Непосредственно образовательная деятельность образовательных областей «Познание», «Коммуникация» - «История и легенды моего села»
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме
Каждая местность по-своему хороша и чем-то выделятся среди других. Где-то это памятники архитектуры, другие места связаны с определенными историческими событиями. В нашем районе выделить можно своего рода природные достопримечательности, с которыми связаны легенды, передаваемые из поколения в поколение. Но кое-что и подзабыто. И у села Дизьмино есть своя легенда. Вы хотите ее послушать?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Непосредственно образовательная деятельность образовательных областей «Познание», «Коммуникация» -
«История и легенды моего села»
(подготовительная к школе группа)
Цель: познакомить детей с историей села Дизьмино, ее достопримечательностями.
Задачи: 1. Познакомить с историей возникновения села и ее родниками, озером;
2. Формировать умение работать с картой Удмуртской Республики;
3. Воспитывать чувство любви к своей малой родине.
Материал: карта Удмуртской Республики, фотографии о своем селе, цветные карандаши, фломастеры, краски, бумага белая А4 (на каждого ребенка), аудизапись и ноутбук.
Предварительная работа. Рассматривание альбома «Село мое родное», заучивание стихов поэтов Ярского района, объяснение новых слов сторожила, родники, журчанье, речушка, струится, величаво, озеро. Индивидуальная работа с Аней А. по изучению легенды.
Звучит удмуртская народная мелодия (музыку подбирает воспитатель).
На стене висит карта Удмуртской Республики. Воспитатель обращает внимание детей на карту.
Воспитатель. Ребята, кто мне скажет, что это?
Дети. Карта.
Воспитатель. Молодцы! Правильно. Это карта Удмуртской Республики. Как называется район в котором мы с вами живем?
Дети. Ярский район.
Воспитатель. Илья, в каком районе мы живем? (Ответ ребенка). Настя, в каком районе мы живем? (воспитатель опрашивает трех-четырех детей).
В центре России, там, где холмы постепенно переходят в Уральские горы, расположилась наша маленькая Родина, разделенная на 25 районов.
Если вы посмотрите на карту Удмуртии, то по своим очертаниям она покажется похожей на сердце. В этом есть свой символический смысл: сердцем России является наш родной, любимый край.
«Родниковый край» - так называет наш народ землю, где испокон веков жили удмурты.
Под тихую удмуртскую мелодию воспитатель читает стихотворение.
Меж камней вода струится,
Это ведь родник резвится;
А в Удмуртии их много,
Ведь наш край – то родниковый.
В лес зайдешь, услышишь песню.
Этой песни нет чудесней,
Эта песня всех прекрасней,
И послушать ее - счастье!
Песня лета, Песня жизни
Мелодична и ритмична.
Соловей ей подпевает,
А сверчок ей подыграет.
Солнца луч над ним резвится,
И родник вдруг озарится…
Озарится, засверкает,
Вновь мелодию сыграет.
И прекрасный мотылек
Ее ноты разнесет. Стародумова Е.
Бессчётное число родников пробивается из земли. Журча, бегут они через леса и поля, соединяясь в небольшие речушки. В свою очередь речушки питают своими водами нашу матушку-реку Каму. С северных земель Удмуртии тоненьким ручейком бегущая Кама набирает силу и, круто подавшись в пермскую сторону, снова возвращается к родным просторам, а затем, взяв с собой Иж и Чепцу, Вятку, величаво несётся к Волге-реке. Несёт она свои волны к Волге и не спорит, кто из них главней. Хотя могла бы поспорить и за первенство. Скромный наш край, скромные люди, Кама, родники, черёмуха, цветок италмас – стали поэтическими символами, которые часто встречаются как в фольклоре, так и в современной поэзии.
Физкультминутка «Наша Родина» Н.Забилы
Как велика моя земля, (дети стоя образуют круг держатся за руки)
Как широки просторы! (руки не разъединяя расширяют круг)
Озера, реки и поля, (держась все еще вместе, приседают)
Леса, и степь, и горы. (приподнимаются и руки вверх поднимают)
Раскинулась моя страна (встряхивают руками вверх-вниз)
От севера до юга: (повороты головы влево-вправо)
Когда в одном краю весна, (легко бьют кулачками по коленкам)
В другом – снега и вьюга. (трут ладошками предплечья, руки скрестив) – упражнение повторяется 2 раза.
Воспитатель. Посмотрите, на карте наш Ярский район. Вот здесь расположен поселок Яр, а рядом село Дизьмино, в котором мы с вами живем. Артем, как называется село, в котором мы живем? (Ответ). Ксюша, повтори пожалуйста, как называется наше село? (Ответ). Покажите мне на карте село Дизьмино.
Ребятки, а вы слышали слова Яр, Дизьмино? От кого? (Ответы детей).
Каждая местность по-своему хороша и чем-то выделятся среди других. Где-то это памятники архитектуры, другие места связаны с определенными историческими событиями. В нашем районе выделить можно своего рода природные достопримечательности, с которыми связаны легенды, передаваемые из поколения в поколение. Но кое-что и подзабыто. И у села Дизьмино есть своя легенда. Вы хотите ее послушать?
Дети. Да.
Воспитатель. Давайте сядем за столы.
«Когда-то давным-давно эту красивую местность облюбовала в поисках незанятых земель женщина из южной деревни нашего края по имени Бигра. У неё было три сына: Кирон, Зумег и Сунгури. Основали они деревню Биграгурт, дворы которой располагались вдоль речки Зумеговка и родников», — так гласит легенда.
