, появилось равнодушное отношение друг к другу и даже близким и родным. Детям стали чужды такие понятия, как милосердие, сочувствие, сострадание и уважение к людям труда.
Но как бы ни менялось современное общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей Родине, гордости за нее – необходимы всегда! И наконец-то, в настоящее время, идея патриотического и гражданского воспитания приобретает все большее общественное значение и становится задачей государственной важности.
Если мы хотим, чтобы дети полюбили свою родину, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны.
Ведь именно от того, каким предстанет перед дошкольником его родной город, какие эмоции и чувства вызовет, насколько обогатит детскую фантазию, в конечном итоге зависит становление его гражданской позиции и патриотизма.
Начиная эту работу, можно задать себе вопросы: А люблю ли я свою Родину, свой город? Достаточно ли хорошо знаю его?
Отвечая на эти вопросы, мы поняли, что невозможно привить ребенку чувство любви к городу, если самим не проникнуться этим чувством, теми яркими переживаниями и впечатлениями от встреч с нашим, по-своему красивым городом.
Проанализировав свои знания о городе ,я увидела , важность гражданско-патриотического воспитания с одной стороны, и недостаточный уровень знаний детей о родном городе с другой стороны.
Поэтому поставила перед собой цель: воспитать в детях – маленьких граждан и патриотов своей малой Родины через ознакомление с родным городом.
Для достижения этой цели решала следующие задачи:
- организовала развивающую среду в группе для более целостного восприятия детьми малой Родины. Для чего создала мини-музеи в группе, макеты и карты детского сада с ближайшим его окружением, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, дидактические игры и пособия.
- Через разные виды деятельности формировала любовь к родному городу, интерес к прошлому и настоящему Лабинска.
- знакомила детей с достопримечательностями Лабинска, развивала желание как можно лучше узнать свой город.
- развивала эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, городу. Способствовала становлению и сплочению не только детского коллектива, но и семьи.
- воспитывала чувство гордости за своих земляков и уважение к людям труда.
- воспитываю бережное отношение к городу, природе, архитектурным памятникам. Побуждаю детей сохранять красоту города для будущих поколений.
При построении системы работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников учитывала следующие принципы:
Принцип дифференциации. Создавала условия для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенностей эмоциональной и познавательной сферы.
Принцип интегративности. Это сотрудничество с семьей, библиотекой, ; в естественном включении краеведческого материала в региональную программу; а также сочетание всех видов деятельности при знакомстве детей с историко-культурными особенностями Лабинска(с его малой Родиной).
Для реализации системы работы разработала перспективный план.
Прежде чем, ребенок начинает воспринимать себя как гражданина, ему нужно помочь в осознании собственного «Я», своей семьи, своих корней – того, что близко, знакомо и понятно. Для этого нужно время. Поэтому задачи по патриотическому воспитанию реализуется в течение трех лет (со средней группы). Вся планируемая работа разбита на три этапа: в средней , в старшей и подготовительной группах.
Начиная работу в средней группе поставила перед собой цель познакомить детей с ближайшим окружением: детским садом, его территорией, улицами прилегающими к территории сада. Одним из основных методов работы стали экскурсии, игровые прогулки. После экскурсии и прогулки проводятся беседы, которые формируют положительное отношение к тому, что увидели, развивают и обогащают их речь. Знания, полученные во время экскурсий и бесед, закрепляются в творческой деятельности (конструирование, аппликация, рисование, лепка).
Занимаясь воспитанием любви детей к своим родным и семье, я решила привлечь родителей. Многие заинтересованные семьи приняли участие в конкурсе рисунков на тему: «Мы живем весело и дружно, родословная нашей семьи». Как приятно слышать из уст ребенка: «Это мы вместе нарисовали». Оформили фотоальбом «Моя семья – мое богатство». Он стал настольной книгой. Дети подолгу рассматривают его, с гордостью рассказывают о своей семье.
На этом же этапе происходит знакомство с казачьими , пословицами, загадками. Обращаю внимание на предметы казачьей одежды, быта. . На музыкальных занятиях знакомятся с народной музыкой, поют кубанские песни, играют в игры народного характера (« Перетяжка», «веревочка») . Используют дидактические игры (разрезная картинка, шкатулка загадок, сложи узор)
• Осознанно относятся к праздникам семьи, детского сада, города, с удовольствием готовятся к ним.
• самостоятельно применяют полученные знания в различных видах творческой, продуктивной, коммуникативной деятельности.
На втором этапе в старшей группе закрепляем знания полученные детьми в средней группе, а так же знакомим с новым, используя рассматривание альбомов, открыток, составление рассказов, заучивание стихов, пословиц по темам: «мой город», «Моя улица», «Наш район», «Транспорт в городе».
