Комплексная целевая оздоровительная программа Учусь быть здоровым"
рабочая программа
Программа представляет собой систему оздоровительно- профилактической работы для детей с туберкулезной интоксикацией и является результатом изучения специальных медико- педагогических источников литературы, анализа современных здоровьесберегающих технологий, апробации оригинальных идей, обобщения опыта оздоровительно - профилактической работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В программе представлены рациональные подходы к организации и проведению оздоровительных, закаливающих и профилактических мероприятий в группах оздоровительной направленности.
Программа адресована работникам ДОУ, может быть использована родителями в домашнем воспитании и оздоровлении детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 522.61 КБ |
Предварительный просмотр:
АННОТАЦИЯ
Предлагаемая программа представляет собой систему оздоровительно- профилактической работы для детей с туберкулезной интоксикацией и является результатом изучения специальных медико- педагогических источников литературы, анализа современных здоровьесберегающих технологий, апробации оригинальных идей, обобщения опыта оздоровительно - профилактической работы с детьми в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В программе представлены рациональные подходы к организации и проведению оздоровительных, закаливающих и профилактических мероприятий в группах оздоровительной направленности.
Программа адресована работникам ДОУ, может быть использована родителями в домашнем воспитании и оздоровлении детей.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Согласно данным медицинской статистики в России на сегодняшний день нуждаются в комплексном оздоровлении около 25 млн. детей. Ослабленные и часто болеющие дети составляют от 20 до 75% от общего числа детей, а 70-80% детей, поступающих в первый класс, имеют отклонения в состоянии здоровья. Свыше 7 млн. детей находятся на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний, в том числе по поводу заболевания туберкулезом. Россия относится к числу стран с самой высокой распространенностью туберкулеза [23].
Эпидемическая ситуация по туберкулезу в России продолжает сохраняться напряженной. Основной группой риска являются дети раннего и дошкольного возраста. По данным статистики, каждый третий ребенок дошкольного и школьного возраста в России является тубинфицированным.
Тубинфицированность означает носительство туберкулезных палочек в здоровом организме. Такой ребенок не болен, не опасен для окружающих. Но у таких детей, в случае снижения иммунитета, риск заражения туберкулезом резко возрастает [23, 27].
В связи со специфическими особенностями физического и психосоматического развития, дети с туберкулезной интоксикацией нуждаются в специальном педагогическом сопровождении.
МКДОУ №15 г. Тайшета, является единственным в городе учреждением, на базе которого функционируют оздоровительные группы, с круглосуточным пребыванием, для детей с туберкулезной интоксикацией в возрасте от 2 до 8 лет.
Анализ направляемых к нам детей за 3 года показывает, что увеличивается общее количество поступающих детей с ранними проявлениями туберкулезной интоксикации. Остается достаточным число детей из неполных и социально неблагополучных семей. И большинство детей, посещающих наше учреждение, в сочетании с основными заболеваниями, имеют сопутствующие заболевания (лор- патологии, патологии ЦНС, заболевания органов дыхания и т.д.).
Характеристика состава оздоровительных групп и количества воспитанников в группах ОУ за последние 3 года представлена в таблице 1:
Характеристика состава оздоровительных групп МКДОУ № 15 г. Тайшета | ||||
Год | Кол-во групп в ОУ | Количество воспитанников | Группа здоровья | Сопутствующие заболевания |
2022 | 3 | 15 | 2 | вираж, анемия, плоскостопие, ОРВИ, заболевания органов дыхания (ларингит, фарингит, бронхит, гайморит, аденоиды) |
2023 | 3 | 22 | 2 | |
2024 | 3 | 25 | 2 |
Таблица 1
Физическое и психическое состояние детей с туберкулезной интоксикацией отличается от их сверстников. Эти дети характеризуются отставанием по показателям физического развития (антропометрические показатели, уровень физического развития и подготовленности). В силу их соматической ослабленности у них наблюдается повышенная утомляемость и истощаемость, на фоне которой отмечается раздражительность, эмоциональная неустойчивость. Настроение их чаще пониженное, они очень чувствительны к сенсорному воздействию (яркому свету, шуму). Эти особенности приводят к трудностям концентрации внимания, неспособности к длительному физическому и умственному напряжению.
Часто отмечаются более или менее выраженные нарушения вегетативных функций: головные боли (в силу недостаточного снабжения головного мозга кислородом), повышение потливости, колебания артериального давления.
Отмечаются трудности к адаптации как следствие нарушения функций приспособления. Физиологические особенности детей и специфика их заболевания это: недоразвит дыхательный центр, нервные окончания легких отличаются повышенной возбудимостью, полость грудной клетки относительно мала. Спецификой обладает и психическое состояние (в широком смысле слова) ослабленного туберкулезной интоксикацией ребенка. Эмпирические наблюдения показывают, что детям данной категории свойственны капризность, подавленность, заторможенность и др. Часто отмечаются признаки нарушения эмоциональных состояний и поведения (агрессивность, невротические страхи, личностная и ситуативная тревожность), что в свою очередь негативно отражается на сфере общения ребенка. У них проявляется нервная возбудимость, быстрая утомляемость, плохой аппетит, что приводит к дефициту естественных потребностей ребенка в движении и игре [18,27].
Природно-климатические условия, создают для растущего организма наших воспитанников дополнительные сложности. Экстремальность влияния на детский организм определяется длительным периодом низких температур, световым голоданием, перепадами атмосферного давления, температуры и влажности воздуха, магнитными бурями, низкой парциальной плотностью кислорода в воздухе, сильными и частым ветрами. Климатические и экологические условия оказывают существенное влияние на ростовые процессы, способствуют развитию дезадаптивных реакций, снижению резервных гомеостатических механизмов и, как следствие, ведут к снижению сопротивления детей Сибири к инфекционным заболеваниям, общему ухудшению состояния здоровья.
Дошкольное образовательное учреждение играет огромную роль в создании благоприятных условий для оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулезной интоксикацией. Формирование здоровья детей дошкольного возраста с туберкулезной интоксикацией проблема не только медицинская, но и педагогическая. Правильно организованная воспитательная работа с ребенком нередко в большей степени, чем все медицинские мероприятия, обеспечивает укрепление здоровья и профилактику туберкулеза [7,22].
Обозначенная актуальность обусловила создание комплексной программы по оздоровлению детей с туберкулезной интоксикацией «Учусь быть здоровым!» (далее Программа), где оздоровление рассматривается как комплекс профилактических мер, форма развития, расширения психофизиологических возможностей детей. Ключевой принцип оздоровительной работы с детьми – индивидуально-дифференцированный подход.
Комплексная программа по оздоровлению детей с туберкулезной интоксикацией МКДОУ №15 г. Тайшета является модифицированной.
Форма организации содержания и педагогической деятельности – комплексная.
Возрастная адаптированность – воспитанники от 2-х до 8 лет с туберкулезной интоксикацией.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель данной Программы заключается в том, чтобы создать благоприятные условия для оздоровления и всестороннего формирования личности ребенка, учитывая его физическое и психическое развитие, а также индивидуальные способности и потенциал.
Основное внимание уделяется обеспечению социально-педагогической поддержки детям, столкнувшимся с туберкулезной интоксикацией.
Эта программа разработана с учетом специфики заболевания и требований, предъявляемых к реабилитации детей с туберкулезной интоксикацией.
Она включает в себя комплекс мероприятий, направленных на улучшение физического состояния детей, развитие их когнитивных способностей, а также социальную адаптацию. Важным аспектом данной программы является индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его уникальные потребности и особенности. Специалисты работают над тем, чтобы создать персонализированные планы реабилитации, адаптированные под конкретные потребности каждого ребенка. Кроме того, программа предусматривает психологическую поддержку как для самих детей, так и для их семей. Важно обеспечить всестороннюю помощь и понимание в процессе борьбы с заболеванием, чтобы дети чувствовали себя поддержанными и защищенными. Таким образом, данная программа не только направлена на физическое выздоровление детей, но и на их психологическое благополучие и успешную социальную адаптацию. Все мероприятия проводятся с учетом специфики заболевания и индивидуальных особенностей каждого ребенка, чтобы обеспечить им наилучшую поддержку и помощь в их сложном жизненном пути.
Задачи:
- развитие и укрепление соматического, физического и психоэмоционального здоровья воспитанников с туберкулезной интоксикацией посредством осуществления оздоровительных и закаливающих мероприятий для тубинфицированных детей (создание системы дыхательных упражнений и комплекса упражнений для оптимальной двигательной активности детей);
- создание условий для оптимального двигательного режима и формирования двигательных умений и навыков у детей с проявлениями туберкулѐзной интоксикации; развитие физических качеств; овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья;
- формирование осознанного отношения детей и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
- сохранение и укрепление здоровья детей средствами физического воспитания, расширять и уточнять представления о здоровье, факторах на него влияющих, средствах его укрепления;
- воспитание бережного заботливого отношения к здоровью и человеческой жизни развитие стремление к сохранению своего здоровья и здоровья окружающих людей.
СРОКИ И ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Сроки и этапы реализации Программы представлены в таблице 2.
Сроки и этапы реализации программы | ||
Этап | Содержание | Сроки |
1 этап подготовительный | Формирование списочного состава воспитанников оздоровительных групп. Проведение мониторингов («Мониторинг здоровья и физического развития воспитанников оздоровительных групп», «Педагогическая диагностика обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих федеральную образовательную программу дошкольного образования», «Психологическая диагностика познавательного и эмоционального развития детей» | август сентябрь |
2 этап – основной | Практическая реализация намеченных мероприятий согласно тематическому плану по реализации мероприятий Программы. | октябрь - апрель |
3 этап – заключительный | Проведение итоговых мониторингов. Проведение мониторинга для родителей по изучению уровня удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством и содержанием проведенных мероприятий по реализации Программы. Анализ эффективности реализации Программы. | май |
ТАБЛИЦА 2
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Здоровье – основа успешной жизни: как воспитать здорового дошкольника?
Программа оздоровления детей дошкольного возраста – это не просто набор мероприятий, это комплексный подход, направленный на формирование у детей осознанного отношения к своему здоровью как к важнейшему фактору успешной жизни. Именно в раннем детстве закладываются основы здоровых привычек, которые будут сопровождать ребенка на протяжении всей жизни. Основные цели программы:
Формирование осознанного отношения к здоровью: ребенок должен понимать, что здоровье – это не просто отсутствие болезни, а состояние физического, психического и социального благополучия. Это значит, что ему необходимо прививать ценность здоровья, научить заботиться о себе, понимать влияние образа жизни на его состояние.
Развитие и укрепление соматического, физического и психоэмоционального здоровья: здоровый ребенок – это не только ребенок без болезней, но и ребенок с развитой физической выносливостью, координацией, хорошими двигательными навыками. Важно также уделять внимание психическому здоровью, развивать эмоциональную устойчивость, учить справляться со стрессом, стимулировать положительные эмоции.
Создание развивающей предметно-пространственной среды: в ДОУ создается среда, способствующая физической активности и здоровому развитию детей. Оборудование игровых зон, спортивных площадок, центров двигательной активности в группах – все должно соответствовать возрасту детей и обеспечивать безопасность занятий. Важно, чтобы фрукты, овощи и здоровые перекусы были доступны ребенку в течение всего дня.
Основные направления работы:
Физическое развитие: проведение занятий по физической культуре, организация игр на свежем воздухе, прогулки, спортивные соревнования – все это способствует развитию двигательных навыков, укреплению мышечно-скелетной системы и сердечно-сосудистой системы. Особенно важно создать условия для ежедневной физической активности и поощрять двигательную игру.
Психоэмоциональное развитие: работа с психологом, использование игровых техник, творческих занятий, беседы о здоровом образе жизни – все это направлено на формирование у ребенка положительного отношения к себе, развитие эмоционального интеллекта, управление стрессом и овладение навыками социального взаимодействия.
Здоровое питание: организация правильного рациона питания, ознакомление с полезными продуктами, формирование привычки к регулярному приему пищи – все это необходимо для здорового роста и развития ребенка. Важно учить детей отличать полезные продукты от вредных и формировать привычку к здоровому питанию еще в детском саду.
Личностная гигиена: формирование культурно-гигиенических навыков – ежедневное умывание, чистка зубов, правильное мытье рук, аккуратное обращение с посудой и личными вещами – это важные элементы оздоровительной работы. Дети должны понимать, что соблюдение личной гигиены – это важный фактор сохранения здоровья.
Профилактика заболеваний: проведение медицинских осмотров, прививок, беседы о болезнях и их профилактике, закаливание – все это необходимо для предотвращения заболеваний и укрепления иммунитета.
Результат программы: В результате реализации программы ожидается, что дети будут обладать знаниями о здоровом образе жизни, осознанно относиться к своему здоровью, иметь хорошие двигательные навыки и устойчивый психоэмоциональный фон. Родители будут информированы о программе, их осведомленность о важности здоровья и правильных привычках повысится.
Важность сотрудничества с родителями: Важной частью программы является сотрудничество с родителями. Педагоги должны не только предоставлять информацию о программе, но и включать родителей в процесс воспитания здоровых привычек у детей. Это может быть совместное проведение занятий, спортивных соревнований, участие в беседах о здоровом образе жизни и многое другое. В целом, программа оздоровления детей дошкольного возраста – это важный этап в формировании здоровой личности. Она направлена на то, чтобы ребенок с раннего возраста осознавал ценность здоровья, научился заботиться о себе, сформировал положительные привычки, которые будут сопровождать его всю жизнь.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Оценка эффективности программы проводится дважды в год в рамках мониторинговых процедур. В ходе мониторинга отслеживается динамика заболеваемости детей, травматизма, самочувствия и утомления детей, а также контролируется реализация образовательной программы дошкольного образования. Критерии оценки эффективности программы включают:
1) Мониторинг здоровья и физического развития воспитанников оздоровительных групп.
2) Психологическая диагностика познавательного и эмоционального развития детей дошкольного возраста.
3) Педагогическая диагностика воспитанников в образовательных учреждениях, реализующих Основную образовательную программу дошкольного образования.
4) Мониторинг удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством оказываемых услуг в группах оздоровительной направленности.
Для обеспечения эффективности оздоровления детей с туберкулезной интоксикацией в условиях ДОУ необходимо учитывать следующие психолого-педагогические условия:
- Компетентная здоровьесозидающая позиция педагогов ДОУ и их готовность к сотрудничеству с родителями воспитанников.
- Активная позиция семьи в вопросах оздоровления детей дошкольного возраста и сотрудничество ДОУ и семьи в физкультурно-оздоровительной работе.
- Активность ребенка как субъекта воспитательно-оздоровительного процесса и субъекта саморазвития в области здоровья.
- Создание здоровьесберегающей среды в дошкольном образовательном учреждении.
- Внедрение в педагогический процесс современных здоровьесберегающих технологий.
- Организация особой физкультурно-оздоровительной работы детей с туберкулезной интоксикацией.
- Организация систематического мониторинга физического и психического здоровья детей и целенаправленной коррекционно-оздоровительной работы с воспитанниками.
- Индивидуально-типологическая адресованность и соответствие оздоровительной программы возможностям и потребностям дошкольников, а также дозирование физических нагрузок в процессе реализации программы с учетом возраста, уровня двигательной подготовленности и активности, а также состояния здоровья и психического развития детей.
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ
Методологической основой Программы послужили теоретические труды:
- Кудрявцева В.Т., Егорова Б.Б. об организации развивающей оздоровительной работы с ослабленными детьми в детском саду [18-21];
- Токаевой Т.Э., Змановского Ю.Ф., Венковой З.Л., Антонова Ю.Е., Алиева М.Н., об организации физического воспитания и внедрении здоровьесберегающих технологий в работу с дошкольниками [1,17, 28, 29];
- Аркина Е.А., Аршавского И.А., Бернштейна Н.А., Маркосяна А.А. о стимулирующем влиянии движений в развитии и формировании здоровья ребенка [1,6,25];
- Мартыновой В.А. об организации и содержании коррекционно-развивающего физического воспитания тубинфицированных дошкольников [23].
Анализ теоретической литературы позволил сделать следующие выводы:
- тубинфицированные дети дошкольного возраста отличаются относительно низкими по сравнению со здоровыми детьми показателями физического развития и физической подготовленности;
- основными направления оздоровительной работы с детьми с туберкулезной интоксикацией исследователи выделяют:
- развитие двигательной активности,
- формирование навыков рационального дыхания и правильной осанки,
- использование системы эффективного закаливания,
- применение психогигиенических и психопрофилактических методов и средств, направленных на эмоциональное и личностное благополучие дошкольников.
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ
Работа с детьми с туберкулезной интоксикацией в оздоровительных группах базируется на тех же принципах и методах, что и работа в группах общеразвивающей направленности. Различия наблюдаются в организационном плане:
- особенности режима дня (увеличенное время прогулки);
- характер профилактических процедур: развитие двигательной активности, формирование навыков рационального дыхания и правильной осанки, использование системы эффективного закаливания [18,20].
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО:
Принципы работы в туберкулезных детских садах впервые сформулировал выдающийся ученый-педиатр и педагог Е.А. Аркин. К числу этих принципов относил [5]:
- Учет влияния психологических факторов на здоровье ослабленного ребенка;
- Пристальное изучение детской индивидуальности, т.к. индивидуальные различия среди ослабленных детей более выражены, чем среди здоровых;
- Организация отдыха и деятельности (включая двигательную);
- Культивирование специфических для детей дошкольного возраста форм деятельности;
- Выделение активизации положительных эмоций,
- Формирования здоровой осанки и правильного дыхания в качестве приоритетов физического воспитания;
- Обеспечение хорошего в количественном и качественном отношении питания;
- Осуществление закаливания с постепенностью и осмотрительностью, при активном участии медицинской сестры.
