Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
картотека по коррекционной педагогике
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 15.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
Особенности зрительного восприятия детей с нарушением зрения определяют методы и средства его развития.
Многочисленные исследования (Е. В. Островская, Л. И. Плаксина, В. З. Денисова, Т. Н. Никольская, Н. Г. Хопренинова и другие) показали, что дети с нарушением зрения (особенно с глубоким) спонтанно, самостоятельно не могут овладеть навыками зрительно-пространственного восприятия, а нуждаются в систематическом, целенаправленном обучении. Организация сенсорного опыта слабовидящих детей, осуществляется в различных видах деятельностей: игре, труде, на занятиях и в повседневной жизни. Общаясь с предметным миром в процессе этих видов деятельностей, ребенок накапливает сенсорный опыт и учится использовать его.
Приоритетным направлением в работе с детьми с нарушениями зрения является развитие зрительного восприятия. При обучении слабовидящих детей используются общие принципы дидактики, но учитываются особенности психической деятельности и зрительные возможности.
Следовательно, особое значение для детей с нарушениями зрения
Приобретают дидактические игры и игровые упражнения, способствующие развитию зрительного восприятия : активизацию зрительного внимания, развитие внимания в процессе зрительного поиска, развитие объёма зрительного внимания;
На развитие различительной способности: по цвету, по форме, по величине, сравнение предметов по 1, 2, 3 признакам одновременно, сравнительное рассматривание предметных и сюжетных изображений;
На локализацию (развитию быстроты реакции при узнавании и выделении из множества) по заданным признакам;
На развитие зрительно-моторной координации: проведение пальчиком по дорожке и прослеживание взглядом, рисование дорожек (перфокарты), нахождение пути выхода из лабиринта с карандашом, рисование по точкам, рисование по клеточкам, обводка по контуру и др.
Также важно помнить, что для предупреждения зрительного утомления упражнения необходимо чередовать с физминутками, динамическими паузами, адаптированными для детей с нарушением зрения, когда общие движения сопровождаются движениями глаз, прослеживанием, всматриванием и зажмуриванием.
Игры и упражнения на развитие зрительно-моторной координации (соединение двух изображений заданными линиями карандашом или фломастером): «Соедини предметы, подходящие дуг к другу по цвету (форме, величине, назначению) разноцветными карандашами», «Соедини предметы и соответствующие им геометриические фигуры прямой линией», «Соедини пунктирной линией плоды и место, где они растут», «Соедини волнистой линией количество предметов и соответствующую цифру» и т.п.
Игры и игровые упражнения на соотносящиеся практические действия с предметами: конструкторами, вкладышами, шнуровками, пристегушками, нанизыванием: «Покажи, как правильно собрать из деталей конструктора машинку», «Правильно подбери вкладки», «Пришнуруй мышат к сыру», «Нанизывай бусы правильно, чередуя красные и зелёные бусинки», «Пристегни быстро!» и т.п.
Игры с рассматриванием 3-х плановых картин с описанием объектов 1-го, 2-го, 3-го планов, выделяя изобразительные признаки глубины пространства (дальние предметы всегда меньшего размера, не яркие, не четкие, с плохо выделенными деталями).
Игры на определение расстояния с использованием условных мерок: «Что дальше от тебя, берёза или клён? Как проверить?», «Определи, кто ближе к кукле, зайчик или мишка? Расскажи, почему ты так решил?». «Расскажи, что дальше от забора дерево или кустик?Как догадался?» и т.п.
Игры с рассматриванием и раскладыванием картинок: «Лото», «Домино», «Парные картинки» и др. При этом следует помнить, что чем хуже ребёнок видит, чем младше его возраст, тем более крупные, яркие, чёткие, менее сложные по содержанию изображения следует предлагать для восприятия. Игры с составлением разрезных картинок, кубиков, пазлов на разные темы: «Овощи», «Фрукты», Посуда», «Мебель» и др.
Игры с нахождением сходных и отличительных признаков: «Чем похожи? Чем отличаются?», «Найди несоответствия», «Найди ошибки в рисунках», «Чего на самом деле не бывает?» и др.
Игры с рассматриванием предметов и картинок через цветные фильтры, полупрозрачную бумагу: «Расскажи, что видишь», «Кто больше увидит предметов?»
Игры с группировкой предметов вокруг образца (с мозаиками, геометрическими фигурами, мелкими предметами).
Игры на классификацию предметов по заданным признакам (по цвету, форме, величине, назначению, материалу и т.п.): «Разложи правильно», «Выбери только те, которые назову» и др.
Игры с мелкими предметами. Это может быть настольный театр с мелкими персонажами или режиссёрские игры (придуманные самим ребёнком) с игрушками из киндерсюрпризов, с солдатиками, мелкими куколками и др.
Игры с обводкой трафаретов (как по внутреннему, так и по внешнему контуру) с последующей дорисовкой на разные темы.
Игры для развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве:
Игры-наблюдения за движущимися предметами: «Куда едут машины?», «Куда идут люди?», «Куда направилась собачка?», «Куда полетела птичка?» и т.п.
Игры с рассматриванием и узнаванием движущихся предметов: «Расскажи, во что одета идущая девочка», «Скажи, как называется красная, отъезжающая машина?»
Игры с прослеживанием пути по дорожкам (сдвоенным, строенным, разноцветным, одноцветным, пересекающимся, петельным, угольным и др.): «Покажи дорогу Ёжику к норке», «Помоги Цыплёнку добраться к маме», «На каком дереве растут эти плоды?», «Кто где живёт?, «Кто чем питается?», «Кому что нужно для работы?» и т.п.
Игры с подбором и наложением контурных, силуэтных изображений на оригинал: «Найди пару», «Подбери подходящий контур к картинкам», «Выбери из нескольких силуэтов подходящий» и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развёрнутое тематическое планирование по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения второго года обучения в 2012 -13 учебном году.
В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л.И. Плаксиной для средней группы детей с нарушением зрения, ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-309358-1381086610.jpg)
Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии).
Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии)....
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-806947-1479921879.jpg)
Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения
Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/04/picture-628858-1430760277.jpg)
«Рисование песком - как способ развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения»
дети с нарушением зрения получают недостаточно информации об окружающем мире, либо она искажена. Зрительное восприятие у таких детей происходит на суженной сенсорной основе, вследствие этого сниж...
Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр» 3-й год обучения
Данный материал содержит дидактические игры на развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения. Игры даны с постепенным усложнением и направлены на развитие восприятия цвета, формы и ...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/20/picture-130482-1674180818.jpg)
Методические рекомендации «Занятия по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения. Авторская идея Дружининой Лилии Александровны
Методические рекомендации разработаны согласно Программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений 4 вида, разделу развитие зрительного восприятия....