Развитие тактильно-зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
презентация к уроку по теме
Систематически организованная коррекционная работа, направленная на развитие тактильно-двигательного восприятия, является основой развития у дошкольников с нарушением зрения восприятия, памяти, речи, внимания и мышления, а так же отражает качества объектов, боль, температуру и ощущение давления.
Дети с патологией зрения всегда стремятся тактильно исследовать предметы, но самостоятельно им сложно выделять форму, фактуру, величину и расположение частей обследуемых ими предметов. В этом им может помочь педагог, правильно и грамотно организовавший коррекционную работу по развитию тактильной чувствительности.
Для дошкольников с нарушением зрения большую роль в познании отводится активному осязанию.
Активное осязание – формирование осязательного образа в результате его преднамеренного ощупывания, в котором одну из ведущих ролей играют кинестетические (двигательные) ощущения.
Педагогу надо учитывать, что для развития тактильной чувствительности необходима развивающая предметно- пространственная среда. На занятиях по тактильно-двигательному восприятию можно использовать игры и пособия: тактильное панно, шариковые ванны, волшебный куб, тактильные лабиринты и т. п. Не надо забывать о традиционной пальчиковой гимнастике, которую можно проводить с использованием различных предметов (карандаши, прищепки, пружинки и т. п.)
Многолетняя практика работы в детском саду для детей с нарушением зрения подтверждает, что грамотно подобранный материал для развития тактильно – двигательного восприятия, используемый на занятиях и в повседневной жизни детей, позволяет добиться высоких результатов в овладении детьми с нарушением зрения навыками тактильного обследования и восприятия окружающих предметов.
Материал подготовила
учитель – дефектолог Георгиевская Л. Б.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
taktilno-dvigatelnoe_vospriyatie.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие тактильно-двигательного восприятия у дошкольников с нарушением зрения.
Известно, что в основе любого действия - видения, слышания, говорения, письма, чтения - лежат так называемые базовые схемы-движения. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения, направленные на развитие тактильно – двигательного восприятия являются эффективным средством повышения работоспособности головного мозга.
Тактильно-двигательное восприятие - основа развития у детей с нарушением зрения таких психических процессов, как внимание, память, восприятия, мышление и речь.
Тактильный (от лат. tactilis - осязательный) вид ощущений возникает в результате соприкосновения объектов с наружными покровами тела человека и дает возможность познать форму, величину, упругость, плотность и шероховатость, тепло или холод, характерные для предмета. Таким образом, тактильное восприятие представляет собой отражение целого комплекса качеств объекта, воспринимаемых человеком посредством прикосновения, ощущения давления, температуры, боли.
Ребенок с патологией зрения проявляет стремления к тактильному обследованию предметов, но самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями. Получив задание опознать предмет на ощупь, он обычно подолгу держит его в руке, не производя никаких движений, а потому и не может выделить форму, величину, расположение частей, фактуру. Без специально организованной коррекционной работы тактильная чувствительность у таких детей не развивается.
Органом осязания служит рука. На кончиках пальцев тыльной поверхности кисти находится наибольшее количество специализированных окончаний нервных волокон, расположенных в коже и реагирующих на прикосновения к ней. От синхронности движений пальцев обеих рук, точности и целенаправленности движений, последовательности перцептивных (обследующих) действий зависит полнота и правильность образа воспринимаемого предмета.
Развитию тактильно-двигательных ощущений будут способствовать ручные виды деятельности:
- лепка из пластилина, глины, теста;
- аппликация из разного материала (бумага, ткань, пух, вата, нитки);
- аппликационная лепка (заполнение рельефного рисунка пластилином);
- оригами (конструирование из бумаги);
- вышивка по картону (изонить);
- макраме (плетение из ниток, веревок, шнурков);
- рисование (пальцами, кусочком ваты, поролоном);
- игры с мозаикой и конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
- игры с пазлами ;
- сортировка мелких предметов (пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки) разных по величине, форме, материалу;
- игры с водой разной температуры;
- игры с мелкими камушками, бобовыми, сухим песком (теплым и холодным) и др.
Не следует забывать и о традиционной пальчиковой гимнастике, использовании элементов массажа и самомассажа рук, которые также способствуют повышению тактильной чувствительности.
Выделяются два вида осязания: пассивное и активное.
Пассивное осязание - осуществляется благодаря деятельности кожно-механического анализатора. Однако пока осязательные раздражения действуют на тело (или любую его часть), находящееся в покое, возникающий образ предмета отличается глобальностью, некоторой неопределенностью и неточностью. Становится ясно, что первостепенная роль в познании отводится активному осязанию.
Активное осязание – формирование осязательного образа в результате его преднамеренного ощупывания, в котором одну из ведущих ролей играют кинестетические (двигательные) ощущения.
Для развития тактильной чувствительности необходима предметно-пространственная развивающая среда. Гармоничность сочетания разнообразных форм, размеров, фактуры, цветовой гаммы предметов, естественные качества природных материалов позволяют детям не только освоить новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой. При этом педагогам следует учитывать, что тактильная среда предполагает развитие тактильной чувствительности не только рук, но и других частей тела (ступней ног, спины и др.).
Использование различных дидактических тренажеров, игр, пособий.
Шариковые ванны для рук - большая емкость, наполненная разноцветными пластмассовыми шариками. Шарики для ванны могут быть одинакового или разного размера.
Осязательные ванны - небольшая коробка или емкость, наполненная горохом (бобами, фасолью, чечевицей и пр.). Поиск мелких предметов в такой ванне способствует активизации пальцевого гнозиса.
Тактильное панно (сенсорная панель для рук) - панно, изготовленное из ковролина и ряда съемных деталей, изображающих какой-либо сюжет (домики, деревья, кусты, цветы, ягоды, животные, травка и др.). Детали, отличающиеся по цвету, форме, размеру, фактуре, материалу, крепятся к основной панели с помощью различных застежек: липучек, кнопок, крючков, пуговиц, и т.д. Составляя из них сюжетные композиции на панно, дети испытывают разнообразные тактильные ощущения, одновременно познавая качества различных материалов, упражняясь в моделировании пространственных отношений по инструкции педагога, а в дальнейшем - и по собственному замыслу.
Волшебный куб – многофункциональное пособие (найти и обвести по контуру определённую фигуру, пройти пальчиком лабиринт
Разные по форме, упругости, фактуре поверхности массажные мячи, щетки, махровые рукавички, массажеры, используются для самомассажа и взаимного массажа рук, ног, спины.
Очень полезны для детей с нарушением зрения игры с цифрами или геометрическими фигурами из шершавой (бархатной, наждачной и др.) бумаги и других материалов: «Определи на ощупь», «Найди нужную цифру», «Покажи геометрическую фигуру», «Сосчитай палочки». Ребенок многократно проводит рукой по цифре (фигуре), ощупывает ее и называет. Одновременно запоминается форма и способ написания этой цифры (фигуры), которые связываются с ее названием, а так же определяется количество предметов. По аналогии проводятся игры с буквами.
Такие игры рекомендуется проводить с постепенным усложнением: от обучения ощупывающим действиям под руководством педагога - к самостоятельному выполнению задания ребенком, причем, с закрытыми глазами.
При обследовании можно заметить, что осязательные движения слабовидящих детей, не прошедших специального обучения, хаотичны и не позволяют ребенку получить достаточное представление об исследуемом объекте. Практика работы показывает, что наиболее полные представления возникают при включенности восприятия в практическую деятельность: в этом случае общее представление о предмете в дальнейшем сменяется более
определенным и детальным.
Тактильно-двигательное восприятие осуществляется разными способами - путем ощупывания предмета или обведения его по контуру. При этом возникает и разный образ: в процессе ощупывания - объемный, при обведении - контурный, плоскостной.
Рассмотрим этапы работы по развитию тактильной чувствительности, каждый из которых характеризуется постепенным усложнением как самого процесса обследования, так и словесного отчета о выявленных качествах и свойствах предмета, его основных признаках:
- ощупывание предметов с различной поверхностью с открытыми глазами, в дальнейшем - с закрытыми;
- обучение специальным обследующим движениям (поглаживание, разминание, постукивание, сжимание и др.);
- обозначение отдельными словами свойств и качеств используемых материалов и признаков предмета;
- ощупывание предметов с контрастными поверхностями с открытыми глазами, в дальнейшем - с закрытыми;
- нахождение на ощупь необходимого объемного предмета по описанию свойств и качеств материала, из которого он изготовлен, или по другому признаку (выбор сначала из 2-х предметов, а затем из 3-5-ти предметов);
- нахождение контура предмета из нескольких (3-4) предложенных контуров предметов;
- определение по контуру самого предмета с закрытыми (завязанными) глазами;
- нахождение двух одинаковых контуров предмета из нескольких предложенных контуров предметов с закрытыми (завязанными) глазами.
Один из основных способов развития тактильных ощущений - дидактические игры. В играх приходится создавать особые условия для выделения тактильно-двигательного восприятия: предложить закрыть (завязать) ребенку глаза, поставить ширму, использовать непрозрачный мешочек и др.
Дидактические игры для развития тактильных ощущений
Чудесный мешочек
Цель: нахождение знакомых предметов на ощупь.
Оборудование: непрозрачный мешочек и предметы разной формы, величины, фактуры (игрушки, геометрические фигуры и тела, пластмассовые буквы и цифры и др.).
Узнай фигуру
Цель: нахождение геометрической фигуры на ощупь по зрительно-воспринимаемому образцу.
Оборудование: непрозрачный мешочек; два набора плоскостных и объемных геометрических фигур (кубики, конусы, цилиндры, овалы, квадраты, треугольники и т.д.).
Определи на ощупь
Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь;
сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.
Угадай, из чего сделан предмет
Цель: определение фактуры материала при прикосновении.
Оборудование: набор предметов с различной фактурой материала (вата, мех, ткань, бумага, кожа, дерево, пластмасса, металл).
Можно использовать предметы и материалы различной текстуры: вязкой, липкой, шершавой, бархатистой, гладкой, пушистой, сухой и т.д.
Угадай предмет
Цель: определение предмета по контуру.
Оборудование: лист бумаги, карандаш, объемное контурное изображение предмета (елочка, домик, рыбка, зайчик, птичка и др.).
Найди пару
Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.
Оборудование: пары пластин, оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой.
Разложи по размеру
Цель: определение размера наполнителей на ощупь.
Оборудование: набор небольших непрозрачных мешочков, наполненных фасолью, горохом, рисом, манкой и т.п.
Отгадай цифру (букву)
Цель: определение знаков при помощи тактильных ощущений.
Собери матрешку
Цель: определение величины знакомых игрушек на ощупь.
Оборудование: две матрешки-вкладыши.
Помоги Золушке
Цель: различение мелких предметов на ощупь.
Оборудование: мисочка со смесью зерен (фасоль, семечки и т.п.) и тарелка (для каждого ребенка).
С какого дерева листочек?
Цель: определять с какого дерева листочек и соединять их.
Оборудование: отдельные карточки с изображением листочков и деревьев.
Лабиринт
Цель: активизация тактильных движений указательного пальца.
Оборудование: лабиринт – наклеенная толстая нитка или липучка (по кругу, волнообразно и т.п.)
В то же время есть свойства предметов, которые воспринимаются только тактильно. Это температура, вес, качество поверхности.
Приведу примеры таких упражнений.
Гладкая - шершавая
Цель: определение различных качеств поверхностей на ощупь.
Оборудование: набор пластин с гладкой и шершавой поверхностью.
Холодно - тепло - горячо
Цель: определение температуры воды на ощупь.
Оборудование: три миски с водой (холодной, теплой, горячей).
Найди самый лёгкий и самый тяжелый мешочек
Цель: определение веса мешочков
Оборудование: мешочки с различным по весу наполнителем.
Упражнения по развитию тактильной чувствительности (выполняются с закрытыми глазами):
- называние пальцев рук в произвольном порядке (педагог дотрагивается до пальца, ребенок его показывает и называет);
- ощупывание фактуры материала одной рукой, нахождение предмета из этого материала - той же или другой рукой;
- ощупывание фигуры, предмета или буквы одной рукой, нахождение среди прочих - той же или другой рукой;
- опознание фигур, цифр или букв, написанных на правой и левой руке.
Педагогам следует учитывать, что тактильная среда предполагает развитие тактильной чувствительности у детей с нарушением зрения не только рук, но и других частей тела.
Педагогический коллектив нашего детского сада давно сотрудничает с фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей». Ежегодно каждый ребёнок получает комплект книг, направленных на развитие тактильно-двигательного восприятия.
Работа с тактильными книгами
Красивые, яркие и интересные книги превращают процесс обучения и тренировки зрения детей дошкольного возраста в увлекательную и познавательную игру.
Многолетняя практика работы в детском саду для детей с нарушением зрения подтверждает, что тщательно подобранный материал для развития тактильно – двигательного восприятия, используемый на занятиях и в повседневной жизни детей в комплексе с тесным сотрудничеством с врачом - офтальмологом, позволяет добиться высоких результатов в овладении слабовидящими детьми навыками тактильного обследования и восприятия окружающих предметов.
Материал подготовила
учитель – дефектолог Георгиевская Л.Б.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад компенсирующего вида №45
Выступление на ММО учителей-логопедов
«Развитие тактильно-двигательного восприятия у дошкольников с нарушением зрения» (с презентацией)
Подготовила учитель-дефектолог
Iкв.кат. Георгиевская Л.Б.
Химки 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутое тематическое планирование по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения второго года обучения в 2012 -13 учебном году.
В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л.И. Плаксиной для средней группы детей с нарушением зрения, ...
Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии).
Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии)....
«Рисование песком - как способ развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения»
дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого сниж...
Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр» 3-й год обучения
Данный материал содержит дидактические игры на развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения. Игры даны с постепенным усложнением и направлены на развитие восприятия цвета, формы и ...
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения...
Методические рекомендации «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Авторская идея Дружининой Лилии Александровны
Методические рекомендации разработаны согласно Программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида, разделу развитие зрительного восприятия....
Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения.Л.А.Дружинина.Челябинск.
Методические рекомендации."Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения".Научный редактор Л.А.Дружинина,кандидат педагогических наук,доцент,заведующая кафед...