В работе используются игры-путешествия (карты-схемы, лабиринты); строительные игры «мы строители», «Наш микрорайон», «Мы архитекторы», сюжетно-ролевые (торговый центр, салон красоты, ателье) и подвижные (жмурки, салки, сапожник, царь-горох и др.
На занятия по ознакомлению с природой Лабинска дети учатся наблюдать, видеть красоту родной природы, трудиться на участке детского сада и в уголке природы. При этом мы читаем книги и энциклопедии, рассматриваем иллюстрации, составляем гербарий, коллекции листьев. Совместно с родителями организовываются экскурсии. В беседах предлагаем родителям «маршруты выходного дня» к реке, в лес, парк, это своего рода домашние задание, где дети и родители получают задание понаблюдать, затем рассказать, что видели в лесу, сделать поделки, фотографии.
Работа по воспитанию патриотизма становится более эффективна, если установить тесную связь с родителями. Родители становятся не только помощниками детского сада, но и равноправными участниками формирования личности ребенка.
В работе с детьми подготовительной группы, уже имеющими определенные знания, были поставлены задачи сформировать у них более точные и полные представления о своем городе, его достопримечательностях, ведущих профессиях города, о своей малой Родине, как неотъемлемой частицей нашей страны – России.
Большую помощь оказали опять-таки родители в оформлении мини-музея «Наша Родина - Россия». Мини-музей привлекает ребенка к данной теме своей доступностью. Экспонаты не только можно, но и нужно брать в руки. Каждый новый экспонат – это повод для бесед. При ознакомлении с малой Родиной через мини-музей создаются благоприятные условия, при которых у детей расширяется кругозор, развиваются познавательные способности, активность, любознательность, обогащается и развивается речь, решаются так же задачи эстетического воспитания.
Любовь к Родине становится настоящим чувством, когда оно выражено в желании и потребности трудиться на благо города, поэтому необходимо поощрить деятельность ребенка, в основе которой лежит стремление сделать что-то для других детей, родных, для детского сада, города. (это участие в конкурсе рисунков ко Дню города, конкурс в защиту экологии «Красота родной природы», музыкальный конкурс ….., не маловажным является и приобщение детей к домашнему труду, активному участию и подготовке к праздникам).
Одна из форм работы с детьми – продуктивная творческая деятельность, которая включает рисовании, аппликацию, ручной труд; позволяет закрепить знания детей, полученные в результате занятий, бесед…, формирующееся у них отношение к окружающему , воспитывать чувство ответственности за свою работу, бережное отношение к результатам своего труда и труда других.
Таким образом, чувство любви к Родине формируется постепенно, в процессе накопления знаний, вырастает из любви к близким, родному краю, интереса к доступным пониманию детей явлениям общественной жизни, осознания причастности к судьбе своей малой Родины.
Результатом данной системы является ребенок, осознающий себя гражданином, не только в современном, но и в историческом пространстве страны и города. Он любит свою Родину, свою семью, своих сверстников, хочет сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Является носителем еще оформляющейся, но уже весьма устойчивой системы ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "В детский сад с шести месяцев" (опыт работы)
В статье указана роль общения ребёнка со взрослым на первом году жизни. Дана модель работы психолога в этой группе по всем направлениям, структура взаимодействия мамы и малыша на з...
СТАТЬЯ. "РЕБЕНОК И ДОРОГА. ОПЫТ РАБОТЫ."
В данной статтье представлены теоретичекие аспекты необходимости воспитания у детей навыков безопасного поведения н адороге и практический опыт работы воспитателя ГБДОУ детского сада №119 "Незнайка"...
Статья: "Опыт работы по подготовке руки к письму". Автор: Лейченок О.Н.
В статье "Опыт работы по подготовке руки к письму" рассказывается о методах и приёмах, способствующих развитию тактильной и кинестетической чувствительности пальцев и кистей рук....
«Игровые технологии в психолого – педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ ». «Лучший опыт работы (статья) специалиста коррекционной педагогики».
В данной статье хочу описать свой небольшой ,но трудоемкий опыт работы с детьми ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).Дети с ОВЗ – это дети ,которые требуют особое вниман...
Опыт работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Статья: "Патриотическое воспитание, как одно из направлений работы с детьми в дошкольном учреждении"
Аннотация: статья раскрывает вопросы, связанные с реализацией патриотического воспитания, как одного из направлений воспитательной работы в дошкольном учреждении. Приводятся пример...
Опыт работы "Работа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ и семьи" (статья).
Основой формирования будущей личности, является гармоничное развитие ребенка. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и ...