комплексное занятие по краеведению нравственно - патриотической направленности в подготовительной группе детского сада
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Данное заняти по краеведению нравственно - патриотической направленности предусмотрено в подготовительной группе детского сада. Часть материала мне пришлось брать с различных сайтов в интернете, другая часть материала была взята из регионального компонента и музейного фонда г.Аркадака и Аркадакского района Саратовской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 24.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Звёздочка» г. Аркадака
Комплексное занятие по краеведению нравственно – патриотической направленности в старшей группе .
ТЕМА : СЕМЕЙНЫЕ ОБЫЧАИ НА РУСИ.
Подготовила и провела
воспитатель 1 категории
МБДОУ д/с «Звёздочка»
г.Аркадака
Ерёмина Елена Геннадьевна
2012 г.
ВЕДУЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
ОО – «ПОЗНАНИЕ»
Задачи: 1. Расширять и углублять представления детей о старинных
семейных обычаях , закреплять знания старинных русских
имён, предметов старинной домашней утвари.
2. Знакомство с русской народной игрушкой куклой – мотаной
и техникой её изготовления.
ОО – «КОММУНИКАЦИЯ»
Задачи: 1. Обогатить словарный запас детей существительными :
оберег, зыбка; прилагательными с переносным значением:
красная рубаха.
2. Развивать, память, внимание, мышление.
ОО – «СОЦИАЛИЗАЦИЯ»
Задачи: 1. Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к
русскому фольклору.
ОО – «ТРУДОВОЕ ТВОРЧЕСТВО»
Задачи: 1. Продолжить учить детей работать с тканью и нитками
2. Развивать мелкую моторику рук.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- Проведение занятий по краеведению: «Как жили люди на Руси»; «Русская изба. Внутреннее убранство русской избы»; «Моё имя и его значение».
- Проектная деятельность «Мой родной город Аркадак».
- Беседы по ознакомлению с окружающем: «Я и моё имя», «О чём рассказали старинные вещи»; «Были летописи времён».
- Посещение городского музея.
- Чтение русских народных сказок, рассматривание к ним иллюстраций, слушание русских народных песен, колыбельных; разучивание колыбельных песен.
- Организация и проведение с детьми русских народных игр.
- Организация и проведение развлечений «Проводы русской зимы», «Праздник сбора урожая».
- Работа с детьми в кружке по ручному труду «Весёлые ручки» с тканью, нитками, бросовым материалом по изготовлению поделок.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Предметы убранства старинного русского быта , старинная домашняя утварь, кукла – новорожденный, мужская рубаха старинного русского покроя, женский русский народный костюм для взрослого и подростка, мяч, аудио запись плача новорожденного ребёнка, аудио записи музыки из русских народных сказок, магнитофон, кукла – мотана, хлопчатобумажные нитки, шерстяные нитки, ситцевые кусочки ткани двух цветов: белого и разноцветного, бросовый материал: еловые шишки, монетки, зернышки, сушёная трава, древесный уголёк, кусочек хлеба, соль, салфетки, тарелочки для раздаточного материала, муляж пирога, врата времени.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
(Дети стоят на пороге Аркадакского городского музея перед вратами времени)
Воспитатель: - Ребята, сегодня занятие у нас с вами необычное. Оно будет проходить в здании Аркадакского городского музея, где собрано множество экспонатов различных времён. Посмотрите, вот перед нами врата времени. Сейчас мы с вами пройдём через них и очутимся в далёком прошлом.
(Дети проходят через открытые двери музея и заходят в комнату, представляющую убранство русской избы, где их встречает воспитатель в русском народном костюму в роли хозяйки с помощницей – ребёнком.)
Воспитатель: - Доченька, глянь – ка сколько к нам гостей пожаловало. Приглашай всех в хату.
Девочка – помощница: - День добрый, гости дорогие! Проходите, не стесняйтесь, поудобней располагайтесь!
(Дети заходят и рассаживаются на деревянных лавках.)
Воспитатель: - Ребята, а у нас радость большая – ребёночек народился! Будет теперь нам с отцом – батюшкой утеха: помощник ещё один в семье появился.
- Ребята, посмотрите, сколько вокруг вас много интересных вещей. А вы знаете, где вы находитесь? ( В русской избе)
- А почему вы решили, что это изба? ( Ответы детей)
( Раздаётся плач ребёнка . Хозяйка подходит к зыбке с новорожденным и начинает её качать со словами: - Ой, люлю, люлю, люли,
Упокой тебя возьми,
Спи, младенец миленький,
Голубчик мой сизонький. )
- С давних времён, когда ребёночек рождался, родители придумывали ему имя. А вот мы ещё не успели назвать сыночка. Поможете мне в этом? Только имя должно быть не простое, а старинно. Какие вы знаете старинные имена?
(Дети называют известные им старинные имена.)
