Опыт работы "Работа по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников в условиях ДОУ и семьи" (статья).
учебно-методический материал (старшая, подготовительная группа)
Основой формирования будущей личности, является гармоничное развитие ребенка. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач, среди которых особое место занимают вопросы нравственного и эстетического развития. Сегодня, материальные ценности главнее нравственных, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Чрезвычайно важно начинать процесс воспитания уже в дошкольном детстве.
Нравственно-патриотическое воспитание является составной частью общего воспитательного процесса, предполагает гармоничное развитие ребенка. Важно чтобы с раннего детства дошкольников окружало как можно больше доброго и красивого. Но умение различать добро и зло не дается с рождения. В процессе ежедневной кропотливой работы, мы взрослые на своем примере должны воспитывать у детей стремление быть добрыми, вежливыми и порядочными. Но, зачастую, к сожалению, бывает иначе. Современный ритм жизни, не оставляет времени на проявление вежливости.
Понятие этики и эстетики в педагогическом процессе всегда тесно взаимосвязаны. Действительно, нельзя научить ребенка правде, добру, без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла, лжи, умений ценить прекрасное и доброе в природе и в людях. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания и формирования нравственно-патриотических чувств.
В нашем детском саду созданы определенные условия для решения задач нравственно-патриотического образования. Мы исходим из его мировоззренческого значения и того, что оно не является изолированным направлением. Поэтому стремимся к проникновению нравственно-эстетического образования в сферу организации педагогического процесса. Педагоги нашего ДОУ обращают внимание детей на эстетику предметного окружения. Оформительская деятельность вокруг ребенка формирует одухотворенную среду. В группах проводятся: мастер классы: «Первая книга своими руками»; выставка рисунков: «Раскрась матрешку», «Люблю березу русскую»; изготавливаются открытки в качестве подарка; организуются экскурсии в парк, к монументу славы, по улицам города; проводятся познавательно речевые занятия.
Разные виды деятельности должны быть связаны между собой. Сначала детям необходимо накопить какие-либо впечатления о том или ином событии, явлении, спланировать наблюдения, экскурсии, чтение сказок, просмотр видеофильмов. Затем накопленные представления находят отражения в игре, продуктивной, театральной и другой художественно-творческой деятельности.
Заботясь о нравственном климате детского коллектива, мы учитываем социальные и материальные условия жизни ребенка в ДОУ. Организации этого климата способствует удобная, вариантная и внешне привлекательная обстановка создающая условия для развития детей (предметно – пространственная развивающая среда). При построении работы мы учитываем принципы: непрерывности детского развития; гуманизации воспитательно - образовательного процесса и ориентации на личность ребенка; соответствия задач, содержания, методов и форм образовательной работы ведущим возрастным потребностям ребенка; освоения общечеловеческой культуры.
В работе с детьми я использовала метод проекта «Игробук - как средство развития художественно творческих способностей дошкольного возраста».
Цель проекта:
- Приобщать детей к театральному искусству, к театральной деятельности.
- Способствовать формированию творческой личности, развивать речь и коммуникативные навыки у детей.
- Создавать условия для развития творческой активности детей, обеспечить условия взаимосвязи с другими видами деятельности в целостном педагогическом процессе.
- Развивать познавательный интерес и творческое мышление, разнообразив самую скучную тему.
«Игробук» (аналог американского «Лэпбука») - интерактивная самодельная книжка, папка, которая содержит множество кармашков, конвертиков, внутри которых находится материал сочетающий в себе познавательный и развивающий характер. Игробук - сравнительно новое средство обучения, используется как для индивидуальной, так и для коллективной работы. Данное дидактическое пособие активизирует у детей интерес к театральной деятельности. Появляется возможность проявить себя каждому ребенку.
Игробук «В гостях у сказки» - помогает детям лучше узнать и понять мир русских народных сказок; развивает активный интерес к истории и культуре Родины, воспитывая уважение к героям былин защитникам народа. Ведь через сказку, дети познают мир не только умом, но и сердцем. Кроме того откликаются на события и явления окружающего мира, выражая свое отношение к добру и злу.
Результаты использования игробука:
- Отвечает требованиям ФГОС ДО и относится к предметно – развивающей среде.
- Он информативен.
- Помогает быстрому запоминанию сказок.
- Способствует повышению интереса к содержанию.
- Предполагает проявление самостоятельность.
- Призывает к сотворчеству родителей, детей, педагогов.
Без взаимодействия с семьей невозможно добиться положительных результатов в формировании интеллектуальной культуры ребенка. Развитие театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении и накопление эмоционально – чувственного опыта у детей с участием родителей, это интересная и длительная работа. Хочется отметить совместный творческий проект «Вместе весело шагать» по русской народной сказке «Теремок», (педагог, родители, дети). Важно когда родители и дети стали равноправными участниками проекта, единым воспитательным коллективом. Творческая группа родителей «Вместе дружная семья» осуществляла не только разыгрывание детского спектакля, но и изготовление декораций, костюмов, атрибутов. Так же совместная работа с родителями способствовала интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей. Это вызывала у детей много эмоций, обостряло чувство гордости за родителей – артистов.
В заключении хочется отметить, что используя современные методики и технологии, повышается качество образования детей, а также совершенствуется профессиональное мастерство педагога. Нравственно – патриотическая проблематика, в свою очередь способствует формированию такой личности, которая будет сочетать в себе высокий интеллектуальный потенциал, нравственную чистоту, духовное богатство.
Библиографический список литературы:
- Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду / [Н. А. Ветлугина и др.]; Под ред. Н. А. Ветлугиной. 1989г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155).
- Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.
- Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / Т.Н. Доронова. - М.: Просвещение, 2004.- 127 с.
- Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
- Духовно-нравственное воспитание детей и родителей: содерж., методики, новые формы. Потаповская, О. // Дошкольное воспитание. - 2006. - № 1.
- Маханева М.Д. нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методическое пособие. - М.;ТЦ Сфера,2009. - 96с. - (Синяя птица).
- Акинина, Т. М. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Т.М. Акинина, Г.В. Степанова, Н.П. Терентьева. - М.: Перспектива, 2012. - 248 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "...Уж постоим мы головою за Родину свою..." Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Новиковой Натальи Петровны воспитателя МБДОУ ДС № 27 г. Железнодорожный
Презентация может быть использована для знакомства детей с событиями Отечественной войны 1812 года, а так же на родительских собраниях и методических обЪединениях, как представление опыта работы педаг...
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины» (инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам, традициям малой родины»(инновационный опыт работы по нравственно - патриотическому воспитанию)1. Цель:Воспитание у детей гуманного отношения к окружаю...
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом...
Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"
Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами Родине,его человеческое достоинство - силою его патриотизма»Чернышевский Н. Г.Одна из важнейших задач современного о...
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление с родным городом.
Патриотическое воспитание – одна из главных задач дошкольного образовательного учреждения. Тема возрождения России стала звучать особенно актуально в наше время, когда старые идеалы утрачены, а новые ...
Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей 3-4 лет в условиях ФГОС "Научись это любить..."
В данном материале предоставлено описание опыта по нравственно-патриотическому воспитанию детей младшего и среднего дошкольного возраста с примерным перспективным планированием по данному направлению....