Таким образом, система оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста с туберкулезной интоксикацией должна быть построена на следующих принципах:
ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ,
РЕГЛАМЕНТИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ ВОСПИТАННИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ТАБЛИЦЕ
Таблица 3
Наименование законодательного акта | Основные положения, регламентирующие основные направления работы | Обязанности ОУ |
ФОП ДО, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.11.2022 г. № 1028 | 29.2.2.5. Физическое и оздоровительное направление воспитания. Цель физического и оздоровительного воспитания ‒ формирование ценностного отношения детей к здоровому образу жизни, овладение элементарными гигиеническими навыками и правилами безопасности. Ценности жизнь и здоровье лежит в основе физического и оздоровительного направления воспитания. Физическое и оздоровительное направление воспитания основано на идее охраны и укрепления здоровья детей, становления осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека. 29.3.4. п.7 Решение задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает: формирование у ребенка возрастосообразных представлений о жизни, здоровье и физической культуре; становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, интереса к физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, к овладению гигиеническим нормам и правилами; воспитание активности, самостоятельности, уверенности, нравственных и волевых качеств. | 1.Организовать систему работы на достижение хорошего здоровья, крепких физических качеств, на овладение профессиональными знаниями в области здоровьесбережения в МКДОУ №15 г. Тайшета 2. Создать условия для укрепления здоровья ребенка, опорно-двигательного аппарата, повышение иммунитета средствами физического воспитания; 3. Формировать представления о факторах, влияющих на здоровье, воспитывать полезные привычки, способствовать усвоению правил безопасного поведения в двигательной деятельности. |
ФГОС ДО, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 | 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач:
| 1.Организовать систему работы по охране здоровья, в МКДОУ №15 г. Тайшета 2.Разработать и реализовывать систему психолого- педагогического сопровождения дошкольников 3. При необходимости – создать условия для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. |
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» | Статья 2, п.27 Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей; п.28 Адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц Статья 13. п.9. Использование при реализации образовательных программ методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся, запрещается. Статья 28, п.3, п.п.15 К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации п.6, п.п.2 Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации Статья 37, п.1 Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Статья 41. п.1, пп.1 10 Охрана здоровья обучающихся включает в себя: оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья; п.2 Организация охраны здоровья обучающихся (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями. п.4 Организации, осуществляющие образовательную деятельность, при реализации образовательных программ создают условия для охраны здоровья обучающихся, в том числе обеспечивают: 1) наблюдение за состоянием здоровья обучающихся; Статья 55, п.3 Прием на обучение по основным общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. | 1.Создать необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. 2.Разработать и реализовать адаптированную образовательную программу для обучения лиц с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей по мере поступления воспитанников в Учреждение. 3.Осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании. 4.Не использовать при реализации ООП ДО методы и средства обучения и воспитания, образовательные технологии, наносящих вред физическому или психическому здоровью воспитанников. 5.Создать необходимые условия для охраны и укрепления здоровья, организации питания воспитанников и работников 6. Осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании. 7.Оказывать: -психолого-педагогическое консультирование воспитанников, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 8.Оказывать психолого- педагогическую, медицинскую и социальную помощь воспитанникам на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей). 10.Осуществлять прием на обучение по ООП ДО на общедоступной основе. 11.Принимать детей с ОВЗ на обучение по адаптированной ООП ДО на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. |
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, утверждѐнный Министерством Просвещения Российской Федерации Приказ | Часть II, п.13, п.14. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах. Группы имеют оздоровительную направленность. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования. Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно- гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур. 14. Режим работы образовательной организации по пятидневной рабочей неделе в соответствии с ее уставом. Группы функционируют в режиме: полного и круглосуточного дня (12 часового пребывания); и круглосуточного пребывания. Часть III, п.16, 17, 18, 20. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. | 1.Организовать образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования в группах общеразвивающей и оздоровительной направленности 2.Обеспечить режим работы Учреждения в соответствии с Уставом МКДОУ №15 г. Тайшета. Осуществлять обучение и воспитание детей с ОВЗ в соответствии с адаптированной образовательной программой, а для инвалидов в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Обеспечить создание специальных условий для получения дошкольного Образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, доступ в здание Учреждения и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение ООП ДО детьми с ОВЗ. |
2.4.3648-20 «Санитарно- эпидемиологическ ие требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» от 28.09.2020 №28. | Ст. 11 Индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль | Организовать работу в соответствии с требованиями санитарного законодательства, постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно- противоэпидемические (профилактические) мероприятия; осуществлять производственный контроль |
Устав муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад присмотра и оздоровления №15 г. Тайшета | 2.2. Основными задачами Учреждения являются: 1.охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей; предупреждение развития туберкулезных заболеваний у детей с туберкулезной инфекцией; 4.осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; 5.взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей; 6.оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения, развития и оздоровления детей. 2.6. К компетенции Учреждения относятся: 2.6.12. создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания воспитанников и работников Учреждения, медицинское обслуживание воспитанников и работников, проведение лечебно-профилактических мероприятий, предусмотренных законодательством Российской Федерации; Образовательная программа Учреждения обеспечивает сохранение и укрепление здоровья детей, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей. 3.9. Медицинское обслуживание в Учреждении обеспечивается медицинскими организациями. Учреждение предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медицинских организаций. Наряду с администрацией и педагогическими работниками медицинский персонал несет ответственность за проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режим и качество питания. 3.10. Учреждение обеспечивает гарантированное сбалансированное питание детей, в соответствии с их возрастом и временем пребывания в Учреждении согласно санитарным нормам и правилам. Питание воспитанников в Учреждении осуществляется в соответствии с примерным десятидневным меню, разработанным медицинской сестрой, поваром, утвержденным заведующим Учреждения. 3.11. Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведения для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. Осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур. | Организовать деятельность Учреждения по вопросам медицинского обслуживания, питания, сохранению и укреплению здоровья детей дошкольного возраста в соответствии с Уставом Учреждения. |
Основная образовательная программа дошкольного образования МКДОУ №15 г. Тайшета | Организация и систематизация общей деятельности по вопросам сохранения и укрепления здоровья и физическому развитию дошкольников осуществляется согласно, разработанной в Учреждении программы по здоровьесбережению, а также содержанию образовательной области «Физическая культура». Деятельность коллектива по сохранению и укреплению психического и физического здоровья воспитанников в Учреждении осуществляется по направлениям: 1.Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей. В Учреждении соблюдаются гигиенические требования к режиму образовательного процесса в части расписания НОД и в части организации пребывания детей в Учреждении в целом в соответствии с СанПин 2.4.3648-20 Организация профилактической работы с детьми. Осуществление психологической безопасности детей во время их пребывания в детском саду | Организовать и систематизировать общую деятельность по вопросам сохранения и укрепления здоровья и физическому развитию дошкольников в соответствии с программой по здоровьесбережению Учреждения, а также содержанием по образовательной области «Физическая культура». |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Основное содержание и механизмы реализации Программы.