- Мне понравилось имя Егорушка. Я так и буду его звать. Но только знаете, пока ребёночек маленький, его все будут звать ласково – Егорушка. А когда он вырастет, то уже все его будут звать Егором. Мы растём , и имя наше растёт тоже. А вы знаете, как вырастет ваше имя? Как вас будут называть, когда вы станете большими? Давайте поиграем с вами в игру «Расскажи о своём имени». ( Дети встают с лавки . Воспитатель по - очереди бросает мяч каждому ребёнку, и каждый рассказывает о изменении своего имени в процессе роста.)
- Ребята, а вот знаете, имя Егор обозначает «хозяин земли». Я очень хочу, чтобы когда Егорушка вырос, у него было много – много земли и чтоб он был богатым и счастливым. А вам известно, что обозначают ваши имена? (Воспитатель по – очереди бросает мяч каждому ребёнку, и каждый рассказывает о известном ему значении его имени.)
- А теперь, ребята, пришла пора нашего Егорушку купать. Посмотрите, какие предметы по старинному русскому обычаю ложили в корытце, когда ребёночка в первый раз купали: ( Показываю предметы по – очереди, ложу в деревянное корыто и при этом приговариваю: уголёк – привыкай к домашнему теплу; зёрнышки – будь всегда сыт; денежки – будь всегда богат)
- Помогите мне искупать Егорушку. ( Дети имитируют купание новорожденного в деревянном корытце, произнося при этом потешки).
- Тили, тили, тили, тили, Мыли, мыли, мыли, мыли,
Мы по воду ходили. Бело – набело отмыли.
Воды для Егорки – Лишь головка одна
Полное ведёрко! Вся черным – черна!
Полотенце вышито и бело!
Вытирай – ка малыша умело!
Будет чистеньким малыш,
Вырастет у нас крепыш!
- Спасибо вам, ребятушки, за помощь вашу. Посмотрите, какой наряд я приготовила новорожденному. ( Достаю рубаху).
- Эта рубаха непростая, а отца – батюшки. Мне очень хочется, чтобы когда Егорушка вырос, был похож на него, был таким же работящим. Посмотрите, какая это рубаха? (Ответы детей.)
- Такую рубаху в народе называют «красною». (Усвоение и запоминание детьми понятия «красная» рубаха.)
- Помогите одеть мне в «красную» рубаху Егорушку. ( Одеваем рубаху на новорожденного, сама приговариваю при этом : - Расти хорошо, малыш. Будь похож на отца. Трудись, как он трудится. Отдыхай, как ему отдыхается.
Ложу новорожденного в зыбку. )
- Ребята, а вы знаете, как называется эта детская кроватка?
(Ответы детей . Знакомство детей с названием кроватки «зыбка» и запоминанием его .)
- Посмотрите, как устроена зыбка, как удобно качать в ней малыша.
- Ребята, посмотрите, что принято ложить в колыбель к новорожденному. Что это? ( Достаю из зыбки салфетку . В ней – хлеб и соль. Даю посмотреть детям, попробовать. )
- Издавна у нас на Руси хлебом – солью принято встречать дорогих гостей. Поэтому и радуемся мы сыночку долгожданному:
- Наконец – то ты родился , Егорушка! Долго мы тебя ждали. Побаюкаю я тебя колыбельною своей.
( Воспитатель в полголоса протяжно поёт колыбельную песню, качая зыбку. )
- Котя, котенька, коток!
Котя – серенький хвосток!
Приди , котик, ночевать,
Мою деточку качать.
- Ребята, а вы знаете, что такое я спела?
- А для чего поют колыбельную песню?
- Как же я спела колыбельную песню?
- Давайте вместе с вами споём колыбельную для Егорушки.
( Дети вместе с воспитателем поют колыбельную песню для Егорушки.)
- Люли, люлюшки, люли, Они стали говорить :
Прилетели к нам гули, - Чем нам милую кормить?
Гули, гулюшки сели к люлюшке. Чем нам милую кормить?
Они стали ворковать, Чем нам дитятку поить?
Мою дитятку качать. – Кормить её порожком,
Мою милу величать, прибаюкивать Поить её молочком.
- Вот и уснул наш Егорушка. На днях рождениях гости попусту не сидели, а водили хороводы, играли в игры. А вы хотите поиграть? Давайте поиграем в русскую народную хороводную игру «Редя». Для начала нам нужно выбрать бабку, сажающую редьку.
(Дети становятся в круг и при помощи считалки выбирают бабку.)
- Пчёлы в поле полетели,
Зажужжали, загудели.
Сели пчелы на цветы,
Мы играем – водишь ты!
( Ведущий садится в круг на стульчик и имитирует посадку редьки . Дети водит хоровод, при этом поют и выполняют танцевальные движения. )
- Редя, редя! Кто тебя содит?
Редя, редя! Кто тебясодит?
Филимонова жена
Она девок родила
И попа, и дьячка,
И серебряничка
- Бабка, бабка, поспела редя?
- Нет! Надо ещё потяпать и похряпать.
- Редя, редя! Кто тебя содит?
Редя, редя! Кто тебя содит?
Паликанова жена
При дворе жила,
Редю саживала, угораживала,
От мороза укрывала,
От солнышка поливала.
- Бабка, бабка, поспела редя?
- Поспела. Тянуть пора!
( Дети становятся в цепочку за бабкой и тянут редьку из грядки.)
Воспитатель : - Вот так и проходил первый день рождения ребёночка на Руси. Но пока новорожденный спит, родители не отдыхают, а принимаются мастерить ему подарки. Посмотрите, какие подарки приготовили родные для нашего Егорушки. Но подарки эти не простые, а обереги. В старину считалось, что оберег – это предмет, который защитит от любых бед.
(Знакомство детей со словом «оберег» и его значением.)
- Ребята, а хотите вы вместе со мной смастерить для Егорушки подарок – оберег? Проходите тогда в мастерскую.
- Мы с вами сделаем игрушку – оберег куклу – мотану. Изготавливали её путём мотания тряпочек и ноток. Наша кукла – мотана похожа на младенца, поэтому её называют в народе Немовля. Впервые её начали делать более 700 лет назад для новорожденного и ложили в люльку, чтобы оберег защищал от хвори, дурного глаза. Для изготовления брали только натуральный материа: хлопок, лён, шерсть, хлопчатобумажные нитки, шишки, сено, бросовый материал.
- Перед работой мы с вами разомнём наши пальчики:
- Пальчик – мальчик, где ты был? ( Дети поочерёдно наклоняют пальчики)
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.
Пальчики побежали, (Кисти рук в разные стороны. Движение
всех пальцев.)
Поиграли, поиграли, (Кисти в замок. Тянущие движения кистей
из стороны в сторону.)
Головою повертели, ( Круговые движения кистей.)
И работать тихо сели. (Положить кисти рук на стол.)
(Звучит запись музыки из русских народных сказок.)
- Работа над оберегом начинается с головы. Для этого берётся светлая полоска ткани, сложенная вдвое, как поясок, и скатывается потуже в рулик.
Полоску мотали по ходу солнца, так как лицо куклы – круг, т.е. символ солца.
В середину рулика ложились по – выбору предметы: зёрнышки, монетки, оберег – трава.
- Формируем голову, для этого вкладываем рулик в белый лоскут ткани и закрепляем нитками, не делая узлов. По древнему поверью считалось, что узлы завязывать нельзя, чтобы не связать свою судьбу, то есть долю.
- Теперь приступаем к изготовлению туловища. В середину ткани нужно положить шишку и обмотать её ниткой, чтобы ткань не размоталась. Вместо шишки можно использовать початок кукурузы или щепу.
- Теперь Немовлю нужно запеленать в нарядную ткань и закрепить шерстяной ниткой. Наш оберег готов. Теперь давайте подарим Егорушке наши обереги – подарки и пожелаем ему что – нибудь.
( Дети дарят новорожденному свои подарки и произносят пожелания.)
- Спасибо вам, гости дорогие за пожелания да за слова добрые. Примите от нас в угощение настоящий именинный пирог.
( Воспитатель дарит детям пирог – муляж).
- Ребята. Понравилось вам у нас в гостях?
- Что интересного вы увидели здесь?
- Чему научились и что нового вы узнали у нас в гостях?
- По старинному русскому обычаю я провожу вас до ворот. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт организации предметно – развивающей среды гражданско-патриотической направленности в подготовительной группе детского сада.
статья описывает опыт построения предметно-развивющей среды в группе детского сада по гражданско-патриотическому воспитанию....
Методическая разработка проекта по нравственно - патриотическому направлению для подготовительной группы.
Методическая разработка проекта "Никто не забыт,ничто не забыто" направлено на патриотическое воспитание дошкольников старшего возвраста....
Комплексное занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе детского сада.
Комплексное занятие: "Мое село - Волово."...
Конспект занятия по нравственно – патриотическому воспитанию в средней группе детского сада «Солнышко» Тема: «Мой любимый город». Автор занятия: Евфимова Виктория Василь
Цель: Воспитание у детей чувства любви к своей Родине, родному городу.Задачи. Образовательные.*Знакомство с понятием Родина. Находить и показывать родной город на карте Крыма.*Уточнить представл...
Занятие по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной группы детского сада «В мире доброты и дружбы»
Конспект занятия по духовно-нравственному воспитанию для детей подготовительной группы детского сада, тема: «В мире доброты и дружбы»Цели: Углублять представл...
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе детского сада "Люблю березку русскую"
Конспект занятия по патриотическому воспитанию в подготовительной группе детского сада "Люблю березку русскую"Описание материала: предлагаю конспект занятия в подготовительной гру...
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ «Формирование нравственно-патриотических качеств детей подготовительной группы детского сада через систему дидактических игр».
Патриотические чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, то есть неразрывно связаны с воспитанием у ребенка уверенности в себе и формирование социальных навык...