Селу Дизьмино сегодня 367 лет. Ребята, это много или мало?
Дети. Много.
Воспитатель. (Показывает картинку сосны). Ребята, посмотрите, это одинокая старая сосна за речкой Балышуркой для жителей села Дизьмино является памятником нескольких поколений, памятником преемственности традиций, истории и просто памятником природы. Стоит она за селом дизьмино в сторону города Глазова вблизи дороги, по которой проходил Сибирский тракт. Помнят это таинственное дерево таким же, почти не изменившимся уже несколько поколений. Старожилы предупреждали, чтобы около сосны ничего не собирали, не садились отдыхать и тем более спали. Может «схватить» такая хворь, которую не вылечит больница и от которой в старину избавлялись заговорами.
Воспитатель. Давным-давно, в селе Дизьмино, а раньше она была деревней, насчитывалось более 10 родников. В начале деревни Дизьмино (сейчас по левую сторону тракта Яр-Глазов имеется небольшой прудик) были три родника: один – по правую сторону и два по левую (показывает на карте).
Особенно много было родников-ключей по обоим берегам Зумеговки (ныне называется Кабакшур). Первый родник находился на опушке Поркар рощи. Когда-то люди еженедельно от весны до осени ухаживали за этим истоком Зумеговки. Огораживали, чтобы не попадала скотина. Из бересты делали маленькие ковшики, чтобы жаждующие могли напиться бодрящей живительной воды… А сейчас нам Артем В. Прочитает красивое стихотворение о родниках.
Артем В. Родники, родники,
Вы, как время неслись,
Нас на водах своих вы растили,
И в речушках красивых
С журчаньем влились
В океан под названьем Россия!
Владимир Трефилов
Население деревни Дизьмино очень бережно относились к родникам. Без подсказки, без всяких указов, ухаживали за ними.
К сожалению, на сегодняшний день, многих родников не существует.
А вы, ребята, знаете истории какие-нибудь о своем селе? (Ответы детей). Сейчас нам Аня А. расскажет Легенду озера «Капитанты» (Капитанское озеро), которое находится в селе.
«Молодой парень мечтал стать морским офицером. Прошли годы, мечта воплотилась в жизнь. Он стал старшим капитаном. В один год решил взять отпуск и провести его на родине: повез друзей порыбачить. Во время рыбалки его друзья объявили конкурс на самую большую пойманную рыбу. В конкурсе победу одержал капитан: выловил, рыба была самой крупной.
Озеро, где капитан поймал свою большую рыбу, друзья в шутку окрестили «капитанским». Итак, в шутку прижилось придуманное название – озеро стало «Капитанским».
Ребята, вы устали? Давайте поиграем в удмуртскую народную игру Водяной (Ву мурт).
Очерчивается круг – это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий – водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих детей, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные дети остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
Правила игры: Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.
А сейчас встанем в круг. Вам понравилось сегодня на занятии? (Ответы детей) А о чем мы говорили? Какие места в селе вам более интересны, памятны? Почему? (Ответы детей).
Закончим наше занятие стихами, которые подготовили вы. Стихи написаны поэтом, которая родилась и выросла в этом селе. (Дети по очереди рассказывают стихи).
Настя В. Широкие синие дали.
Трава молодая взошла.
Вы краше еще не видали,
Родней я еще не нашла.
Захар П. Как хочется солнечной ранью
Пройтись по росе босиком.
Как будто бы, в знак заклинанья,
Умыться парным молоком.
Вика В. Прозрачны озера лесные
В объятьях склоненных берез.
Луга, как ковры расписные,
Мир радости, счастья и грез.
Дима К. Леса без конца и без края
И как бирюза синий лен.
Все это – сторонка родная,
Все это – мой Ярский район!
с. Дизьмино
Ольга Пыхтеева
А сейчас давайте нарисуем картинку «Мое любимое село».
Звучит аудиозапись удмуртской народной мелодии. Дети рисуют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности в области "Познание".Тема"История подводной лодки С-56".
Работа направлена на расширение представлений детей о родном городе и его достопримечательностях.Воапитание чувства гордости за своих земляков....
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по области ПОЗНАНИЕ и КОММУНИКАЦИЯ с использованием пальчиковой гимнастики, игр на развитие мелкой моторики, упражнений на координацию речи с движением, в подготовительной группе.
ВИКТОРИНА: «ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ».ЦЕЛь : Формировать грамматический строй речи, ра...
Непосредственная образовательная деятельность в области «Познание» Тема: «Приморье - страницы истории»
Формирование элементарных представлений об истории Приморского края, через реконструкцию образа жизни людей разных времён....
Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята» Конспект непосредственной организованной деятельности в области «Познание» Тема «Весёлые поварята»
формировать умение детей выделять разнообразные свойства и отношения предметов, включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Активизировать словарный запас детей словами...
Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности в области «Познание/Коммуникация» на тему «Путешествие на воздушном шаре» во 2 младшей группе
Форма проведения: Путешествие.Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, чтение художественной литературы....
Конспект интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в области: познание, художественная литература, художественное творчество,развитие речи, коммуникация, труд для детей подготовительной группы , посвящённый Дню Матери.
Конспектинтегрированной непосредственно – образовательной деятельности в области:познание, художественная литература, художественное творчество,развитие речи, коммуникация, труд для детей подготовител...