В МКДОУ №15 г. Тайшета созданы все условия для присмотра и ухода за детьми с туберкулезной интоксикацией.
В группы оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикации направляются дети:
- дети с повышенной чувствительностью к туберкулину;
- дети из туберкулезных очагов (контактные) и другие.
Группы комплектуется из числа детей, состоящих на учете у фтизиатра детского отделения противотуберкулезного диспансера, с различными хроническими заболеваниями: с виражом туберкулиновых проб, гиперемической р. Манту, тубинфицированием и тубконтактные.
Для получения направления в оздоровительные группы родителям (законным представителям) необходимо обратиться к врачу фтизиатру ПТД ОГБУЗ «Тайшетская районная больница», где выдают направление для детей в оздоровительные группы МКДОУ №15 г. Тайшета, исходя из показаний для направления детей в детский сад для детей с туберкулезной интоксикацией.
На основании выданного направления, родители (законные представители) получают путевку в Управлении образовании Тайшетского района и приказа заведующего МКДОУ №15 г. Тайшета дети зачисляются в оздоровительные группы учреждения. Группа оздоровительной направленности для детей с туберкулезной интоксикацией работает 5 дней в неделю с 07.30 ч. до 19.30 ч, с выходными днями в субботу и воскресенье в ДОУ есть группа оздоровительной направленности с круглосуточным пребыванием.
Длительность пребывания детей в группе оздоровительной направленности устанавливается врачом-фтизиатром.
Медицинское обслуживание и мероприятия по профилактике туберкулѐза осуществляются медицинской сестрой ОГБУЗ «Тайшетская районная больница», фельдшером ПТД, которые наряду с администрацией МКДОУ №15 г. Тайшета несут ответственность за жизнь и здоровье воспитанников групп оздоровительной направленности.
Воспитательно-образовательная работа с детьми в группах осуществляется в соответствии с Основной образовательной программой дошкольного образования МКДОУ №15 г. Тайшета на основе комплексной оценки состояния здоровья ребенка при поступлении в детский сад и в последующем динамическом наблюдении за ним врачом - фтизиатром, инструктором по физической культуре, педагогами группы.
Организация психолого-педагогического сопровождения воспитанников с туберкулезной интоксикацией «Учусь быть здоровым» представлена на схеме 1.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ В МКДОУ №15 Г. ТАЙШЕТА
Схема 1.
БЛОК 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ.
- Организация режима дня и занятий воспитанников: правильное построение режима дня детей является одним из центральных звеньев развивающей оздоровительной работы. Оптимальный режим, задавая циклический способ организации жизнедеятельности ребенка, становится важным фактором, обеспечивающим нормальное физическое и умственное развитие, способствующим повышению уровня работоспособности, общей сопротивляемости организма. Режим – это последовательное распределение во времени основных физиологических потребностей дошкольника (сон, прием пищи, бодрствование) и оздоровительных мероприятий (закаливающие процедуры, массаж, гимнастика, подвижные игры).
- Организация рационального питания - обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности, а так же эмоциональному благополучию ребенка. Составляющие рационального питания представлены на схеме 2.
Организация развивающей предметно-пространственной среды: развивающая предметно-пространственная среда (согласно ФГОС) - это определенное пространство, организованное, оформленное и предметно – насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.
БЛОК 2. ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ.
- Мониторинг здоровья и физического развития воспитанников.
- Организация закаливающих процедур: ребенок, носящий в себе туберкулезный токсин, отличается болезненной чувствительностью, пониженной сопротивляемостью и может стать жертвой любой инфекции, поэтому важно ослабить его чувствительность, усилить сопротивляемость. Эта цель достигается системой эффективного закаливания: организация теплового и воздушного режима в помещении; соблюдение режима прогулок увеличенных по времени в течение года, умывание холодной водой (обширное мытье рук, лица, шеи), контрастное закаливание (ножные и воздушные ванны), специальный закаливающий массаж (с применением сухой и влажной рукавички и массажной щетки), точечный массаж, полоскание рта после каждого приема пищи; увлажнение воздуха.
- Организация двигательного режима: полноценное развитие движений с способствует формированию нервной системы, строения и функций опорно- двигательного аппарата и внутренних органов. Двигательный режим в детском саду включает все виды организованной и самостоятельной деятельности. Он в большей мере определяется длительностью, содержанием и методикой разных форм, таких как: утренняя гимнастика, коррегирующая гимнастика после дневного сна, нейрогимнастика с использованием балансиров и нейротренажеров, физминутки с использованием инновационного оборудования, психогимнастика, корригирующие упражнения по профилактике осанки (в паре, мини-комплексы в игровой форме); гимнастика в постели; упражнения для глаз; массаж кистей рук с применением массажных мячиков; массаж стоп с применением кеглей, роликовых массажеров, платочков и пр.; профилактика плоскостопия (ходьба по ребристой доске, массажным коврикам, «дорожке здоровья»).
