Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии).
статья по теме
Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения
с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения
с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии).
Большую часть информации об окружающем мире дети дошкольного возраста получают благодаря зрению, и именно зрение играет ведущую роль в развитии познавательных способностей ребенка и формировании его жизненного опыта.
У детей с нарушениями бинокулярного зрения, такими как косоглазие, амблиопия и анизометропия, наблюдается снижение остроты зрения и контрастной чувствительности, неустойчивость фиксации взора, сужение поля зрения, нарушение пространственной ориентации и восприятия пространственного взаиморасположения объектов и т.д. Эти нарушения приводят к серьезным проблемам анализа изображений на уровне зрительных центров мозга, к формированию неточных зрительных представлений об окружающем мире и снижению уровня развития наглядно-образного мышления.
Для лечения зрительных нарушений и успешной адаптации к окружающему миру детям необходимы специальное обучение и лечение на специальных медицинских аппаратах.
В коррекционной работе тифлопедагога с детьми с нарушениями зрения важно уделять внимание формированию целостного и полного восприятия. Современные технические средства обучения помогают визуализировать невидимые объекты и явления, частицы, звук, абстрактные теоретические понятия, т.е. создать определенный дидактический образ-модель.
В нашем детском саду в работе с дошкольниками тифлопедагоги используют самостоятельно созданные мультимедийные презентации («Времена года», «Урожай», «Дикие и домашние животные», «Лес – наше богатство», «Цветы», «Перелётные птицы», «Транспорт», «Космическое путешествие», «Четвертый лишний»), в зависимости от тематики включают в занятия программу «Аура леса», аудиозаписи «Кто как голос подает?», «Транспорт в городе», и другие.
Информационные компьютерные технологии позволяют заменить многие традиционные технические средства обучения, адаптировать наглядный материал соответственно требованиям для дошкольников со зрительной депривацией. Одним из доступных и удобных в применении приложений является программа “Power Point”. Она позволяет педагогу самостоятельно готовить мультимедийные пособия к занятиям с учетом всех дидактических и коррекционных принципов.
Мультимедийные презентации помогают представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде памяти детей.
Цель такого представления развивающей и обучающей информации - формирование у дошкольников системы «мыслеобразов». Подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей.
Основа любой презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят от содержания, целей и задач коррекционной работы.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей имеет следующие достоинства:
- осуществление полисенсорного восприятия материала;
- возможность демонстрации различных объектов с помощью мультимедийного проектора и проекционного экрана в многократно увеличенном виде;
- знакомство детей с объектами, предметами и явлениями, восприятие которых затруднено в естественном опыте ребёнка;
- возможность демонстрации объектов, более доступных для восприятия сохранной сенсорной системы;
- активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка;
- материалы компьютерных презентационных слайд-фильмов удобно использовать для вывода информации в виде распечаток на принтере в качестве индивидуального раздаточного материала для занятий с ребёнком, учитывая характер зрительной нагрузки.
Использование мультимедийных презентаций вызывает у ребенка живой интерес, является прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. К тому же обеспечивается активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране.
Использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует ребёнка, тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Информационные компьютерные технологии включаются в структуру традиционного коррекционного тифлопедагогического занятия как дополнительные инновационные элементы в течение недлительного времени. Работа с компьютером на одном занятии не превышает 5-7 минут, в зависимости от возраста ребенка, в соответствии с рекомендациями врача-офтальмолога. Работа за компьютером заканчивается профилактическими упражнениями для зрения и осанки.
В практике лечебно-восстановительной работы нашего дошкольного учреждения используются лечебные программы, апробированные в Российском государственном медицинском университете (РГМУ), Российской медицинской академии последипломного образования (РМАПО) и в НИИ глазных болезней Российской академии медицинских наук (НИИГБ РАМН).
Программа «Паучок» - для лечения амблиопии, где стимуляция производится структурированными динамическими изображениями, позволяет активизировать визомоторную деятельность, конвергенцию и аккомодацию.
Программа «Relax!» - для профилактики пресбиопии и детской миопии. Позволяет оказывать нормализирующие действия на аккомодацию. Используемые в программе стимулы с определенными пространственными, временными и цветовыми параметрами выводят аккомодацию из фиксированного напряженного состояния.
Программа «Крестики» - применяется как игровой паттерн-стимулятор для лечения амблиопии, в котором используется инвертирующее шахматное поле. Этот стимул позволяет активизировать нейроны и восстанавливать межнейронные связи на всех уровнях зрительной системы.
Помимо активизации зрительных функций, занятия на компьютере имеют большое значение для развития у дошкольников произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий детям необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается при выполнении заданий с использованием компьютера.
Компьютеризация лечебно-восстановительного процесса расширяет возможности для диагностики, лечения и профилактики глазных заболеваний, позволяет объективно контролировать результаты лечебно-восстановительной работы. В детском саду проводится мониторинг лечебно-восстановительной работы с детьми.
При выпуске детей в школу у большинства дошкольников, посещавших ДОУ, сняты диагнозы амблиопия, косоглазие. Кроме этого, повысилась острота зрения, изменился характер зрения в сторону бинокулярности.
Применение информационно - коммуникативных технологий в детском саду позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать и дифференцировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность коррекционно-развивающей работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Применение информационно-компьютерных технологий в работе учителя-логопеда ДОУ"
В консультации рассказывается о том, как применяются информационно-компьютерные технологии логопедами МКДОУ ЦРР детский сад № 5 "Золотая рыбка" г. Пласт....
"Применение современных информационных компьютерных технологий и интернет-технологий во внеурочной деятельности"
Реферат "Применение современных информационных компьютерных технологий и интернет-технологий во внеурочной деятельности"...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «С чего начинается Родина» с использованием информационно-компьютерной технологии и технологии исследовательской деятельности.
Конспект организованной образовательной деятельности со старшими дошкольниками по патриотическому воспитанию с использованием информационно- компьютерных технологий и технологий исследоват...
План- конспект непосредственно-образовательной деятельности с дошкольниками в старшей группе Тема: «Собака – лучший друг человека» с применением информационно-компьютерной технологии иигровых технологий.
Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста с ИКТ и игровыми технологиями...
Конспект организованной образовательной деятельности с применением технологии исследовательской деятельности и информационно-компьютерной технологии с дошкольниками младшей группы Тема: «Угощение для Мишутки».
Исследовательская деятельность с мукой и тестом для младших дошкольников ...
Конспект организованной образовательной деятельности с применением технологии исследовательской деятельности и информационно-компьютерной технологии с дошкольниками
Тема: «Угощение для Мишутки». Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое...
План- программа факультатива «Азы компьютерной грамотности для детей старшего дошкольного возраста » с использованием информационно - компьютерных технологий (ИКТ).
Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию ...