«Организация кружковой работы как форма приобщения детей подготовительной к школе группы к русской культуре (на примере деятельности фольклорного кружка «Посиделки у Алёнки»)»
учебно-методический материал (подготовительная группа) на тему
Итоговая работа по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ «Основные направления региональной образовательнойполитики в контексте модернизации российского образования».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_kruzhkovoy_raboty.docx | 70.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Самарской области
Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов
Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования
Итоговая работа
по модулю инвариантной части курсов повышения квалификации ИОЧ
«Основные направления региональной образовательной
политики в контексте модернизации российского образования»
по теме:
«Организация кружковой работы как форма приобщения детей подготовительной к школе группы к русской культуре (на примере деятельности фольклорного кружка «Посиделки у Алёнки»)»
СРОКИ ОБУЧЕНИЯ: сессия: с 06.03.14 по 27.03.14 года
Выполнила: Ротарь
Оксана Владимировна
воспитатель ГБОУ СОШ
пос. Ленинский
СП «Журавушка»
2014г.
Оглавление
I. Вводная часть ......................................................................................... 3
1. Актуальность темы исследования
2. Цель и задачи ИР
3. Ожидаемые результаты
II. Основная часть
1. Теоретическое описание формы приобщения детей старшего дошкольного возраста к русской культуре …………………………………………………5
2. Описание изменений в образовательном процессе по приобщению детей подготовительной к школе группы к русской культуре посредством кружковой деятельности фольклорного кружка «Посиделки у Алёнки»
2.1. Содержательно-технологический блок: ………………………………….9
2.2. Контрольно-оценочный блок …………………………………………….13
III. Заключение …………………………………………………………16
- Выводы по ИР
IV. Информационные источники ……………………………………..17
Приложения
Вводная часть.
Дошкольное детство - это важный период в жизни ребенка, который по определению А.Н. Леонтьева, является периодом первоначального фактического склада личности. Согласно, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно-нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека. В связи с выходом нового закона Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС дошкольного образования, изменилась работа по воспитанию и образованию детей в дошкольных учреждениях. Реализуя вариативную часть основной общеобразовательной программы дошкольного образования, образовательные учреждения включают работу кружков по интересам, направленную как на развитие одаренных детей, так и на развитие тех видов детской деятельности, которые не предусмотрены или недостаточно раскрыты примерной основной общеобразовательной программой. Согласно ФГОС данная часть Программы (не менее 40%) должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива.
Духовно - нравственное становление детей есть важнейшая составляющая развития общества, государства; выражением государственной политики в области воспитания стали сформулированные в Законе Российской Федерации «Об образовании» принципы гуманистического характера образования. Определение конкретных целей и задач воспитания, моделирование воспитательного пространства в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; взаимодействие семьи и педагогического коллектива образовательных учреждений составляют основу такой политики.
Исходя из выше изложенного, работа кружка ориентирована на обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных и региональных традиций и опыта через организацию дополнительного образования с детьми старшего дошкольного возраста.
Программа дошкольного фольклорного кружка составлена на основе примерной программы дошкольного образования Л. М. Васильевой с учётом программы авторов О. Л. Князевой и М. Д. Маханёвой “Приобщение детей к истокам русской народной культуры», рекомендованной Министерством образования Российской Федерации.
Главная задача кружка состоит в том, чтобы помочь ребёнку развиваться как уникальному существу, проявляющему свой творческий потенциал, выбирающему при этом оптимальные виды деятельности. В программе определены пути решения задач нравственного воспитания: уважительное отношение педагога к каждому ребёнку, эмоционально – позитивное общение дошкольников.
Познавая, творчески осваивая опыт прошлых поколений, дети не только изучают его, но и реализуют полученные знания в повседневной жизни.
Цель исследования: создание и апробация педагогической технологии приобщения детей подготовительной к школе группы к русской культуре.
Объект: приобщение детей подготовительной к школе группы к русской культуре.
Предмет: педагогическая технология (кружковая работа).
Задачи:
- Изучить методическую литературу, соответствующую заданной теме;
- Разработать тематическое содержание программы кружка;
- Апробировать педагогическую технологию (работу кружка);
- Провести мониторинг достижений детьми планируемых результатов (2 раза сентябрь, апрель);
- Оценить эффективность применения педагогической технологии.
Гипотеза: определить эффективность кружковой работы при приобщении детей к русской культуре.
Ожидаемый результат:
- Дети принимают активное, осмысленное участие в русских народных праздниках, с удовольствием исполняют русские народные песни, играют на народных музыкальных инструментах.
- Дети знают и называют предметы русского народного быта, их функциональное назначение, способы действия с ними.
- Дети знают и используют в активной речи заклички, пословицы, поговорки, считалки, загадки и т.д.
- Дети ориентируются в мире русских народных сказок.
- Играют в русские народные подвижные и хороводные игры, знают и выполняют правила.
- Самостоятельно и творчески отражают в разных видах деятельности знания о русской народной культуре.
Основная часть.
К проблеме возможностей народной культуры как живого источника педагогической мудрости обращались многие ученые и педагоги, изучая всесторонне его потенциал. В. А. Сухомлинский рассматривал народную культуру, как средство нравственного воспитания, формирования мировоззрения и развития фантазии ребенка. По мнению Е.И. Тихеевой, только при приобщении ребенка к народной культуре происходит развитие речи и образного мышления. Н. П. Сакулина, Е.А. Флерина видят в нем источник создания художественного образа в рисовании, активизации процесса детского творчества. Возможности народной культуры, как средства творческого развития ребенка, формирования представлений у детей о народном искусстве раскрыли О.Л. Князева, Т.С. Комарова, М.Д. Маханева, А.П. Усова и др.
Изучение истории отечественной культуры в настоящее время представляет собой одно из актуальных направлений всей образовательной системы, особенно важное для подрастающего поколения. Старая поговорка гласит: «Всё новое – хорошо забытое старое». Действительно, исследователями отмечено, что часто человек и человечество возвращается к, казалось бы, давно оставленным положениям, в истинность которых уже перестали верить.
Разнообразные темы и формы увлекательных занятий, знакомящих детей с миром народной культуры, могут стать основной для глубокого её познания, преодоления стереотипов в восприятии представителей других народов, и профилактики межэтнических конфликтов в молодёжной среде.
Народная культура – предмет, который человек должен постигать на протяжении всей жизни. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Как же пробудить первые чувства гражданственности и патриотизма у детей дошкольного возраста? Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего дошкольного возраста, доступно чувство любви к родному краю (городу, селу), родной природе, к своей малой и большой Родине. А это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.
Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогают ему стать человеком и гражданином страны, общества; воспитать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, селу, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к общественной жизни. Россия – родина для многих. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа. Отсюда следует, что духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства, и обретается он самостоятельно и переживается индивидуально. Так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение, то его необходимо пробудить в ребёнке, а не навязать. «Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи, национальные отличия сохранятся и в XXI веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». (Д.С. Лихачёв)
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Всё это наше наследие применимо в наше время как средство по формированию у дошкольников патриотических чувств и развитию духовности. Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Для дошкольного периода характерны наибольшая обучаемость и податливость педагогическим влияниям, сила и глубина впечатлений. Поэтому всё, что усвоено в этот период, - знания, навыки, привычки, способы поведения, складывающиеся черты характера – оказываются особенно прочными и являются в полном смысле слова фундаментом дальнейшего развития личности. При этом необходимо учитывать, что на каждой возрастной ступени ребёнок приобретает важнейшие человеческие качества. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развиваются целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, непосредственное эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям. Если у дошкольников такого рода качества не будут сформированы надлежащим образом, то восполнять возникший недостаток позднее окажется делом весьма трудным, а подчас и невозможным.
Предлагаемый материал поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордость за свою Родину, любовь к родному краю, уважение традиций. Полученные на тематических утренниках и других досуговых мероприятиях знания позволят подвести ребёнка к пониманию неповторимости культуры своего народа.
Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические чувства, и развивать духовность. Обращение к народным истокам, декоративно-прикладному и фольклорному искусству в воспитании и развитии детей традиционны для практики дошкольного образования. Сохранить, углубляя и расширяя целостное, гармоничное мировосприятие детства возможно, если создать в дошкольном учреждении интегрированное образовательное пространство. Именно в таком пространстве возможно не поверхностное схватывание, а глубокое постижение и понимание ребёнком взаимосвязей, взаимозависимости и гармонии реального мира и себя в нём.
В течение нескольких лет в нашем саду работа проводится по программе О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Оформлена она в виде деятельности кружка «Посиделки у Алёнки». Содержание кружка ориентировано на детей 6-7 лет. Занятия проводятся1- 2 раза в неделю во 2 - ой половине дня по 30 минут.
Реализация данного содержания на практике способствует решению задачи целостного эстетического развития ребенка, расширяет возможности влияния искусства на духовный мир человека, предполагает формирование ребенка - творца, духовного ценностного ядра личности и параллельно делает уклон на приобретение необходимых творческих навыков.
Методические приемы:
- наглядный, словесный, практический;
- беседы с детьми;
- наблюдение за природой;
- слушание русских народных песен, сказок;
- инсценировки песен и малых фольклорных форм;
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ.
Участие в вечерах развлечений, утренниках, праздниках и других общих мероприятий;
Освоение детьми пространства и среды выстроено с учётом региональных, этнокультурных традиций, формирования способности воссоздать в облике те образы жизни, которые свойственны нашему краю, его истории, истории культуры, а также общечеловеческим и духовным ценностям.
Окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребёнка – развивает любознательность, воспитывает чувство прекрасного. Детей должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволяет детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». В группе для этого отведён уголок, в котором есть альбомы: «Хохломская роспись», «Дымковская игрушка», «Загадки», «Филимоновская игрушка» и др. Рассматривая эти альбомы, дети знакомятся с элементами, узорами, орнаментами, сюжетными композициями. В уголке есть игрушки: богородская, дымковские, матрёшки, игры, куклы-скрутки, сделанные детьми на занятии «Крестьянская игрушка». Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте. Дети в любой момент могут подойти взять, посмотреть, потрогать, поиграть.
Следующим шагом стало создание уголка «русской избы». Где размещены предметы, наиболее часто встречающиеся в русских сказках: чугунки, крынки, лапти, прялку, самовар, домотканые половики. Предметы, которые пробуждают интерес у ребенка, вызывают в нем любознательность и познавательный интерес. У детей появилась возможность попасть в особый самобытный мир, путем его действенного познания. Поэтому помимо настоящих вещей в «избу» были помещены предметы, имитирующие реальные, например, печь. Здесь не только можно, но и нужно всё потрогать, рассмотреть поближе, использовать в деле, обыграть. Почти все экспонаты музея подлинные. Прикасаясь к настоящим предметам старины, дети чувствуют свою принадлежность к истории своей семьи. Только предметы, сделанные руками его далёких предков, донесут до сознания ребёнка представления о жизни в далёком прошлом.
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм. В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присуще ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. д. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, например на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся и многое другое. В русском фольклоре, каким-то особенным образом сочетается слово, напевность, музыкальный ритм. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички, звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей.
Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.
Была разработана картотека народных игр, для детей по возрастам; система совместных мероприятий взрослых и детей по приобщению к русским народным играм.
Работа с детьми предполагает обязательное использование народного устного и музыкального фольклора, включая проведение традиционных народных праздников в детском саду. Активно участвуя в праздничных действиях, проживая их эмоционально, коллективно, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа. В праздничных обрядах активно задействованы художественное слово, предмет, ритм, музыка; присутствует уважительное отношение к труду, победы красоты и добра. Здесь в качестве основных средств воспитания используются все компоненты народной культуры: фольклор, песня, сказка, пословицы, поговорки, художественные промыслы. приобщение детей к народной культуре через знакомство с народными традициями, участие детей в народных праздниках. И это не просто знание о культуре, а проживание в культуре, проживание в традиции, посредством вхождения в годичный праздничный круг. Цикличность народного календаря из года в год повторяет эти праздники и события, помогает детям усваивать данный материал, постепенно усложняя и углубляя его. Это помогает детям лучше ориентироваться во временных понятиях, понимать зависимость деятельности людей от природных условий, запоминать названия и понятия. Именно здесь фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом человека и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
К участию в традиционных народных праздниках привлекаются родители. Был составлен план работы с родителями, включающий следующие задачи: 1) заинтересовать и привлечь родителей к активному участию в календарных праздниках и развлечениях;
2) совместное изготовление атрибутов и костюмов к праздникам;
3) привлечь родителей к организации и проведению групповых развлечений в праздниках вместе с детьми.
Результаты диагностика уровня развития детей (сентябрь)
(в % от общего количества, показано количество детей с высоким и средним уровнем развития знаний)
1. Знание малых фольклорных форм 27%
2. Знание о народных промыслах 21%
3. Театрализованная деятельность 24%
4. Знание народного календаря 16%
5. Знание хороводов и народных песен 18%
6. Чувство уважения к традициям, труду 14%
Результаты диагностика уровня развития детей (апрель)
1. Знание малых фольклорных форм 65%
2. Знание о народных промыслах 58%
3. Театрализованная деятельность 61%
4. Знание народного календаря 73%
5. Знание хороводов и народных песен 76%
6. Чувство уважения к традициям, труду 67%
По количественным результатам проведённого мониторинга эффективности кружковой деятельности можно сделать вывод о стойкой положительной динамике в работе кружка. Полученные результаты говорят об эффективности проведённой работы. Таким образом, приобщение детей к народной культуре как средство формирования у них патриотических чувств и развития духовности – процесс сложный и длительный, требующий от педагога большой личной убеждённости и вдохновения. Это весьма кропотливая работа, должна вестись систематически планомерно, в разных видах деятельности и по разным направлениям: воспитания любви к близким, к детскому саду, к родному селу (городу), к своей стране. Чтобы детям было интересно, надо умет преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они непосредственно могут наблюдать, постепенно расширяя круг знаний. Помочь родителям сохранить и развить любознательность детей в процессе совместных мероприятий: родители – дети – детский сад.
Результативность работы.
Эффективности кружковой деятельности доказывает ряд выполненных задач, поставленных в начале исследования:
- у детей расширились знания о многообразии народных праздников и традиций; сформированы первые представления о культуре своего народа;
- обогатился словарный запас народным фольклором – дети знают потешки, заклички, пословицы и поговорки, народные сказки и песни;
- у детей сформированы двигательные навыки, чему способствовали подвижные игры, пляски, хороводы;
- у детей формируются представления о морально-нравственных ценностях: доброте, правде, красоте, трудолюбии, храбрости и отваге;
- у детей развиты коммуникативные навыки: уважительное отношение к взрослым, сверстникам и малышам, развивается чувство коллективизма;
- развита эмоционально-волевая сфера;
- воспитаны патриотические чувства и любовь к Родине, своему народу, к родной природе.
За время работы по этой программе у детей появились знания о музее, о материалах и их признаках, о том, что выбор материала для изготовления предмета обусловлен его назначением, о труде взрослых, о процессе изготовления вещей из разных материалов разными инструментами. Развивается интерес и желание заниматься изобразительной деятельностью, дети знакомятся с произведениями декоративно-прикладного искусства. Дети умеют создавать нарядные орнаменты, ритмично чередуя геометрические фигуры, соблюдая симметрию в использовании цвета и элементов узора.
Дошкольники проявляют интерес к истории, народной культуре, фольклору. В изобразительной деятельности, рассказах отражают интерес к событиям истории, жизни народа. Знают народные сказки, игры, мелодии. Участвует в народных играх и праздниках.
Задачи программы глубоки и серьезны, решать их в ДОУ без участия родителей невозможно. Родители положительно относятся к работе по проблеме «Приобщение детей к истокам народной культуры». Чтобы сделать их своими союзниками, внедряем интересные формы работы: родительские собрания с выступлениями детей, совместные праздники и развлечения. Например, очень запомнилась «Масленица» - праздник с участием родителей, родительские собрания, посвящённые народной тематике.
Информационные источники
Нормативные документы
1.Закон РФ об образовании
2.Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008.
3.Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2013 г. N 864 г. Москва
"О федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах".
Основные источники
1.Ананьев, В.А. Организация безопасности и жизнедеятельности дошкольников [Текст] / Ананьев В.А. - Томск; Томский гос. университет, 2000. - 220 с.
2. Антонов, Ю.Е. Основные положения программы «Здоровый дошкольник» [Текст] / Антонов Ю.Е., Иванова Е.Ю. // Обруч. - 1996 - N 1. - С. 5-6.
3.Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений [Текст]: Сб. нормативно-правовых документов / Под ред. Стеркиной Р.Б. - М., 1997. - 204 с. 29.
4. Воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Проколиенко, JI.H. -К.: Рад. шк., 1990.-368с. 35.
5. Ветлугина, Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание в детском саду. Текст./Н.А. Ветлугина М., 1989. - 370с.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6 томах.[Текст] / Л.С. Выготский // Т. 2 - М. - 1982. - с. 437.
7. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения Текст. /В.В. Давыдов. -М.гИНТОР, 1996.
8. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Текст./В.В. Давыдов -М., 1989.
9. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста. Сб. практ. материалов. — М.: Изд-во «Практика 2000», 2002. 59с.
10. Диагностика в детском саду. М., Просвещение, 2000. 340с.
11. История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Мчедлидзе, И.Б. и др.; Под ред. Колмаковой, М.Н., Логиновой, В:И. 2-е изд, перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988. - 446с.
12. М.Ю. Картушина Русские народные праздникив детском саду.-М.: ТЦ Сфера, 2006- с.278.
13. Козлова, С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром Текст./С.А. Козлова М., 1988.-482с.
14. Лопатина, А., Скребцова, М. «Азбука мудрости» Текст./А. Лопатина; М. Скребцова М.: Сфера, 1999. - 576с. - (Серия «Книга для занятий по духовному воспитанию», Книга V).
15. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей/ Текст./Нечаева, В.Г., Маркова, Т.А., Жуковская, Р.И. и др.; Под ред. Нечаевой, В.Г., Марковой, Т.А. — 3-е изд. М.: Просвещение, 1984. - 272с.
Интернет ресурсы:
1.http://www.mon.gov.ru – cайт Министерства образования и науки РФ
2.http://samregion.edu.ru - cайт Министерства образования и науки Самарской области
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект кружковой работы педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группы.
Изначально, конспект был разработан для детей подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности и детей с ОНР. Основной идеей занятия, была демонстрация совместной работы детей в ОВЗ и де...
Приобщение детей подготовительной к школе группы к национальной культуре и искусству Коми через изобразительную деятельность.
Рабочая учебная прогамма...
Комплексно-тематическое планирование кружковой работы «Пальчики помогают говорить» в подготовительной к школе группе «Ракушка»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук через организацию совместной деятельности для совершенствования речевых навыков, творческой фантазии, эстетического восприятия.Задачи: ·...
Из опыта работы «Приобщение детей подготовительной к школе группы к русской народной культуре в процессе овладения приёмами и техникой вышивания»
Из опыта работы ведения кружковой деятельности «Волшебная иголочка» по приобщению детей подготовительной к школе группы к русской народной культуре, развитию художественно – творческ...
ТВОРЧЕСКИЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Приобщение детей подготовительной к школе группы к искусству России через ознакомление с народными промыслами»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад о...
Приобщение детей подготовительной к школе группы к художественной литературе
дной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению с...
План кружковой работы по познавательному развитию в подготовительной к школе группе "Скоро в школу мы пойдём"
Цель: Создать условия для развития познавательных способностей и речевого развития детей старшего дошкольного возраста...