- Организация дыхательных гимнастик: формирование навыков рационального дыхания создает наилучшие условия для укрепления мышц дыхательного аппарата и улучшения функции дыхания у дошкольников. При этомразвитие навыков рационального дыхания выступает как особая задача, предполагающая осмысленное освоение ребенком специфических инструментов саморегуляции витальных процессов, ее оптимального ритмического оформления. Поэтому многие дыхательные упражнения выполняют психокоррекционные функции (снятие тревожности, улучшение психоэмоционального состояния, овладение навыками самоконтроля).
- Лечебная физкультура – важнейший лечебный и профилактический метод при всех заболеваниях органов дыхания у детей. Особенно велико значение этого метода в лечении хронических заболеваний органов дыхания, которые, как известно, трудно поддаются медикаментозной и другой терапии. Она состоит:
- Комплексов лечебной физкультуры с использованием дыхательной гимнастики
Для ослабленного детского организма правильное дыхание, которое способствует развитию и укреплению грудной клетки, является залогом оздоровления. Е.А.Аркиным были указаны средства формирования полноценного дыхания:
- упражнения в беге;
- гимнастика дыхательных мышц;
- обучение технике дыхания (дыхание через нос, с закрытым ртом, глубокий вдох, продолжительный выдох);
- постановка соответствующих певческих навыков – звуковая гимнастика.
Обучение правильному дыханию и нормализация соответствующих функций организма осуществляется путем применение в работе с детьми игровых методик предложенных В.Т Кудрявцевым и Б.Б.Егоровым, например, игровые упражнения: «Покачаем пчелку», «Часы», «Дровосек» и др. Единство оздоровительных и образовательных аспектов работы с ослабленными детьми обеспечивает сочетание дыхательных и звуковых упражнений. Важно отметить, что сочетание дыхательных и звуковых упражнений способствуют развитию осмысленной моторики при дыхании. Этого можно добиться в работе с детьми, применяя игровые упражнения («Полет в космос», «Плаксы», «Упрямый ослик»).
- Комплексов лечебной физкультуры с использованием упражнений на формирование правильной осанки
При заболевании органов дыхания у детей, кроме слабости дыхательных мышц развивается и нарушение осанки. Слабость дыхательных мышц порождает не только замедление роста с недостаточным развитием основных физических качеств, но и деформации грудной клетки и позвоночника, и если не принимать ни каких мер для исправления осанки, то развивается искривление позвоночника. Поэтому, наряду с комплексами дыхательной гимнастики, для детей этой группы, необходимо проводить комплексы для формирования правильной осанки.
При проведении ЛФК необходимо учитывать внешние признаки утомления детей, которые приведены в таблице,
Таблица
Наблюдаемые признаки и состояние ребенка | Степень выраженности утомления | ||
Небольшая | средняя | Высокая | |
Окраска кожи лица, шеи. | Легкое покраснение лица, спокойное выражение лица. | Значительное покраснение лица, напряженное выражение | Появление бледного носогубного треугольника, побледнение кожных покровов |
Потливость | незначительная | Выраженная потливость лица | Резко выраженная потливость лица |
Дыхание | Ровное, несколько учащенное | Резкое учащение дыхания | Одышка |
Движения | Выполняются с точной амплитудой и направлением | Появление дополнительных движений, неуверенность, не выполняется заданная амплитуда и направление движений | Выраженный тремор конечностей, отказ от выполнения или повышенная двигательная активность. |
Самочувствие | Хорошее, жалоб нет | Жалобы на усталость, прекращение движений | Заторможенность, нарушение координации движений, выраженная усталость. |
- Массаж биологически активных точек способствует улучшению протекания нервных процессов путем воздействия на активные точки, помогает расслаблению мышц и нервно-эмоционального напряжения.
Каждый орган имеет свое представительство (зону) на коже, куда посылает информацию о своем состоянии и откуда получает информацию о всех изменениях внешней среды. Массаж биологически активных точек повышает защитные свойства организма человека. Под действием массажа организм начинает вырабатывать свои собственные лекарства, такие как интерферон, которые очень часто намного эффективнее и безопаснее таблеток.
7. Этюды по психогимнастике
Ю.Ф. Змановский писал о необходимости использования в оздоровительной работе различных психогимнастических упражнений. Используя в работе психогимнастические упражнения и игры которые помогают обеспечить коррекцию индивидуальных особенностей ослабленных детей (неуверенность, замкнутость, заторможенность, быструю утомляемость, повышенную тревожность) и в тоже время помогают сформировать творческие способности.
БЛОК 3. ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ.
- Взаимодействие с врачом-фтизиатром (фельдшер) (родительские собрания, консультации, рекомендации).
- Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания и развития детей с туберкулезной интоксикацией (памятки, рекомендации, родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации»).
- Открытые мероприятия для родителей (законных представителей) с использованием оздоровительных технологий.
- Просвещение педагогов по вопросам взаимодействия с семьями воспитанников с туберкулезной интоксикацией (выступления на педсовете, педагогическом часе).
- Презентация методических пособий для педагогов и родителей (законных представителей) по вопросам закаливающих процедур, двигательного режима, организации сбалансированного питания (комплексы занятий, методические рекомендации, картотеки, памятки).
- Взаимодействие с социальными партнерами - взаимодействие с социальными партнерами позволяет Учреждению быть открытой педагогической системой, расширить спектр услуг сохранения и укрепления здоровья дошкольников и способствовать их успешной социализации
БЛОК 4. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ.
Практические занятия для родителей (законных представителей) по обучению умениям и навыкам сохранения здоровья у детей с туберкулезной интоксикацией. Индивидуальные и групповые консультации со специалистами ДОУ по вопросам познавательного, речевого, эмоционального и физического детей (педагог-психолог, учитель-дефектолог, инструктор по физической культуре, учитель-логопед).
Совместные мероприятия для родителей (законных представителей) и воспитанников (спортивные соревнования, мастер-классы, спартакиады, конкурсы, фотовыставки).
Коррекционно-развивающая работа с воспитанниками:
- учитель-логопед (логопедические занятия с воспитателем) (развивающие занятия по формированию звукопроизношения с использованием оздоровительных технологий; артикуляционная гимнастика, пальчиковая, дыхательная, гимнастика для глаз; массаж и самомассаж языка, лица);
- педагог-психолог, (психологические занятия с воспитателем) (развивающие занятия по развитию эмоциональной-волевой и коммуникативной сферы, диагностика познавательной и эмоциональной сферы, психологическая готовность к школьному обучению);
- проведение игровых занятий «Познавательные минутки» по развитию познавательной речевой активности воспитанников.
Контрольная деятельность за учебно-воспитательным процессом (занятия, игры, режимные моменты, прогулка) с целью адаптации детей к ДОУ и предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии воспитанников.
БЛОК 5. РЕФЛЕКСИВНЫЙ.
- Мониторинг здоровья и физического развития воспитанников.
- Анализ выполненных рекомендаций всеми участниками образовательного процесса.
- Оценка результативности психолого-педагогического сопровождения воспитанников оздоровительных групп.
- Анкетирование родителей (законных представителей) с целью выявления удовлетворенности качеством дошкольного образования.
ПЛАН ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ
№ п/п | Форма работы. Направление. | Периодичность выполнения | Ответственные | Сроки | |
1. | Оптимизация режима | ||||
Организация жизни детей в адаптационный период, создание комфортного режима | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | ||
Определение оптимальной нагрузки на ребѐнка с учѐтом возрастных и индивидуальных особенностей | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | ||
2. | Организация двигательного режима | ||||
Физкультурные занятия | 2 раза в неделю | Инструктор по физ. воспитанию | В течение года | ||
Утренняя гимнастика, гимнастика после дневного сна | Ежедневно | Воспитатели, контроль медсестры | В течение года | ||
Прогулки с включением подвижных игр, игровых упражнений | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | ||
Спортивные праздники, досуги, спортивные игры, походы, экскурсии | 1 раз в месяц в чередовании | Инструктор по физ. воспитанию, воспитатели | В течение года | ||
Индивидуальные и групповые занятия по развитию познавательной и эмоционально-волевой сферы | 1 раз в неделю | Воспитатели | В течение года | ||
Гимнастика для глаз | Ежедневно во время занятий, на физ. минутках | Воспитатели | В течение года | ||
Пальчиковая гимнастика | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | ||
Музыкальные праздники | 1 раз в квартал | Муз. рук, педагоги ДО, воспитатели | В течение года | ||
3. | Охрана психического здоровья | ||||
Использование приѐмов релаксации: минуты тишины, музыкальной паузы | Несколько раз в день | Воспитатели | В течение года | ||
Использование приѐмов арт-терапии сказкотерапии, музыкотерапии | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | ||
Развивающие занятия с педагогом- психологом | 1 раз в неделю | Педагоги | В течение года | ||
4. | Оздоровительная работа, профилактика заболеваемости | ||||
Проветривание помещений | По графику | Воспитатели, контроль медсестры | В течение года | ||
Дыхательная гимнастика | 3 раза в день: во время утренней зарядки, на прогулке, после сна | Воспитатели, контроль медсестры | В течение года | ||
Постоянный контроль осанки | Ежедневно, во время занятий | Воспитатели | В течение года | ||
Подбор мебели в соответствии с ростом детей | 2 раза в год | Медсестра, воспитатели | Август, январь | ||
4. | Закаливание, с учѐтом состояния здоровья ребѐнка | ||||
Воздушное закаливание | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | ||
Прогулки на воздухе, увеличенные по времени | Ежедневно | Воспитатели | В течение года | ||
Ходьба босиком по «дорожке здоровья» | Ежедневно, после дневного сна | Воспитатели | В течение года | ||
Водное закаливание (игры с водой) | Во время прогулки в летний период, во время занятий | Воспитатели | В течение года | ||
Полоскание горла и рта кипячѐной, охлаждѐнной водой после еды | После каждого приѐма пищи | Воспитатели, мл. воспитатели | В течение года | ||
5. | Мониторинг | ||||
Определение уровня физической подготовленности детей | 2 раза в год | Медсестра, инструктор по физической культуре, воспитатели | Сентябрь и май | ||
Диспансеризация Осмотр детей врачами, специалистами в возрастных группах | По плану поликлиники | Специалисты детской поликлиники, медсестра | 1 раз в год | ||
Организация диспансерного наблюдения за детьми в оздоровительных группах | По назначению врача | Медсестра | В течение года | ||
6. | Консультативно-информационная работа с родителями | ||||
Активное участие родителей в физкультурно-оздоровительной работе МКДОУ по мероприятиям годового плана | - | Воспитатели | В течение года | ||
Мониторинг родителей | - | Старший воспитатель воспитатели | Сентябрь, май | ||
Информирование родителей о характере и объѐме планируемых в течение года оздоровительных процедур | - | Медсестра, воспитатели | В течение года | ||
Консультации, лекции, родительские собрания по вопросам ЗОЖ для родителей | 1 раз в квартал | Воспитатели, медсестра | 1 раз в квартал | ||
Информация для родителей по результатам медицинского осмотра детей | По мере необходимости | Воспитатели, медсестра | В течение года | ||
Оформление в групповых помещениях стендов, включающих информацию по оздоровительным методикам | 1 раз в квартал | Воспитатели, медсестра | В течение года |
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАННИКОВ С ТУБЕРКУЛЕЗНОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ
- Психогимнастика, физминутки, водное закаливание (игры с водой)
- Спортивные развлечения, досуги
- Индивидуальные и групповые занятия по развитию познавательной и эмоционально- волевой сферы
- Стретчинг, нейройога
- Кинезиологические упражнения, нейрозарядка
- Индивидуальные и групповые занятия
- Ритмические игры и упражнения
- Игротерапия
- Арт-терапия, сказкотерапия
- Занятия по физической культуре
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Алиев М.Н. Физическое воспитание дошкольников с ослабленным здоровьем. Ашхабад: Тип.ТГУ, 1984. – 180 с.
- Алямовская В.Г. Технология разработки базовой и профильной оздоровительной программы // Дошкольное образование, 2005.
- Андреев К.А., Осоргина М.В. Дыхательная гимнастика при туберкулезе легких. //Вопросы туберкулеза. – 1930. - № 11-12. – С.67-68.
- Андреев, К.А., Осоргина, М.В. Дыхательная гимнастика при туберкулезе легких.
- Андреев, М.В. Осоргина // Вопросы туберкулеза. 1930. -№ 11-12. - С. 67-68.
- Аркин Е.А., Благая С.Р. Ослабленные дети в детском саду. – В кн. : Режим в свете педологической характеристики. /Под ред. Шурпе Э.Ю. – М.: Медгиз, 1934.– 88 с.
- Бернштейн Н.А. О построении движений. М.: Медгиз, 1947. 255 с.
- Егоров Б.Б. Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми // Дошкольное воспитание № 12 / 2001, стр. 10
- Егоров, Б.Б. Ю.Ф. Змановский: система эффективного закаливания / Б.Б. Егоров. М.: Начальная школа: плюс-минус, 2000. - №7. - С.11-19.
- Зайцев, Г.К., Зайцев, А.Г. Твое здоровье. Регуляция психики. СПб.: Детство - пресс, 2001. - 96 с.
- Зарипова Т.П., Ушакова Т.А. Планирование оздоровительной работы //Управление Дошкольным Образовательным Учреждением, № 1 / 2004, стр.32.
- Змановский Ю.Ф. Воспитательно-оздоровительная работа в детском учреждении // Дошкольное воспитание – 1993. - №9 – С.93-95
- Змановский Ю.Ф. Двигательная активность и закаливание – ведущие факторы укрепления здоровья ребенка // Дошкольное воспитание – 1988- №8 – С.45-51
- Змановский Ю.Ф. Здоровый школьник // Дошкольное воспитание – 1995. - №5
– С.11-17
- Змановский Ю.Ф. Нетрадиционные методы оздоровления детей. Охр.материнства и детства. – 1989. - № 7. – С.24-26.
- Змановский Ю.Ф. Нормальный сон // Дошкольное воспитание – 1988в. - № 5 – С.83-89
- Змановский Ю.Ф. Рациональное питание – 1988. - №7 – С.83-88
- Змановский Ю.Ф. Учеба и здоровье // Дошкольное воспитание – 1988. - № 10 - С.96-100.
- Карепова Т. Г. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Волгоград, 2009г.
- Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. «Ослабленный ребенок: развитие и оздоровление», М.: Институт ДО и СВ РАО, 2003.
- Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. «Развивающая педагогика оздоровления» (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие М. ЛИНКА-ПРЕСС, 2000г.
- Кудрявцев, В.Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками / В.Т. Кудрявцев.- М.: Начальная школа: плюс - минус. - 2000. 62 с.
- Кудрявцева В.Т. «Методические рекомендации по организации двигательно- оздоровительных моментов на занятиях дошкольников в группе» М.: Институт ДО и СВ РАО, 2003. 178 с.
- Макарова З.С., Голубева Л.Г. Оздоровление и реабилитация часто болеющих детей в дошкольных учреждениях. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
- Мартынова, В.А. Реабилитация тубинфицированных детей дошкольного возраста средствами физической культуры/ В.А.Мартынова// Научные труды SWORLD. − 2013. − Т.52. − №3. − С.83 – 85
- Пензулаева Л. И. «Физкультурные занятия в детском саду» М. 2009 г.
- Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста (3-7 лет). – М.: Гуманист. Изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 128 с
- Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ / Авт.-сост. А.К. Сундукова, Г.Н. Калайтанова, Е.В. Майгурова. -М.: АРКТИ, 2008.-98 с.
- Пышненко, М. А. Реабилитация тубинфицированных детей в санаторных группах дошкольного учреждения / М. А. Пышненко, Э. И. Габышева, О. Н. Фомченко // - 2006. Выпуск 3. - С. 51 -54.
- Социально-оздоровительная технология «Здоровый дошкольник»: Практические разработки / Под ред. Ю.Е. Антонова. - М.: «Педагогическая литература», 2012. - с. 280
- Токаева Т. Э. Будь здоров, дошкольник. Программа физического развития детей 3-7 лет.-Изд-во : Сфера, 2016 г.
- Хухлаева, Д.В. Пути формирования психологического здоровья личности / Д.В. Хухлаева // Педагогическое образование и наука. М., 2000.- №1. С. 55-59.
- Красикова И. С. Дыхательная гимнастика и массаж для детей с ослабленными органами дыхания. – СПб.: КОРОНА принт, 2004. – 160с.: илл
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационный материал для родителей "Учимся быть здоровыми. Красивая спина"
Данный материал создан, чтобы привлечь внимание родителей к проблемам формирования правильной осанки у детей.У большинства детей слабый позвоночник и слабые мышцы спины. В материале перечислены возмож...

Оздоровительные гимнастики: "Учимся быть здоровыми!"
Статистика свидетельствует об ухудшении состояния здоровья наших детей. И хотя в педагогической практике накоплен солидный опыт оздоровления дошкольников, поиск эффективных ме...
Конспект открытого комплексного занятия по развитию речи. Тема: «Учись быть здоровым».
1. Закрепить знания детей о формировании, сохранении и укреплении здоровья. Формирование пропаганда здорового образа жизни. 2. Закрепить и систематизировать знания детей о гигиене тела и полости...
Викторина по воспитанию здорового образа жизни с участием родителей и детей "Учимся быть здоровыми"
Данное мероприятие направлено на расширение представлений детей и родителей о сохранении здоровья человека, популяризацию здорового образа жизни в семье...

«Реализация комплексно-целевой оздоровительной программы по здоровьесбережению в условиях МДОУ»
Здоровье – одно из основных условий, определяющих возможности полноценного физического и психического развития ребенка.Мы понимаем, что сохранение и укрепление здоровья дошкольников – явля...