Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр» 3-й год обучения
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Данный материал содержит дидактические игры на развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения. Игры даны с постепенным усложнением и направлены на развитие восприятия цвета, формы и величины предметов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Комитет по образованию администрации городского округа

«Город Калининград»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА

ДЕТСКИЙ САД № 113

Консультация для воспитателей:

«Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр»

(3-й год обучения)

                                                       

                                                        Учитель-дефектолог

         Буздырина Ольга Борисовна

        

Калининград 2020

Развитие зрительного восприятия предусматривает развитие зрительной реакции на предметы окружающего мира, определение их формы, цвета, величины и формирование навыка действия с предметами, воспитание интереса к окружающему миру.

Зрительное восприятие  состоит из трех составляющих:

1. Развитие зрительного восприятия цвета предметов.

2. Развитие зрительного восприятия формы предметов.

3. Развитие зрительного восприятия величины предметов.

Планирование коррекционной работы по развитию зрительного восприятия направлено на решение следующих задач:

– расширение знаний о сенсорных эталонах и закрепление представлений о системе сенсорных эталонов;

– расширение умения пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования (соотнесения, локализации);

– совершенствование умения пользоваться сенсорными эталонами при анализе предметов;

– развитие навыка выполнения сенсорных операций, которые являются частью обследовательских (перцептивных) действий;

– расширение представлений о свойствах и качествах предметов реального мира.

Эффективность коррекционной работы по зрительному восприятию зависит и от умения осуществлять дифференцированный подход к определению содержания и хода занятия в зависимости от уровня развития зрительного восприятия детей данной возрастной группы. Знание уровня развития всех компонентов зрительного восприятия (цвета, формы, величины) дает возможность при определении типа специального занятия и его содержания использовать личностно ориентированный подход.

Тематическое планирование по развитию зрительного восприятия, основной задачей которого является развитие восприятия в ходе целенаправленной практической деятельности, помогает управлять системой перцептивных действий слабовидящего ребенка; способствует формированию ориентировочно-обследовательских, познавательных действий, чувственного восприятия образа объекта, в том числе и на уровне образного мышления, при котором включается процесс восприятия.

Развитие зрительного восприятия цвета

При изучении темы «Овощи и фрукты» проводится дидактическая игра

«Узнай фрукты, овощи по цвету».

Задачи:

– закреплять умения обследовать и анализировать  предметы по их признакам (цвет);

– учить использовать при обследовании предметов лупы;

– зрительно различать и называть предметы с однородным цветом.

Материал: натуральные овощи и фрукты (баклажан, свекла, картофель, морковь, апельсин, слива и т. д.); цветное изображение овощей, фруктов; лупы.

Руководство: педагог предлагает детям рассмотреть овощи и фрукты через лупу, выбрать овощи  (фрукты) одинаковые по цвету, назвать их цвет. Соотнести цвет натуральных овощей и фруктов с цветом их  изображений на картинках.  Сгруппировать овощи и фрукты по цвету.

Дидактическая игра «Построй ряд»

Задачи:

 – учить различать овощи и фрукты осязательно-зрительным путем;

– зрительно различать и называть предметы с однородным цветом;

- закрепить оттенки цветов;

- учить строить цветовой ряд от «светлого  (темного) до темного (светлого)» по степени зрелости.

 Материал: натуральные овощи и фрукты, цветное изображение овощей, фруктов;

Руководство: педагог предлагает детям  рассмотреть овощи и фрукты осязательно-зрительным путем. Узнать и называть оттенки цветов (переспелых, спелых) овощей и фруктов. Расположить натуральные фрукты  (овощи) по цветовому ряду от темного до светлого.

Расположить натуральные фрукты (овощи) по цветовому ряду от светлого до темного (по степени зрелости). Соотнести натуральные овощи (фрукты) по цвету с цветным изображением (картинками, картиной).

Развитие зрительного восприятия формы

При изучении темы «Четырехугольники» проводится дидактическая игра

«Узнай и назови на ощупь».

Задачи:

– формировать понятие о четырехугольниках: квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб; развивать мелкую моторику рук;

– учить анализировать основные части геометрических фигур, определять их сходство и различие.

Материал: рельефное изображение геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция), повязка для глаз.

Руководство: дети предварительно рассматривают рельефное изображение геометрических фигур, выделяют их признаки. Затем педагог кладет фигуры в мешочек и предлагает узнать их на ощупь; посчитать углы, стороны квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции.

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Задачи:

 - формировать обобщающее значение «четырехугольники»;

- развивать зрительное восприятие, мелкую моторику рук;

- развивать мышление и речь.

Материал: силуэтное изображение геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция.)

Руководство: педагог предлагает детям рассмотреть силуэты геометрических фигур. Отобрать все четырехугольники, все квадраты, все прямоугольники, все ромбы, все трапеции. Назвать фигуры одним словом (четырехугольники.)

Развитие зрительного восприятия величины

При изучении темы «Измеряем домашних животных» проводятся дидактические игры, которые формируют у детей представление о параметрах величины.

Дидактическая игра «Кто выше?»

Задачи:

 – совершенствовать представление детей о величине предметов (ширина, длина, высота);

– развивать умение сравнивать предметы по этим величинам;

– закрепить понимание правила «каждый предмет в ряду меньше (больше) предыдущего и больше (меньше) последующего»

– учить составлять сериационные ряды из 8–10 предметов по высоте в убывающей и возрастающей последовательности.

Материал:

Руководство: педагог предлагает детям рассмотреть и называть  домашних животных. Сравнить игрушечных домашних животных по величине (путем приложения одного к другому). Затем измерить игрушечных животных с помощью условной мерки (пальцами, ладонью). Построить сериационный ряд  по высоте в возрастающей (убывающей) последовательности.

Дидактическая игра «Сравни силуэты»

Задачи:

– закрепить представление детей о величине предметов (ширина, длина, высота);

– развивать умение сравнивать предметы с помощью наложения, приложения одного силуэта к другому;

– закрепить умение составлять сериационные ряды из силуэтных изображений  предметов по высоте в убывающей и возрастающей последовательности.

Материал:

Руководство: педагог предлагает детям рассмотреть силуэтные изображения домашних животных. Узнать и назвать части туловища домашних животных, их величину (высоту, ширину, длину ног, туловища, хвоста, рогов и т. д.).

Измерить части туловища изображенных животных с помощью условной мерки. Затем сравнить силуэтные изображения по величине путем наложения, приложения одного силуэта к другому. Построить сериационный ряд силуэтных изображений.

Вывод: при системном использовании коррекционной работы по зрительному восприятию идет успешное формирование сенсомоторной культуры, необходимого чувственного опыта, приемов и способов умственной деятельности детей с нарушением зрения.

Все это способствует адекватному познанию окружающего реального мира и во многом влияет на положительное решение реабилитационных задач.

Литература:  Л.И. Плаксина «Программа Специальных (коррекционных) образовательных учреждений 1V  вида (для слабовидящих детей)» Москва «Город», 1999г.

Е.А. Чевычелова «Развернутое тематическое планирование» по программе под редакцией Л.И. Плаксиной Старшая группа. Издательство «Учитель», 2011г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутое тематическое планирование по развитию зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения второго года обучения в 2012 -13 учебном году.

В предлагаемом развернутом тематическом планировании, разработанном по программе "Коррекционная работа в детском саду" под редакцией Л.И. Плаксиной для средней группы детей с нарушением зрения, ...

Консультация для воспитателей "Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения "

Основные задачи развития зрительных функций у детей с нарушением зрения...

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения через совместную со взрослым и самостоятельную творческую деятельность

Представлены рекомендации по развитию творческих способностей у детей раннего возраста. В приложении даны рекомендации как развивать индивидуальность ребенка, как узнать о сколонностях (талантах) ребе...

Консультация для воспитателей: «Развитие зрительного восприятия дошкольников с нарушением зрения через систему дидактических игр и упражнений» (2-й год обучения)

   Содержание коррекционной работы по развитию зрительного восприятия  2-го года обучения определяется наличием определенных трудностей, возникающих у детей с нарушен...

Развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения через формирование сенсорных эталонов

В сообщении из опыты работы раскрываются приемы развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения через формирование сенсорных эталонов....

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения...